Конспект урока "Задачи с параметрами на исследование свойств функций".
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Конспект урока на котором рассматриваются новые методы решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_parametrami.docx | 105.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Задачи с параметрами на исследование свойств функций.
Учитель: Сидельникова Антонина Владимировна, 1Пересыпкинский филиал МБОУ 2 Гавриловской сош.
Тип урока: вводный урок, частично – поискового типа.
Цели:
- формирование у учащихся стремления к самостоятельному поиску
решения;
- рассмотрение новых методов решения задач;
- решение задач с использованием нового материала;
- воспитание у учащихся способности творчески мыслить, предлагать свои
решения, защищать свою точку зрения;
- воспитание корректного отношения друг к другу при ведении дискуссии,
аккуратности при работе в тетради, у доски.
Раздаточный материал:
- карточки с рефлексией.
Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах.
Г. Цейтен
Доказательство – это рассуждение, которое убеждает.
Ю.А. Шиханович
Ход занятия
1. Мотивация учащихся, повторение ранее изученного материала
Сегодня мы попробуем научиться применению новых методов и постараемся каждый раз убедить себя в правильности их применения. Начнем же, настроившись на обязательный успех. В экзаменационном и тестовом материале довольно часто встречаются уравнения и неравенства, требующие так сказать «нестандартного» подхода. С некоторыми из них мы уже научились успешно справляться. Давайте вспомним. Перед вами шесть уравнений. Два из них требуют чертежа. По виду уравнения определите с помощью какого метода оно решается, приведите решение, если нужен чертеж - воспользуйтесь предложенными.
1) 2х=11-х;
2) При каких а уравнение имеет единственное решение?
х10-а│х│+а2=а;
3) 5х+12х=13х;
4) При каких а уравнение имеет бесконечное множество решений?
│х+1│=х-а;
5) 3│х│=соsх/3;
6) Определить несколько значений параметра а, при которых данная система
уравнений имеет только два решения.
х2+у2=4,
х+у=а.
Чертеж №1 Чертеж №2
Учащиеся определяют методы решении уравнений:
1- метод, основанный на монотонности функций; 2 – основанный на четности функций; 3 - на монотонности функций; 4 – графический; 5 – на ограниченности функций; 6 – графический.
Решения:
1. {В подобных уравнениях, где слева и справа от знака равенства стоят функции совершенно разных «классов» (в данном случае линейная и показательная), обычно одним из методов решения является функциональный метод}
Ответ: Значение х=1 является корнем уравнения, так как слева стоит возрастающая функция, а справа убывающая (k<0), то 1 – это единственный корень уравнения.
2.{Так как х10 и │х│ - четные функции. То если существует некоторое х0 – решение исходного уравнения, то –х0 - так же является его решением. Значит, условие х0=-х0, откуда х0=0, является необходимым условием существования у уравнения единственного корня. Подставляя его в уравнение, находим а. Остается убедиться, что при этом значении а исходное уравнение действительно имеет лишь один корень.}
Ответ: Вместо х в исходное уравнение поставляем 0. Получаем: а2=а, отсюда а=0 и а=1. При подстановке а=0 в уравнение, получаем х10=0, отсюда х=0. При подстановке а=1 в уравнение, получаем три корня: 0, 1 и -1. Итак, при а=0 уравнение имеет единственное решение.
3.{Преобразуем данное уравнение к равносильному, в котором в левой части будет находиться убывающая функция, а в правой возраста–ющая}
Ответ: Легко убедиться, что х=3 – корень исходного уравнения. Делим обе части уравнения на 12х, получаем: + 1 = . В левой части убывающая функция, в правой – возрастающая, следовательно х=3 единственный корень.
4.{В одной системе координат строим графики двух функций.Исходное уравнение имеет столько корней, сколько есть точек пересечения графиков при фиксированном а}
Ответ: Воспользуемся чертежом №1. 1-ый график – есть график функции у=│х+1│, 2–ой график – график функции у=х-а. При а=1 данное уравнение имеет бесконечное множество решений.
