Урок по теме "Арифметический квадратный корень"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Урок по теме: "Арифметический квадратный корень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_8_klasse.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока алгебры
в 8 классе
Тема урока:
«Арифметический квадратный корень»
2014
Цели урока:
- Образовательные:
- обеспечить усвоение учащимися определения квадратного корня и арифметического квадратного корня;
- отработать навыки извлечения арифметического квадратного корня из положительного числа;
- добиться усвоения учащимися понятия «область определения арифметического квадратного корня».
- Воспитательные:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;
- Воспитание дисциплинированности, внимания, как качеств, помогающих успешному усвоению материала;
- Развивающие:
- Развивать умение выделять существенные признаки и свойства понятия;
- развитие умение делать обобщающие выводы;
- развитие умений применять знания на практике.
Тип урока:
Урок изучения нового учебного материала
Методы ведения урока:
- Диалогический метод
- Исследовательский метод
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска Trace BOARD
План урока:
- Организационный момент. Объявление темы урока и целей урока.
- Устная работа. Актуализация прежних знаний.
- Объяснение нового материала. Формирование новых понятий и способов действия.
- Формирование умений и навыков.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Ход урока.
- Организационный момент. Объявление темы урока и целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Я к вам пришла на урок с цветком. Как вы думаете, что общего между этим цветком и темой нашего урока?
Сегодня мы узнаем об этом. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Смотри в корень».
Сообщение темы и целей урока.
- Устная работа. Актуализация прежних знаний.
Выполнение заданий на вычисление квадрата числа.
Вычислите:
72; 0,52; 1,62; (-17)2; 202.
- Объяснение нового материала. Формирование новых понятий и способов действия.
- Введение понятия квадратного корня.
Создание проблемной ситуации: Мы знаем, как вычисляется площадь квадрата по стороне квадрата. Рассмотрим обратную задачу: нахождение стороны квадрата по его площади:
Пусть площадь квадрата равна 64 см2. Чему равна длина стороны этого квадрата?
Учащиеся делают попытку определить значение стороны квадрата известными им действиями с числом 64, однако проверка возведением в квадрат показывает, что ответы неправильные. Делаем вывод, что ответ находится подбором такого значения стороны квадрата, которое при умножении на само себя даст 64.
Обозначим длину стороны квадрата (в сантиметрах) буквой х. Тогда площадь квадрата будет X2 см2. По условию площадь равна 64 см², значит х²=64.
Корнями уравнения х²=64 являются числа: 8 и — 8. Действительно, 8²=64 и (-8)²=64. Так как длина не может выражаться отрицательным числом, то условию задачи удовлетворяет только один из корней — число 8. Итак, длина стороны квадрата равна 8 см.
Корни уравнения х²=64, т.е. Числа, квадраты которых равны 64, называют квадратными корнями из числа 64.
Учитель знакомит с новым знаком – знаком квадратного корня.(√ ).
Задание. Вместо X поставьте числа так, чтобы равенства были верными:
X²=16 X ²=0,25 X ²=100
Решение записать с помощью знака √.
Далее работа с определением (по учебнику).
Определение. Квадратным корнем из числа а называют число, квадрат которого равен а.
Работа с интерактивной доской.
Задание: выяснить, является ли число n квадратным корнем из числа m, если:
а) n=5, m=25; в) n=0,3, m=0,9;
б) n= - 7, m=49; г) n=6, m= - 36.
- Введение понятия арифметического квадратного корня.
Изложение данного материала учитель ведет в форме сообщающей беседы. Учащиеся должны усвоить существенный признак данного понятия — арифметический квадратный корень является неотрицательным числом (то есть необходимо знание того, что равенство √a=b означает одновременно выполнение двух условий: b²=a и b≥0).
Число 8 — неотрицательный корень уравнения х²=64 — называют арифметическим квадратным корнем из 64. Иначе говоря, арифметический квадратный корень из 64 — это неотрицательное число, квадрат которого равен 64.
