Урок алгебры в 9 классе "Решение неравенств второй степени"
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Открытый урок, проведенный в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_neravenstva_vtoroy_stepeni.docx | 222.75 КБ |
reshenie_neravenstv_vtoroy_stepeni.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Решение неравенств второй степени» (урок новых знаний) (слайд 1,2)
Цели:
Предметные
Ввести понятие неравенств второй степени с одной переменной, дать определение.
Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции.
Сформировать умение решать неравенства данного вида.
Метапредметные:
Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать.
Развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление.
Развивать навыки культуры речи: умение вести диалог, грамотно говорить, аргументированно высказывать точку зрения.
Личностные:
Формировать навыки общения, умения работать в коллективе, уважать мнение каждого.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, формировать положительную мотивацию.
Ход урока.
- Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Повторим квадратичную функцию. (слайд 3)
- Дайте определение квадратичной функции.
- Что представляет собой график квадратичной функции?
- Как определить направление ветвей параболы?
Используя график функции (слайд 4) у
а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта;
б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения,
- равные нулю, -6 -1 х
- положительные значения,
- отрицательные значения. у
Используя график функции (слайд 5)
а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта;
б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения,
- равные нулю, 0 х
- положительные значения,
- отрицательные значения.
у
Используя график функции (слайд 6)
а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта;
б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения, 0 1 х
- равные нулю,
- положительные значения,
- отрицательные значения. у
Используя график функции (слайд 7)
а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта;
б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения,
- равные нулю, -2 0 5 х
- положительные значения,
- отрицательные значения.
у
Используя график функции (слайд 8)
а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта;
б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения,
- равные нулю, -з 0 х
- положительные значения,
- отрицательные значения.
Используя график функции (слайд 9)
а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта; у
б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения,
- равные нулю,
- положительные значения, 0 х
- отрицательные значения.
Определите расположение графиков: (слайд 10)
Условия | D>0 Две точки пересечения с осью 0х | D<0 Нет точек пересечения с осью 0х | D=0 Одна точка пересечения с осью 0х | ||
a>0 ветви параболы направлены вверх | |||||
a<0 ветви параболы направлены вниз |
- Изучение нового материала. (слайд 11)
Неравенства какого вида мы назовем неравенствами второй степени с одной переменной?
Для этого достаточно проанализировать, как расположен график функции y= аx2+вx+с в координатной плоскости: куда направлены ветви параболы и пересекает ли парабола ось х. (слайд 12)
D > 0 | D = 0 | D < 0 | |
a > 0 | |||
a < 0 |
Пример: Решите неравенство: 5x2+9x-2>0 (слайд 13).
у = 5x2+9x-2, квадратичная функция, ветви параболы направлены вверх, т.к. а = 5 > 0.
Решим квадратное уравнение 5x2+9x-2=0
х1 = 1/5;х 2 = -2
Отметим точки х1 = 1/5;х 2 = -2 на оси х + +
Изобразим схематически график функции у = 5x2+9x-2
Отметим промежутки, на которых у > 0, запишем ответ.
Ответ: (–∞;-2) U (1/5;+∞).
-2 - 1/5
Пример: Решите неравенство 2х2+3х – 5 ≥ 0 (слайд 14).
у = 2х2+3х – 5, квадратичная функция, ветви параболы направлены вверх.
Решим квадратное уравнение 2х2+3х – 5 = 0.
Отметим точки на оси х . Изобразим схематически график функции у=2х2+3х – 5.
Отметим промежутки, на которых у ≥ 0, запишем ответ.
Пример: Решите неравенство –х2 + х + 6 ≥ 0. (слайд 15)
- График функции – парабола, ветви – вниз (т.к. а =- 1 < 0). Решим квадратное уравнение
–х2 + х + 6 = 0
- Найдем нули функции: –х2 + х + 6 = 0,
- На ось ОХ нанесем нули функции. Нарисуем параболу.
- Найдем значения х, при которых у ≥ 0: у ≥ 0 при - 2≤ х ≤ 3.
Ответ: [- 2; 3]
Выведем алгоритм решения неравенств второй степени.
Алгоритм решения неравенств вида ax2+bx+c > 0 и ax2+bx+c < 0 (слайд 16)
Рассмотреть функцию у = ax2+bx+c
- График функции – парабола, ветви направлены вверх (т.к. а>0) или вниз (т.к. а < 0).
- Найти нули функции.
- На ось ОХ нанести нули функции. Построить эскиз графика.
- Найти значения переменной х, при которых функция принимает нужные значения.
- Записать ответ.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах. Учащиеся выполняют № с последующей самопроверкой по слайдам №17 -20. (учащиеся помогают друг другу при решении неравенств второй степени).