5{(Основная идея метода мажорант состоит в использовании следующего утверждения: Если для всех хХ справедливы неравенстваf(x)A и g(x)A, где Ф – некоторое число, то на множестве Х уравнение f(x)=g(x) и неравенство f(x)g(x) равносильны системе уравнений
f(x)=A,
g(x)=A,
а неравенство f(x)g(x) выполняется для всех х Х.
Для нахождения мажорант функции могут использоваться различные базовые неравенства.}
Ответ: Оценим левую часть уравнения: 3│х│1; Оценим правую часть:
-1cos1, равенство возможно при 3│х│=1 и cos=1. Корень исходного уравнения х=0.
6. {Графический метод решения системы уравнений}
Ответ:Первое уравнение задает окружность на плоскости, второе – прямую (биссектрису 2-й и 3-ей четверти), которая сдвигается вдоль оси у на │а│единиц, в положительном, либо отрицательном направлении в зависимости от знака. Что бы система имела ровно два решения а может быть равно 0, 1.
2. Постановка проблемы, определение темы и цели исследования
Как говорится «повторение мать учения..», но мы не будем останавливаться на достигнутом. И мне хотелось бы, что бы вы попробовали применить свои знания еще на нескольких примерах. Допустим, такой пример:
Для каждого значения параметра а найти число корней уравнения
х3-3х2=а.
Предлагайте свои способы решения.
{Чаще всего в случае подобных уравнений, ребята пытаются решить его графическим путем, перенеся 3х2 в правую часть уравнения. Строятся графики, их взаимное расположение не дает четкого ответа на поставленный вопрос. Учащиеся убеждаются в том, что метод выбранный ими не подходит для решения поставленной задачи}
Ну, что же, ребята, наверное вы считаете, что для решения этого уравнения нужно знакомиться с новым методом? Да, это так, но и не совсем . Метод новый. Но опирается на уж известные нам знания. Метод называется: Метод применения производной при решении уравнений и неравенств. Опирается он на исследование функций. Давайте исследуем функцию f(x)=х3+3х2, построим её график, и пересечем её прямой у=а, отмечая сколько точек пересечения будут иметь графики этих функций при фиксированном а.
Решение.
f(x)=x3-3x; y=a; f´'(x)=3x2-6x=3x(x-2)
- 2 х
f′′(x)<0, при хϵ(0;2); f′′(x)=0, при хϵ{0;2}; f′′(x)>0, при хϵ(-∞;0)U(2;∞).
Таким образом, непрерывная функция f(x) в точке х=2 имеет минимум, а в точке х=0 максимум, причем f(0)=0; f(2)=-4. Кроме того, f(x) убывает при
хϵ(0;2) и возрастает при хϵ(-∞;0) и прихϵ (2;∞).
у
у=f(х)
у=а
0 2
х
у=а
-4
При аϵ(-∞;-4)U(0;∞) – один корень.
При аϵ(-4;0) –три корня.
При а=-4 и а=0 – два корня.
3. Минутка релаксации:(Используются элементы здоровьесберегающей технологии).
Учащиеся выполняют упражнение «вертолёт»: перемещают карандаш между пальцами кисти.
4.Решение задач по новой теме
Следующее задание звучит так:
Сколько корней имеет уравнение х3+6х2+9х+1=0
(Некоторые учащиеся предлагают воспользоваться теоремой Безу, но вскоре замечают, что не могут подобрать корень уравнения)
Я немного по другому сформулирую вопрос. Думаю так вы быстрее найдете способ решения. Иными словами, в скольких точках график функции f(x)=х3+6х2+9х+1 пересекает ось х. Теперь понятно, что вновь нужно исследовать функцию с помощью производной и построить график. Важным в этом примере является нахождение значений функции в критических точках.
Решение.
Рассмотрим функцию f(х)=х3+6х2+9х+1, определенную на множестве R.
f′′(x)=3х2+12х+9=3(х2+4х+3)=3(х+1)(х+3).
+ - +
-3 -1 х
Критическими точками этой функции являются х=-3 и х=-1, причем f(-3)=1 и f(-1)=-3. На интервалах (-∞;-3) и (-1;∞) функция возрастает, а на интервале (-3;-1) убывает.
у
1 у= f(х)
-3 -1 х
-3
Таким образом уравнение х3+6х2+9х+1=0 имеет три корня.
