Математика 5 класс под ред. Н.Я.Виленкина, 31-е изд., М: Мнемозина, 2013г. "Упрощение выражений в решении задач"
план-конспект урока по алгебре (5 класс)

Фомочкина Татьяна Александровна

Урок отработки умений и рефлексии. Планируемый результат : умение применять распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при упрощении выражений и решения задач и уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 54._fomochkina.docx77.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ___математике_____________ в _5__ классе.

Учитель: Фомочкина  Татьяна Александровна

Тема

Урок 54.   Упрощение выражений в решении задач

Цель

 Деятельностная цель: фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Уметь  применять распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при упрощении выражений и решении уравнений.

Регулятивные УУД:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке перед тем, как начать работать; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий по образцу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые дополнения и  коррективы в план и способ действия в случае необходимости, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: уметь строить логическую цепь размышлений; уметь анализировать ход и способ действий.

Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договаривать о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  • Ученик умеет  осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
  • осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Основные понятия

Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, упрощение выражений

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 русский язык, история, литература, информатика, уметь применять  новые способы действия в решении жизненных задач

  • Фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.
  • Математика 5 класс под ред. Н.Я.Виленкина, 31-е изд., М: Мнемозина, 2013г
  • учебно-дидактические пособия
  • карточка самооценивания

Домашнее задание:

П.14,с.85-86,№ 613,617,619

Этапы урока, цель и время

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организацион-ный этап (этап мотивации)

1

Создаю благоприятный психологический настрой на работу. Приветствую, проверяю подготовленность к учебному занятию, организую  внимание детей.

Предлагаю закончить высказывание «Не ошибается тот, кто ничего…»

и мотивирую на рефлексивную деятельность.

«Что мы изучали на прошлых уроках?

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Что будем делать, если допустим ошибки?

- И друг другу …»

  • Включаются в деловой ритм урока.
  • Определяют тему и цели урока

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: организация  своей  учебной деятельности,  определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД: мотивация учения.

2. Этап актуализациии пробного учебного действия

7

  • Уточняю какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?
  • Организую  коллективное повторение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания при упрощении выражений;
  • Сформулируйте  распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания
  • Поясните, как с помощью этих свойств упрощают выражение вида 8а+4а; 14х-9х;

  • Записать дату в тетрадь, определить  тему и цель урока.
  • Организую  групповую  работу (в парах),  (задания  аналогичные  домашнему заданию)

  • Примените распределительное свойство умножения:

(35+х)ˑ2

(в-6)ˑ12

13(3+а)

4.Упростите выражение:

23а+37а

4у+36у

у+56

5а+26а

15у-8у

100у-у

  • Найдите значение произведения с помощью распределительного свойства умножения:

91ˑ8

24ˑ11

4ˑ505

  • Предлагаю самостоятельно зафиксировать результаты в оценочных листах.
  • Организую мотивацию и выполнение самостоятельной работы.

1вариант

№559ж,к

№560д

№561в

2 вариант

№559з,и

№560е

№561г

  • Организую самопроверку по готовому образцу (на доске).
  • Предлагаю зафиксировать допущенные ошибки в оценочном листе.

  • Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы№1,2;
  • В парах  по очереди отвечают на эти же вопросы, выслушивают и корректируют ответы, проговаривают в случае ошибки после исправления правильный ответ.
  • Записывают дату в тетрадь,

определяют тему и цель урока.

  • Выполняют задание

  • В группах по очереди отвечают на вопросы, выслушивают и корректируют ответы, проговаривают в случае ошибки после исправления правильный ответ.

  • Фиксируют результаты в оценочных листах.

  • Самостоятельно выполняют задания на применение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания.
  • Проверяют свою работу по готовому образцу
  • Фиксируют результаты в оценочных листах.

Познавательные УУД: 

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке перед тем, как начать работать.

3 Этап локализации индивидуальных затруднений

3

  • Предлагаю учащимся, гр.2, не допустившим ошибок, выполнить дополнительное задание:

В.1-№546,548(1,2)   (Образец на доске)

В.2-№547,548(3,4)

  • Организую анализ решений.

1.Как будем исправлять ошибки?

2.Что нужно повторить?

3.Что нужно сделать?

  • Учащиеся,гр№2 не допустившие ошибок в самостоятельной работе, решают дополнительное задание творческого уровня (до 7 этапа самопроверки)
  • Гр.№1:Уточняют алгоритм исправления ошибок;
  • определяют место и причину ошибки;
  • фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4. Этап целепола-гания и построения проекта коррекции выявленных зат-руднений

3

  • С группой №2Контролирую выполнение инд.работы
  • С 1 группой: Проговариваю коллективно алгоритм исправления ошибок
  • Консультирую учащихся, которые испытывают затруднения при решении дополнительного задания или не могут самостоятельно исправить ошибки

  • Выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) они будут исправлять ошибки

Познавательные  УУД: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Этап реализации

построенного проекта

4

  • Предлагаю повторно выполнить задания, в которых были допущены ошибки.

