Учебно- Методические материалы Алгебра 9 класс
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 17.12.2018 г.
Ф.И.О. Подлипалова Ирина Терентьевна
Предмет: алгебра
Класс: 9
УМК: Алгебра.9 класс: учеб. для образовательных организаций /Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин.-М.: Просвещение, 2014-304 с.
Тип урока: дополнение и закрепление знаний, отработка умений и навыков.
Тема: Геометрическая прогрессия Формула n-го члена геометрической прогрессии
| |
Задачи |
|
УУД | Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания по данной теме, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности: решать учебные задачи при нахождении области определения различных функций Регулятивные УУД: организация обучающимися своей учебной деятельности ,умение ставить цели и достигать их; принимать решения, осуществлять самоконтроль своей деятельности, прогнозировать события Коммуникативные УУД: Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими ,умение сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать Познавательные УУД: умения различать, выделять тип задания и способы решения умение классифицировать, анализировать, сравнивать, строить аналогии, |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся знают формулировку Геометрическая прогрессия и формула n-го члена геометрической прогрессии Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, осваивают новые виды деятельности: решать учебные задачи, контролируют процесс и результат учебной математической деятельности. Метапредметные: Восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста заданий, умение составлять знаково-символическую модель, приведение и разбор примеров, у учащихся формируются такие качества личности, необходимые в современном обществе, как интуиция, логическое мышление, пространственное представление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме числовые функции. Умеют передавать, информацию сжато, полно, выборочно, работают по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов умеют работать с учебником, отбирать и структурировать материал. Регулятивные: у учащихся сформирована и развита способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют оценивать результаты своей деятельности в соответствии критериев оценивания своей работы и определять степень своей успешности при выполнений своей работы в течение урока. |
Основные понятия | Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии |
Межпредметные связи | Геометрия, математический анализ, физика |
Оборудование | Компьютер,интерактивная доска,,карточки для самостоятельной работы, образцы-решения, презентация |
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | Технология деятельностного метода, технология управления самообучением |
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Для осознанной работы учащихся на этом этапе урока можно провести проверку домашнего задания по образцу.
Другой вариант проведения этого этапа урока - выполнение тестовых заданий (см. ниже) с последующей проверкой и обсуждением результатов их выполнения, во время которых повторяется содержание основных понятий предыдущего урока, а также схемы применения изученных на этом уроке понятий для решения типовых задач.
Тестовые задания
1. Какая из приведенных последовательностей является геометрической прогрессией?
а) 2; 6; 18; 54;
б) 80; 40; 20; 5;
в) 4; 8; 32; 64;
г) 2; -10; 50; 250.
2. Найдите знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b5 = , b6 = .
а) ; б) ; в) ; г) .
3. Девятый член геометрической прогрессии равен 12, а знаменатель равен 3. Найдите десятый член геометрической прогрессии.
а) 15; б) 36; в) 39; г) 108.
III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Так же, как при изучении вопроса о формулу п-го члена арифметической прогрессии, работу на этом этапе урока организуем как коллективный поиск решения задачи: как наиболее рациональным способом найти значение n-го члена геометрической прогрессии, зная ее первый член и знаменатель.
Осознав нерациональность решения задачи известным ученикам способом (через применение рекуррентной формулы), они приходят к вопросу: не существует способа нахождения любого члена геометрической прогрессии без необходимости находить предыдущие несколько ее членов? Поиск ответа на этот вопрос - основная цель урока.
IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Устные упражнения
1. Является ли геометрической прогрессией последовательность (хn):
1) 3; 3; 3; 3; 3;
2) 0; 0; 0; 0; 0;
3) 3; 6; 12; 24; 48.
2. Назовите первый, третий и пятый члены последовательности, заданной формулой хn = 64 ∙ 21-n. Является геометрической прогрессией? Чему равна ее знаменатель?
3. Известно, что числа а1; а2; а3; а4; а5 образуют геометрическую прогрессию со знаменателем b. Будет ли геометрической прогрессией последовательность:
1) 2a1; 2а2; 2а3; 2а4; 2а5;
2) а1; а3; а5?
Чему равен знаменатель каждой из этих прогрессий?
V. Дополнение знаний
План изучения нового материала
1. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
2. Примеры применение выведенной формулы.
