Открытый урок по теме: "Решение линейных неравенств" 9кл
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Ооржак Алена Монгун-ооловна

Конспект, технологическая карта, презентация, самоанализ и рецензия открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Тарлагская СОШ

Пий-Хемского кожууна Республики Тыва

План-конспект

урока по математике с применением ИКТ

Тема: «Решение линейных неравенств»

Номинация: «Лучшая методическая разработка в основной школе»

9 класс

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Здоровьесберегающие технологии

Ооржак Алена Монгун-ооловна

2019

Тема: Решение  линейных неравенств.

Тип урока: Урок закрепления знаний

Цель урока: овладение математическими знаниями и умениями при решении линейных неравенств

Задачи:  Образовательные

-вспомнить, что такое линейное неравенство;

-повторить, что значит решить неравенство;

-закрепить алгоритм решения линейных неравенств

                 Воспитательные

-развитие познавательного интереса;

-развитие умения самостоятельно добывать знания и делать выводы;

-развитие математической речи учащихся;

-формирование элементов алгоритмической культуры;

-развивать умение решать линейные неравенства.

                 Развивающие

-воспитывать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, интерес к предмету 

Планируемы результаты:

Личностные: Умение общаться в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Развивать активность и находчивость при решении задач.

Метапредметные: Увидеть роль и место математики в других дисциплинах и окружающей жизни; уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения  неравенств в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Предметные: уметь решать линейные неравенства; графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка; производить отбор решений по заданному условию (целые решения, наибольшее/наименьшее целое  решение).

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: применение умений и навыков; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.

Учебник: Мерзляк А.Г, Полонский В.Б, Якир М.С. Алгебра. 9 класс. Москва Издательский центр «Вентана - Граф», 2017

Структура урока.

  1. Организационный этап.  Цель: Проверить готовность к уроку. Инструктаж по работе с листом самооценки.
  2. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Организовывать познавательную деятельность учащихся. Сформулировать тему и цели урока.
  3. Проверка домашнего задания. Цель: Проверка выполнения домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний.
  4. Актуализация знаний. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий
  5. Первичное закрепление ранее изученного материала. Цель: Организовать осмысленное применение полученных знаний
  6. Физкультминутка. Цель: Снятие зрительного напряжения.
  7. Повторение. Цель: Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, организовать в работу в парах. Самооценка деятельности.
  8. Домашнее задание. Цель: Формирование личной ответственности за результаты деятельности.
  9. Итоги урока. Рефлексия.  Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Ход урока:

1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Прозвенел уже звонок, начинается урок. Мы сегодня не одни - гости на урок пришли. Мы должны им показать, что умеем хорошо работать, то есть - решать задачи.

-Какое у каждого сегодня настроение, поднимите соответственно число пальцев.

2. Мотивация к учебной деятельности.  Эпиграф к уроку  (Слайд 1).        

        Мы в прошлом уроке  начали рассматривать с вами очень важную и сложную тему «Решение линейных неравенств» (Слайд 2).

        Правило 1. Любой член неравенства можно перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком, не изменив при этом знак неравенства (Слайд 3).

        Правило 2. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, не изменив при этом знак неравенства (Слайд 4).

        Правило 3. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный (Слайд 5).

        Чтобы каждый из вас получил сегодня оценку, вам необходимо будет поработать с листом самооценки знаний. Что это такое - вы знаете, прошу вовремя его заполнять.

Психологическая установка учащимся:

1. Сегодня на уроке вы научитесь  решать простые неравенства с одной переменной

2.На  уроке разрешается: ошибаться, сомневаться,  консультироваться, рассуждать и доказывать (Слайд 6).

3.Дать самому себе установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения».

3. Проверка домашнего задания.

         Карточки  (Слайд 7);

         Карточки (Слайд 8).

4. Актуализация знаний

Цель:  Актуализация опорных знаний и способов действий

- Итак, открыли тетради, записали число. Классная работа.

