ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
статья по технологии (8 класс)

Гомзякова Евгения Павловна

Урок «Профессиональное образование. Пути освоения профессии» для обучающихся 8 класса - первый в разделе рабочей программы «Современное производство. Профессиональное самоопределение». Линия УМК  В.Д.Симоненко. Технология 5-8 кл., М.: Вентана-граф, 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gomzyakova_e.p.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Гомзякова

МБОУ «СОШ № 8», МО г.Братск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ  «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»  

Урок «Профессиональное образование. Пути освоения профессии» для обучающихся 8 класса - первый в разделе рабочей программы «Современное производство. Профессиональное самоопределение». Линия УМК  В.Д.Симоненко. Технология 5-8 кл., М.: Вентана-граф, 2018 г.

Урок по данной теме  направлен на открытие новых знаний.

Цели обучения:

  • Образовательная: ознакомление учащихся с  новыми предметными знаниями в области профессионального образования, основными  понятиями: профессия, специальность, квалификация, система профессионального образования в России.
  • Развивающая: развитие визуальных и аудиальных способностей обработки информации, умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнивать, делать необходимые выводы.
  • Воспитывающая: формирование активной жизненной позиции и ответственного отношения к выбору будущего профессионального образования. 

Задачи обучения: научить учащихся анализировать информацию о профессиональных образовательных услугах, применять полученные знания на практике.

Методы обучения:  проблемное обучение, видео-лекция (словесно-наглядный).

Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, ПК для учителя и для групп учеников; видеолекция № 49 «Профессиональное образование», компьютерный тест в программе «My Test»  из комплекта видеоуроков для 8 класса (ориентированного на учебник В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров В.Д. Технология 8 класс) https://videouroki.net/; рабочие листы для учащихся, материалы для оформления доски и выполнения заданий.

Эпиграфом к уроку «Профессиональное образование. Пути освоения профессии»  выбраны слова: «Сорок тысяч дорог - одна твоя», что является мотивирующей составляющей к изучению раздела «Современное производство. Профессиональное самоопределение».

Таблица 1. Этап урока «Мотивация к учебной деятельности» (1-2мин.)

Цель

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учеников к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок и условия внутренних потребностей включения в деятельность.

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Мы начинаем изучать раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Эпиграф к нашему уроку: «Сорок тысяч дорог - одна твоя» Приложение 1.

Настраиваются на работу и положительную атмосферу.

Личностные:. самоопределение к деятельности,

самоорганизация. 

Познавательные:

целепологание.

Коммуникативные:

умение организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

Актуализация знаний осуществляется через проблемную ситуацию: «В мире очень много профессий и так же много путей, чтобы ими овладеть». Организуется побуждающий от проблемной ситуации диалог (фронтальная  работа). Тем самым подготавливается мышление учащихся и организуется осознание ими внутренних потребностей к решению проблемной ситуации.

Таблица 2. Этап урока «Актуализация знаний. Возникновение проблемной ситуации» (6-7 мин.)

Цель

Создать проблемную ситуацию. Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к решению проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Деятел обуч.

Формируемые УУД

Организует фронтальную работу.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

- Своей будущей профессии вы будете учиться после окончания школы.

В мире очень много профессий и так же много путей, чтобы ими овладеть (проблема).

- Где можно получить профессиональное образование?

- Какие бывают профессиональные учебные заведения?

- В чем отличия профессии от специальности?

- Образование и квалификация одно и то же?

Ведут диалог.

Задают и отвечают на вопросы.

Познавательные:

Мыслительные операции.

Регулятивные: способность прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.

Этап постановки целей и задачи учебной деятельности, ознакомление с темой, планом изучения нового материала позволяет включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Таблица 3. Этап урока «Постановка учебной задачи» (3-4 мин.)

Цель

Поставить цели и задачи учебной деятельности.  Зафиксировать алгоритм действий.

Включение учащихся  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обуч.

Формируемые УУД

Знакомит с темой,  целями и задачами урока.

Выбор профессии – это первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит то, как сложится в дальнейшем ваша судьба. Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни. На данном уроке мы поговорим о «Профессиональном образовании».

