«Решение квадратных уравнений способом «переброски»
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) на тему
Ознакомление с одним из способов решения квадратных уравнений, который можно назвать способом "переброски".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposob_perebroski.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к занятию по теме «Решение квадратных уравнений способом «переброски»
Тема: «Решение квадратных уравнений способом «переброски»
Тип занятия: Изучение нового материала и первичное закрепление с комплексным применением знаний и способов деятельности
Вид занятия: Урок углубления знаний
Возраст учащихся: 8 класс
Форма работы: индивидуальная, групповая
Оборудование: мультимедийный компьютер
Методы обучения:
- Познавательный
- Систематизирующий
- Коммуникативный
- Логический
Цель:
Формирование знания решения квадратных уравнений с помощью способа «переброски»
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с теорией способа решения квадратных уравнений с помощью способа «переброски»
- Познакомить с применением способа решения квадратных уравнений с помощью способа «переброски»
- Сформировать умения составлять алгоритмы для данного способа решения квадратных уравнений
- Развитие вычислительных навыков
- Развитие кругозора учащихся
Развивающие:
- Развитие умения наблюдать, анализировать
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, познавательных интересов, творческих способностей учащихся
- Познакомить учащихся с интересными фактами из истории
- Развитие коммуникативных качеств личности
Воспитательные:
- Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.
- Содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться, толерантности у детей
- Воспитание самостоятельности, умения представлять выбранный способ решения уравнения
Структура занятия
- Организационный момент. Вступительное слово учителя
- Актуализация опорных теоретических и практических знаний о квадратных уравнениях
- Объяснение нового материала
- Закрепление нового материала
- Подведение итогов
Оформление доски: на доске написано
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». А Дистервег
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сообщается цель, задачи занятия, план работы на занятии.
Актуализация опорных теоретических и практических знаний.
Коллективная работа. Устно.
Прежде всего, вспомним, какие уравнения называются квадратными. /Уравнение вида , где х- переменная, a,b,c – числа , называется квадратным./ Квадратное уравнение, записанное в таком виде, является стандартным видом уравнения. Как называются числа a, b, c ?
/ а – старший коэффициент, b – второй коэффициент, с – свободный член/
Вспомним, как традиционно решаются квадратные уравнения разных видов. Первый вид квадратных уравнений – неполные квадратные уравнения. С этим видом квадратных уравнений мы познакомились на первых уроках изучения квадратных уравнений. Вспомним, какие виды неполных квадратных уравнений бывают и как они решаются.
Вспомним, как традиционно решаются квадратные уравнения, записанные в стандартном виде. Прежде всего, обратимся к понятию дискриминанта. Для чего и зачем он нужен? Вспомните слово “дискриминация”, что оно означает? Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к разным людям. Оба слова (и дискриминант, и дискриминация) происходят от одного латинского слова, означающего “различающий”. Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней (анализ слайда). Важное дополнение: в таких случаях (D<0) обычно уточняют – нет действительных корней. Дело в том, что в математике, кроме действительных чисел, рассматриваются так называемые мнимые числа; так вот, мнимые корни у такого уравнения есть. О мнимых числах и разрешимости таких квадратных уравнений мы поговорим в старших классах. Мы вспомнили всю “азбуку” квадратного уравнения?
/Нет. Мы не вспомнили теорему Виета./
Решение задач на применение теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.
а) В уравнениях найти подбором корни уравнения:
1 вариант | 2 вариант |
х2 – 6х + 8 = 0 | z2 + 5z + 6 = 0 |
б) Составить квадратное уравнение, корнями которого являются числа:
1 вариант | 2 вариант |
3; 4 | –2; 5 |
в) Один из корней уравнения равен 3. Найти второй корень уравнения.
1 вариант | 2 вариант |
х2 – 21х + 54 = 0 | х2 + 17х – 60 = 0 |
Подведем итог этого этапа:
- Что утверждает теорема Виета?
- Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
- Чему равна сумма и произведение корней квадратного уравнения ах2 + + вх + с = 0?
Это интересно. Биографическая миниатюра. Ф. Виет. (Сообщение учащегося).
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202 году. Вывод формулы решения квадратного уравнения встречается у французского математика Ф. Виета. Франсуа Виет родился в провинции Франции в 1540 году. Виет имел возможность получить хорошее образование и относился к обучению очень серьезно. Став юристом, он продолжал заниматься математикой, астрономией и космологией. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней формулами. Среди открытий сам Виет особенно высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений.
По праву достойна в стихах быть воспета.
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого,
Умножишь ты корни – и дробь уж готова.
В числителе С, в знаменателе А.
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда?
В числителе В, в знаменателе А.
А все могло быть по-другому. Эта замечательная теорема могла быть открыта совсем другим талантливым человеком. А знаете почему?
Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король обратился к Виету. Известно, что Виет, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Наконец им стало известно, что шифр для французов уже не секрет и что виновник его расшифровки – Виет. Будучи уверенными, в невозможности разгадать способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед Папой Римским и инквизицией в кознях дьявола, а Виета обвинили, что он был в союзе с дьяволом и приговорили его к сожжению на костре. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции.
Решение квадратных уравнения, используя свойства коэффициентов. (Повторение предыдущей темы факультативных занятий)
- 345х2 – 137х – 208 = 0
- 313х2 + 326х + 13 = 0
Задание учащиеся выполняют самостоятельно. Взаимоконтроль.
Решение:
- 345х2 – 137х – 208 = 0
а + b + с = 345 – 137 – 208 = 0, значит, х = 1, х = – 208/345
- 313х2 + 326х + 13 = 0
а – b + с = 313 – 326 + 13 = 0, значит, х = – 1, х = – 13/313
Изучение нового материала. Ознакомление ещё с одним способом решения квадратных уравнений, который можно назвать так: способ «переброски».
Рассмотрим квадратное уравнение
ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0.
Умножая обе его части на а, получаем уравнение
а2 х2 + а bх + ас = 0.
Пусть ах = у, откуда х = ; тогда приходим к уравнению
у2 + by + ас = 0,
равносильного данному. Его корни у1 и у2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем х1 = и х1 = . При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.
- Пример 1 (объясняет учитель)
Решим уравнение 2х2 – 11х + 15 = 0.
Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
у2 – 11y + 30 = 0.
Согласно теореме Виета
Ответ: 2,5; 3.
- Пример 2 (один ученик решает на доске, остальные в тетрадях)
2х2 – 9х + 9 = 0
Решение:
у2 – 9у + 18 = 0
у1 = 6 х1 = 6/2 х1 = 3
у2 = 3 ↔ х2 = 3/2 ↔ х2 = 1,5
Ответ: 3; 1,5.
«Математическая эстафета». Работа по командам. На последней парте каждого ряда находится листок с 6 заданиями (по 2 задания на каждую парту). Ученики, получившие листок, выполняют первые 2 задания (разрешается совместная работа) и передают листок впереди сидящим ребятам.
Решите уравнения, используя метод «переброски»:
- 10х2 – 11х + 3 = 0 3. 3х2 + 11х + 6 = 0 5. 6х2 + 5х – 6 = 0
- 2х2 + х – 10 = 0 4. 5х2 – 11х + 6 = 0 6. 4х2 + 12х + 5 = 0
Работа считается оконченной, когда учитель получает три листка (по количеству рядов) с выполненными 6 заданиями.
Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат шесть примеров.
Проверка итогов работы осуществляется с помощью мультимедийного компьютера.
Оценка – 6 баллов (по 1 баллу за каждый верно выполненный пример).
Итог занятия.
1. Самооценка труда учащихся:
- В каких знаниях уверен;
- Выполнил ли программу занятия полностью;
- Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения;
- Помогло ли занятие продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету.
2. Оценка труда товарищей:
- Насколько результативным было занятие сегодня;
- Кто, по вашему мнению, внёс наибольший вклад в его результаты;
- Кому, над чем следовало бы ещё поработать.
3. Оценка результатов занятия учителем:
- Оценка работы группы (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных детей, уровень самоорганизации, прилежание).
4. Выводы по занятию.
Домашнее задание.
Решить уравнения. Каждое решить 3 различными способами.
- 3х2 + 5х – 2 = 0
- х2 – 8х + 7 = 0
- 5х2 – 11 х + 2 = 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры "Способы решения квадратных уравнений" 8 класс
Урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратного уравнения, изучаемых на уроках алгебры в разное учебное время; обсуждают их решение, учатся крит...
Урок алгебры в 8 классе. Рациональные способы решения квадратных уравнений
В ходе урока учащиеся знакомятся с нестандартными (не входящими в программу) способами решения квадратных уравнений. Путем проб учащиеся приходят к выводу, что эти способы являются во многих случаях р...
способы решения квадратных уравнений
Из практики учителя математики МБОУ СОШ №20 Рудых Т.С., 2012г.Методы решения квадратных уравнений.1. Преимущества метода.Существует много способов решения ква...
способы решения квадратных уравнений
Из практики учителя математики МБОУ СОШ №20 Рудых Т.С., 2012г.Методы решения квадратных уравнений.1. Преимущества метода.Существует много способов решения квадратны...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...
Буклет "Способы решения квадратных уравнений и уравнений, приводимых к ним"
Буклет в виде памятки по решению распространненных видов квадратных уранений (полных и неполных), а ткаже уравнений, приводимых к квадратным....