- Нашу работу я хочу начать словами Н.К. Крупской: «Математика- это цепь понятий; выпадет одно звенышко - и непонятно будет дальнейшее» (Слайд 9). 

Проверим, насколько крепка цепь наших знаний.

Сначала зарядка для ума  - устный счет (Слайд 10).

1)Укажите все целые числа, принадлежащие промежутку: [-4; 4];

2)Укажите какое – либо число, принадлежащее промежутку  (3,5; 3,6 );  

 3)Принадлежит ли промежутку [8; 41] число 40,9

4)Существует ли в промежутке [8;41]; наибольшее число; наименьшее число?

5. Первичное закрепление ранее изученного материала.

Цель: организовать осмысленное применение полученных знаний.

Работа по карточкам

Решить неравенства. Показать решение на числовом луче и записать в виде промежутка.

1) 3х+2 ≤ 6х-7   (Слайд 11)              2) 16х > 13x+45   (Слайд 12)

6. Физминутка для глаз: (Слайд 13,14) 

7. Повторение. Тест.

Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, организовать работу в парах.

Верно-1, неверно-0

Является ли число 12 решением неравенства  2х ˃ 10?

 Верно ли утверждение: если  х˃2 и у ˃14, то х+у<16?

Является ли неравенство  5х-10 ˃ 4х+4 строгим?

Решением неравенства  5х-1 < 4 является промежуток (1,+∞)?

При любом ли значении а верно неравенство  IaI+4˃0?

Верно ли, что при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства не меняется?

Код ответа: 101010       (Слайд 15)

Самостоятельная работа (Верно-1, неверно - 0)

  1. Является ли число -5 решением неравенства 2х ≥ 10
  2. Является ли число 6 решением неравенства 2х ≥ 10
  3. Является неравенство  2х+8 ≥ 3 строгим
  4. Соответствует ли неравенство  -2 ≤ х ≤ 5 промежутку (-2,5)
  5. Соответствует ли промежуток (5, +∞) неравенству  х ≤ 5
  6. Соответствует ли промежуток (1,7) изображению

     7. Соответствует ли изображение промежутку Х ≤ 10

     

8. Число 8 является наибольшим целым числом неравенства х ≥ 8

Один вопрос считается 1балл. Всего 8балл.

«5» - 7-8 балл, «4» - 5-6 балл, «3» - 4 балл, «2» - меньше 3балла.

Код ответа: 01000010       (Слайд 16)

8.  Домашнее задание: §5.  №118; 121; 123 (Слайд 17)

9. Рефлексия. Цель: провести самооценку деятельности, выявить затруднения, наметить путь на устранения. (Слайд 18, 19)

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Спасибо за урок (Слайд 20)

Инструктаж: На уроке вы дадите сами себе оценку качества своей работы.

Результаты занесем в оценочный лист №1 «Отмечаем свои успехи»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ__________________ (Оценки качества своей работы на уроке)

Баллы

Знание определений

Устные ответы

Письменное решение

Анализ письменного решения

Тест

Подсказки

Понимание материала

ИТОГО

4

Знаю все

5 и более

5 и более

Ошибок нет

8 и более

Вые выполнил без подсказок к посторонней помощи

Мне понятно решение всех предложенных задач, поэтому я могу легко их решать

3

Знаю почти все

3-4 ответа

3-4 неравенства

Нашел все ошибки и недочеты

6-7

Все выполнял почти без подсказок

Мне понятен материал, но в решении задач ошибаюсь

2

Знаю примерно половину

1-2 ответа

1-2 неравенства

Нашел некоторые ошибки и недочеты

3-5

Были 2-3 подсказки

Материал отчасти непонятен, ошибаюсь в решении

1

Знаю меньше половины

Не отвечал

Не решил

Менее 2

Выполнял задания только с подсказками

Материал мне не понятен, решения «угадываю»

Мои баллы

Дополнительные баллы (присуждаются учителем)

Приложение 1

Решить неравенства. Показать решение на числовом луче и записать в виде промежутка