Основные  термины: «профессия», «специальность»,  «квалификация». Обсудим способы выбора профессии. И узнаем, сколько существует уровней профессионального образования в России.

Предлагает ознакомиться с планом изучения новой темы в рабочих листах. Приложение 2.

Слушают учителя. Определяют тему, цель и задачи учебного занятия.

Знакомятся с планом изучения новой темы в рабочих листах.

Личностные:. самоопределение к деятельности,

самоорганизация.

 Познавательные:

мыслительные операции.

Регулятивные: формирование учебной задачи, как шаги к достижению поставленной цели.

На уроке созданы все условия для «открытия» новых знаний. Видеолекция позволяет делать объяснение нового материала  максимально наглядным и понятным. Учащиеся проявляют интерес к современным информационным технологиям, активизируют внимание, восприятие и легко извлекают из предметного текста необходимую информацию. заполняют рабочие листы.

Таблица 4. Этап урока «Открытие нового знания» (12-14 мин.)

Цели

Организовать просмотр видеолекции.

Усвоение учащимися новых конкретных знаний,  которых недостаёт для решения исходной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Предлагает посмотреть  видеолекцию по теме занятия.

(Продолжительность 11-40 мин.)

Смотрят, слушают видеолекцию по теме занятия.

Заполняют рабочие листы.

Познавательные:

извлечение из предметного текста необходимой информации.

Регулятивные: 

выполнение пробного учебного действия, проявление  визуальных и аудиальных способностей в обработке информации.

Оптимизирует функциональное состояние организма учащихся 2-х минутная физкультпауза, в которую обязательно включены упражнения на расслабление всех групп мышц, а главное -  элементы гимнастики для глаз.

Таблица 5. Этап урока «Физкультминутка» (2 мин.)

Цель

Оптимизировать  функциональное состояние организма учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающ.

Формируемые УУД

Организует физкультминутку.

  1. Потягивание в положении стоя.  Повторить (3-5 раза).
  2. Повороты и наклоны головы в разные стороны в медленном темпе (4-6 раз)
  3. Упражнение «кулачок» для кистей рук.   (3-5 раза).
  4. Приседания. Повторить (3-5 раза).
  5. Наклоны туловища в разные стороны (3-5 раза).
  6. Упражнения для глаз: быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5. Повторить (4-5 раз). Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Личностные:  умение применять в жизненных ситуациях и  учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания.

Регулятивные:

согласование и координация совместной деятельности с другими участниками.

Компьютерные тестовые задания (10 вопросов) дают возможность первично закрепить изученный материал. Работа в группах позволяет обучающимся приобретать компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. Учащиеся проговаривают вопросы, варианты ответов, находят общее решение задания.

Таблица 6. Этап урока «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи» (7-8 мин.)

Цель

Организовать применение нового знания в типовых заданиях. Закрепление учащимися нового знания при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающ.

Формируемые УУД

Организует работу в  группах для закрепления изученного материала.

Предлагает учащимся выполнит тест на компьютерах в программе «My Test», проговаривая вопросы и обсуждая ответы.  (Печатный вариант теста – Приложение 3).

Проверяет качество заполнения рабочего листа

Выполняют тест на компьютерах, проговаривая вопросы и обсуждая ответы. Закрепляют изученный материал.

Личностные:  проявление заинтересованности в приобретении компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Познавательные:

изложение полученной информации, интерпретируя ее в качестве задачи.

Регулятивные: осознанное изложение полученной  информации.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Анализируя свои ответы на тестовые задания, учащиеся самостоятельно выполняют самопроверку своих вариантов учебных решений по заполненным ранее рабочим листам. Фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового учебного материала.

Таблица 7. Этап урока «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль» (1-2 мин.)

Цель

Организовать самостоятельную работу на новый способ действия с самопроверкой учебных решений по эталону, самоанализом и самоконтролем. Предоставление учащимся возможности выявления причин ошибок и их устранения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организует самостоятельную работу с самопроверкой учебных решений по эталону (рабочему листу ученика).

Пошагово выполняют индивидуально самопроверку своих вариантов ответов тестового  задания.

Учащиеся  фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового учебного материала.

Регулятивные: осуществление контроля и оценки способов своей деятельности.

