Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".
методическая разработка по математике

Ан Вор Сун

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

Выполнила:

Ан Вор Сун,

учитель математики

МАОУ  СОШ №8 г. Холмска

г. Холмск, 2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА.        6

1.1.        Особенности технологии образования деятельностного содержания.        6

1.2.        Отбор и структурирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока.        9

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.        13

2.1.        Требования к современному уроку.        13

2.2. Методы и приёмы обучения математике в логике современных требований.        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.        21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.        23

Приложение 1        24

Приложение 2        25

Приложение 3        27

Приложение 4        29

Приложение 5        33

ВВЕДЕНИЕ.

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС ООО? В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

В современных условиях обучения возрастает значимость математического образования и личностный подход.

Реализации этой задачи способствует, в том числе,  и Концепция математического образования, в своих основных принципах направленная на осуществление в процессе обучения математике гармонического сочетания интересов личности и общества, основана на идее личностно ориентированного обучения и выделяет в качестве центрального тезиса уровневую и профильную дифференциацию обучения как в наибольшей степени соответствующую современным идеям российской и мировой педагогики и психологии.

Главный принцип концепции состоит в осознании реального сосуществования в методической системе обучения математике двух генеральных функций школьного математического образования, определяемых глобальным совпадением и локальными различиями общественных и личных интересов в интеллектуальном развитии человека, в его общей культуре и в конкретной математической подготовке, в его приобщении к математической культуре как к части общезначимой культуры человечества: образование с помощью математики и собственно математическое образование.

Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике, которая является одним из основополагающих принципов новой концепции и выражается, условно говоря, тезисом "не ученик для математики, а математика для ученика", означающего постановку акцента на личность, на человека.

         Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, так как важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

        Цель исследования: получение нового научного знания об организации  современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО.

Задачи:

- изучить Современную концепцию математического образования;

- изучить теоретические и методологические основы современного урока математики;

- познакомиться с современными образовательными технологиями, передовым опытом работы;

- внедрить в практику работы технологию, методы и приёмы, соответствующие требованиям ФГОС ООО;

- представить результаты исследования на ШМО, РМО, НПК.

Объект исследования: организация педагогического процесса – урока математики в свете новых требований ФГОС.

Предмет исследования: формирование УУД обучающихся через организацию системно-деятельностного подхода в рамках современного урока математики.

В основу исследования положена гипотеза: предполагается, что использование системно-деятельностного подхода на уроках математики будет способствовать формированию УУД обучающихся.

Методы исследования:

  1. Теоретические: изучение нормативно-правовой, научно-методологической, психолого-педагогической, методической  литературы.
  2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности,  мониторинг и др.

Ожидаемые результаты:

- внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода;

- сформированность УУД обучающихся как совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих определять, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях;

- информационная компетентность как способ и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

              Этапы работы:

I – подготовительный - (август - сентябрь 2016 г.)

II – практический, основной (сентябрь 2016 - май 2018 г.)

III – заключительный (обобщающий) - сентябрь 2018- май 2019 г.)

Форма представления результатов работы. 

Конференция, публикации в профессиональных изданиях; методические разработки; аналитический отчёт, творческий отчёт, открытые уроки, мастер-классы в рамках работы ШМО, РМО, семинаров.

Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлена в документах об образовании:

«Стратегии содержания общего образования».

«Концепции модернизации российского образования до 2010 года».

«Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, “формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции”.

«Концепция развития современного математического образования».

         Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии является автором технологии проектирования ключевых и предметных компетенций.

        В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным.

         Основой для  структурирования содержания предмета могут служить труды  в области  системного подхода к анализу объекта исследования (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин, Т.И. Шамова и др.),  теория формирования понятий (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская),    теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

  1.  Особенности технологии образования деятельностного содержания.

Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).

Это - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Теоретической и методологической основой современного урока являются достижения компетентностного, личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов. Исходная идея  - системно-деятельностный подход.

