Методическая разработка урока алгебры в 11 классе по теме "Вероятность события"
методическая разработка по алгебре (11 класс)

Любимова Виктория Викторовна

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока алгебры в 11 классе по теме "Вероятность события" для обучающегося в формате надомного обучения (ученица с ОВЗ). 
Основное внимание уделяется уверенному применению определения классической вероятности для решения задач.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimovavv_veroyatnost_sobytiya11.docx935.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока алгебры в 11 классе  «Вероятность события» (надомное обучение)

Тип урока: урок совершенствования знаний и освоения нового

Место урока: первый урок по теме

УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Часть 1. Учебник для уч. общеобразоват. учрежд. Базовый уровень / А. Г. Мордкович. 14-е изд. – М.: Просвещение, 2013. (Глава 9. Параграф 51).

Технология: индивидуализированное обучение, элементы технологии развития критического мышления.

Цель урока:

совершенствование навыков вычисления классической вероятности, освоение правила умножения вероятностей

Задачи:

образовательные: создать условия для актуализации имеющихся знаний по решению задач на формулу классической вероятности; на нахождение вероятности противоположного события; ввести понятие умножения вероятностей.

развивающие: способствовать развитию умений подмечать закономерности, делать логические выводы; развитию умений выбирать удобный способ решения задачи, применять теорию вероятностей для решения практических задач.

воспитательные: создать условия для воспитания настойчивости, внимательности при выполнении заданий.

Раздаточный материал:

- карточки с заданиями. 

Планируемые результаты

Формы и методы диагностики

личностные: критическое отношение к происходящему.

наблюдение за деятельностью ученика

метапредметные: умение находить закономерности, делать логические выводы, выбирать удобные способы решения.

анализ устных ответов ученицы, анализ успешности выполнения задания, самооценка

- предметные: умение вычислять классическую вероятность событий, применять правило умножения вероятностей независимых событий.

анализ правильности выполнения заданий, степени и причин затруднений

В жизни нет гарантий, существуют одни вероятности. Том Клэнси

Теория вероятностей есть в сущности не что иное как здравый смысл, сведенный к исчислению. Лаплас

1 этап. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(Кладет на парту два игральных кубика).  Задачи по этой теме ты уже решала и в 9 классе, но в этом году мы повторим основные понятия и изучим новые правила. Ты догадалась, о какой теме идет речь?

Да, тема урока «Простейшие вероятностные задачи» (записать в тетрадь)

(отвечает на вопросы)

Теория вероятностей

Вспомним, что в математике называется событием?

Результат наблюдения или опыта

События обозначаются латинскими буквами.

Вспомним, какие могут быть события. Пусть событие А – из коробочки наугад достали белую пуговицу.

В первой коробочке все пуговицы красные. Какова вероятность события А в этом случае? Как называют такие события?

Равна нулю.

Невозможные

Во второй коробочке все пуговицы белые. Какова вероятность события А в этом случае? Как называются такие события?

Равна 1. Достоверные

В третьей коробочке 4 красных и 2 белых пуговицы. Какова вероятность события А? Как называются такие события?

1/3. Случайные.

Как ты нашла эту вероятность? Запишем определение.

Пусть есть n равновозможных и попарно несовместных исхода некоторого испытания, из них событие А наступает в m случаях. Тогда вероятностью события А называется отношение m к n.

Все слова в определении очень важны! Например, один ученик на вопрос, с какой вероятностью выпадет на кубике цифра 4, ответил, что вероятность равна 0,5 – или выпадет, или нет. В чем он ошибся?

Исходы неравновозможны: «выпадет» – 1 исход из 6, а

«не выпадет» – 5 из 6.

Теперь решим задачи на применение определения классической вероятности.

Поиграем в «Морской бой»! (Теория вероятностей и статистика/ Ю.Н. Тюрин и др. – М: МЦНМО, 2008)

а) 0,2

б) 0,04

в) 0,04

а) 0,25 (4 благоприятных из 16 клеток многопалубных)

б) 0,375 (6 благопр. из 16)

в) 0,375 (6 благопр. из 16)

Более сложные задачи:

а) 0,5

 

2этап. Освоение новых знаний

В романе Бориса Акунина «Турецкий гамбит» описана игра в кости. Как ты думаешь, какая сумма цифр на двух кубиках при их независимом выпадении наиболее вероятна? Как это можно проверить?

