Конспект урока по теме "О типичных ошибках при решении логарифмических уравнений и неравенств"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Даннная разработка может быть интересна для учителей, которые хотят обратить внимание учащихся на типичные ошибки при решении логарифмических уравненияхи неравенств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_3.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему «О типичных ошибках при решении логарифмических уравнений и неравенств».
Автор: Семёнов Илья Владимирович,
учитель ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».
Цель урока: показать стандартные ошибки при решении логарифмических уравнений и неравенств с целью их предотвращения.
Задачи урок:
- образовательная: научить учащихся решать сложные логарифмические уравнения и неравенства рациональным способом, при этом правильно применять свойства логарифма;
- развивающая: развитие умения составлять алгоритмические предписания и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, развить навык рационального способа решения задач, развивать творческое мышление;
- воспитательная: воспитать культуру оформления сложных логарифмических уравнений и неравенств, культуру графической иллюстрации, самостоятельность, внимательность, умение работать в коллективе, умение вести диспут.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод преподавания: словесный, объяснительно-иллюстративный.
Требования к учащимся:
- учащиеся должны знать: определение логарифма, его свойства; формулу перехода к новому основанию; особенности решения логарифмических неравенств по разному основанию; метод рационализации;
- учащиеся должны уметь: решать дробно-рациональные неравенства, использовать метод интервалов.
Оборудование: мел, доска.
Формы работы: фронтальная, индивидуальна, групповая.
Структура урока:
- Организационная часть урока.
Проверка учащихся и класса к уроку: наличие учебников и тетрадей, тишина в классе, чистота доски и влажность губки. Приветствие учащихся.
- Основная часть. Первичное закрепление.
Данный урок проводится после проведения входного контрольной работы. На основе проанализированных результатов (ошибок учащихся), а так же научных статей мы постарались выявить основные ошибки при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Опишем основные из них:
А) Игнорирование модуля при вынесении четной степени из подлогарифмического выражения;
Б) Вынесение степени из подлогарифмического выражения, когда логарифм в какой-либо степени (;
В) Переменное основание (учащиеся решают логарифмические уравнения и неравенства по алгоритму, шаблонно, при этом имея скудный багаж решенных задач. По этой причине допускаются ошибки при решении логарифмического неравенства по основанию );
Г) Забывают сделать отбор корней через О.Д.З.;
Д) Хоть и не относится к логарифмическим уравнениям и неравенствам, но является частым следствием их решения решение дробно-рациональных неравенств, т.е. полное игнорирование знаменателя дроби при их решении;
Е) Нет четкой картины при использование метода интервалов;
Ж) Нет знаний элементарных функций, а в следствии и не могут верно накладывать ограничения при решении логарифмических уравнений и неравенств;
З) Неверное разложение логарифмических выражений:
-
-
И) Решая логарифмические неравенства методом замены не могут верно вернуться к введенной замене;
Й) Не видят разницы между системой и совокупностью, а в следствии не могут верно использовать равносильный переход и переход к введенной замене.
Постараемся учесть все замечания, изложенные выше и акцентировать на них внимание при решении данных проблем.
Учащимся предлагается решить логарифмические неравенства:
Начнем с первого неравенства:
О.Д.З.:
Разложив первое неравенство системы на линейные множители получаем: . Данные неравенство равносильны друг другу. Решением данной системы является промежуток
Переходим к решению логарифмического неравенства6
Разложив подлогарифмическое выражение на линейные множители получаем: .
С данного шага надо дать возможность учащимся самим выбрать путь решения:
1 способ.
С данного шага стоит уточнить порядок действий
А) можно использовать определение логарифма и перейти к выражению . В итоге мы получили сложное выражение, с которым сложно справиться.
Б) можно вынести четную степени из подлогарифмического выражения и получится выражение: . Главное в данном шаге это то, что при вынесении четной степени из подлогарифмичесокго выражения влечет то, что появляется модуль. На этом надо сделать акцент при объяснении материала.
Продолжаем решение: .
Используя определение логарифма получаем: .