Содержание образования — один из ведущих компонентов системы образования, и не случайно, что всегда в задачах реформирования системы главным вопросом становится проблема нового, деятельностного  содержания. Мы будем исходить из того, что в основе деятельностного содержания лежат универсальные средства, методы и нормы мыследеятельности. Знание как таковое уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов.

Если в традиционном образовании главным процессом является понимание, то в деятельностном главным становится мыследействование. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то есть знаний,  содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм управленческой деятельности, из выделенных и культурно оформленных норм искусственно-технической преобразовательной деятельности.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.

Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации (под педагогическим проектированием мы понимаем поэтапную разработку образовательной системы, ее элементов и действий, сопровождающуюся изменением субъектов образовательного процесса и качества образования).

Рис. 1. Схема «Компоненты современного урока»

В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы:

Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).

Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать принцип системного построения курса математики;

  • принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
  • принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математика;
  • принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
  • принцип развивающего обучения.

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

невыполнимое, но сходное с предыдущими.

        Схема структуры урока открытия нового знания по Л.Г. Петерсон позволяет увидеть создание проблемной ситуации и пути выхода из неё.

Рис. 2. Схема «Структуры урока ОНЗ по ТДМ»

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

  1.  Отбор и структурирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока.

Основой для  структурирования содержания предмета могут служить труды  в области  системного подхода к анализу объекта исследования (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин, Т.И. Шамова и др.),  теория формирования понятий (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская),    теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин).

Моделирование – это метод исследования интересующих нас объектов через модели. Особенность моделирования заключается в том, что оно дает возможность изучить процесс до его осуществления, выявить отрицательные последствия и найти способы их ликвидации. Кроме этого, моделирование позволяет изучить процесс целостно, в совокупности его элементов и связей между ними. «С помощью моделирования удается свести  изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, т. е., сделать любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения». [6 с.212

Первый этап моделирования – построение системы целей на основе  государственных стандартов и программы курса.  Педагогическая цель урока в новой концепции требует отказа от идеи трех равнозначных и самостоятельных целей урока: воспитывающей, развивающей и обучающей.  Государственные стандарты образования в качестве приоритетных определяют личностные цели, достижение которых обеспечивается метапредметными и предметными результатами. Способ постановки целей осуществляется через результаты обучения.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные школьниками на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, применимые как  в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам образовательной деятельности относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.        

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели  в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса. Такой подход к определению целей показывает, что обеспечение усвоения учебного материала учителем является его задачей, а не целью. Целью же  является осуществление положительных сдвигов в развитии личности ученика.

Моделирование предметного содержания образования носит уровневый характер:

- моделирование курса (выделение стержневых линий  и связей между ними;

- моделирование тем (разделов), как относительно автономных единиц;  

- моделирование конкретных занятий (модели заданий, форм, методов обучения и пр.)

Многоуровневая модель образовательного процесса  позволяет  учителю спрогнозировать систему обора содержания и наметить ключевые направления их качественного преобразования с целью  получения проектируемого результата.

Содержание образовательного процесса должно строиться с учетом  освоения окружающей действительности, выраженной в предметном материале стандартов,  личностного развития обучающегося и деятельности, одной из функций которой является становление личности. Так как стандарты второго поколения указывают на приоритетность личностных и метапредметных результатов, первостепенная задача учителя – понять, какое место занимает преподаваемый им предмет в развитии ценностных отношений учащихся. Такой подход  наполнит знание личностным смыслом.

Моделирование предполагает начать исследование учебного предмета с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.

Рис. 3. Взаимосвязь содержания и предметных целей

На схеме представлена взаимосвязь содержания и предметных целей, которые отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Цели учебного предмета формулируются на основе выделения содержательных (стержневых) линий.

В качестве стержневых линий могут выступать системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук. Они выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Вокруг них и происходит объединение, концентрация учебного материала. Стержневые линии являются основой формирования у школьников научного мировоззрения.

Рассмотрим структуру стержневых линий на примере алгебры.  В качестве стержневых линий выделены  системообразующие понятия.

Таблица 1.

Класс

Линия уравнений

Линия неравенств

Вычислительная линия

Формально-оперативная линия

Функциональная линия

5

Решение уравнений на основе  зависимости между компонентами

Понятие неравенств. Двойное неравенство.

