Действия учителя | Действия ученика | УУД |
На экране появляется цитата: «Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь» П.С. Лаплас. Прочитайте высказывание, определите тему урока и цель. | Читают, определяют тему урока «Логарифм», цель: изучение понятия логарифма, его свойств, практического применения данного понятия. | Коммуникативные: выстраивание речевого высказывания Познавательные: умение выделить главную мысль в тексте, сформулировать тему урока и цель Регулятивные: целеполагание
|
Сначала познакомимся с историческим материалом для того, чтобы понять, как и в связи с чем было введено понятие логарифма. На экране появляется текст: Потребность в сложных расчетах в XVI веке быстро росла в связи с развитием дальнего мореплавания, вызвавшим усовершенствование астрономических приборов и вычислений. Значительная часть трудностей была связана с умножением и делением многозначных чисел. В конце века нескольким математикам, почти одновременно, пришла в голову идея: заменить трудоемкое умножение на простое сложение, сопоставив с помощью специальных таблиц геометрическую и арифметическую прогрессии, при этом геометрическая будет исходной. Тогда и деление автоматически заменяется на более простое и надежное вычитание, а извлечение корня степени n сводится к делению логарифма подкоренного выражения на n. Первым эту идею опубликовал в своей книге «Arithmetica integra» Михаэль Штифель, который, впрочем, не приложил серьезных усилий для реализации своей идеи. Прочитайте, выделите основные утверждения, запишите их. | Читают, выделяют основные утверждения, записывают их в тетрадь. | Познавательные: умение работать с информацией, умение выделить основную мысль в тексте Личностные: осознание роли математики в развитии общества |
Для чего ученые решили создавать специальные таблицы? Зачем это было нужно? В чем заключается смысл данных таблиц? | Отвечают: Ученые создавали специальные таблицы для упрощения умножения и деления многозначных чисел. Это было необходимо для изучения и исследования объектов или явлений в области географии и астрономии. Умножение заменяется на сложение, деление на вычитание | Коммуникативные: построение речевого высказывания; Познавательные: умение найти информацию в тексте |
Составим одну из таких таблиц – таблица степеней 2. Заполните самостоятельно таблицу Показатель степени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | результат |
|
|
|
|
|
… |
Показатель степени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | результат | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 |
Самостоятельно заполняют в тетрадях |
|
Заметим, что для того, чтобы умножить 32 на 256 достаточно представить эти числа в виде степеней числа 2, затем выполнить умножение чисел с одинаковыми основаниями, т.е. сложить показатели и полученный результат – новая степень числа 2 – посмотреть в приведенной таблице. Выполните умножение 32*256 | Вычисляют: 32*256=25*28=213=8192 | Познавательные: умение работать с таблицей, находить необходимую информацию |
Так происходит замена умножения сложением. Аналогично можно выполнять и деление с помощью вычитания. Вычислите: 1024/64. Таблицу можно продлить влево, используя не только натуральные показатели, но и целые. | Вычисляют: 1024/64=210*26=24=16 |
Прочитайте текст, выделите основные утверждения, запишите их. В 1614 году шотландский математик-любитель Джон Непер опубликовал на латинском языке сочинение под названием “Описание удивительной таблицы логарифмов”. В нем было краткое описание логарифмов и их свойств, а также 8-значные таблицы логарифмов синусов, косинусов и тангенсов. Термин логарифм, предложенный Непером, утвердился в науке. Логарифмом числа x называют показатель степени y, в которую надо возвести некоторое фиксированное число a, чтобы получить исходное число x: ay=x. Записывают: y = logax. | Читают, выделяют основные утверждения, записывают их в тетрадь. | Познавательные: умение работать с информацией, умение выделить основную мысль в тексте