Решите неравенство: х2 - 3х + 4 > 0 (слайд 21).
Рассмотрим квадратичную функцию у = х2 - 3х + 4.
Графиком функции является парабола, а = 1 > 0 ветви направлены вверх.
Решим уравнение х2 - 3х + 4 = 0.
х2 - 3х + 4 = 0.
D = b2 – 4ac = (- 3)2 - 4⋅1⋅ 4 = 9 - 16 = - 7,
D < 0, уравнение не имеет корней.
Значит , парабола …. х
Решите неравенство: х2 - 4х + 4 ≤ 0 (слайд 22)
Рассмотрим квадратичную функцию …
Графиком функции является …, а= …… ветви направлены ….
Решим уравнение … .
х2 - 4х + 4 = 0.
D = b2 – 4ac = (- 4)2 - 4⋅1⋅ 4 = 16 - 16 = 0,
D = 0, уравнение имеет 1 корень.
х = 2 2
Ответ: х = 2.
Решите неравенство: -х2 - 3х - 4 >0 (слайд 23).
Рассмотрим квадратичную функцию …
Графиком функции является …, а= …… ветви направлены ….
Решим уравнение … . -х2 - 3х - 4 = 0 - -
D = b2 – 4ac = (- 3)2 – 4(⋅1)(⋅ 4)= -5,
D < 0, уравнение не имеет корней
Значит , парабола ….
Ответ : решений нет.
V. Самостоятельная работа. (слайд 24)
Небольшая самостоятельная работа, позволяющая увидеть учителю усвоение нового материала.
№ 306 (г,д,е) все выполняют в своих тетрадях.
№ 305 у доски работают трое учащихся, объясняя учителю своё решение.
VI. Рефлексия.
Что нового узнали на уроки?
Чему научились?
Оцените свою работу. Оцените работу ваших одноклассников.
VII. Итог. Домашнее задание. №306(а,б,в), № 307. (слайд 25)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели Предметные Ввести понятие неравенств второй степени с одной переменной, дать определение Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции Сформировать умение решать неравенства данного вида Метапредметные: Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать Развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление Развивать навыки культуры речи: умение вести диалог, грамотно говорить, аргументированно высказывать точку зрения Личностные: Ф ормировать навыки общения, умения работать в парах, уважать мнение каждого Воспитывать познавательный интерес к предмету, формировать положительную мотивацию
Повторим квадратичную функцию * Дайте определение квадратичной функции. * Что представляет собой график квадратичной функции? * Как определить направление ветвей параболы?
Используя график функции а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта; б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения, - равные нулю, - положительные значения, - отрицательные значения. у х о -6 -1
у х о Используя график функции а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта; б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения, - равные нулю, - положительные значения, - отрицательные значения.
Используя график функции а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта; б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения, - равные нулю, - положительные значения, - отрицательные значения. у х о 1
Используя график функции а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта; б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения, - равные нулю, - положительные значения, - отрицательные значения. у х о -2 5
Используя график функции а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта; б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения, - равные нулю, - положительные значения, - отрицательные значения. у х о -3
у х о Используя график функции а) охарактеризуйте знак первого коэффициента а и дискриминанта; б) назовите значения переменной х , при которых функция принимает значения, - равные нулю, - положительные значения, - отрицательные значения.
Неравенства второй степени с одной переменной Неравенства вида ax 2 + bx + c > 0 и ax 2 + bx + c < 0, (ax 2 + bx + c ≥ 0 ; ax 2 + bx + c ≤ 0) где x – переменная, a , b и c – некоторые числа и a ≠ 0 , называют неравенствами второй степени с одной переменной Решение неравенства ax 2 + bx + c > 0 или ax 2 + bx + c < 0 (ax 2 + bx + c ≥ 0 ; ax 2 + bx + c ≤ 0) можно рассматривать как нахождение промежутков, в которых функция y = ax 2 + bx + c принимает положительные или отрицательные значения
Для этого достаточно проанализировать, как расположен график функции y= а x 2 +в x +с в координатной плоскости: куда направлены ветви параболы и пересекает ли парабола ось х D = 0 D< 0 x
Решим неравенство 5х 2 + 9х – 2 < 0 Рассмотрим квадратичную функцию у = 5х 2 + 9х – 2 Графиком этой функции является парабола, а = 5 > 0 ветви направлены вверх. Решим уравнение 5х 2 + 9х – 2 = 0. 5х 2 + 9х – 2 = 0. D = b 2 – 4ac = 9 2 - 4 5 (-2) = 81 + 40 = = 121, x -2 х
Найдите множество решений неравенства: 1 . График – парабола, ветви – вверх (т.к. а= 2 > 0 ). Рассмотрим функцию 2 . Найдем нули функции: 3. На ось ОХ нанесем нули функции. Нарисуем параболу. 4 . Найдем значения х, при которых : х -2,5 1 \\\\\\\\\\\\\\ ///////////////// + + у ≥ 0 при х ≤ -2,5 и х ≥ 1 5 .
