Анализ методической работы 2018г.
статья по алгебре (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Анализ методической работы лицея за 2017-2018 учебный год
Методическая работа педагогического коллектива лицея была ориентирована на предоставление учащимся качественного конкурентоспособного образования, направлена на выполнение поставленных задач и их решение через методическую тему «Управление процессом достижения нового качества образования как условие успешной реализации ФГОС ». В ходе работы над методической темой:
Реализовывалась цель:повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов корганизации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС.
Решались задачи:
1.Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства учителя:
- реализация образовательной программы лицея;
- повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий в условиях перехода на ФГОС второго поколения, качества обучения учащихся;
- оптимизация урока за счет использования новых педагогических технологий (ИКТ, проблемного обучения, метода проектов и др.) в образовательном процессе;
- освоение новых подходов к оценке образовательных достижений учащихся;
- совершенствование технологий и методик работы с творческими и одаренными детьми, системная подготовка к предметным олимпиадам;
- активизация работы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;
- совершенствование подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов.
2.Изучение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающихучителей:
- повышение уровня профессиональной подготовки учителей;
- совершенствование информационной компетентности педагогов.
3.Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса и системы повышения квалификации педагогического коллектива:
- приведение методического обеспечения учебных предметов, учебных планов и программ в соответствие с требованиями новых ФГОС;
- информационное сопровождение учителя в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с одаренными учащимися, развитие способностей и природных задатков обучающихся, повышение их мотивации к обучению, активизацию работы элективных курсов, кружков, научного общества «СПЕКТР», внеурочной деятельности.
Использовались такие формы методической работы, как:
- тематические педагогические советы;
- научно – методические советы;
- предметные кафедры и методические объединения;
- самообразование педагогических работников;
- открытые уроки и их анализ;
- взаимопосещение уроков;
- предметные декады;
- организация и контроль курсовой подготовки педагогов;
- аттестация педагогических кадров.
Система методической работы лицея
Основные составляющие элементы методической деятельности в лицее:
- оказание помощи учителям в реализации принципов инновационных и методических приемов в обучении и воспитании в рамках программы развития лицея;
- включение учителей в творческий педагогический поиск;
- внедрение в практику работы лицея результатов научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации образовательного процесса в условиях развития лицея;
- создание информационного и методического банка ЭОР, учебно-методической литературы;
- создание банка обобщения опыта работы педагогов по методической теме и теме программы развития;
- организация системы повышения квалификации педагогов;
- руководство работой методических кафедр и творческих групп педагогов;
- доведение до сведения педагогов нормативных документов;
- обобщение и внедрение опыта по методической проблеме лицея на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
- организация и проведение мониторинга с целью выявления результативности и коррекции недостатков.
В методической работе педагогический коллектив МОУ «Лицей №1» осуществляет инновационный педагогический поиск на технологическом и внедренческом уровнях в следующих направлениях:
а) конструирование и апробация технологий саморазвития, самосовершенствования и социализации личности ребенка;
б) изучение и овладение технологиями личностно ориентированного образования и развития личности ребенка;
в) индивидуальная опытная работа педагогов с целью приобщения их к творческой деятельности, обобщения и распространения опыта;
г) научно-исследовательская деятельность обучающихся с целью саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности;
д) углубление профилизации как средство созданных условий для социализации обучающихся.
- В лицее сложилась целостная система методической службы, которая включает инновационные поиски в соответствии с задачами лицея:
- разработка и апробация педагогических технологий, методик, систем формирования личности, способной реализовать творческий потенциал в динамично изменяющемся социуме;
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми;
- организация внутришкольного образовательного процесса на диагностической основе.
Состав методического совета
Председатель методического совета – Захарова С.В. – зам. директора лицея.
Члены методического совета:
Фролова Е. М. – зам. директора по УВР;
Бондаренко М.Ю. – руководитель ГМО учителей начальной школы;
Еделькина М. М. – руководитель кафедры русского языка и литературы;
Гришнова Е. А.– руководитель кафедры математики, физики и информатики;
Бардусова Н.А. – руководитель кафедры иностранных языков;
Голышева И. С. – руководитель кафедры естественных наук;
Шашкова Н.Н. – руководитель кафедры общественных наук;
Корчагина Л.Н. – руководитель кафедры педагогики и психологии начального образования.