Натуральные числа. Десятичные дроби.

Распределительный закон умножения.

Числовой луч.

6

Свойства уравнений.

Строгие и нестрогие неравенства.

Обыкновенные дроби. Положительные и отрицательные числа

Числовая прямая. Координатная плоскость.

7

Линейные уравнения. Системы уравнений.

Степень с натуральным показателем.

Действия со степенями. Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного уравнения

Понятие функции. Линейная функция.

Y=x2

Y=x3

8

Квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения.

Числовые неравенства и их свойства Неравенства с одной переменной Системы неравенств.

Иррациональные числа.  Степень с целым показателем.

Преобразование выражений,  содержащих  корни n-ой степени.

Обратная пропорциональ-ность.

9

Неравенства 2-ой степени. Решение неравенств методом интервалов

Корень n-ой степени

Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени.

Квадратичная функция.

10

Тригонометрические  уравнения

Простейшие тригонометрические неравенства

Вычисление производных.

Тригонометрические функции. Исследование функций с помощью производной и построение графиков

11

Иррациональные уравнения. Показательные и  логарифмические  уравнения

Показательные и логарифмические неравенства

Логарифм числа

Вычисление  интегралов. Обобщение понятия степени.

Первообразная функция. Степенная, показательная и логарифмическая функция

Цели учебного раздела или темы формулируются исходя из анализа  и вычленения ключевых понятий, способов деятельности, законов, фактов, теорий, подлежащих усвоению. Технологическая карта темы поможет определить обобщенные процедуры моделирования учебного занятия:        формулировка  целей,  выбор методов и приемов обучения на занятии, построение их конкретной процедурно-операционной схемы, подготовка дидактических средств, определение рациональной  организационной формы обучения для конкретного учебного занятия, разработка проекта отдельного занятия в рамках конкретной организационной формы обучения  и пр.

При составлении технологической карты следует иметь в виду, что каждое отдельное занятие является звеном в общей системе занятий: опирается на предыдущие и готовит последующие. В этой связи, образовательные цели темы достижимы только при планировании всей системы занятий. 

Логика построения технологической карты может быть следующей:

  1. Определение цели (конечных результатов) освоения темы. Как правило – это развитие каких-либо личностных качеств на основе усвоения определенных смыслов, способов деятельности (например: «учащиеся научаться моделировать правила поведения людей и свое собственное в опасной ситуации на основе умения устанавливать закономерности размещения, возникновения  и степени распространения процессов землетрясений и вулканизма»).
  2. Определение первого и заключительных учебных занятий (вводное занятие, занятие по контролю, коррекции, обобщению).
  3. Разбивка содержания общей темы на темы занятий.
  4. Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия.
  5. Предварительный отбор методов и средств обучения.
  6. Прогнозирование затруднений.
  7. Составление заданий для самоконтроля и контроля.

Если на изучение темы отведено большое количество часов (более 10, то лучше тему разбить на блоки. Большие темы затрудняют анализ содержания и проектирование процесса обучения.

Технологическая карта позволяет организовать рефлексивное управление учащегося своей деятельностью. На первом вводном занятии в сотрудничестве с учителем ученики составляют план изучения всей темы, с определением целей и задач, количества часов и содержания каждого занятия, установлением точек промежуточного и итогового  контроля и самоконтроля. Таким образом, на первом уроке осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащегося. На последующих занятиях технологическая карта используется для организации самостоятельной познавательной деятельности, самоконтроля и самооценки результатов учения.

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

  1.  Требования к современному уроку.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на тех же принципах, что и раньше. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Таблица 2.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

- комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

- выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

- определение целесообразной последовательности и дозировки материала  и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

- создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Рис.3. Современный урок как система

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения и коррекции знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?  Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.

         Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
  • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  • Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  • Сообщение нового материала.
  • Решение учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  • Закрепление изученного материала.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать их; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов
  • учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Итак, моделируя современный урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

2.2. Методы и приёмы обучения математике в логике современных требований.

Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т. д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы, формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения. Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов:

  1. этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Учитель создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

– Предъявляет ученикам (через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.

– Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

– Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

– Дает задание, выполнение которого вызывает затруднения или при имеющемся уровне знаний и умений.

– Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Прием «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д.

Прием «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.

2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока)

– Какой у вас возникает вопрос (проблема)?

- Что предстоит выяснить?

Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

– Что мы уже знаем по этой проблеме?

– Что нужно узнать для решения проблемы?

Используем прием «подводящий диалог»

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий:

- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);

- мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение).

Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

4 этап Поиск решения (открытие нового знания)

Выполнение продуктивных заданий:

  1. Осмыслить задание.
  2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
  3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
  4. Мысленно сформулировать ответ.
  5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».

Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками, статданными; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.

5 этап. Закрепление. Применение нового знания.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Чьи версии подтвердились?

- Как оцените свою работу?

– Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)

Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы;

Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др.

6 этап Домашнее задание

Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат; Работа с сайтом по предмету;

«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.

7 этап Рефлексия

Закончи предложение:

- Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял …

Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность. Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема «умышленной ошибки», приема конкретной ситуации, приема «толстых» и «тонких» вопросов, приема «эффекта 30 секунд», использование метода «мозгового штурма», использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают», принципа В. Н. Сорока-Росинского: «Поменьше учителя — побольше ученика», составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема «короткой» задачи, применение метода хоровых ответов, — это те «педагогические уловки», которые активизируют мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать опыт в креативной и когнитивной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Именно поэтому в качестве основополагающего принципа новой концепции школьного математического образования в аспекте "математики для каждого" на первый план выдвигается принцип приоритета развивающей функции в обучении математике. Иными словами, обучение математике ориентировано именно на образование с помощью математики.

В соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу.

Существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В связи с этим сформировались новые дидактические принципы, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

В преподавании математики в российских школах в рамках традиционной программы сохранена ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, а система математического образования должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / Минстерствово образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст]/ А.Г.Асмолов. - М.: Педагогика, 2009 - №4. - С18-22.
  3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. [Текст]/ М.Е. Бершадский, В.В.Гузеев – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 122 -125 с.
  4. Киселёва, С.В. Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. nsportal.ru/shkola/
  5. Озеркова, И. А. Целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  6. Пичугина, И.А. Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. festival.1september.ru
  7. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Малаева, М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Е.С.Полат  М., 2001.
  8. Слынько, С. Ю. Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе [Текст]/ С.Ю. Слынько// Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 15-20.
  9. Современный урок математики в контексте требований ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ufa-edu.ru/advertising/su.doc
  10. Хуторской, А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. - Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
  11.  Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя [Текст]/ А.В.Хуторской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  12. Цыганова, Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа  с А.М. Кондаковым [Текст]/ Е.Н.Цыганкова // Справочник руководителя образовательного учреждения,  №1,  2009.

Приложение 1

Отличие современного урока от традиционного

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Приложение 2

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Приложение 3

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Приложение 4

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ФГОС

Предложенная карта анализа урока по ФГОС предназначена для учителей, осуществляющих самоанализ педагогической деятельности,  независимых экспертов, а также для ведения внутришкольного контроля оценки качества проведения занятий.

Дидактические критерии, перечисленные в представленной Вашему вниманию таблице, являются  унифицированными и подходят для оценки эффективности уроков по предметам различного цикла.

В последней колонке представлены разъяснения по экспертизе, являющиеся примерными для исследования содержательного и организационно-методического наполнения урока.

Карта анализа урока содержит  балльные критерии оценки, руководствуясь которыми возможно прийти к количественным показателям эффективности проведения занятия.

Критерии оценивания разработаны с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в ФГОС: личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и  предметных.

В таблице обозначены условия успешной реализации требований ФГОС:

  1. грамотное организационно-методическое сопровождение;
  2. рекомендуемые к использованию на занятиях технологии;
  3. особенности работы по формированию универсальных учебных действий;
  4. организация текущего, промежуточного и итогового видов контроля;
  5. возможные формы межличностного коммуникативного взаимодействия в системе ученик-учитель-класс и познавательной активности обучающихся;
  6. применение материально-технического сопровождения.  

