Технология проектирования современного урока математики
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Белкина Татьяна Александровна

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока. В статье рассмотрены этапы современного урока на примере математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология современного урока700.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектирования современного урока математики.

Белкина Татьяна Александровна,

 учитель математики,

 ГБОУ г. Москвы «Школа №2120»,

BelkinaT.A@yandex.ru

Аннотация: В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока. В статье рассмотрены этапы современного урока на примере математики.

Ключевые слова: ФГОС, современный урок, системно-деятельностный подход, планируемые результаты.

Урок  есть открытие истины,

поиск истины и ее осмысление

в совместной деятельности

обучающихся и учителя.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока.

Сегодня уроки моделируются по совершенно иной схеме и включают следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности обучающегося.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС осуществляется с позиций его методологической основы – системно-деятельностного подхода.

Итак, посмотрим на урок с позиций системного и деятельностного подхода:

Рисунок 1.

Главная методическая цель современного урока в условиях стандарта второго поколения — создание условий для проявления познавательной активности учащихся, которая достигается следующими путями:

  1. Ход познания — «от учеников».
  2. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
  3. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
  4. Коллективный поиск, направляемый учителем
  5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке
  6. Гибкая структура.

Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:

  • формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД;
  • комплексный подход к планированию результатов урока;
  • обновление форм организации учебных занятий;
  • смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные;
  • выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения;
  • систематическое использование современных технологий.

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки:

  • изучения (объяснения) нового материала;
  • закрепления знаний и формирования умений и навыков;
  • повторительно-обобщающего характера;
  • коррекции знаний, умений и навыков;
  • комбинированный;
  • контроля знаний, умений и навыков,

то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки отработки умений и рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля;
  • урок – исследования (урок творчества).

Для каждого типа урока выделим две цели:

Содержательную (формирование  системы  ценностей по данному предмету) и деятельностную (формирование умений  новых способов действий).

1 тип – уроки «открытия» новых знаний.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Деятельностная цель работает на метапредметный результат, на формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

  1. тип – урок отработки умений и рефлексии.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

Деятельностная цель: формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.

3 тип - уроки общеметодологической направленности (построения системы знаний)

Содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.

Деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  1. тип – уроки развивающего контроля.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

  1. тип – урок исследования (урок творчества)

Содержательная цель: проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Итак, преобразование урока должно идти в контексте современных образовательных идей.

Что вчера было хорошо, может считаться таковым и завтра. Однако не должно. Остается понять, что должно измениться.

Тем не менее, большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Давайте по деятельности учителя на уроке выясним, на какой урок мы попали: традиционный или современный.

Таблица 1.

Итак, современный урок отличается от традиционного по способу передачи знаний, по характеру взаимоотношений:

•        по способу передачи знаний: в традиционном уроке преобладают объяснительно - иллюстративный и репродуктивные методы, в современном уроке - деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский;

•        по характеру взаимоотношений: субъектно-объектный в традиционной системе, субъектно-субъектный, партнерство, равноправие – в современном уроке.

Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. На традиционном уроке применяется сенсуалистический подход, т.е.  слушать, смотреть только на меня.  Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать.

Давайте проследим как изменились этапы современного урока математики относительно традиционного.

Итак, в связи с введение ФГОС изменился характер взаимодействия учителя и ученика: осуществляют совместный поиск. Изменилась и структура урока. Планируя проверяем как каждый этап работает на достижение планируемых результатов.

  1. Организационный момент – не актуален (индивидуально для каждого класса и конкретного учителя)
  2. Мотивация к учебной деятельности – не обязательно яркое пятно, достаточно 1 минуты не уводя от изучаемого материала.

Например, расскажите интересную историю о математике или об историческом событии (к примеру, как Карл Фридрих Гаусс сложил числа от 1 до 100 за минуту, когда ему было 10 лет в 1787 году).

  1. Целеполагание – 2-3 минуты не обязательно цель формулируют дети, зависит от возрастных особенностей обучающихся, от изучаемой темы и т.д.

Я использую в своей работе ребусы, кроссворды и т.д. Рисунок 2 и 3.

  1. Актуализация 5-7 минут – мы уже знаем…, проверим домашнее задание, что не получилось, сколько способов решения имеет задача?

Например, для актуализации знаний перед изучением темы «Вынесение общего множителя за скобки» поможет обсуждение способов решения домашней задачи, а для введения понятий правильной и неправильной дроби – математическая разминка.

Рисунок 4 и 5.

Если на этом этапе возникли противоречия или проблемная ситуация, то это послужит хорошей мотивацией для изучения темы урока. И мотивация не закончилась только этим этапом, ведь проблема не надумана, решаема, актуальна.

  1. «Открытие нового знания» до 25 минуты урока -поисковая деятельность учащихся и система грамотно составленных логических вопросов от учителя помогут выдвинуть гипотезу и… получить новые знания.

Поделюсь опытом. Изучая способы сравнения дробей, я предлагаю ребятам следующие задания:

Схема 1, 2 и 3.

И здесь ребята уже сами формулируют правило сравнения с половиной. Аналогично формулируем правило сравнения по дополнениям до единицы.

  1. Первичное закрепление – проговаривание вслух ответы и даем пояснения. Чаще работа групповая, чтобы более подготовленные дети могли поделиться опытом со своими одноклассниками.
  2. Самостоятельная работа. Каждый ребенок должен попробовать себя в действии, чтобы выявить и затем скорректировать полученные знания. Данная работа может быть оценена по желанию ученика. Следующее задание предлагаю сделать самостоятельно при изучении правильных и неправильных дробей.

Схема 4.

  1. Рефлексия выявляет  способности находить межпредметную связь, формирует систему знаний, отвечает на вопрос: – достигли запланированных результатов?

После изучения простых чисел предлагаю детям ответить на вопрос:

Рисунок 6.

Нельзя забывать отвечать на вопросы: что я знаю, что умею, что могу? Это позволяет ребенку самому себе систематизировать знания, ведь рефлексия очень важна!

Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике. Дети 21века отличаются от детей 20 века:

  • В сознании доминирует смысловая сфера
  • Становление и развитие смысловой  сферы определяется культурно-историческими условиями
  • Основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми
  • Обладают системно-смысловым типом сознания

Можно долго говорить и спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя!

Приложения:

рис.1

Таблица 1.

Традиционная деятельность учителя

Деятельность на современном уроке

Пользуется жестко структурированным конспектом

Пользуется сценарным планом урока

Большая часть времени - речь учителя

Самостоятельная деятельность учеников

Стремятся выполнить, что запланировано

Дети ставят учебную задачу, находят и обрабатывают информацию

Формулировки: решите, спишите, найдите, выполните…

Формулировки: проанализируйте, сравните, создайте, обобщите, измените…

Фронтальная работа

Групповая или индивидуальная работа

Оценка учителя

Рефлексия

Рисунок 2.

 D:\Татьяна Белкина\ребус.jpg

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Схема 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3D технологии на современном уроке математики

Для уроков математики большую помощь в применении 3d технологии оказывают работы лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института им. В. А. Стеклова Российской академии наук...

Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему «Культура речи»

Методический материал для преподавателя по проектированию урока по русскому языку на тему "Культура речи". Содержит технологическую карту, план урока и поясняющую презентацию. Цель проектируемого урок...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Урок «Профессиональное образование. Пути освоения профессии» для обучающихся 8 класса - первый в разделе рабочей программы «Современное производство. Профессиональное самоопределение...

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....