Работа методического совета основывалась на анализе образовательного процесса, работы кафедр, результатов внутришкольного контроля.
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса в 2017-2018 учебном году;
- организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- организация внеурочной деятельности по предметам (предметные олимпиады, недели, конкурсы и др.);
- работа по предупреждению неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;
- организация предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- подготовка к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ;
аттестация педагогических и руководящих работников;
- изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта.
Консультационная работа проводилась членами методического совета по запросам. Педагогические работники консультировались по вопросам составления рабочих программ и календарно-тематического планирования, по проведению открытых уроков, организации контроля и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, участию в профессиональных конкурсах, участию в деятельности интернет-сообществ. Тематика педагогических советов соответствовала плану работы лицея. Все педагогические советы начинались с отчета о выполнении решений предыдущего. Принимаемые решения имели как общий, так и конкретный характер с указанием исполнителей.
В 2017-2018 учебном году запланировано и проведено 5 заседаний методического совета.
Дата | Повестка | Количество присутствующих |
24.08.2017 | Заседание МС №1 Приоритетные направления методической работы МОУ «Лицей №1» в новом учебном году. 1. Корректировка плана методической работы, планов работы кафедр. 2. Утверждение рабочих учебных программ. Соответствие рабочих программ учебных предметов для 1-8 классов, календарно-тематического планирования, программ внеурочной деятельности для 1-8 классов требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ООП начального общего образования и основного общего образования. 3. Повышение квалификации учителей (уточнение графика прохождения курсов, семинаров). 4. Аттестация педагогических работников в 2017-2018 учебном году. Уточнение графика прохождения аттестации. 5. Подготовка к школьному этапу ВОШ. 6. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. | 9 человек |
19.10.2017 | Заседание МС № 2 Организация проектно- исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в разных областях знаний 1. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в разных областях знаний. 2. Организация работы по повышению педагогического мастерства учителей. Обобщение опыта работы; распространение опыта через различные формы: конкурсы, выставки, конференции, публикации. 3. Результаты адаптации обучающихся 1 и 5 классов. Преемственность в обучении обучающихся в начальной школе и в среднем звене. 4. Работа с одаренными детьми (участие во всероссийских, международных, муниципальных, региональных, школьных конкурсах и олимпиадах). 5. Система работы элективов. 6. Подготовка к выпускным экзаменам обучающихся, система работы с КИМами, бланками регистраций. | 10 человек |
17.01.2018 | Заседание МС № 3 «Повышение профессионального уровня педагога – необходимое условие, способствующее обеспечению современного качества образования» 1. Результативность методической работы школы за первое полугодие (МС, кафедры). 2. Анализ результатов учебной деятельности за первое полугодие. 3.Подготовка к методической неделе ««Совершенствованиекомпетенций учителя в рамках ФГОС, или учимся учить». 4. Подготовка к выпускным экзаменам обучающихся, система работы с КИМами, бланками регистраций. 5. Состояние работы по повышению квалификации учителей. 6. Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; предварительные итоги участия обучающихся лицея во II этапе ВОШ. | 7 человек |
12.04.2018 | Заседание МС № 4 Организация и проведение ГИА в 2018 году 1. Изучение документов к проведению ОГЭ и ЕГЭ. 2. Особенности проведения пробных экзаменов в 9 и 11 классах. 3.Эффективность проведения элективных курсов и дополнительных образовательных услуг в рамках подготовки к ГИА. 4. Подготовка к экзаменам. Результаты диагностических работ по подготовке к экзаменам, пробных экзаменов. 5. Итоги работы учителей по планам самообразования. | 9 человек |
23.05.2018 | Заседание МС № 5 Анализ работы за год. Составление плана работы на новый учебный год. 1. Анализ и оценка методической работы лицея за 2017-2018 учебный год. 2. Составление и обсуждение плана методической работы на 2018-2019 учебный год. 3. Подведение итогов аттестации, курсов повышения квалификации педагогов лицея за 2017-2018 учебный год. 4. Итоги мониторинга учебного процесса за год. | 6 человек |
Методические семинары
Октябрь «Проектная деятельность сегодня как одно из средств реализации ФГОС» | Директор лицея Зам.дир.по УВР |
Январь «Повышение профессионального уровня педагога – необходимое условие, способствующее обеспечению современного качества образования» | Директор лицея Зам.дир.по УВР |
Март «Каким должен быть современный урок?» | Директор лицея Зам.дир.по УВР |
Тематические педсоветы
В течение года на педагогических советах были рассмотрены следующие вопросы:
- Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Работа со слабоуспевающими обучающимися.