|
Что такое логарифм? | Отвечают: Логарифм числа x - это показатель степени y, в которую надо возвести некоторое фиксированное число a, чтобы получить исходное число x | Познавательные: умение находить необходимую информацию в тексте, интерпретировать ее Коммуникативные: построение речевого высказывания |
Как обозначается логарифм? | y = logax |
Посмотрите на построенную выше таблицу степеней числа 2. В какой строке записан значение логарифма? Фиксированное число? Исходное число х? | Отвечают: значение логарифма в верхней строке. Фиксированное число равно 2. Исходное число х расположено в нижней строке. |
Определите по таблице, чему равен log264, log21024. Запишите в тетрадь | log264=6, log21024=10 | Познавательные: умение работать с таблицей, искать необходимую информацию |
Вычислите устно log2, log5625 | log2=-1, log5625=4 | Познавательные: умение найти необходимую информацию для решения задачи, применить ее в процессе решения Коммуникативные: построение речевого высказывания |
Выходя к доске по одному, решаем №267-269 (2,4), 277 (2,4,5)
| Выходят по одному к доске, решают. Ответы: 267. 2) 6, 4) 0 268. 2) -3, 4) - 0,25 269. 2) 4, 4) 0 277. 2) 625, 4) 25, 5) 5,5 |
Также за определение логарифма принимают следующую запись: alogab=b. Формула справедлива, так как по определению логарифма – показатель степени, в которую нужно возвести основание, чтобы получить исходное число. Чаще всего эту запись называют основное логарифмическое тождество. Запишите его в тетрадь. | Записывают ОЛТ: alogab=b |
|
Основываясь на свойствах показательной функции y=ax, где y=b, x=logab, определите, при каких a и b ОЛТ имеет смысл. Ответ поясните. | a>0, a≠1 по определению показательной функции; b>0, т.к. a>0 и положительное число в любой степени есть положительное число. | Познавательные: развитие мыслительных операций, причинно-следственных связей Коммуникативные: построение речевого высказывания |
Выходя к доске по одному, решаем №274-276, 278
| Решают, выходя по одному к доске. | Познавательные: умение найти необходимую информацию для решения задачи, применить ее в процессе решения Коммуникативные: построение речевого высказывания |
Основываясь на замене умножения сложением и деления вычитанием логарифмов чисел, выделяют следующие свойства: Выпишите формулы. Ознакомьтесь с их доказательством на стр. 94 учебника. Законспектируйте материал. | Читают материал учебника, конспектируют | Познавательные: умение находить необходимую информацию в тексте, работать с математическим текстом, интерпретировать информацию в удобной форме
|
Выходя к доске по одному, решаем №290-293
| Решают, выходя по одному к доске. | Познавательные: умение найти необходимую информацию для решения задачи, применить ее в процессе решения Коммуникативные: построение речевого высказывания |
Мы выяснили, что более 300 лет логарифмы использовались для облегчения вычислений. Но вычисления не исчерпывают роли логарифмов. Использование логарифмов необходимо для описания самых разнообразных процессов роста, происходящих в природе и обществе. Рассмотрим задачи, которые связывают понятия разных дисциплин. |
|
|
К доске вызывается ученик, получивший опережающее домашнее задание – подготовить сообщение тему “Измерение количества информации”. Задача дисциплины “Информатика”
| Ученик рассказывает сообщение и представляет задачу: Информация является важнейшим понятием и основным объектом изучения в информатике. Неудивительно поэтому, что проблема измерения информации имеет фундаментальное значение. Пусть алфавит, с помощью которого записываются все сообщения, состоит из M символов. Для простоты предположим, что все они появляются в тексте с одинаковой вероятностью. Тогда в рассматриваемой постановке применима формула Хартли для вычисления количества информации:I = log2M. Решить задачу: Определить информацию, которую несет в себе один символ в кодировках ASCII и Unicode. Решение. 1) В алфавите ASCII предусмотрено 256 различных символов, т.