открытый урок по теме "Решение задач по термодинамике"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Урок в 10 классе с использованием интерактивной доски и компьютеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
termodinamika_2012g.ppt | 1.75 МБ |
otkrytyy_urok_po_termodinamike_10ko_microsoft_word.doc | 89.5 КБ |
prilozheniya_microsoft_word.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок – решение задач по физике
10 класс
«Основы термодинамики».
Цели урока.
Образовательные: получить учащихся, усвоивших основы термодинамики; овладевших способами преобразования формул; умеющих применять законы термодинамики при решении задач.
Развивающие: развивать умения применять математические знания для преобразования формул, навыки логического мышления, умение работать с компьютером в интернете, делать выводы.
Воспитательные: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира, формировать интерес к познанию законов природы и их применению, создавать позитивное отношение к предмету.
Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, 5 компьютеров для учащихся.
План урока.
- Организационный момент – вступительное слово учителя и запись домашнего задания. 1 мин.
- Мотивационно – ориентировочный момент. 5-8 мин.
Выполнение задания по преобразованию формул – постановка темы и цели урока.
- Работа учащихся на интерактивной доске – фронтальное решение задач. 10 мин.
- Индивидуальная работа учащихся – решение задач на карточках. 19 мин.
- Работа, учащихся собирающихся сдавать ЕГЭ по физике, за компьютерами – онлайн тестирование. 19 мин.
- Рефлексия и заключительное слово учителя 2 мин.
Ход урока.
- Учитель: Здравствуйте ребята. Пожалуйста, садитесь.
Над какой темой мы с вами работаем на протяжении уже нескольких уроков. Ученик: «Основы термодинамики». (слайд №1)
Учитель: На сегодняшнем уроке продолжаем решать задачи. Запишите тему урока и домашнее задание. (слайд №2)
2. Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями – а для этого нужно выполнить первое задание – вспомнить и преобразовать формулы. Двое учащихся (кинестетиков) работают у доски – составляют формулы и преобразовывают их. (приложение №1) Для остальных: «У каждого из вас на парте лежат листы (приложение №2), на которых вы будете работать. У вас 5 минут, чтобы выполнить задание».
Итак, обменяйтесь листами, проводим взаимопроверку – двое учащихся (визуалов) к интерактивной доске, записать результаты и найти ошибки в формулах на слайде (слайд №3). Эти карточки помогут вам сегодня.
3. Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке потренируем мозги и вытащим из тайников памяти кое-что ценное – будем решать задачи по теме: «Основы термодинамики» Фронтальное решение задач на интерактивной доске с последующей проверкой:
Задача 1. Какова внутренняя энергия гелия, заполняющего аэростат объёмом 50 м3 при давлении 60 кПа? (слайд №4)
Дано: “СИ” Решение.
V = 50 м3
р = 80 кПа 8∙104 Па
U - ?
Задача 2. Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 4 так, как показано на рисунке. Вычислите работу, совершаемую газом. (слайд №5)
Задача 3. При изотермическом расширении идеальным газом
совершена работа 15 кДж. Какое количество теплоты сообщено газу? Решаем устно (слайд №6)
первый закон термодинамики
При изотермическом процессе (Т = const)
внутренняя энергия газа не меняется, то есть
4. Итак, мы рассмотрели решение задач по теме «Основы термодинамики». А теперь индивидуальная работа на карточках. (Приложение № 3). (слайд № 7)
5. Пятеро учащихся, собирающихся сдавать ЕГЭ по физике, садятся за компьютеры и работают над онлайн тестами (приложение № 4).
6. Учитель: «на этом наш урок заканчивается.
Ответьте на вопросы и сдайте карточки» (слайд № 8)
Я оцениваю свою работу на уроке …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
Что бы вы посоветовали учителю?
Понравился ли тебе урок, оцени «смайликом»
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Составить из карточек с буквами формулу для внутренней энергии идеального одноатомного газа, используя мел для математических знаков.
Выразить из получившейся формулы массу газа.
Составить из карточек с буквами формулу для изменения внутренней энергии идеального одноатомного газа, используя мел для математических знаков.
Выразить из получившейся формулы изменение температуры.