- Подготовка к проведению ВПР по учебным предметам, изучаемым на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Использование инновационных технологий в рамках современного урока.
- Создание специальных условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ (введение ФГОС ОВЗ).
- Развитие профессиональных компетенций педагогов лицея как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями. (Новые стандарты педагога. Профессиональный рост, требования к современному педагогу).
- Реализация принципов воспитания, изложенных в ФГОС ООО.
- Пути повышения качества образования обучающихся.
- Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Как обеспечить ситуацию успеха на уроке.
На этих педсоветах были рассмотрены вопросы, волнующие каждого учителя. Педагоги обсуждали нормативные документы, локальные акты лицея, делились своим опытом в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО, знакомились с ФГОС ОВЗ. Особое внимание было уделено обсуждению работы со слабоуспевающими детьми, подготовке к ВПР и ГИА.
Педагогический коллектив МОУ «Лицей №1» активно использует современные инновационные технологии, постоянно совершенствует уровень информационной культуры, ИКТ компетентности. Благодаря успешному участию лицея в конкурсах инновационных площадок, его материально-техническая база значительно пополнилась. На сегодняшний день лицей имеет современное техническое оснащение, позволяющее широко использовать средства информационных и коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Практически все кабинеты оснащены автоматизированными рабочими местами, мультимедийными проекторами и компьютерами и девятью интерактивными досками. Постоянно пополняется ЭОР, медиатека, в том числе и электронными средствами, созданными самими учителями и обучающимися. Учителя лицея успешно используют в работе электронную почту, электронный портфолио, многие имеют свои сайты.
Обучащиеся и учителя имеют возможность пользоваться сетью Интернет, благодаря чему обеспечивается мощный информационный поток для организации уроков и внеклассных мероприятий, эффективная работа в школьном портале.
В 2017-2018 учебном году все педагоги продолжили участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», интернет-сопровождение которого осуществляет Издательский дом «Первое сентября». Общероссийский проект «Школа цифрового века» направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных) в профессиональной деятельности. Проект осуществляет комплексное обеспечение образовательных учреждений предметно – методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни с адресной доставкой на современных носителях. Коллектив продолжил участие в этом проекте еще и потому, что в рамках проекта предоставляются дистанционные образовательные ресурсы по Программе развития профессионально-личностных компетенций педагога. Материалы, получаемые в рамках проекта, являются несомненным подспорьем в работе. Это: педагогическая газета и 22 электронных предметно-методических журнала. Ко всем номерам журналов имеются электронные приложения для практического использования (презентации, раздаточные материалы, образовательные видео). Педагоги лицея эффективно используют цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках проекта.
Организация деятельности обучающихся на основе использования электронных образовательных ресурсов позволяет определить позиции педагога, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося. Учителя-предметники активно осваивают новую модель педагога: педагог-консультант, педагог-модератор, педагог-тьютор.Главная цель учителя в такой модели обучения — научить «как учиться».
Руководством лицея, кафедрой математики, информатики и физики уделялось особое внимание преемственности изучения математики начального и среднего звена (см. сводную ведомость успеваемости 5-х классов). Результаты административных итоговых работ, промежуточного контроля показывают, что адаптация прошла успешно, качество знаний оставалось стабильным весь учебный год и соответствовало оценке знаний в начальной школе.
