Квадратные уравнения. Способы решения.
проект по алгебре (8 класс)
Учебный материал представляет разнообразные способы решения квадратных уравнений (в том числе и нестандартные).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Квадратные уравнения
Способы решения
Выполнили: Александрова Анастасия
Черных Дарина
учащиеся 8а класса
Руководитель проекта: Алябьева Елена Анатольевна
учитель математики
Содержание
- Введение........................................................................................................2
- Классические способы решения квадратных уравнений………………..3
- Решение квадратных уравнений по формулам.................................... .4
- Графический способ решения квадратного уравнения……………….5
Разложение левой части уравнения на множители………………...…..6
- Выделение квадрата двучлена……………………………..………….…6
2.5Теорема Виета………………………………………………………..……7
- Нестандартные способы решения квадратных уравнений………………...8
- Геометрический способ решения квадратных уравнений …….…….....8
- Использование свойств коэффициентов квадратного уравнения……….8
- Выводы………………………………………………...…………...……….…10
- Заключение………………………………………………………………….…12
- Библиографический список..............................................................................13
- Введение
В прошлом году темой нашего исследования была «Геометрическая алгебра древних греков». В процессе работы мы изучили способ решения квадратных уравнений с использованием метода геометрической алгебры Древней Греции. Задача решения квадратных уравнений заинтересовала нас, и мы решили поподробнее разобраться в этом вопросе уже в этом году. Так и возникла идея нашего проекта.
Актуальность темы «Квадратные уравнения» заключается в том, что она является одной из самых важных в математике. Уравнения – это язык алгебры, квадратные уравнения – это фундамент, на котором построено величественное здание алгебры. Они находят широкое применение в разных разделах математики и применяются в других науках. Поэтому каждый ученик должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения.
В школьном курсе изучаются формулы корней квадратного уравнения, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие приемы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Это позволило нам выдвинуть гипотезу: существуют методы решения квадратных уравнений без использования формул, изучаемых в школьном курсе алгебры.
Изученные способы решения квадратных уравнений будут применяться и при дальнейшем изучении математики, при решении уравнений, сводящихся к решению квадратных.
Цель проекта: изучить разнообразные способы решения квадратных уравнений (в том числе и нестандартные) и создать сборник «Квадратные уравнения».
Задачи:
- Обобщить и систематизировать имеющийся материал о квадратных уравнениях и способах их решения.
- Изучить дополнительные литературу и источники информации.
- Установить связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения и найти нестандартные приемы решения некоторых квадратных уравнений.
- Систематизировать найденные способы решения квадратных уравнений.
- Разработать дидактический материал.
- Классические способы решения квадратных уравнений
В школе изучаются классические способы решения квадратных уравнений с использованием формул корней квадратных уравнений, теоремы Виета. Также имеются и другие способы решения квадратных уравнений – графический, разложение квадратного трёхчлена на множители, выделение квадрата двучлена, которые также позволяют решать квадратные уравнения.
Определение 1.
Квадратным уравнением называют уравнение вида ах2+ bх + с = 0, где коэффициенты, а, в, с- действительные числа, а ≠ 0.
Определение 2.
Полное квадратное уравнение — это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых т.е. коэффициенты в и с отличны от нуля.
Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или/и с равен нулю.
Определение 3.
Корнем квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0 называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трехчлен ах2 + вх + с обращается в нуль.
Определение 4.
Решить квадратное уравнение — значит найти все его корни или установить, что корней нет.
Ниже мы рассмотрим классические способы решения квадратных уравнений.
- . Решение квадратных уравнений по формулам
Умножим обе части уравнения ах2 +bх + с = 0, а ≠ 0 на 4а, тогда
4а2х2 + 4аbх + 4ас = 0,
((2ах)2 + 2ах • b + b2) - b2 + 4ac = 0,
(2ax + b) 2 = b2 - 4ac,
2ax + b = ± √ b2 - 4ac,
2ax = - b ± √ b2 - 4ac,
(1)
1. Таким образом, в случае положительного дискриминанта, т.е. при b2 - 4ac>0, уравнение ах2 +bх + с = 0 имеет два различных корня.