Чтобы повторить и включить новые знания в систему знаний учащимся предлагается заполнить кластеры «Профессии» и «Специальности» на доске, выбирая из предложенных вариантов названий. Одному из учащихся предлагает «развернуть гармошку» - схему «Система образования в России».  Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что они научились различать понятия «профессия» и «специальность», «квалификация работника» и его «образование», разобрались в системе профессионального образования России, но нужно еще разобраться в самих себе. Тема будет продолжена на следующих уроках.

Таблица 8. Этап урока «Включение нового знания в систему знаний и повторение» (3-4 мин.)

Цель

Организовать  повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения  содержательной  непрерывности. Включение нового способа действий в систему знаний.

Деятельность учителя

Деят-сть обуч..

Формируемые УУД

Предлагает учащимся  заполнить кластеры «Профессии» и «Специальности» арточки с вариантами ответов нах. у доски).

Одному из учащихся предлагает «развернуть гармошку» -схему «Система образования в России».  

Мы научились различать понятия «профессия» и «специальность», теперь мы знаем, что квалификация работника – это не его образование, мы подробно разобрались в системе профессионального образования России. Но мы не разобрались еще в самих себе. На следующем уроке мы продолжим изучение раздела и познакомимся, как внутренний мир человека влияет на профессиональное самоопределение.

Учащийся выходит к доске выбирают и прикрепляет карточку к соответствующему термину.

Создают кластеры, выполняют задания.

Личностные:

оценивание содержания.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,  выполнение учебных действий в умственной форме.

Познавательные:
структурирование знаний, анализ, синтез, обобщение, классификация.

Рефлексия учебной деятельности организуется по графической схеме на доске и в рабочих листах учеников, которая позволяет учащимся соотнести цели урока и его результаты, выполнить самооценку на уроке.

Тема домашнего задания «Профессиональные учебные заведения нашего города (области)» выполняется в виде проекта-кластера.

Таблица 9. Этап урока «Рефлексия учебной деятельности»

9.

Рефлексия учебной деятельности. (1-2 мин.)

Цель

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.  

Соотнесение учащимися  цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность обуч.

Формируемые УУД

Организует рефлексию учебной деятельности учащихся по графической схеме на доске и в рабочих листах учеников:

- Какова была цель урока?

- Достиг ли урок цели?  

Цель   ???

http://wl-static.fotolia.com/jpg/00/48/94/15/400_F_48941506_Mbd9yphoYpZAfihe7xq00LBJ6g0sorD1.jpg

Цель урока понятна и достигнута, я выполнил (ла) задачи урока, мне было интересно.

Цель урока частично понятна и достигнута, я не смог (ла) выполнить все задачи урока, мне было не очень интересно.

Цель урока не понятна, я не выполнил(ла) задачи урока, мне было не интересно.

Отметки  за урок = заполнение рабочего листа (работа слушателя) + работа в группе + участие в обсуждении.

Определяет домашнее задание:  используя интернет ресурсы выполнить проект - кластер «Профессиональные учебные заведения нашего города (области)»

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Личностные:

самооценивание на основе критерий успешности.

 Познавательные:

рефлексирование способов и условий действий.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,  планирование успешного сотрудничества.

Структура урока «Профессиональное образование. Пути освоения профессии»  соответствует требованиям ФГОС, состоит из этапов, позволяющих достичь поставленные цели, планируемые результаты и выполнить задачи урока.

 Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности и имеют логическую последовательность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Технология. Программа: 5-8 классы, ФГОС,-  М.: Вентана-граф, 2014 .- с. 42-43.
  2. В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров В.Д. Технология. Учебник 8 классы, М.: Вентана-граф, - 2018 .- с. 98-108.
  3. В.Д. Симоненко, Технология. Технологические карты. Методическое посбие: 8 классы, - М.: Вентана-граф, 2018.- с. 77-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему «Культура речи»

Методический материал для преподавателя по проектированию урока по русскому языку на тему "Культура речи". Содержит технологическую карту, план урока и поясняющую презентацию. Цель проектируемого урок...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...

Технология проектирования современного урока математики

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока. В статье рассмотрены этапы со...

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии "

В докладе примерная технологическая карта современного урока технологии...