В лицее действуют 6 предметных кафедр:
- кафедра математики, физики, информатики;
- кафедра учителей русского языка и литературы;
- кафедра учителей иностранных языков;
- кафедра естественных наук;
- кафедра психологии и педагогики начального образования;
- кафедра общественных наук.
Каждая кафедра работает над своей темой, тесно связанной с методической темой лицея, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период. На своих методических заседаниях обсуждают разные вопросы согласно плану работы кафедры.
Планы работы кафедр составлялись с учетом плана методической работы лицея, ситуации, которая сложилась в лицее в данный период времени, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов.Все учителя принимали активное участие в работе методических объединений Городского округа Подольск: давали открытые уроки, выступали с сообщениями, докладами, делились своим опытом обучения и воспитания учащихся.
Цели работы кафедр:
- повышение качества обучения через личностный подход в системе работы преподавателей;
- повышение профессионализма и мастерства учителя;
- освоение нового содержания образования, новых технологий обучения;
- повышение интереса обучающихся к учёбе через их участие в разнообразной учебной и внеклассной работе;
- реализация преемственности обучения.
В течение учебного года проводились предметные недели математики и физики, русского языка и литературы, биологии и географии, истории и обществознания, физической культуры. Во время этой работы применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:
- нестандартные формы проведения уроков (путешествия, конференции, игры);
- конкурсы;
- олимпиады;
- устные журналы;
- викторины;
- написание рефератов;
- конкурсы газет, зарисовок, кроссвордов;
- вечера.
Инновационно-экспериментальная деятельность МОУ «Лицей №1» в 2017-2018 учебном году
Успешно завершена работа над региональным инновационным проектом «Модель формирования универсальных учебных действий обучающихся основной школы на базе интеграции урочной и внеурочной деятельности в условиях информационно-образовательной развивающейся технологичной среды» (Приказ Министра образования Московской области 25.05.2015, № 2750 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций-победителей областного конкурса общеобразовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2015 году»).
Продолжается экспериментальная работа над проектом «Введение ФГОС основного общего образования в опережающем режиме» (Приказы Министра образования МО «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в 2014-2019 учебном году»).
Продолжается работа над международным проектом «Афлатун – финансовая и экономическая грамотность учащихся» (приказ № 533-07 от 29.04.2013 г. АСОУ). Большую роль в успешном решении задач проектов осуществляли творческие группы педагогов под руководством Корчагиной Л.Н., Бондаренко М.Ю., Еделькиной М.М., Гришновой Е.А., Голышевой И.С., Бардусовой Н.А., Тимошиной В.Л. В рамках работы групп были проведены круглые столы, обучающие и деловые игры, открытые уроки, семинары-практикумы, постоянно действующие семинары, консультации, научно-практические конференции.
Открытые мероприятия
Открытые уроки, внеклассные мероприятия | ||
Кто проводит (ФИО) | Тема | Дата |
Бондаренко М.Ю. | Клуб финансовой грамотности «Афлатун» | Декабрь |
Учителя кафедры иностранных языков: Бардусова Н.А., Ярыгина Е.В., Тимошина В.Л., Савушкина А.В., | Литературный вечер "Цветы, фантазия, весна" на английском и французском языках. | Март |
Голышева И.С. | Устный журнал "Экологическая политика" | 19 декабря- День лицеиста |
Голышева И.С. | Игра "Зов джунглей" | Апрель |
Коверюкина З.Ф. | Внеурочное занятие, посвященное памяти Владислава Баланды | Декабрь |
Шашкова Н.Н. | Внеурочное занятие "Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова" | Февраль |
Морозкин К.А. | Историческая игра "Знатоки военной истории" | Апрель |
Мастер-классы | |||
Кто проводит (ФИО) | Тема | Дата | Статус |
Бондаренко М.Ю. | «Изготовление витража из гофрированной бумаги и картона» | Ноябрь | муниципальный |
Бондаренко М.Ю. | «Объёмные фигурки из бумаги» | Декабрь | муниципальный |
Хайруллин М.Х. | Составление и решение контекстных задач практической направленности при подготовке к итоговой аттестации | ноябрь | муниципальный |
Голышева И.С. | Педагогические компетенции учителя биологии в рамках реализации ФГОС | январь | региональный |
Научно-практические семинары и конференции | ||
Тема | Дата | Статус |
Организация работы по экологическому образованию и воспитанию в начальной школе | 28.08.17г. | муниципальный |
Стандарты второго поколения. | Декабрь 2017г. | муниципальный |