Карта анализа урока по ФГОС

Критерии

Возможные баллы

баллы

Разъяснения по экспертизе

Организационно-методическое сопровождение

1.

Целеполагание

0-5

Осознанное соотношение мотивации детей к познавательной активности на уроке  и дидактических целей педагога

2.

Соответствие содержания проекту технологической карты

0-5

Раскрытие темы урока, соответствие цели как конечному результату  поставленных учебных задач, логическое соответствие этапов урока, прописанных в технологической карте, содержательному наполнению

3.

Уровень заинтересованности детей

на протяжении урока (мотивация)

5-3-0

Умение организовать дифференцированную работу каждого учащегося в классе по индивидуальному маршруту – 100 %

 (высокий уровень – 5 баллов);

Наглядная познавательная активность 50 % учащихся  класса (средний уровень – 3 балла);

Локальная эпизодическая включенность учащихся в учебный процесс (низкий уровень –  0 баллов).

4.

Используемая технология

Программированная

5

Частично-адаптивная технология, предполагающая индивидуальный маршрут обучения

Блочно-модульная

5

Технология обучения на основе обобщения программного  материала в тематические блоки (модули) по общим содержательным (опознавательным) признакам

Проблемно-поисковая

5

Технология обучения в индуктивно-дедуктивном режиме «вопрос-ответ»

Алгоритмизированная

5

Технология обучения, в основе которого формируется словесно-логический тип мышления и работы с информацией

Игровая

5

Технология, спроектированная на основе игровой деятельности как ведущей

Проектная технология

5

Технология высокого уровня абстракции на метапредметном уровне, в основе которого лежит высокий уровень самостоятельности и осознанности мыслительной активности обучающихся

Традиционный урок

1

Соблюдение традиционных (объяснительно-репродуктивных) подходов в обучении

Традиционный урок

с элементами …

3

Сочетание традиционных подходов  с элементами активных форм  обучения

Формирование УУД

1.

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению себя в социуме; наличие ценностно-смысловых установок, общих правил ученической позиции как активного участника образовательного процесса, результаты которого необходимы для жизненного успеха)

0-3-5

Оценка значимых социальных и межличностных установок, формируемых учителем на уроке и отражающих значимость образовательной деятельности в контексте гражданственности:

установки отсутствуют – 0 баллов;

наличие установок – 3 балла;

установка урока в рамках личностной социальной значимости учебного процесса и гражданственности межличностных отношений –

5 баллов

 

2.

Метапредметные

(«мета» - стоящие «ЗА» пределами специфики предмета, расширяющие сознание познавательной активности УУД, реализующие принцип человекосообразности)

а) регулятивные

5-3-0

Использование учителем алгоритмов саморегуляции и направляющих механизмов,  вносящих порядок в процесс формирования УУД:

отсутствие четких регламентов деятельности педагога – 0;

четко спроектированные стратегии деятельности педагога – 3;

адаптированность дидактических подходов к ситуативным особенностям хода урока – 5.

б) познавательные

0-3-5

Способность учителя сочетать на уроке элементы эмпирической  и теоретического аспектов практико-ориентированной работы:

низкий метапредметный уровень (отсутствуют полидисциплинарные связи) – 0 баллов;

средний уровень – локальная реализация метапредмета – 3 балла;

высокий уровень абстракции метапредмета –

 5 баллов.

в) коммуникативные

(делающие общим, связывающие посредством общения УУД)

0-5

Сформированность умения организовывать коммуникативное взаимодействие в учебной среде: сотрудничество, сотворчество в группе, в паре со сверстником, в индивидуальном взаимодействии с учителем; умение выстраивать монолог по теме урока и смежным с ней темам на основе своих собственных рассуждений.

Преобладание собственного «Я» в работе на уроке, неумение слышать и слушать – 0 баллов;

Эффективно выстроенная  межличностная коммуникация на уроке – 5 баллов.  

3.

