Конспект урока по теме "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Андреюк Константин Сергеевич

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Пояснительная записка

Алгебра, 8 класс. Программная тема: «Квадратные уравнения». Тема данного урока: «Вторая формула корней квадратного уравнения». Тип урока: комбинированный урок. Используется учебник по алгебре под редакцией Дорофеева Г. В.

Цели урока:

  • Образовательная: формирование у учащихся умения решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения со вторым четным коэффициентом; научить решать уравнения, приводимые к квадратным, с помощью замены переменной;

Задачи:

  • решить квадратные уравнения, используя вторую формулу корней;
  • разобрать способ решения биквадратных уравнений;
  • решить уравнения, используя замену переменной.
  • Воспитательная: развивать аккуратность, целеустремленность и самостоятельность в ходе решения уравнений;

Задачи:

  • способствовать самостоятельному принятию решений в ходе урока;
  • требовать аккуратного и правильного оформления записей.
  • Развивающая: развитие логического мышления и научной математической речи, развитие памяти.

Задачи:

  • развить память при повторение пройденного материала;
  • развить математическую речь, требуя обосновывать и комментировать решения уравнений.

ЗУН, необходимые на уроке:

  • знание определения квадратного уравнения;
  • знание формулы корней квадратного уравнения;
  • знание формулы корней квадратного уравнения со вторым четным коэффициентом.

ЗУН, формируемые в процессе урока:

  • формирование понятия биквадратного уравнения;
  • определение способа «замена переменной» для решения уравнений;
  • формирование умения решать уравнения с помощью замены переменной.

Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная;
  • фронтальная.

Оборудование и литература:

  1. учебник (Алгебра, 8 класс. Под редакцией Г.В.Дорофеева);
  2. компьютер;
  3. мультимедийная установка;
  4. экран;
  5. презентация, с примерами.

Структура урока №1:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин)
  3. Актуализация знаний (8 мин)
  4. Закрепление изученного материала (25 мин)

Структура урока №2:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация знаний (5 мин)
  3. Объяснение нового материала (15 мин)
  4. Первичное закрепление (14 мин)
  5. Подведение итогов (3 мин)
  6. Постановка домашнего задания (2 мин)

Ход урока №1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, усаживает их на места, проверяет готовность учащихся к уроку.

Усаживаются

Проверка домашнего задания

Проверим домашнее задание.

 Какой ответ №449 б)

Ученик: «»

 №449 г)

Ученик: «»

 №449 е)

Ученик: «»

 №449 з)

Ученик: «»

 №450 б)

Ученик: «»

 №450 г)

Ученик: «»

 №450 е)

Ученик: «»

 №450 з)

Ученик: «»

Актуализация знаний

 На слайде №1 представлены уравнения:

 Выберите из представленных уравнений квадратные и назовите коэффициенты.

Ученик отвечает:                      

Ученик отвечает:                      

Ученик отвечает:                      

Ученик отвечает:                      

Какое уравнение называют квадратным?

Ученик ответь.

Ученик отвечает: «Квадратным уравнением называется уравнение вида  где  произвольные числа, причём »

 На слайде №2 представлена формула. Найдите и исправьте ошибки. Ученик, выйди к доске и запиши исправленный вариант.

Ученик исправляет:        

«,

 »

На слайде №3 представлена формула. Найдите и исправьте ошибки. Ученик, выйди к доске и запиши исправленный вариант.

Ученик исправляет:

«,

»

Закрепление изученного материала

 Откройте учебники на странице134, №454

Открывают.

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №454 а)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №454 б)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:.

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №454 в)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:.

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №454 г)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:

 Следующий №455

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №455 а)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №455 б)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:

 Следующий №456 под буквами б) и в)

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №456 б)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №456 в)

Ученик выходит к доске и решает:

Ответ:


Ход урока №2

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель усаживает учащихся на места, проверяет готовность учащихся к уроку.

Усаживаются

Актуализация знаний

 На слайде №4 представлены следующие выражения:

Представьте выражения в виде квадрата.

Ученики представляют:

 На слайде №5 представлены уравнения:

Скажите, что у них общего?