 3х+2 ≤ 6х-7

16х > 13x+45

Приложение 2

Самостоятельная работа  (Верно-1, неверно-0)

  1. Является ли число -5 решением неравенства 2х ≥ 10
  2. Является ли число 6 решением неравенства 2х ≥ 10
  3. Является неравенство  2х+8 ≥ 3 строгим
  4. Соответствует ли неравенство  -2 ≤ х ≤ 5 промежутку (-2,5)
  5. Соответствует ли промежуток (5, +∞) неравенству  х ≤ 5
  6. Соответствует ли промежуток (1,7) изображению

     7. Соответствует ли изображение промежутку Х ≤ 10

   

 8. Число 8 является наибольшим целым числом неравенства х ≥ 8



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Авторы

Ооржак Алена Монгун-ооловна учитель математики и физики МБОУ Тарлагская СОШ

Предмет  

Математика

Класс

9  класс

Тема урока

Решение линейных неравенств

Тип урока

Урок закрепления знаний

Планируемые результаты

Личностные: Умение общаться в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Развивать активность и находчивость при решении задач,

Метапредметные: Увидеть роль и место математики в других дисциплинах и окружающей жизни;

  уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения  неравенств в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Предметные: уметь решать линейные неравенства; графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка; производить отбор решений по заданному условию (целые решения, наибольшее/наименьшее целое  решение).

Техники и технологии

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик;
  • относительно дидактических задач: применение умений и навыков;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Здоровьесберегающие технологии.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;
  • применяют умения и навыки решении линейных неравенств;
  • работают с учебником;
  • отвечают на вопросы;
  • самостоятельно  выполняют задание;
  • оценивают себя, оценивают своих товарищей;
  • рефлектируют.

Ресурсы

Учебник: Мерзляк А.Г, Полонский В.Б, Якир М.С. Алгебра. 9 класс. Москва Издательский центр «Вентана - Граф», 2017

Компьютер, проектор, экран, учебники по алгебре, карточки, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Формы организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

учебник

Дидактические материалы

1.Организационный этап

Цель: Проверить готовность к уроку. Инструктаж по работе с листом самооценки.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. Сформулировать тему и цели урока.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Мы сегодня не одни - гости на урок пришли. Мы должны им показать, что умеем хорошо работать, то есть - решать неравенства.

Слайд №1 Эпиграф к уроку.

 - Что записано на слайде?

- В чем смысл эпиграфа.

Слайд №2 Тема урока: «Решение линейных неравенств»

На слайде №3,4,5 появляются правило 1,2,3

Правило 1

Правило 2

Правило 3

На слайде №6  на уроке разрешается

Ф.Участвуют в беседе с учителем, читают слова на слайде.

И. Ученик выходит к доске рассказывает правило решении линейных неравенств

3.Проверка домашнего задания

Цель: Проверка выполнения домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний

Слайд №7

карточка

Слайд №8

карточка

Ф.Взаимопроверка. Выделение и осознание того, что уже пройдено.

4. Актуализация знаний

Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий

 Слайд №9

-Что записано на слайде?

Проверим, насколько крепка цепь наших знаний.

Слайд № 10  На слайде - Устный счет.

Задание на слайде.

Ф. Самоопределение

5.Первичное закрепление ранее изученного материала

Цель: организовать осмысленное применение полученных знаний

Слайд №11, 12

Работа по карточкам.

1) 3х+2 ≤ 6х-7                

2) 16х > 13x+45

- Выполним действия.

- Проверяем задания

- По какому правилу?

-Прокомментируйте правило, по которому выполняли действия

И.Ф. Решают у доски

 После решения комментарий.

Обучающиеся оценивают работу своих товарищей.

И. Повторяют алгоритм решения линейных неравенств

Работа по карточкам

6.Физкультминутка

Цель: Снятие зрительного напряжения.

Слайд №13 и 14

Зрительное движение для глаз

- Смотрим слайд

Ф. Снять утомление

7.Повторение

Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, организовать в работу в парах. Самооценка деятельности.

