анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год
методическая разработка (5 класс) по теме
В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин»
Серьезная и кропотливая работа, проводимая методическим объединением, была направлена на выполнение поставленных целей и задач:
- Внедрение в образовательный процесс нового содержания образования и современных педагогических и информационных технологий.
- Использовать формы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащихся.
- Создание на уроке ситуации успеха.
- Изучение теоритического материала по проблеме школы.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании.
- Создание, постоянное обновление дидактического и методического сопровождения учебного процесса и внеурочной деятельности (методическая копилка МО).
- Создание положительного эмоционального поля «учитель-ученик».
- Применение здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.
1. Работа МО по обеспечению учебного плана.
МО работает по учебному плану, который определён примерной программой полного и общего образования по предметам естественно-математического цикла (базовый уровень).
В учебном процессе используются УМК, учебники рекомендованы Министерством образования РК. Также учителями МО использовались дидактические материалы, сборники тестовых заданий, сборники дополнительных задач для 5 – 11 классов по математике, алгебре, геометрии, физике, информатике, химии, биологии, географии.
2. Повышение квалификации учителями МО.
В состав методического объединения входят 3 учителя математики, 1 учитель физики и информатики, 1учитель химии, 2 учителя биологии и географии. Из них: 2 учителя имеют вторую квалификационную категорию (география), один – высшую, 4учителей имеют первую квалификационную категорию. Средний стаж работы в школе 13,5 лет.
Достаточно высокий профессиональный уровень, устоявшаяся педагогическая позиция учителя, имеющего большой стаж профессиональной деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, не всегда благоприятно сказываются на способностях учителя к переосмыслению профессиональной деятельности в современных условиях. Данная проблема решалась в течение 2013/2014 учебного года через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня членов методического объединения.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
- Участие в работе МО;
- Взаимопосещение уроков;
- Работа над индивидуальной методической темой;
- Аттестация;
- Изучение передового педагогического опыта
- Районные семинары;
- Методический дни.
В этом учебном году готовится к аттестации на первую квалификационную категорию по биологии Фролова Н.С., на вторую квалификационную категорию по географии
Учителя МО принимали участие в работе школьного МО, педсоветах.
В этом году учителя естественно-математического цикла приняли участие в районных семинарах:
Шевченко В.И. учитель физики и информатики с докладом «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся», районный семинар по биологии Фролова Н.С. учитель биологии и географии с докладом «Методы и формы уроков географии и биологии»,
в районном семинаре Караозекской СШ учитель урок -мастер класс «Своя игра» 11 класс.
Приняли участие в Республиканском семинаре «Функциональная грамотность школьников: проблемы, перспективы формирования», защита проекта «Таксономия Блума как инструмент формирования функциональной грамотности школьников» Сватуха Н.А. учитель химии.
В течении года на заседаниях членами м/о «Мыслитель» зачитаны доклады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ работы мо естественно-математического цикла | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы МО естественно-математического цикла «Мыслитель»
КГУ «Журавлевская средняя школа»
за 2013-2014 учебный год.
В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин»
Серьезная и кропотливая работа, проводимая методическим объединением, была направлена на выполнение поставленных целей и задач:
- Внедрение в образовательный процесс нового содержания образования и современных педагогических и информационных технологий.
- Использовать формы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащихся.
- Создание на уроке ситуации успеха.
- Изучение теоритического материала по проблеме школы.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании.
- Создание, постоянное обновление дидактического и методического сопровождения учебного процесса и внеурочной деятельности (методическая копилка МО).
- Создание положительного эмоционального поля «учитель-ученик».
- Применение здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.
1. Работа МО по обеспечению учебного плана.
МО работает по учебному плану, который определён примерной программой полного и общего образования по предметам естественно-математического цикла (базовый уровень).
В учебном процессе используются УМК, учебники рекомендованы Министерством образования РК. Также учителями МО использовались дидактические материалы, сборники тестовых заданий, сборники дополнительных задач для 5 – 11 классов по математике, алгебре, геометрии, физике, информатике, химии, биологии, географии.
2. Повышение квалификации учителями МО.