Определение. Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
Задание: определить, является ли число n арифметическим квадратным корнем из числа m, если:
а) n=8, m=64; в) n=0,2, m=0,4;
б) n= - 3, m=9; г) n=0,4, m=0,16.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз: быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 4–5 раз).
- Историческая справка.
Обратим внимание на совпадение в терминах — квадратный корень и корень уравнения. Это совпадение неслучайно. Уравнения вида х²=а исторически были первыми сложными уравнениями, и их решения были названы корнями по метафоре, что из стороны квадрата, как из корня, вырастает сам квадрат. В дальнейшем термин «корень» стал употребляться и для произвольных уравнений.
Название «радикал» тоже связано с термином «корень»: по-латыни «корень» — radix (он же редис — корнеплод). Также слово «радикальный» в русском языке является синонимом слова «коренной». Происхождение же символа √ связывают с написанием латинской буквы r.
- Основное свойство арифметического квадратного корня.
Учитель ставит проблему: вычислить значения следующих выражений:
(√4)2; (√16)2; (√0,81)2;
Формулируется вывод:
(√a)2=a; , если а≥0.
- Формирование умений и навыков.
- Найдите значение арифметического квадратного корня:
√121; √225; √0,49; √4900; √10000;
- Найдите значение выражения:
√121-√4; √0,25+√0,64; √400*√1,44+8; √9-√0,36.
- Укажите натуральные значения n, при которых является натуральным числом значение выражения √25-n. (Разбивка учащихся по парам, работа над заданием с обсуждением и последующим объяснением, вывод)
- Выполнение задач учебника. № 309-312 (1,3). Ход решения анализируется, часть заданий выполняется на доске, часть самостоятельно с последующей проверкой.
- Домашнее задание.
Учитель записывает на доске домашнее задание. Ученики задают вопросы по домашнему заданию, которые возникли при ознакомлении с ним.
6. Итоги урока. Подводятся за 2-3 минуты до окончания урока.
Диалог учителя и учеников.
Какова связь темы нашего урока с цветком? (Учащиеся говорят, что корень бывает не только у цветка, «корень» - это одно из важнейших понятий алгебры).
- Что называется квадратным корнем из числа а?
- Сколько квадратных корней может быть из числа а?
- Что такое арифметический квадратный корень из числа а?
- Имеет ли смысл запись √-9? Почему?
Список использованной литературы и Интернет –источников
- Алгебра. 8 класс. Учебник Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.) Москва, Просвещение, 2012.
- http://mathematics.org.ru/wiki/
- https://ru.wikipedia.org/
- http://dic.academic.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Квадратный корень из произведения"
Подробный конспект урока с использованием исследовательского метода обучения (ученические исследовательские карты). К уроку подготовлена презентация....
Открытий урок на тему "Квадратный корень из дроби"
Разработка открытого урока по матенатике на тему "Квадратный корень из дроби"...
Урок по теме: «Квадратный корень из произведения и дроби», 8 класс
1. Сценарий урока 2. Презентация...
Методическая разработка урока по теме "Квадратный корень из степени" 8 класс.
Технологическая карта урока и презентация к уроку....
Открытый урок по теме: "Квадратный корень и его свойства".
Учитель: Пономаренко Наталья ГеннадьевнаТема урока: Квадратный корень и его свойства.Тип урока: урок обобщения и систематизации материалаБазовый учебник Алгебра, 8 класс Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г. и д...
Конспект урока по теме "Квадратный корень".
Урок по теме "Квадратный корень " способствует обобщению и систематизации знаний , способствует развитию навыкам самоорганизации, обогащает математический язык и расширяет кругозор обучающих...
Конспект урока по теме: "Квадратный корень.Арифметический квадратный корень" урок 1
Тема урока: Квадратный корень. Арифметический квадратный корень.Цели: ввести понятия квадратного корня и арифметического квадратного корня; формировать умение извлекать квадратные корни.Оборудование: ...