Слайд №15  Примерное задание

Слайд №16 Самостоятельная работа с взаимопроверкой и оцениванием.

И. Самопроверка. Взаимопроверка. 

Самостоятельная работа

8. Домашнее задание

Слайд №17 Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности. Дать д/з.

Ф. Формирование границ собственных знаний и незнаний;

§5.  №118; 121; 123

9. Итоги урока. Рефлексия

Цель: Осуществить самооценку достижений.

Слайд №18

Давайте подведём итог урока

Кто может с уверенностью сказать, что научился

- Кто не уверен в себе, не огорчайтесь.

Читает текст на слайде.

Слайд №19 Продолжить предложение....

Урок для меня показался ....

За урок я....

На уроке я работал...

Слайд №20 Спасибо за урок!

И. Обучающиеся оценивают собственную работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дьёрдь Пойа

Слайд 2

Решение линейных неравенств 9 класс. х х -3 1

Слайд 3

Решаем неравенства. Решить неравенство – найти значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Правила: 1. < ≥ ≤ > Любой член неравенства можно перенести из одной части в другую с противоположным знаком, знак неравенства не изменится

Слайд 4

Решаем неравенства. Решить неравенство – найти значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Правила: 2 . < ≥ ≤ > : а При делении (умножении) на положительное число знак неравенства не меняется

Слайд 5

Решаем неравенства. Решить неравенство – найти значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Правила: 3. : а При делении (умножении) на отрицательное число знак неравенства меняется .

Слайд 6

Разрешается: - ошибаться - сомневаться - консультироваться - рассуждать - доказывать На уроке:

Слайд 7

Проверка Д.З. -5 х Карточка №1 х >-3 x ≤ -3 x<2 x ≤ -5 а б в г - 3 х -3 х 2 х

Слайд 8

Карточка №2 а б в г 5x<15 x<3 4y≤-16 y≤ -4 3z>6 z>2 -4t≥-12 t≤3

Слайд 9

Н.К. Крупская

Слайд 10

Укажите все целые числа, принадлежащие промежутку Укажите какое-либо число из промежутка Принадлежит ли промежутку число 40,9? Существует ли в промежутке [8;41]; наибольшее число; наименьшее число? Зарядка для ума- устный счёт

Слайд 11

Решаем неравенства. 1. 3 х Ответ:

Слайд 12

Решаем неравенства. 2. 15 х Ответ:

Слайд 13

Физминутка

Слайд 15

Повторение 1. Тестовые задания: Пример

Слайд 16

Самостоятельная работа Является ли число -5 решением неравенства 2х ≥ 10 Является ли число 6 решением неравенства 2х ≥ 10 Является неравенство 2х+8 ≥ 3 строгим Соответствует ли неравенство -2 ≤ х ≤ 5 промежутку (-2,5) Соответствует ли промежуток (5, +∞) неравенству х ≤ 5 Соответствует ли промежуток (1,7) изображению 7. Соответствует ли изображение промежутку Х ≤ 10 8. Число 8 является наибольшим целым числом неравенства х ≥ 8 Один вопрос считается 1балл. Всего 8балл. «5» - 7-8 балл, «4» - 5-6 балл, «3» - 4 балл, «2» - меньше 3балла. х 1 7 х 10 Ответ: 01000010

Слайд 17

§ 5. № 118 № 121 № 123 Домашнее задание

Слайд 18

Что значит «Решить линейное неравенство» 1 правило решения неравенств? 2 правило решения неравенств? 3 правило решения неравенств? Подведём итоги:

Слайд 19

Урок Я на уроке Итог интересно работал понял материал скучно отдыхал узнал больше безразлично помогал другим не понял Рефлексия

Слайд 20

Спасибо за урок! Успехов!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока


Тема урока: Решение линейных уравнений.

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: овладение математическими знаниями и умениями при решении линейных неравенств

Образовательные: -вспомнить, что такое линейное неравенство;

-повторить, что значит решить неравенство;

-повторить понятие равносильного неравенства;

-закрепить алгоритм решения линейных неравенств.