В состав методического объединения входят 3 учителя математики, 1 учитель физики и информатики, 1учитель химии, 2 учителя биологии и географии. Из них: 2 учителя имеют вторую квалификационную категорию (география), один – высшую, 4учителей имеют первую квалификационную категорию. Средний стаж работы в школе 13,5 лет.
Достаточно высокий профессиональный уровень, устоявшаяся педагогическая позиция учителя, имеющего большой стаж профессиональной деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, не всегда благоприятно сказываются на способностях учителя к переосмыслению профессиональной деятельности в современных условиях. Данная проблема решалась в течение 2013/2014 учебного года через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня членов методического объединения.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
- Участие в работе МО;
- Взаимопосещение уроков;
- Работа над индивидуальной методической темой;
- Аттестация;
- Изучение передового педагогического опыта
- Районные семинары;
- Методический дни.
В этом учебном году готовится к аттестации на первую квалификационную категорию по биологии Фролова Н.С., на вторую квалификационную категорию по географии
Учителя МО принимали участие в работе школьного МО, педсоветах.
В этом году учителя естественно-математического цикла приняли участие в районных семинарах:
Шевченко В.И. учитель физики и информатики с докладом «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся», районный семинар по биологии Фролова Н.С. учитель биологии и географии с докладом «Методы и формы уроков географии и биологии»,
в районном семинаре Караозекской СШ учитель урок -мастер класс «Своя игра» 11 класс.
Приняли участие в Республиканском семинаре «Функциональная грамотность школьников: проблемы, перспективы формирования», защита проекта «Таксономия Блума как инструмент формирования функциональной грамотности школьников» Сватуха Н.А. учитель химии.
В течении года на заседаниях членами м/о «Мыслитель» зачитаны доклады.
Темы докладов связаны с темами самообразования учителей:
2013-14 | Доклад « Самостоятельная работа, как одна из форм развивающего обучения» Доклад « Система подготовке к ЕНТ по математике» Доклад «Личностно-ориентированный подход в обучении биологии и химии». Доклад «Формирования умения и навыков решения задач через компетентностно—ориентированный подход к обучению». Доклад « компетентностно—ориентированные задания в обучении математике». Защита электронного портфолио по биологии Доклад «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с помощью технологии кластеров». Доклад «Разно уровневые задания, как средство достижения планируемых результатов обучения» Доклад «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся» Презентация УМК «Рабочая тетрадь лабораторных работ по физике 7,8 класса» Доклад «Плюсы и минусы использования ИКТ на уроках математики». Презентация УМК «Рабочая тетрадь по алгебре 7 класса» | Верховская Е. А. Эберц О.И. Катренко С.И. Фролова Н. С. Сватуха Н. А. Шевченко В. И. Середа Ю. В. |
№п/п | Ф.И.О. | Тема самообразования, с какого года работает над данной темой | Педагогические технология |
Верховская Елена Анатольевна | «Самостоятельная работа на уроках и внеклассных мероприятиях». 2013г | 1)элементы тестовой технологии, 2)ИКТ, 3)уровневая дифференц. 4) элементы модульной технологии | |
2 | Катренко Светлана Ивановна | «Развитие логического мышления и познавательной интересов на уроках математики, как одно из необходимых условий повышения качества знаний учащихся»2013г. | 1)тестовая, 2)метод опорных сигналов, 3)проб.исследов.технологии |
3 | Сватуха Надежда Алексеевна | «Разно уровневые задания как средство достижения планируемых результатов обучения»2013г. | 1)тестовая, 2)проблемно-исследовательская технология |
4 | Фролова Надежда Степановна | «Методика проведения уроков биологии и географии»2010г. | 1)тесты, 2)ИКТ, 3)игровые моменты |
5 | Шевченко Виталий Иванович | «Активизация познавательной деятельности на уроках физики и информатики, посредством применения компьютерных технологий» 2011г | 1)тесты, 2)ИКТ, 3)игровые моменты |
6 | Середа Юлия Владимировна | «Использование мультимедийных презентаций, на уроках математики» 2011г | 1)тестовая, 2)уровневая, 3)ИКТ 4)дифференцированная |
3.Работа методического объединения по его методической теме.
Организация работы МО была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма.