Отвечают: «Присутствует неизвестная в четвертой степени и неизвестная во второй.

 Уравнения такого вида имеют специальное название. Их называют биквадратными.

Запишите в тетради:

 биквадратное уравнение.

 Уравнения называются биквадратными, потому что их можно представить в следующем виде:

Дважды возводим в квадрат.

Запишите это в тетради.

 И такие уравнения решаются с помощью замены:  получаем:   квадратное уравнение.  Запишите.

 Скажите, какие значения может принимать новая переменная ?

Записывают в тетради:

 биквадратное уравнение.

Записывают:

Записывают:

  квадратное уравнение.  

Отвечают:

 Рассмотрим пример:

ЗАМЕНА:     

Получили два различных корня квадратного уравнения, теперь возвращаемся к замене и решаем полученные уравнения:

Фиксируют решение в тетрадях.

 Откройте учебник на странице 135 и рассмотрите решение уравнения, представленного в №457.

 Пример какого уравнения приведен?

 Какую новую переменную ввели?

 Сколько корней имеет полученное квадратное уравнение?

 Сколько корней имеет биквадратное уравнение?

 Сколько корней может иметь биквадратное уравнение?

 Итак каким способом решается биквадратное уравнение?        

Отвечают: «биквадратного».

Отвечают: «».

Отвечают: «два корня».

Отвечают: «два корня».

Отвечают: «четыре корня».

Отвечают: «способом замены».

 Способ замены широко используется в математике при решении различных уравнений.

 Обычно его используют, если в уравнении есть повторяющееся выражение.

 Решим уравнение  №460 а)

 Какую замену можно ввести?

ЗАМЕНА: ,

получаем:

Получили два различных корня квадратного уравнения, теперь возвращаемся к замене и решаем полученные уравнения:

I.

II.

Ответ:

Отвечают: «».

Фиксируют решение в тетрадях.

 Следующее уравнение №459 а)

 Можно ли данное уравнение с помощью замены свести к квадратному?

Представим  в виде квадрата:

ЗАМЕНА:

Получим следующее уравнение:

не удовлетворяет условию

Получили один корень, теперь возвращаемся к замене и решаем полученное уравнение:

Ответ:.

Отвечают: «Можно».

Первичное закрепление

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №457 б)

Ученик выходит к доске и решает:

ЗАМЕНА:     

Ответ:

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №460 б)

Ученик выходит к доске и решает:

ЗАМЕНА: ,

I.

II.

Ответ:

 Ученик, выйди к доске и реши уравнение №459 в)

Ученик выходит к доске и решает:

ЗАМЕНА:

Ответ:

Подведение итогов

 Какое уравнение называется биквадратным?

Отвечают: «Уравнения вида

 называются биквадратными».

 Назовите способ решения биквадратного уравнения.

Отвечают: «Способ замены».

 Этот способ решения применим только к биквадратным?

Отвечают: «Нет, но и к другим уравнениям, имеющим повторяющееся выражение».

Постановка домашнего задания

 Запишите домашнее задание:

№453, №456 а, г), №457 в, г),

№459 б, г), №461.

Записывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Решение квадратных уравнений»

Тема и номер урока в теме: Решение квадратных уравнений, 1 урок Базовый учебник: Алгебра, 8 класс, Ш.А.Алимов, М., «Просвещение», 2009 год Цель урока: открытие учениками совместно с учителем...

Конспект урока. Тема: "Решение уравнений высших степеней" 8 класс

Полное описание урока. Как решать уравнения выше второго порядка? Есть ли алгоритм решения? На эти и другие вопросы отвечает данный материал....

Конспект урока "Решение иррациональных уравнений методом замены переменных"

Представлен конспект урока по  теме: «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных». Основная цель данного урока познакомить учащихся с решением иррациональных уравнений...

Конспект урока по математике. "Уравнение". 5 класс.

Урок по теме "Уравнение" - урок обощения и систематизации знаний....

План - конспект урока "Решение квадратных уравнений"

Предаставлен план-конспект урока объясгнения нового материала с использованием ЭОР и ИКТ и презентация ....

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...