Опорный конспект № 34
Формула n-го члена геометрической прогрессии |
Если (bn) - геометрическая прогрессия, то bn=bl - qn-1, где b1 - первый член геометрической прогрессии; q - знаменатель геометрической прогрессии. |
Пример 1. Найдем шестой член геометрической прогрессии (b1): ; 1; 5; ... . Решение b1 = ; q = = 5; b6 = b1 ∙ q5 = ∙ 55 = 54 = 625. Ответ: 625. |
Пример 2. Найдем первый член геометрической прогрессии (bn), если b7 = 32; q = -2. Решение b7 = b1 ∙ q6 b1 = = = . Ответ: . |
Пример 3. Найдем знаменатель геометрической прогрессии (bn), в которой b7 = -12, b9 = -108. Решение b9 = b1 ∙ q8; b7 = b1∙ q6 = q2; q2 = = 9, тогда q = 3 или q = -3. Ответ: 3 или-3. |
Методический комментарий
Единственный новый момент, который прилагается к изученных на предыдущем уроке определение и свойства геометрической прогрессии - это формула n-го члена геометрической прогрессии, которая выводится через определение, и сама в дальнейшем будет основой для вывода формулы суммы первых п членов геометрической прогрессии (следует отметить, что способ рассуждений, которые проводятся для получения названной в теме урока формулы, является традиционным, так же, как и основные типы задач на ее применение,- см. ниже). Примерное содержание учебного материала помещено в опорном конспект № 34.
VI. Отработка умений
Письменные упражнения
Содержание письменных упражнений урока может быть таким:
1) задачи на прямое применение формулы n-го члена геометрической прогрессии, у которой задан первый член и знаменатель которая задана перечнем первых нескольких своих членов;
2) найти n-й член, если известны несколько первых членов геометрической прогрессии;
3) найти номер некоторого члена геометрической прогрессии или проверить, является ли данное число членом данной геометрической прогрессии;
4) прикладные задачи на применение определения геометрической прогрессии и формулу ее n-го члена.
Методический комментарий
Содержание упражнений и цель их решения такие же, как и на предыдущем уроке: закрепление определения и формулы, изученных на этих уроках, а также выработки оперативных умений применения формул при решении задач в различных ситуациях (если позволяют успехи учащихся, повышается уровень сложности задач за счет задач на применение свойств геометрической прогрессии). Среди задач урока достаточно важное место должны занимать сдачи на составление систем уравнений высших степеней (если позволяет уровень математической подготовки учащихся), а также задачи на применение характеристической свойства геометрической прогрессии.
VII. Итоги урока
Контрольные вопросы
1. Как найти знаменатель геометрической прогрессии, если известны ее первый и второй члены?
2. Как найти третий член геометрической прогрессии, если известны ее первый и второй члены?
3. Как найти шестой член геометрической прогрессии, если известны ее первый член и знаменатель?
VIII. Домашнее задание
1. Изучить содержание материала в опорных конспектах № 33, 34.
2. Выполнить самостоятельную работу (см. ниже) с вариантом, указанным учителем.
Самостоятельная работа
Вариант 1
Решите задачу.
1. Найдите первые четыре члена геометрической прогрессии (bn), если b1 = -2, q = -3.
2. Найдите знаменатель и 5-й член геометрической прогрессии ; , , ... .
3. Между числами 16 и 81 вставьте три таких числа, чтобы вместе с данными числами они образовывали геометрическую прогрессию.
4. Найдите первый член и знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b10 = 9b8, b3 + b6 = 168, (q > 0).
Вариант 2
Решите задачу.
1. Найдите первые четыре члена геометрической прогрессии (bn), если b1 = 25, q = -0,2.
2. Найдите знаменатель и 5-й член геометрической прогрессии -72; 12; -2; ... .
3. Между числами 64 и 27 вставьте два таких числа, чтобы вместе с данными числами они образовывали геометрическую прогрессию.
4. Найдите первый член и знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b10 = 25b8, b2 + b4 = -520 (q > 0).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 1 «Россия в 1800-1815 годах».
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 2 «Россия в 1814-1825 гг.»
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс. Тест № 1 «Петровская эпоха».
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 7 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 3 «Россия в период правления Николая I».
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
Учебно- Методические материалы Алгебра 9 класс Ю.М. Колягин , М.В. Ткачева
Технологическая карта "Область определения функции", Алгебра, 9 класс...
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...