Формы организации методической работы в этом учебном году были традиционными:
- Участие в работе педагогических советов
- Тематические заседания МО.
- Совершенствование навыков владения ИКТ
- Обмен опытом и накопленным дидактическим материалом.
- Обзоры педагогической литературы
- Открытые уроки.
Содержание работы включало в себя множество вопросов, связанных:
- с освоением методики преподавателя предмета;
- с планированием работы МО;
- с изучением его отдельных тем;
- с овладением новыми методами, средствами и формами обучения;
- с изучением опыта коллег;
- проверкой качества знаний и умений учащихся
В этом учебном году было проведено 8 заседаний методического объединения.
Для решения поставленных задач на заседаниях рассматривались различные теоретические и практические вопросы:
- Анализ учебно-воспитательной деятельности м/о;
- Утверждение календарно-тематического планирования по предметам;
- Результаты предметной олимпиады и работа с одаренными детьми;
- Отчет учителей по темам самообразования;
- Утверждение экзаменационного материала;
- мониторинг и его роль в повышении качества обучения (диагностические карты и диагностические контрольные работы);
- составлена сводная ведомость качества выполнения ГОСО по программам естественно-математического цикла;
- мониторинг качества знаний учителей;
- рейтинговая оценка деятельности учителя предметника естественно-математического цикла;
- Единый орфографический режим ведения тетрадей, проверка тетрадей;
современные педагогические технологии как средство повышения качества образования;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Компетентностно-ориентированный подход в обучении;
- Формирование умений и навыков решения задач через компетентностно-ориентированный подход в обучении;
- Активизация познавательной деятельности на уроках географии с помощью технологии кластеров ;
- Разно уровневые задания, как средство достижения планируемых результатов обучения;
- Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся.
- Презентация УМК учителей.
Учителя м/о распространяют свой передовой педагогический опыт, публикуя свои работы на различных сайтах:
Сведения о публикациях.
Верховская Е.А.-учитель математики
Размещение уроков в СМИ: интернет –портал «Детство-kz» интернет –журнал «Коллеги» «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число», «Русское лото Повторение за курс 5 класса» 5 класс математика; «Инфоурок» «Начальные геометрические сведения» 7 класс геометрия, 5 класс «Десятичные дроби»; zavuch/info «Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю» 5 класс, «Одночлены и действия с ними» 7 класс алгебра; социальная сеть работников образования sportal «Квадратные уравнения» 8 класс алгебра, «Рациональные числа» 6 класс; Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый класс» урок «Решение тригонометрических уравнений» 10 класс алгебра и начала анализа; создание мини сайта на сайте социальная сеть работников образования sportal.
Фролова Н.С. учитель географии уроки: на сайте «Коллеги KZ» «Горные породы» 5 класс, Доклад «Методы и формы преподавания географии и биологии» на интернет сайте «Детсство KZ»
Шевченко В.И.образовательный портал «Продленка» урок физики 7 класс «Потенциальная и кинетическая энергия», 9 класс «Ядерное взаимодействие. Дефект масс »
Сватуха Н.А. учитель химии проект «Таксономия Блума, как инструмент формирования функциональной грамотности школьников»
Учителя М/О «Мыслитель»участвовали в различных конкурсах районного и областного уровня:
В течении года МО сотрудничало с ОБЛ ИПКИПРО, методкабинетом РОО, с центром тестирования, средними школами г. Макинска, школами района, КГУ Воробъевская НШ.
- Приняли участие в Международной Ярмарке социально – педагогических инноваций на уровне ОБЛ ИПКИПРО. Участие приняли учитель МО Верховская Е.А. с работой «Самостоятельная работа как средство развития творческих способностей учащихся» (диски, мануал ).
- В Республиканской дистанционной олимпиаде по биологии приняла участие Фролова Н.С.имеет сертификат за лучший результата по району,
- Республиканской дистанционной олимпиаде по географии приняла участие Фролова Н.С.имеет сертификат за лучший результат по району,
- Приняли участие в районном конкурсе «Учитель 2014» учитель биологии и географии Фролова Н,С. В номинации «Совершенный урок».,
- Приняли участие в работе районного КМО по предметам, с докладом выступили учитель математики Катренко С.И. «Формирования умения и навыков решения задач через компетентностно—ориентированный подход к обучении».