По определению модуля получаем двойное неравенство:
Осталось найти пересечение множеств решения логарифмического неравенства с О.Д.З.: Решением данной системы является промежуток:
Ответ:
2 способ. Через разложение логарифма.
Приведем лишь рекомендации к решению. Используя формулы:
-
-
получаем следующее выражение:
.
Далее, решение логарифмического неравенства аналогично первому способу.
3 способ. Метод рационализации.
Объяснение по усмотрению учителя и в зависимости от профиля обучения. Так же в зависимости от доступного времени.
Переходим к решению второго неравенства.
Учащимся предлагается решать данное неравенство самостоятельно, а учитель указывает только ответ. Ответ: . На решение выделяется около 5-7 минут.
Вероятнее всего учащиеся не придут к верному ответу. Учащиеся зададутся, верен ли ответ, данный учителем. И вывод заключается в следующем – учащиеся, что то не учли. Может быть, кто-то дойдет до проблемы, если нет, то учитель объяснит сам.
Решение.
О.Д.З.: Решение системы:
Решим неравенство:
Проблема заключается в следующем – не учитывается то, что логарифм находится в квадрате (и не забываем что выносим четную степень), т.е.
Так как неравенство определено на множестве положительных чисел (по О.Д.З.), то модуль можно раскрывать с положительным значением.
Данное логарифмическое неравенство не сложно решить методом замены. Введем замену: .
Стоит спросить учащихся, а стоит ли накладывать ограничения на
Часто учащиеся не могут верно ответить на данный вопрос, потому что не имеют четкого представления о элементарных функция.
Как стоит поступить в данном случае? Стоит спросить учащихся, чем является ? А это то, в какую степень возводят основание логарифма и получают подлогарифмическое выражение, а степень определена на множестве действительных чисел.
Продолжаем решать:
Разложив данное квадратное выражение на линейные множители получаем:
Главная проблема заключается в следующем: учащиеся находят корни квадратного выражения и бездумно возвращаются к подстановке не дорешав неравенство с введенной заменой. Стоит акцентировать внимание, что надо дорешать наше неравенство относительно .
Следующая проблема - учащиеся не могут перейти к введенной замене.
Стоит сделать следующее – спросить учащихся как представить промежуток через двойное неравенство. Ответ:
Далее задать вопрос – как данное двойное неравенство представить через систему или совокупность: И только с данного шага можно вернуться к подстановке:
Стоит спросить учащихся, какие условия есть для решения логарифмического неравенства по определению. Речь идет о том, что если , то знак неравенства сохраняется без изменений, если же то необходимо поменять знак на противоположный.
Продолжаем решение:
Решением данной системы является промежуток: .
Осталось объединить решение логарифмического неравенства с О.Д.З.:. Решением данной системы является промежуток: .
Ответ: .
Так же данное неравенство можно решить методом рационализации.
- Информация о домашнем задании.
На усмотрение учителя.
- Подведение итогов урока.
На данном уроке мы постарались уделить внимание основным ошибкам при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Учитель спрашивает, полезна ли была данная информация для учащихся, весь ли материл был доступен и понятен. Есть ли у учащихся вопросы?
Учитель прощается. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
Урок обобщающего повторения в 11 классе....
Конспект урока по алгебре в 11 классе «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе.Тема урока: « Решение логарифмических уравнений и неравенств»...
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе. Тема: «Решение логарифмических уравнений и неравенств».
Конспект урока по алгебре и Началам анализа в 11 классе с использованием ИКТ технологий....
Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств", 11 класс
Конспект урока "Решение логарифмических уравнений и неравенств", 11 класс, подготовка к контрольной работе. Завершающий урок по изучению темы " Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенст...
конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств".
Урок обобщения и систематизации знаний в 11 класе по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"...
конспект урока по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств, 11 класс
Цели урока:Образовательные: повторение теоретического материала, закрепление умения применять свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств, обобщение...
Конспект урока:" Решение логарифмических уравнений и неравенств"10-11 класс
Обобщение и закрепление понятия логарифма, свойств логарифмов, понятия логарифмической функции, ее свойств, ее графика..На уроке создаются условия для активной работы учащихся с различной математическ...