В следующем примере lnx – x = -1+(x-1)2 исходное уравнение записывается в виде f(x)=g(x). В одной координатной плоскости строим график функции g(x) и f(x), предварительно исследовав функцию f(x).
Решение.
Запишем исходное уравнение в видеf(х)=g(x), где f(х)= lnx-х и g(x)=-1+(х-1)2. Построим график функции у=g(x). Точка х0=1 в области допустимых значений переменной (х>0) для функции
g(x)=у является точкой минимума (g(1)=-1).
Исследуем функцию f(х)= lnx-х.
f '(x)=1/х -1
+ -
0 1 х
Точка х0=1 для функции у=f(х) является точкой максимума (f(1)=-1).
Следовательно, исходное уравнение имеет единственный корень х=1.
Однако, с помощью производных можно решать не только уравнения, но и неравенства. Рассмотрим пример.
Решить неравенство х3+4х-16>0
(Иными словами, при каких х график функции лежит выше оси х)
Найдем промежутки возрастания и убывания функции f(х)=х3+4х-16. Производная f '(x)=3х2+4, для каждого действительного х имеем f ' (x)>0. Таким образом, функция f является непрерывной и возрастающей на всей числовой прямой, поэтому её график может пересекать ось Ох только в одной точке. Учитывая, что f(2)=0, заключаем, что решениями данного неравенства являются все числа х из промежутка х(2;+).
5. Домашнее задание
В качестве домашнего задания я предлагаю вам решить следующие примеры:
Решить неравенства:
- 2х9-х5+х>2;
- х27+х18+448<0;
Решить уравнения:
- sin(х)=х2+х+1;
- log2 (4-х)=х-3;
- х2-х+2=2;
6*. х-7 + 2 + 13,3 = + х;
6. Подведение итогов
До конца занятия остается совсем немного времени. Давайте очень кратко сформулируем основные знания, полученные вами сегодня.
- метод решения уравнений и неравенств, который мы сегодня использовали называется….. (метод с использованием производной);
- с помощью производной мы….(исследуем функцию);
- находим промежутки её….. (возрастания и убывания);
- а так же….(критические точки);
- с помощью этого метода решаются задачи на….(нахождение количества корней уравнения; нахождение количества корней уравнения в зависимости от значения параметра а; нахождения корня уравнения (если при данном значении х одна из функций достигает своего максимума, а другая – минимума); а так же решаются неравенства).
7. Рефлексия
И самое последнее задание: перед вами лежат карточки с вопросами,прочитайте вопросы, подумайте и ответьте. При выходе из класса карточки положите мне на стол. Подписывать их не надо, отвечайте абсолютно честно, мне интересно как вы восприняли это занятие, остались ли у вас сомнения. Думаем, отвечаем. Спасибо. Занятие закончено.
Карточка:
На каждый из вопросов можно ответить тремя способами: да, нет, частично | |||
Понятен ли вам новый материал | Интересен ли он вам | Считаете ли вы его полезным | Чувствовали ли вы себя комфортно на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями
Методическая разработкаТема: Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями. Учитель: Удодова Любовь Валентинов...
Место задач с параметрами в изучении свойств квадратичной функции
Данный материал содержит основные сведения о квадратичной функции на уровне 8ого класса общеобразовательной школы, определения таких понятий как параметр , задача с параме...
Исследование свойств степенных функций (9 класс)
Урок-исследование. Работа в группах....
Презентация "Применение графика производной к исследованию свойств функции"
Презентация к уроку алгебры в 11 классе...
Урок в 11 классе "Применение графика производной к исследованию свойств функции»
Урок в 11 классе при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Проверочная работа по теме: "Параметр. Исследование квадратичной функции. Повторение" 8-9 класс (углубленный уровень). Вариант 1.
Параметр - один из наиболее сложных моментов в программе по математике. Но в свете итоговой аттестации, как в 9, так и в 11 классе, для приличных баллов эта тема безусловно необходима. Начинается она ...
План конспект урока алгебры в 11 классе "Свойства функции y=sinx и ее график".
План конспект урока алгебры в 11 классе "Свойства функции y=sinx и ее график"....