2. Если дискриминант равен нулю, т.е. b2 - 4ac = 0, то уравнение имеет один корень.
3. Если дискриминант отрицателен, т.е. b2 - 4ac<0, уравнение ах2 +bх + с = 0 не имеет корней.
Формула (1) корней квадратного уравнения ах2 +bх + с = 0 позволяет найти корни любого квадратного уравнения (если они есть), в том числе приведенного и неполного.
Решение квадратного уравнения с помощью формул корней - самый распространенный способ.
- Графический метод решения квадратного уравнения
Используя знания о квадратичной и линейной функциях и их графиках, можно решить квадратное уравнение так называемым функционально-графическим методом. Причем некоторые квадратные уравнения можно решить различными способами, рассмотрим эти способы на примере квадратного уравнения:=0
1способ.
Построим график функции , воспользовавшись алгоритмом.
1)Имеем:
Значит, вершиной параболы служит точка (1;-4)
2) для построения параболы возьмем несколько точек, симметричных относительно оси параболы х=1, например, точки (-1;0) , (1;-4), (3;0),(0;-3), (2;-3) и проводим параболу.
Корнями уравнения являются абсциссы точек пересечения параболы с осью х:
2 способ
Преобразуем уравнение к виду .
Построим в одной системе координат графики функций и .
Они пересекаются в двух точках A(-1;1) и B(3;9). Корнями уравнения служат абсциссы точек A и B, значит,
3 способ
Преобразуем уравнение к виду.
Построим в одной системе координат графики функций и . Они пересекаются в двух точках A(-1;-2) и
В (3;6). Корнями уравнения являются абсциссы точек А и В, поэтому.
4 способ
Преобразуем уравнение к виду , затем выделим квадрат двучлена . Построим в одной системе координат параболу и прямую . Они пересекаются в точках А(-1;4) и В(3;4).
Корнями уравнения служат абсциссы точек А и В, поэтому .
Графический способ решения квадратного уравнения — самый наглядный, но не всегда удобен в использовании, ведь зачастую корни уравнения – числа нецелые.
Разложение левой части уравнения на множители
Для решения квадратного уравнения этим способом необходимо разложить левую часть уравнения на множители, затем каждый из множителей приравнять к нулю, а затем записать в ответ решение каждого из них.
Например, решим уравнение х2 - 6х + 8 =0.
Разложим левую часть на множители:
х2 - 6х + 8 = х2- 4x- 2x+ 8= x(x- 4)- 2(x- 4)= (x-2)(x-4).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(x-2)(x-4)= 0.
Произведение равно нулю, если, по крайней мере, один из его множителей равен нулю.
x-2=0 или x-4=0;
х = 2 или х = 4.
Это означает, что числа 2 и 4 являются корнями уравнения х2 - 6х + 8 =0.
Этот способ довольно простой и понятный. Минус заключается в том, что не всегда квадратный трёхчлен, стоящий в левой части квадратного уравнения можно разложить на множители.
- Выделение квадрата двучлена
Сначала мы должны выделить квадрат двучлена из квадратного трёхчлена в левой части уравнения. Для этого прибавим и вычтем одно и тоже число, если это необходимо для образования квадрата двучлена.
Например: х2 - 6х + 8 =0;
х2 – 2·3x + 9 – 9 + 8= 0;
(x- 3)2 – 9 + 8 = 0;
(x- 3)2 – 1 = 0;
(x- 3)2 = 1;
x- 3 = 1 или x- 3 = -1;
x1 = 2;
x2 = 4.
Также как и предыдущий этот способ довольно простой, главное не ошибиться при выделении полного квадрата. А самое главное, что этот способ позволяет найти любые действительные корни уравнения.
- Теорема Виета
Приведенным квадратным уравнением называется квадратное уравнение, старший коэффициент которого равен единице: .
Теорема Виета для приведённого квадратного уравнения: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
По коэффициентам p и q можно определить знаки корней.
