Мониторинг решения текстовых задач
материал по алгебре (8 класс)

Ларионова Мария Валерьевна

Так работаю с текстовыми задачами и веду мониторинг. Разбираю по пунктам решение, делаю выводы и вижу над чем нужно работать с конкретным учеником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_resheniya_tekstovyh_zadach.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг решения текстовых задач

Одним из важнейших направлений улучшения качества обучения математике является совершенствование его практической составляющей. К средствам реализации этого направления можно отнести использование текстовых задач и метода уравнений. Действительно, решение текстовых задач с помощью уравнений иллюстрирует применение математики к исследованию явлений реальной действительности, обеспечивает реализацию общих принципов прикладной направленности курса математики. Поэтому необходимо уделять внимание решению текстовых алгебраических задач.

Схема работы над задачей:

1 этап – анализ и запись условия задачи. Выполнение чертежа, если он необходим.

Содержание данного этапа включает:

Установление объекта наблюдения (исследования);

Выделение процессов, подлежащих рассмотрению;

Выявление величин, входящих в каждый процесс;

Выяснение функциональной зависимости между величинами и составление формул этой зависимости;

Схематическая запись условия задачи с обозначение неизвестных величин;

 2 этап – нахождение плана решения.

Выявление основания для составления уравнения или системы уравнений;

Составление уравнения или системы уравнений;

 3 этап – осуществление плана решения задачи.

Решение уравнения или системы;

Исследование корней уравнения (системы) с целью установления решений задачи. Проверка расчетов и обоснований;

Запись ответа;

 4 этап – анализ решения задачи. Комментирование решения задачи. Возвращение к решению задачи (ретроспективный подход) с целью уточнения идей и методов решения задачи, упрощение расчетов. Поиск более рациональных приёмов решения задачи.

 Пример.  На середине пути между станциями А и В поезд был задержан на 10 минут. Чтобы прибыть в В по расписанию, машинисту пришлось первоначальную скорость поезда увеличить на 12 км/ч. Найти первоначальную скорость поезда, если известно, что расстояние между А и В равно 120 км.

 1 – Пусть Х км/ч - первоначальная скорость поезда (умение выделять величины и обозначать их буквами).

 2 – Найдем зависимость между зафиксированной величиной и другими, участвующими в задаче (умение формулировать зависимости между величинами и выражать посредством букв).

 ч – время прохождения поездом пути от А до середины;

 (х + 12) км/ч – скорость поезда от середины пути до В;

 ч – время прохождения второго участка пути;

 3 – По условию задачи поезд прошел вторую часть пути на ч меньше, чем предполагалось по расписанию. Время прохождения поезда по расписанию от середины до конца пути - 60 км/ч, поезд из-за стоянки ч должен был увеличить первоначальную скорость на 12 км/ч , чтобы прибыть по расписанию, т.е. время, затраченное им на втором участке пути, равно ( + ) ч (умение выражать одну и ту же зависимость разными способами, умение составлять уравниваемые выражения).

 4 – Составляем уравнение. Решив уравнение, получаем: х1 = 60, х2 = - 72. Условию задачи, отвечает х = 60. Таким образом первоначальная скорость поезда – 60 км/ч. (умение интерпретировать результат решения задачи на языке данной задачи).

 5 – Заметим, что словесная формулировка условия задачи довольно громоздка. В таких случаях осуществления анализа может помочь рисунок.

 На рисунок вынесены величины, содержащиеся в условии задачи (умение использовать графические модели условия задачи, осуществлять переход от одной модели к другой).

Памятка для лучшего усвоения решения задач с помощью уравнений.

 1) Тщательно изучи условие задачи, если надо, сделай чертёж.

 2) Выясни, о каких величинах идет речь в задаче.

 3) Сделай прикидку результата.

 4) Выбери любую из этих величин для правой части уравнения.

 5) Установи, каким действием и над какими величинами её можно получить.

 6) Выясни, какие из них известны, какие нет. Введи обозначение переменной.

 7) Запиши уравнение.

 8) Реши данное уравнение.

 9) Сделай анализ полученных корней уравнения.

 10) Сравни с прикидкой.

 11) Запиши ответ.

Отслеживание результатов решения текстовых задач начинаю с 8 класса. Анализ решения задачи делаю после проведения самостоятельных работ, контрольных работ (если такие есть), решения вариантов ГИА и ОГЭ. Если ученик показывает знания по всем 11 пунктам памятки, то зарабатывает максимум 11 баллов.

PS. Трое ребят из четырех на экзамене справились с задачей и получили заслуженные 2 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"

Сборник  предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...