Приложение № 2
Знание и умение преобразовывать формулы:
Вариант 1 Вариант 2
Формула | Выразить из формулы | Формула | Выразить из формулы |
Внутренней энергии идеального одноатомного газа | Абсолютную температуру | Изменения внутренней энергии идеального двух атомного газа | Массу газа |
Работы газа | Давление | Количества теплоты при парообразовании и конденсации | Удельную теплоту парообразования |
Количества теплоты при нагревании и охлаждении | Массу | Уравнения Клапейрона-Менделеева | Абсолютную температуру |
Ф. И._________________ Ф. И._________________
Знание и умение преобразовывать формул: Знание и умение преобразовывать формул:
Вариант 1 Вариант 2
Формула | Выразить из формулы | Формула | Выразить из формулы |
Внутренней энергии идеального одноатомного газа | Абсолютную температуру | Изменения внутренней энергии идеального двух атомного газа | Массу газа |
Работы газа | Давление | Количества теплоты при парообразовании и конденсации | Удельную теплоту парообразования |
Количества теплоты при нагревании и охлаждении | Массу | Уравнения Клапейрона-Менделеева | Абсолютную температуру |
Ф. И._________________ Ф. И._________________
Знание и умение преобразовывать формул: Знание и умение преобразовывать формул:
Вариант 1 Вариант 2
Формула | Выразить из формулы | Формула | Выразить из формулы |
Внутренней энергии идеального одноатомного газа | Абсолютную температуру | Изменения внутренней энергии идеального двух атомного газа | Массу газа |
Работы газа | Давление | Количества теплоты при парообразовании и конденсации | Удельную теплоту парообразования |
Количества теплоты при нагревании и охлаждении | Массу | Уравнения Клапейрона-Менделеева | Абсолютную температуру |
Приложение № 3
Ф И. __________________________________________________ класс________
ВАРИАНТ №1
1. Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при изотермическом сжатии?
А. Увеличивается. Б. Уменьшается. В. Не изменяется. Г. Ответ неоднозначен.
2. Какое выражение соответствует I закону термодинамики для изохорного процесса?
А. ΔU=Q. Б. ΔU=A. В. ΔU=0. Г. Q= -A.
3. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж, а внешние силы совершили над ним работу 500 Дж?
А. 200Дж, Б. 300Дж, В. 500Дж, Г. 800Дж.
4. Состояние идеального газа изменилось в соответствии с графиками на Р-V диаграмме. В каком случае изменение внутренней энергии больше? (см. рисунок)
А. в первом. Б. во втором. В. в обоих случаях одинаково. Г. ответ не однозначен.
Р, Па Р, Па
2 2 2 _______ 2
1 1_______ 1 1
____________________ ______________________
0 1 2 V,м3 0 1 2 V,м3
первый случай второй случай
5. В цилиндре компрессора адиабатно сжимают 2 моля кислорода. При этом совершается работа 8,31 кДж. Найдите, на сколько повысится температура газа.
Ф И. __________________________________________________ класс________
ВАРИАНТ №2
- Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при изотермическом расширении?
А. Увеличивается. Б. Уменьшается. В. Не изменяется. Г. Ответ неоднозначен.
2. Какое выражение соответствует I закону термодинамики в адиабатном процессе?
А. ΔU=Q. Б. ΔU= -A. В. ΔU=0. Г. Q= -A.
3. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 500 Дж, а внешние силы совершили над ним работу 300 Дж?
А. 200Дж, Б. 300Дж, В. 500Дж, Г. 800Дж.
4. Состояние идеального газа изменилось в соответствии с графиками на Р-V диаграмме. В каком случае работа, совершаемая газом, больше? (см. рисунок)
А. в первом. Б. во втором. В. в обоих случаях одинаково. Г. ответ не однозначен.
Р, Па Р, Па
2 2 2 _______ 2
1 1_______ 1 1
____________________ ______________________
0 1 2 V,м3 0 1 2 V,м3
первый случай второй случай
5. При адиабатном сжатии азота совершается работа 0,831 кДж, при этом температура газа повышается на 20К. Найдите количество вещества данного газа.
Приложение № 4
Ф. И. ______________________________________
Создать на рабочем столе свою папку.
Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo4
Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.
Ф. И. ______________________________________
Создать на рабочем столе свою папку.
Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo4
Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.
Ф. И. ______________________________________
Создать на рабочем столе свою папку.
Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo3
Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.
Ф. И. ______________________________________
Создать на рабочем столе свою папку.
Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo3
Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.
Решив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс
Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс...
Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»
Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»...
Презентация открытого урока "Решение экспериментальных задач"
Решение экспериментальных задач по физике в 11 классе...
Открытый урок на тему "Задачи на уравнивание"
Дифференцированный подход в обучении...
открытый урок по физике "Первое начало термодинамики"
Изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Первое начало термодинамики»Модуль предназначен для формирования представления об основных понятиях термодинамики, первом и втором за...
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...