  • Учащиеся, у которых были затруднения в самостоятельной работе, самостоятельно исправляют ошибки и сверяют результаты с эталоном для самопроверки.

 (уч-ся гр.2 выполнившие инд.раб. выступают в качестве консультантов)

Регулятивные УУД: контроль и коррекция;

прогнозирование

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:  логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

3

  • Организую обсуждение типовых затруднений;
  • Проговариваем формулировки способов действий, которые вызвали затруднения(с теми у кого они возникли)
  • Группа 2: Организую проверку по вариантам  инд.работы (образец на доске) и участвую в качестве консультанта для Группы 1
  • Учащиеся, у которых возникли затруднения,  проговаривают вслух способы действий

  • Учащиеся гр.№2 сверяют и исправляют ошибки по образцу, работая в группах.
  • Фиксируют результаты в оценочных листах.

Регулятивные УУД: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли слушать и понимать речь других; совместно договаривать о правилах поведения .

Физкультминутка

2

  • Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся
  • Давайте немного отдохнем.

Тихо встали.

Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять», Всем ребятам тихо сесть – этот «шесть».
 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

12

  • Предлагаю самостоятельную работу, аналогичную разбираемым ошибкам

1 вариант -№563(2,4столбики),566а

2 вариант-№563(1,3 столб),566б

  • Предлагаю 2 учащимся (выполнившим, предыдущие задания без ошибок) выполнить задание на доске, эти вычисления, использовать в дальнейшем как образец.
  • Выполняют сам. работу,
  • Проводят самопроверку своих работ по образцу и фиксируют знаковые результаты
  • Решают в тетрадях и на доске, с дальнейшей проверкой
  • Фиксируют результаты в оценочных листах.

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий

Познавательные УУД:  формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, исследовательская деятельность

8. Этап включения в систему знаний и повторения

10

  • Провожу параллель и выполняем задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
  • Фиксирую элемент  нового содержания урока(решение уравнений);
  • Создаю атмосферу коллективного поиска, организую обсуждение способа решения уравнения .
  • Решаем №568:

1.Рассмотрим левую часть уравнения

2.Что нужно сделать перед началом решения?

  • Решаем коллективно задание

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебно-познавательной задачи ) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно.

Познавательные УУД:  оценка процесса результата деятельности.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

2

Предлагаю оценить свою работу с учётом критериев.

Предлагает выбрать домашнее задание: один из двух вариантов сложности.

Д.З.1 уровень-№ 611(а,в), 612(а,в),614(а,в)

       2 уровень-№604, 613а,615.

Подводят итоги работы пар и класса в целом. Организуют обсуждение:

- Что особенно вызвало затруднения?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Смогли достичь?

- Что можно запланировать на следующий урок?

-Спасибо за урок!

Участвуют в анализе.

Оценивают свою деятельность на уроке.

  • Я сегодня понял…
  • Я сегодня научился…
  • Мне понравилось…,
  • Мне не понравилось.

Я не понял…

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности,

намечают цели последующей деятельности.

- повторить распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при упрощении выражений и решении уравнений;

-умение находить неизвестное в уравнении. 

Выбирают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению, оценивание собственной деятельности на уроке.

Карточка самооценивания.

Ф.И._____________________

__________________________

№ задания

Задание

Сколько сделано правильно

Оценка

1

Индивидуальная работа

Заданий 12-?ошибок

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg10-12

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg7-9

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1148/MGGb8fT8Law.jpg5-6

2

Группа№1:

№559-заданий(2)

№560-       (1)

№561-       (1)  

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg4

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg3

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1148/MGGb8fT8Law.jpg2

3

Группа №2:

№546-1 задание

№547-1 задание

№548-2 задания

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg4

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg3

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg2

4

Самостоятельная работа:

№563-4 задания

№566-1 задание

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg5

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg4

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg3

5

Итог (ваша оценка за урок)

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg

Система оценивания:

  • Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpgОписание: http://vk.com/images/blank.gif--справился с задачей без затруднений,

  • Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg--справился с задачей, но возникали трудности,

Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1148/MGGb8fT8Law.jpg--не справился с задачей.

  •  

Если у вас: 3- Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg  - ставим оценку «5».

Если у вас:2-Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg-ставим оценку «4».

Если у вас:1-Описание: http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg-ставим оценку «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Буквенные выражения. Решение задач". Математика 5 класс.

Обучение ведётся по учебнику Виленкина...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Математика 5 класс под ред. Н.Я.Виленкина, 31-е изд., М: Мнемозина, 2013г " Десятичная запись дробных чисел"

Урок открытия нового занияЦель урока: сформировать сущность понятия "Десятичная дробь", умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулям...

Решение задач на движение Математика 5 класс УМК Виленкин

Математика 5 класс. Презентация к урокам по теме "Решение задач на движение"...

Методическая разработка урока систематизации материала по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна. Урок-практикум. Построения с помощью циркуля и линейки и Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Данный урок практический; находится в разделе главы II «Треугольники» и является одним из завершающих в этой теме. Он предназначен для систематизации знаний и умений по теме, для контроля ...