а) Если сводный член q приведенного уравнения положителен (q> 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня. Знак корней при этом зависит от знака второго коэффициента:
-если р <0, то оба корня положительные;
-если р> 0, то оба корня отрицательные.
б) Если свободный член q приведенного уравнения отрицателен (q< 0), то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет положителен, если p< 0 , или отрицателен, если p> 0 .
Чтобы квадратное уравнение привести к приведенному виду, нужно все его члены разделить на a, тогда
То есть по теореме Виета сумма корней квадратного уравнения равна -b/а, а их произведение с/а.
Этот способ удобен в применении, если квадратное уравнение является приведенным, а корни – целые числа, однако поиск корней происходит с помощью подбора, что не всегда удобно. Также при помощи теоремы Виета можно решать задачи по нахождению коэффициентов уравнения, не решая его.
- Нестандартные способы решения квадратных уравнений
3.1. Геометрический способ решения квадратных уравнений (геометрическая алгебра)
Чтобы решить уравнение х2 = а древние математики поступали так:
х2 – квадрат со стороной, равной х. Решить уравнение х2 = а – значит найти такой отрезок х, что площадь квадрата, построенного на этом отрезке, была бы равной а. При таком подходе к решению уравнение могло иметь только один положительный корень, а уравнение х2 = 0 вообще не имело корней. В записи квадратных уравнений древние греки никогда в правой части уравнения не писали число 0, т. к. они считали, что 0 – ничто, а сумма величин не может быть равна «ничему». Поэтому, например, квадратное уравнение х2 + 8х – 48 = 0 древние греки записывали в виде: х2 + 8х = 48 .
Решим квадратное уравнение x2+8x-48=0 данным способом.
Решение:
x2+8x=48
S= (x+4)2 , S1= x2 , S2=4x, S3 =16
S1+ 2S2= 48 (данное уравнение)
S1+ 2S2= S-S3 (по свойству площадей)
x2+8x=(x+4)2-16=48;
(x+4)2 – 16=48
(x+4)2 = 48+16;
(x+4)2 = 64;
x+4=8;
x=4.
Современное решение такого уравнения дало бы нам ещё один корень х= -12.
- Использование свойств коэффициентов квадратного уравнения
1. Если в квадратном уравнении сумма всех коэффициентов равна 0, то один корень равен 1, а второй с/а.
Пример:
2x2 -8x +6=0; (2-8+6=0)
x1=1;
x2=3.
2. Если в квадратном уравнении второй коэффициент b равен сумме двух других коэффициентов ( b=a+c), то один корень равен -1, а второй - с/а.
Пример:
6x2 +8x +2=0; ( 8=2+6)
x1= -1;
x2= -1/3.
3. Если в квадратном уравнении второй коэффициент равен сумме квадрата первого коэффициента и 1, а свободный член равен первому коэффициенту, то первый корень равен -a, а второй -1/а.
Пример:
6x2 +37x +6=0; ( 37= 62+1; а=с=6)
x1= -6;
x2= -1/6.
4. Если в квадратном уравнении второй коэффициент равен числу, противоположному сумме квадрата первого коэффициента и 1, а свободный член равен первому коэффициенту, то первый корень равен a, а второй 1/а.
Пример:
6x2 -37x +6=0; ( -37= -(62+1); а=с=6)
x1= 6;
x2= 1/6.
5. Если в квадратном уравнении второй коэффициент равен числу, противоположному разности квадрата первого коэффициента и 1, а свободный член равен числу, противоположному первому коэффициенту, то первый корень равен a, а второй -1/а.
Пример:
6x2 -35x -6=0; ( -35= -(62-1); а=-с=6)
x1= 6;
x2= -1/6.
- Выводы
Во время написания работы мы изучили теорию по теме «Решение квадратных уравнений», нашли несколько способов их решения и научились применять на практике полученные знания.
Способов решения квадратных уравнений очень много. Нужно отметить, что не все они удобны для решения, но каждый из них по-своему уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на контрольных работах и экзаменах.
Решая квадратные уравнения, мы поняли, что существуют такие уравнения, для которых некоторые способы не применимы и только усложняют поставленную задачу. У каждого способа есть свои положительные стороны и недостатки, которые мы представили в таблице.