Внеурочная деятельность в начальной школе с экологической направленностью | февраль 2018 г. | муниципальный |
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года | Март 2018 г. | муниципальный |
Защита детских проектных работ. Очный этап конференции «Открытие» | Март 2018 г. | муниципальный |
Семинар центра Занкова | Март 2018 г. | муниципальный |
Научно-практический интерактивный семинар «Экологическая тропа» | 28 мая 2018 г. | муниципальный |
Профессиональные компетенции в рамках реализации ФГОС | Январь | региональный |
XVII экологическая научно-практической конференции школьников Южного Подмосковья "Экополис - город будущего | ноябрь | региональный |
XII конференция «Современные достижения и проблемы биотехнологии с/х животных», которая а во Всероссийском научно-исследовательском институте животноводства имени академика Л.К.Эрнста. | Декабрь | муниципальный |
Научно-практическая конференция " Отечество" | Октябрь | муниципальный |
Доллежалевские чтения | Октябрь | школьный |
Научно-практическая конференция " Шаг в науку" | Март 2018 г. | муниципальный |
Участие в деятельности ассоциаций
ФИО | Должность | Название Ассоциации |
Хайруллин Мансур Хосбинович | учитель химии | Ассоциация учителей биологии, химии и экологии Московской области |
Бондаренко Маргарита Юрьевна | учитель начальных классов | Ассоциация педагогов начального общего образования Московской области |
Соколова Елена Николаевна | учитель химии | Ассоциация учителей биологии, химии и экологии Московской области |
Голышева Ирина Сергеевна | учитель биологии | Ассоциация учителей биологии, химии и экологии Московской области |
Федюшкина Светлана Владиславовна | руководитель | Ассоциация педагогов начального общего образования Московской области |
В своей работе учителя используют базовые федеральные образовательные порталы: федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru; российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru, портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru; федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru, российскийкий портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Наиболее часто используемые: федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru); единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru). Педагоги используют ЦОР Единой коллекции в методических и практических целях, а также рекомендуют обучающимся в образовательных целях для написания рефератов, докладов и т.д.
В 2018 - 2019 учебном году необходимо уделить внимание следующим направлениям:
- Совершенствовать систему работы с одаренными детьми и обучающимися, имеющими трудности в обучении.
- Активно использовать ЭОР.
- Продолжить развитие процесса обучения на основе внедрения разноуровневого подхода к обучению и оценки знаний учащихся, оптимально сочетать различные системы обучения.
- Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи методической работы на 2018 – 2019 учебный год
- Реализация системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
- Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей.
- Внедрение современных педагогических технологий обучения и воспитания, информационных образовательных технологий.
- Адаптация образовательной деятельности к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащихся; обеспечение возможности её самораскрытия; создание системы поиска и поддержки талантливых детей.
- Совершенствование предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
- Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательных отношений, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание через повышение воспитательного потенциала урока.
Анализ составила заместитель директора по УВР Захарова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ методической работы
анализ методической работы коррекционной школы 8 вида за 2010-2011уч.г....
Анализ методической работы творческой группы _ Титовой ЕГ
Краткий анализ методической работы творческой группы учителей истории, биологии, географии. Главное -результаты!...
Анализ методической работы за год
полный анализ методической работы школы за год, можно использовать как шаблон....
Анализ методической работы за 1 полугодие 2011-2012 учебного года
Анализ методической работы за 1 полугодие 2011-2012 учебного года в Центре дополнинельного образования...
Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год
Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год...
анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год
В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...
Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.
В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного цикла по разным направлениям. Определены задачи работы на новый уебный год...