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

3

4

5

6

7

8

9

4

5

6

7

8

9

10

5

6

7

8

9

10

11

6

7

8

9

10

11

12

Видим, что чаще всего встречается сумма, равна 7, то есть наиболее вероятно выпадение суммы 7, и эта вероятность равна

(предположение ученицы записывается)

Составим таблицу, где строки и столбцы соответствуют очкам на первой и второй кости, в ячейке – сумма очков.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Продолжим работу с двумя кубиками. Очевидно, что результат бросания первого кубика не влияет на результат бросания второго. Верно и обратное: результат бросания второй кости не влияет на результат бросания первой. Такие события называются независимыми.

Пусть событие А – «на первом кубике выпало более трех очков», событие В – «на втором кубике выпало менее трех очков». Найдем вероятность одновременного наступления событий А и В (это называется пересечением событий А и В, или их произведением, как в логике)

Строит таблицу, отмечает столбцы.

Вероятность одновременного наступления двух независимых событий равна произведению вероятностей этих событий. Запишем в виде формулы.

P(А*В)=Р(А)*Р(В)

Решим задачи (с сайта РешуЕгэ):

  1. Если гроссмейстер А. играет белыми, то он выигрывает у гроссмейстера Б. с вероятностью 0,52. Если А. играет черными, то А. выигрывает у Б. с вероятностью 0,3. Гроссмейстеры А. и Б. играют две партии, причем во второй партии меняют цвет фигур. Найдите вероятность того, что А. выиграет оба раза.
  2. По отзывам покупателей Иван Иванович оценил надёжность двух интернет-магазинов. Вероятность того, что нужный товар доставят из магазина А, равна 0,8. Вероятность того, что этот товар доставят из магазина Б, равна 0,9. Иван Иванович заказал товар сразу в обоих магазинах. Считая, что интернет-магазины работают независимо друг от друга, найдите вероятность того, что ни один магазин не доставит товар.
  3. Предположим, что вероятность встретить по дороге из школы черную кошку равна 0,1, а вероятность встретить злую собаку равна 0,3. Считая, что собака и кошка гуляют независимо друг от друга, найдите вероятность того, что по дороге из школы повстречаются и черная кошка, и злая собака.
  4. На рисунке изображён лабиринт. Паук заползает в лабиринт в точке «Вход». Развернуться и ползти назад паук не может. На каждом разветвлении паук выбирает путь, по которому ещё не полз. Считая выбор дальнейшего пути случайным, определите, с какой вероятностью паук придёт к выходу А.

1) 0, 156

2) 0,02

3) 0,03

4) 0,125

3 этап. Домашнее задание и рефлексия.

Домашнее задание: по задачнику 51.1, 51.8, онлайн-тест на сайте Решу ЕГЭ 6687360


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 11 классе "Решение иррациональных неравенств"

Тема "Иррациональные уравнения" изучается в провильном математическом классе. По этой теме можно подобрать множество интересных нестандартных задач. Упражнения к уроку подбирала из вариантов ЕГЭ, диаг...

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"

Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...

Методическая разработка урока алгебры 8 класс УМК Мордковича

Урок обобщения знаний по теме "Решение линейных, квадратных, дробных рациональных уравнений" Данный конспект урока можно использовать для учащихся, которые способны к обучению на продвинутом уровне...

Методическая разработка урока алгебры 11 класс по теме "Степень с рациональным показателем"

Методическая разработка урока алгебры 11 класс по теме "Степень с рациональным показателем"...

Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме "Теорема Виета"

Методическая разработка соответствует УМК«Алгебра 8 класс», авторы: А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. В учебнике тема соответствует Главе IV «Квадратные уравнения», на ...

Методическая разработка урока алгебры 10 класс "Применение производной к исследованию функции"

Данное занятие предназначается для учителей математики для подготовки к урокам алгебра и начал математического анализа в 10 классе по теме «Применение производной к исследованию функции». ...