е. M = 256, а I = log2 256 = 8 бит = 1 байт Ответ: 1 байт. 2) В современной кодировке Unicode заложено гораздо большее количество символов. В ней определено 256 алфавитных страниц по 256 символов в каждой. Таким образом: I = log2 (256 * 256) = 8 + 8 = 16 бит = 2 байта Ответ:2 байта. | Познавательные: демонстрация межпредметных связей математики и информатики Личностные: развитие умения работать перед аудиторией, осознание роли математической составляющей в других областях знаний, расширение кругозора, развитие ответственности Регулятивные: развитие самооценки, самоконтроля Коммуникативные: построение речевого высказывания, развитие монологической речи |
Задача из дисциплины “Биология”. Решает весь класс под руководством учителя. В начальный момент времени было 8 бактерий. Через 2 часа после помещения бактерий в питательную среду, их число возросло до 100. Через сколько времени с момента размещения в питательную среду следует ожидать появления 500 бактерий? Решение. Для решения данной задачи, необходимо вспомнить понятия скорости и ускорения. Спрашивает об этом учеников. Теперь попробуем перевести текст задачи на математический язык: - Было 8, стало 100, значит 8х=100, значит х=log8100 – конечное значение скорости распространения бактерий при первом изменении;
- Было 8, стало 500, значит 8х=500, значит х=log8500 – конечное значение скорости распространения бактерий при втором изменении;
Составим формулу для ускорения, учитывая, что начальная скорость (т.е. было 8, стало 8): = = Что следует сделать для нахождения времени? Самостоятельно выполните в тетрадях. При желании точный ответ можно посчитать с помощью калькулятора. | Скорость движения - это физическая величина, равная отношению перемещения к промежутку времени, за которое это перемещение произошло. Ускорение – это величина, которая характеризует быстроту изменения скорости
Приравняем ускорения и выразим время. Вычисляют в тетради. Приходят к ответу: | Познавательные: демонстрация межпредметных связей математики и физики, умение сделать вывод на основе данных |
Добились ли мы цели урока? Что нового сегодня узнали? Для чего необходим логарифм? | Да, так как узнали, что такое логарифм, его свойства, практическое применение. Логарифм необходим для решения задач в различных сферах жизни и науки, а также для описания многих процессов. | Регулятивные: осознание достижения цели урока, развитие самооценки Личностные: осознание роли математики в развитии различных сфер жизни человека и науки |
Домашнее задание: Обязательная часть: учебник №296, 298
Вариативная часть 1. Задача из дисциплины “Физика”. Для обогрева помещения, температура в котором равна Тп = 200С, через радиатор отопления, пропускают горячую воду температурой Тв = 1000С. Расход проходящей через трубу воды m = 0,2 кг/с. Проходя по трубе расстояние x (м), вода охлаждается до температуры Т0С, причем где с = 4200Дж/кг*С — теплоемкость воды = 42 Вт/м * 0С— коэффициент теплообмена a = 1,4 — постоянная. До какой температуры (в градусах Цельсия) охладится вода, если длина трубы 28 м? 2. Найти факты, доказывающие использование логарифма в различных областях знаний: Разделы физики, в которых выявлено применение логарифмов: - Макроскопическая физика.
- Механика.
- Термодинамика.
- Оптика.
- Акустика.
- Электродинамика.
- Микроскопическая физика.
- Статистическая физика.
- Физика конденсированных сред.
- Физика твердого тела.
- Физика атомов и молекул.
- Физика наноструктур.
- Квантовая физика.
- Ядерная физика.
- Физика высоких энергий.
- Физика элементарных частиц.
Логарифмическая шкала: - Шкала Рихтера интенсивности землетрясений.
- Шкала экспозиций в фотографии.
- Звездные величины — шкала яркости звезд.
- Шкала рН.
- Шкала интенсивности звука — децибелы.
- Теория музыки — нотная шкала, по отношению к частотам нотных звуков.
- История — логарифмическая шкала времени.
Экономика, биология, химия и др. 3. Написать эссе «Роль логарифма в развитии математики» 4. №289, 300 – задачи повышенной трудности
|