Название способа решения квадратных уравнений | Положительные стороны | Недостатки |
Решение квадратных уравнений по формуле | Можно применить ко всем квадратным уравнениям. | Нужно выучить формулы, вероятность вычислительной ошибки |
Графический метод решения квадратного уравнения | Наглядный способ | Даёт приближённое значение корней |
Разложение левой части уравнения на множители | Несложные вычисления, не используются формулы | Не ко всем уравнениям можно применить |
Выделение квадрата двучлена | Несложные вычисления, дает возможность найти действительные корни уравнения. | Затратный по времени |
Решение уравнений с использованием теоремы Виета | Достаточно легкий и понятный способ при наличии целых корней | Легко находятся только целые корни, решения находятся подбором. |
Геометрический способ решения квадратного уравнения | Наглядный способ | Затратный по времени, дает возможность найти только положительные корни, применим не ко всем уравнениям |
Свойства коэффициентов квадратного уравнения | Не требует особых усилий – корни уравнения не нужно находить по формулам, т.к. они заранее известны | Применим только к квадратным уравнениям особого вида |
Таким образом, гипотеза о том, что существуют методы решения квадратных уравнений без использования формул, изучаемых в школьном курсе алгебры, подтвердилась.
- Заключение
В ходе написания работы мы познакомились с новой и интересной информацией о квадратных уравнениях, изучили разные способы решения таких уравнений и применили их на практике.
Работа над данным проектом была для нас интересна и полезна, так как во время написания проекта мы расширили свой кругозор, научились собирать нужную информацию, анализировать ее, делать выводы, усовершенствовали свои знания в математике.
Изучив несколько способов решения квадратных уравнений, мы считаем, что при решении квадратных уравнений важно правильно выбрать рациональный способ решения и применить соответствующий алгоритм решения.
Наш проект в этом году был большим шагом и основанием для проекта следующего года, в котором мы планируем создать сборник «Квадратные уравнения. Различные способы решения».
Мы считаем, что с поставленной целью и задачами справились, нам удалось обобщить и систематизировать изученный материал по рассматриваемой теме.
- Библиографический список
- https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/
3.http://www.seznaika.ru/matematika/uravneniya-neravenstva
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. http://mirznanii.com/a/313879/10-sposobov-resheniya-kvadratnykh-uravneniy
- Алгебра 8 класс: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. под ред. С. А. Теляковского 15-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2015
7.https://sites.google.com/site/kvadratnyeuravenia/information/svojstva-koefficientov-kvadratnogo-uravnenia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-127711-1351271120.jpg)
Урок алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения, способы их решения"
Методическая разработка обобщающего урока алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения, способы их решения. Углубленное изучение свойств «квадратных уравнений». Урок -презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146555-1353177556.jpg)
Урок алгебры 8 класс. Тема "Квадратные уравнения. Способы их решения."
Презентация к уроку обобщения и закрепления ранее изученного материала по теме "Квадратные уравнения"...
Квадратные уравнения. Способы решения
Урок обобщение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-615161-1427561895.jpg)
«Решение квадратных уравнений способом «переброски»
Ознакомление с одним из способов решения квадратных уравнений, который можно назвать способом "переброски"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-1183024-1572636008.jpg)
Квадратные уравнения. Способы решения.
Данная презентация позволяет обобщить материал по теме квадратные уравнения, способы решения квадратных уравнений.Презентацию можно использовать для подготовки к ОГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1390213-1652891683.jpg)
Квадратные уравнения. Способы решения
Данный материал научит решать квадратные уравнения несколькими способами. Рекомендуемое время занятия – два спаренных урока....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1184699-1573042046.png)
Методическая разработка урока алгебры для 8 класса по теме «Квадратные уравнения. Способы их решения» с применением интерактивного конструктора LearningApps.org
Для организации учащихся на совместную учебную деятельность я создаю условия внешней и внутренней психологической готовности к уроку через приветствие и дружелюбный призыв к началу урока с целью созда...