"Новые результаты образования как основа проектирования современного урока математики"
статья по математике
Предварительный просмотр:
Михеева Т.Ю., учитель математики
ГБОУ лицей №389 «ЦЭО» Кировского района
Санкт-Петербурга
Новые результаты образования как
основа проектирования современного урока математики
Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми ученики должны овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые делятся на познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требуют абсолютно новой деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В современном образовании особое внимание ставится на обеспечение становления личности ученика, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности.
Без математической подготовки невозможно стать современным образованным человеком:
- изучение математики способствует эстетическому воспитанию учащихся, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии,
- математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики,
- существует целый ряд специальностей, в которых необходим высокий уровень математического образования связанный: экономика, финансы, строительство.
На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять полученный опыт для получения новых знаний. А именно: научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы или аргументации своей точки зрения.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока:
- определение цели и задач;
- отбор содержания учебного материала;
- подбор методов и приёмов обучения;
- определение форм организации деятельности учащихся;
- подбор материала для домашней работы;
- определение способов контроля;
- продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
- подбор вопросов для подведения итога урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
Требования к современному уроку:
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока,
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора,
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке,
- Высокая степень речевой активности учащихся.
Требования к заданиям на уроке:
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер,
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.
Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается осмысливание того, что должно произойти. Под проектированием урока будем предполагать деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность учеников подчиненную цели урока.
В соответствии с новыми стандартами задания должны представляться в виде оригинальных текстов, задач подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.
Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание), то сегодня учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.
Оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта. Технологическая карта дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”. (С.И. Гессен) То есть с конспекта или, говоря современным языком, с технологической карты учебного занятия. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к новым результатам образования.
Литература
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.
Поташник М.М. Требования к современному уроку/Методическое пособие.- М.: Центр
педагогического образования, 2011.
Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...
"Системно-деятельностный подход как основа проектирования современного урока"
Урок - это главная составная часть учебного процесса. Проектирование современного урока следует рассматривать с точки зрения системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС....
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания
Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....
Технология проектирования современного урока математики
В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока. В статье рассмотрены этапы со...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....