- Приняли участие в районном семинаре по информатики учитель физики и информатики Шевченко В.И. Доклад «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся»,
- Районный семинар по биологии учитель биологии и географии Фролова Н.С. докладом «Методы и формы уроков географии и биологии»,
- Приняли участие в Республиканском семинаре «Функциональная грамотность школьников: проблемы, перспективы формирования», защита проекта «Таксономия Блума как инструмент формирования функциональной грамотности школьников» Сватуха Н.А
- .Приняли участие в районном семинаре Караозекской СШ учитель биологии и географии Фролова Н.С. дала урок -мастер класс «Своя игра» 11 класс по биологии.
Методическое объединение давало открытые уроки и внеклассные мероприятия, учителя приняли активное участие в показе современных интерактивных уроков:
2013-2014 | Урок физики 9 класс «Ядерное взаимодействие. Дефект масс » урок физики 7 класс «Потенциальная и кинетическая энергия» Урок биологии обобщение знаний «Своя игра» 11 класс Урок географии « Сарыарка» 8 класс Урок биологии «Своя игра »11 класс Урок мастер-класс «Витамины» конкурс «Учитель года 2014» Урок –мастер класс биологии «Значение органов чувств» 8 класс Интеллектуальная игра «Химический бум» 8-11 классы Внеклассное мероприятие по химии «Приключение капли воды» |
Шевченко В. И. Фролова Н.С. Эберц О.И. Сватуха Н.А. |
В этом году проведен методический день совместно с КГУ «Воробъевская НШ», на котором были даны уроки-мастер-класс Урок мастер –класс учителем биологии Эберц О.И.в 8 класс биология тема: «Значения органов чувств», которым дана высокая оценка.
Повышение качества обучения по предметам естественно-математического цикла и совершенствование уровня преподавания - основное направление методической работы нашего объединения. Все усилия учителей были направлены на вооружение учащихся системой знаний по предметам, на подготовку к контролю знаний, на изучение индивидуальных способностей детей и их всестороннее развитие.
При организации учебно-воспитательного процесса образовательные и воспитательные задачи обучения всеми учителями решались комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
При этом особое внимание обращалось на выбор рациональных методов и приемов обучения, на рациональное сочетание устных и письменных видов работ как при изучении теории, так и при решении задач; на развитие речи учащихся; формирование у них навыков умственного труда; внедрение в практику работы современных образовательных технологий, при этом разумно сочетая новые методы обучения и традиционные.
Контроль знаний обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учёбе. Промежуточный и итоговый контроль проводился в течение учебного года. На заседаниях методического объединения итоги контроля подвергались тщательному анализу, вырабатывались рекомендации по дальнейшему повышению качества знаний и ликвидации пробелов.
Сравнительная таблица качества знаний
по предметам естественно-математического цикла за 4 года
ФИО учителя | предмет | 2010-2011г | 2011-2012г | 2012-2013г | 2013-2014г | |||||||||||
%к | %у | %об | %к | %у | %о | %к | %у | %об | %к | %у | %о | |||||
Верховская Елена Анатольевна | Математика | 43 | 100 | 0,50 | 31 | 100 | 0,41 | 42 | 100 | 0,47 | 40 | 100 | 0,48 | |||
Сватуха Надежда Алексеевна | Химия | 53 | 100 | 0,55 | 53 | 100 | 0,55 | 53 | 100 | 0,55 | 63 | 100 | 0,59 | |||
Катренко Светлана Ивановна | Математика | 43 | 99 | 0,50 | 34 | 100 | 0,47 | 34 | 100 | 0,47 | 62 | 100 | 0,62 | |||
Фролова Надежда Степановна | Биология | 55 | 100 | 0,53 | 58 | 100 | 0,62 | 54 | 100 | 0,55 | 60 | 100 | 0,55 | |||
Фролова Надежда Степановна | География | 60 | 100 | 0,57 | 65 | 100 | 0,63 | 56 | 100 | 0,56 | 68 | 100 | 0,58 | |||
Шевченко Виталий Иванович | Физика | 57 | 100 | 0,59 | 37 | 100 | 0,4 | 37 | 80 | 0,42 | 55 | 97 | 0,51 | |||
Середа Юлия Владимировна | Математика | 30,8 | 100 | 0,45 | 42 | 100 | 0,49 | 60 | 100 | 0,59 | 40 | 100 | 0,46 |
М/О «Мыслитель» провела предметную неделю по математике физике и информатике, уделяет внимание работе с одаренными детьми.