Найдите множество решений неравенства: 1. График функции – парабола, ветви – вниз (т.к. а =- 1 < 0 ). Рассмотрим функцию у = –х 2 + х + 6 2. Найдем нули функции: 3. На ось ОХ нанесем нули функции. Нарисуем параболу. 4. Найдем значения х , при которых : х -2 3 /////////// // + при -2 ≤ х ≤ 3 Ответ: [- 2; 3] б) –х 2 + х + 6 ≥ 0 – х 2 + х + 6 = 0
Алгоритм решения неравенств вида ax 2 +bx+c>0 и ax 2 +bx+c<0 Рассмотреть функцию 1 . График функции – парабола, ветви направлены вверх (т.к. а > 0 ) или вниз (т.к. ). 2 . Найти нули функции. 3 . На ось ОХ нанести нули функции. Построить эскиз графика. 4 . Найти значения переменной х, при которых функция принимает нужные значения. 5 . Записать ответ.
х -8 6 \\\\\\\\\\\\\\\\ \ Решите неравенство: Проверь себя - y < 0 при -8 < x < 6 График – парабола, ветви – вверх (т.к. а = 1 > 0 ).
Решите неравенство: х -3 5 ///////////////////// \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Проверь себя График – парабола, ветви – вниз (т.к. – 1 < 0). - х 2 + 2 х + 15 = 0 y < 0 при x < -3 и x > 5 - - х 2 - 2 х - 15 = 0 х = - 3; х = 5
Решите неравенство: х 1,5 \\\\\\\\\\\\\\\ ////////////////////////// Проверь себя График – парабола, ветви – вверх (т.к. а= 4 > 0). + + y > 0 при x < 1,5 и x > 1,5 ( 2x – 3 ) 2 = 0 x = 1,5
Решите неравенство: х 0 0,9 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Проверь себя График – парабола, ветви – вниз (т.к. а=– 1 0 < 0). + у > 0 при 0 < x < 0,9 x = 0,9
Решите неравенство: х 2 - 3х + 4 > 0 x Ответ: (- ; + ) Рассмотрим квадратичную функцию у = х 2 - 3х + 4. Графиком функции является парабола, а = 1 > 0 ветви направлены вверх. Решим уравнение х 2 - 3х + 4 = 0. х 2 - 3х + 4 = 0. D = b 2 – 4ac = (- 3) 2 - 4 1 4 = 9 - 16 = - 7 , D < 0, уравнение не имеет корней. Значит , парабола …. х
Решим неравенство: х 2 - 4х + 4 0 x 2 Ответ: ? Рассмотрим квадратичную функцию … Графиком функции является …, а= …… ветви направлены …. Решим уравнение … . х 2 - 4х + 4 = 0. D = b 2 – 4ac = (- 4) 2 - 4 1 4 = 16 - 16 = 0 , D = 0, уравнение имеет 1 корень. х = 2 Ответ: х=2
Рассмотрим квадратичную функцию … Графиком функции является …, а= …… ветви направлены …. Решим уравнение … . Решим неравенство: -х 2 - 3х - 4 > 0 -х 2 - 3х - 4 = 0 D = b 2 – 4ac = (- 3) 2 – 4 ( 1)( 4) = -5 , D < 0, уравнение не имеет корней. Значит , парабола …. Ответ : решений нет. - -
№ 306 (г, д, е), у доски № 305. Д/з № 306(а,б,в), № 307. Выучить алгоритм решения неравенств второй степени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Решения неравенств второй степени с одной переменной" (конспект + презентация)
Разработка содержит конспект урока и презентацию к ней....
Открытый урок по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Урок направлен на введение новой темы, ранее не известной учащимся. К конспекту урока приложена презентация в формате SMART Notebooke....
Урок по теме " Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Урок по теме " Решение неравенств второй степени с одной переменной"...
Урок по теме " Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Урок по теме " Решение неравенств второй степени с одной переменной"...
открытый урок по теме" Решение неравенств второй степени с одной переменной "
Открытый урок по данной теме был подготовлен и проведен в рамках курсов повышения квалификации " ФГОС: системно - деятельностный подход в преподовании математики".Уданный урок был проведен в 9 классе ...
Урок в 9 классе "Неравенства второй степени"
Конспект урока по способам решения квадратных неравенств...
Урок по теме: "Решение неравенств второй степени графическим способом"
Планируемыми результатами данного урока являются: умение решать квадратные неравенства графическим способом, умение правильно записывать решения неравенств. На уроке ярко выражен деятельностный ...