Развивающие: -развитие познавательного интереса;

-развитие умения самостоятельно добывать знания и делать выводы;

-развитие математической речи учащихся;

-формирование элементов алгоритмической культуры;

-развивать умение решать линейные неравенства.

Воспитательные:-воспитывать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, интерес к предмету.

        В процессе обучения формирую следующие УУД.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом процессе; способность к самооценке своих действий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: сознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию в материалах учебника, понимать информацию; использовать знаково-символические средства для решения линейных неравенств.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; слушать и отвечать на вопросы, формировать свои собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация. Алгебра: 9класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф, 2017.-304 с.:ил.

        

Структура урока.

  1. Организационный этап.  Цель: Проверить готовность к уроку. Инструктаж по работе с листом самооценки.
  2. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Организовывать познавательную деятельность учащихся. Сформулировать тему и цели урока.
  3. Проверка домашнего задания. Цель: Проверка выполнения домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний.
  4. Актуализация знаний. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий
  5. Первичное закрепление ранее изученного материала. Цель: Организовать осмысленное применение полученных знаний
  6. Физкультминутка. Цель: Снятие зрительного напряжения.
  7. Повторение. Цель: Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, организовать в работу в парах. Самооценка деятельности.
  8. Домашнее задание. Цель: Формирование личной ответственности за результаты деятельности.
  9. Итоги урока. Рефлексия.  Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Структура урока продумана, обладает четкостью и логической взаимосвязью изучаемого материала. Задания устной работы связаны с ранее изученным материалом и готовят учащихся к постановке проблем и умения делать выводы из приведенных фактов.

На уроке использовались:

Методы:

        по источникам знаний: словесный, наглядный;

        по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

        относительно дидактических задач: применение умений и навыков;

        относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Здоровьесберегающие технологии.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

        самостоятельно определяют тему, цель урока;

        работают с учебником;

        отвечают на вопросы;

        самостоятельно  выполняют действия равенствами

        оценивают себя, оценивают своих товарищей;

        рефлектируют.

        Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникационные технологии.

        Урок проходил в 9 классе, предмет - математика, в классе 10 человек. В целом, учебные возможности класса средние. Данный урок - повторение, отводится 2 часа.

        Цель урока: овладение математическими знаниями и умениями при решении линейных неравенств.

        Цели урока были достигнуты. Ребята активно работали на уроке, быстро отвечали на поставленные вопросы. В итоге самостоятельную работу написали хорошо. На уроке применялись различные формы учебной деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная работа, устная работа. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, ученикам надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Оценка учащихся осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки.

        Эффективно использовалась интерактивная презентация, что позволило сделать урок более ярким и эмоциональным, а также вызвать интерес и способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

        Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Я считаю, что все поставленные задачи реализовала, цели достигнуты.

Учитель математики Ооржак А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Решение задач по термодинамике"

Урок в 10 классе с использованием интерактивной доски и компьютеров....

Урок ао теме "Решение систем линейных уравнений" 7 класс

Урок по закреплению умений и навыков по решению систем линейных уравнений с двумя переменными. Содержит групповую работу, карту продуктивности, творческие задания....

Презентация к уроку по теме: Решение систем линейных уравнений с двумя переменными. 7 класс.

Тема урока: «Решение систем линейных уравнений с двумя переменными»Цель – Формирование    умений   и навыков решения линейных уравнений  с двумя переменными разными...

План урока по теме "Решение систем линейных уравнений" 9 класс

Обобщающий урок по теме "Решение систем линейных уравнений. Методы решения"....

Урок по теме : «Решение систем линейных неравенств»

Повторить решение линейных неравенств; ознакомить с алгоритмом решения систем линейных неравенств; сформировать умение решать системы линейных неравенств любой сложности....

Разработка урока по теме "Решение систем линейных уравнений"

Данная  разработка поможет  учителям  математики  в  интересной  форме  провести урок....

Открытый урок на тему:"Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»....