На научно-практической конференции были представлены черновые варианты проектов естественно-математического цикла :
Учитель математики Верховская Е.А.презентация научно-исследовательской работы «Косметический ремонт школы». 8 класс Лаптова В., Гладкова Л., «Математика в художественных произведениях фантазия, воображение, реальный расчет» Ягяева Л. 11 класс. Руководитель учитель математики Катренко С.И. «Математика и природа» Овчиникова Е. 7 класс руководитель Середа Ю.В., «Определение плотности овощей и фруктов» руководитель учитель физики и информатики Шевченко В.И., «Изучение химической природы кислорода, углекислого и газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию органов дыхания школьников с различной степенью физической подготовленности» 9 класс Иващенко А. Руководитель учитель химии Сватуха Н.А.
Учащиеся приняли участие в олимпиаде по предметам естественно-математического цикла:
Шкикита Александра 8 класс - 1место, Мезина Светлана 8 класс -2 место,
Шаримов М. 5 класс- приняли участие по биологии, Ягяева Л. 11 класс по математике,
Овчинникова Е. 2 место, Корн Ю.3 место, Дель Р. 3 место 7 класс
Ибрагимова М. 6 класс приняла участие в Республиканском интеллектуальном марафоне «Акбота» 3 место по математике.
Особое внимание в работе МО было уделено подготовке учащихся к сдаче экзаменов в 9 классе в новой форме (ВОуд) . Учащиеся и их родители были ознакомлены с основными положениями по проведению и проверке экзаменационных работ. В течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводили консультации и индивидуальную работу по подготовке к выпускным экзаменам
Результаты экзамена показывают, что базовая математическая подготовка, составляющая основу общего образования, у учащихся сформирована. Успеваемость выпускников по новой форме государственной (итоговой) аттестации по алгебре составила 100%, качественно освоили общеобразовательную программу .
Выводы:
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе МО следует отметить и некоторые слабые стороны, такие как:
-подбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных способностей;
-домашние задания не всегда носят дифференцированный характер;
-мало времени на уроках и в домашних заданиях уделяется повторению пройденного;
-не в полном объеме используются наглядные и технические средства обучения;
-недостаточно времени уделяется работе с одаренными детьми;
-недостаточность работы по преемственности между начальной школой и средним звеном.
Поэтому нужно отметить падение успеваемости учащихся от класса к классу, при переходе из начального звена в среднее.
С целью устранения этих недостатков при планировании работы МО на 2014/2015 учебный год следует учесть слабые стороны, как в работе всего объединения, так и в работе отдельных его членов.
В целом работу МО можно считать удовлетворительной.
Задачи методической работы на 2014/2015 учебный год.
Главной задачей на будущий учебный год должна стать:
-еще большая активизация деятельности учителей,
-внедрение проектно-исследовательской работы каждым членом;
-повышение эффективности планирования работы и реализации поставленных задач,
-совершенствование всех видов педагогической деятельности для качественного роста, как учащихся, так и самих учителей.
С целью повышения уровня знаний учащихся необходимо добиваться от них не формального усвоения программного материала, а его глубокого осознанного понимания. Формирование предметных компетенций через индивидуализацию процесса обучения, более активного применения проектных и исследовательских форм, использование современных информационных и коммуникационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ методического объединения естественно-математического цикла
В помощь руководителям МО естественно-математического цикла....
План работы методического объединения естественно-математического цикла
Для руководителей методического объединения естественно-математического цикла...
Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.
Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...
Методическая работа школьного объединения учителей гуманитарного цикла
Анализ работы ШМО...
Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год.
Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год....
План работы методического объединения естественно-математического цикла
Представлен план работы методического объединения естественно-математического цикла на 201502016 уч.год...