Предметные

0 - 5

Оценивается научность и  доступность компетентностно-терминологического арсенала  учителя.

Владение ключевыми понятиями  и предметными терминами на уровне их практической реализации, в процессе говорения, комментирования, применения в нестандартных  условиях постановки задач, в процессе творческого взаимодействия .

Промежуточный и итоговый контроль результатов деятельности

1.

Промежуточный контроль

3

Контроль осуществлялся на определенных этапах по усмотрению учителя

2.

Пошаговый контроль и своевременная корректировка

10

Непрерывная обратная связь,

осуществлялся посредством

«человеко-машинного» диалога в форме адаптивной учебной деятельности

3.

Локальный контроль

3

Традиционная форма, не позволяющая охватить всех учащихся

4.

Итоговый контроль

5

Традиционная форма необходимая для осуществления контроля

Форма познавательной активности

1.

Репродуктивная

(по образцу)

1

Организована традиционная форма работы по теме урока

2.

Поисково-проблемная

(по наводящим вопросам учителя)

3

Организована проблемно-поисковая деятельность. Урок в индуктивно-дедуктивной форме

 «Вопрос-ответ»

3.

Самостоятельная

(самостоятельный поиск)

5

Организована самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемного вопроса

4.

Творческая

10

Организована проектная деятельность,

«инсайт-урок», приветствовались

креативные решения

Коммуникативное взаимодействие на уроке

   1.

«Я-Учитель»

0

Ведущая роль учителя на уроке

2.

Групповое

3

Организованная групповая работа

3.

Парное

3

Организованная парная работа

4.

Фронтальное

3

Организованная проблемно-поисковая деятельность при поддержке учителя в форме «вопрос-ответ»

5.

Адаптивное

5

Инновационное адаптивное обучение

Материально-техническое сопровождение

1.

Стандарт

1

Учебники, сборники тестов, карточки, раздаточный материал, мел, доска

2.

ТСО

3

Электронная доска, проектор, видео, аудио-сопровождение и др.

3.

Авторские адаптивные ППС

(программно-педагогические средства обучения)

5

Индивидуальная компьютерная поддержка

ИТОГ:

Комментарии эксперта:

Приложение 5

Типы уроков по ФГОС ООО

Типы уроков

Цель урока

Этапы урока

Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний  и способов деятельности.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация субъективного опыта.
  4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся (урок закрепления)

Создать содержательные и организационные условия для применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности в разнообразных ситуациях.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
  5. Организация деятельности учащихся по использованию знаний:

-  в знакомой ситуации  (типовые задания),

- в измененной ситуации (конструктивные задания).

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
  2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  3. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок актуализации знаний и способов деятельности учащихся (урок повторения)

Создать содержательные и организационные условия по воспроизведению и коррекции знаний и способов деятельности учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов деятельности учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Актуализация знаний и способов деятельности:

- с целью подготовки к контрольному уроку,

- с целью подготовки к изучению новой темы.

  1. Применение знаний и способов деятельности в новой ситуации.
  2. Обобщение и систематизация знаний.
  3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний и умений.
  4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
  5. Установление межпредметных и внутрипредметных связей.
  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности

Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого учащегося). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
  4. Контроль и самоконтроль.
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок коррекции знаний и способов деятельности

Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Итоги диагностики (контроля) знаний и способов деятельности. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
  4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Ан Вор Сун. «Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение вс...

Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...

Методический семинар "Современный урок математики с учетом требований ФГОС в 5 классе"

Описание опыта профессиональной деятельности о используемых технологий и  методик, направленных на реализацию требований ФГОС...

Современный урок математики в контексте требований ФГОС.

Для чего ввели ФГОС? Чтобы повысить качество знаний учащихся....

Методический семинар "Современный урок математики с учетом требований ФГОС в 5 классе"

Описание опыта профессиональной деятельности о используемых технологий и  методик, направленных на реализацию требований ФГОС...

Методическая статья на тему : "Современный урок математики с позиций требований ФГОС"

Современный урок математики с позиций требований ФГОСАналитическая статья...