анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год
методическая разработка (5 класс) по теме

Верховская Елена Анатольевна

 

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин»

 Серьезная и кропотливая работа, проводимая методическим объединением, была направлена на выполнение поставленных целей и задач:

  • Внедрение в образовательный процесс нового содержания образования и современных педагогических и информационных технологий.
  • Использовать формы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащихся.
  • Создание на уроке ситуации успеха.
  • Изучение теоритического материала по проблеме школы.
  • Осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании. 
  • Создание, постоянное обновление дидактического и методического сопровождения учебного процесса и внеурочной деятельности (методическая копилка МО).
  • Создание положительного эмоционального поля «учитель-ученик».
  • Применение здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.

1. Работа МО по обеспечению учебного плана.

МО работает по учебному плану, который определён примерной программой полного и общего образования по предметам естественно-математического цикла (базовый уровень).

 В учебном процессе используются     УМК, учебники рекомендованы Министерством образования РК. Также учителями МО использовались дидактические материалы, сборники тестовых заданий, сборники дополнительных задач для 5 – 11 классов по математике, алгебре, геометрии, физике, информатике, химии, биологии, географии.

2. Повышение квалификации учителями МО.

В состав методического объединения входят 3 учителя математики,  1 учитель физики и информатики, 1учитель химии, 2 учителя биологии и географии.  Из них: 2 учителя имеют вторую квалификационную категорию (география), один – высшую, 4учителей имеют первую квалификационную категорию. Средний стаж работы в школе 13,5 лет.

 Достаточно высокий профессиональный уровень, устоявшаяся педагогическая позиция учителя, имеющего большой стаж профессиональной деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, не всегда благоприятно сказываются на способностях учителя к переосмыслению профессиональной деятельности в современных условиях. Данная проблема решалась в течение 2013/2014 учебного года через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня членов методического объединения.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

  • Участие в работе МО;
  • Взаимопосещение уроков;
  • Работа над индивидуальной методической темой;
  • Аттестация;
  • Изучение передового педагогического опыта
  • Районные семинары;
  • Методический дни.

В этом учебном году готовится к аттестации на первую квалификационную категорию по биологии Фролова Н.С., на вторую  квалификационную категорию по географии

Учителя МО принимали участие в работе школьного МО, педсоветах.

В этом году учителя естественно-математического цикла приняли участие в районных семинарах:

Шевченко В.И.  учитель физики и информатики  с докладом  «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся», районный  семинар по биологии Фролова Н.С. учитель биологии и географии с докладом  «Методы и формы уроков географии и биологии»,

в районном семинаре Караозекской СШ учитель  урок -мастер класс «Своя игра» 11 класс.

  Приняли участие в Республиканском семинаре «Функциональная грамотность школьников: проблемы, перспективы формирования», защита проекта «Таксономия Блума как инструмент формирования функциональной грамотности школьников» Сватуха Н.А. учитель химии. 

В течении года на заседаниях членами м/о «Мыслитель» зачитаны доклады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы МО естественно-математического цикла «Мыслитель»

КГУ «Журавлевская средняя школа»

 за 2013-2014 учебный год.

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин»

 Серьезная и кропотливая работа, проводимая методическим объединением, была направлена на выполнение поставленных целей и задач:

  • Внедрение в образовательный процесс нового содержания образования и современных педагогических и информационных технологий.
  • Использовать формы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащихся.
  • Создание на уроке ситуации успеха.
  • Изучение теоритического материала по проблеме школы.
  • Осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании.  
  • Создание, постоянное обновление дидактического и методического сопровождения учебного процесса и внеурочной деятельности (методическая копилка МО).
  • Создание положительного эмоционального поля «учитель-ученик».
  • Применение здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.

1. Работа МО по обеспечению учебного плана.

МО работает по учебному плану, который определён примерной программой полного и общего образования по предметам естественно-математического цикла (базовый уровень).

 В учебном процессе используются     УМК, учебники рекомендованы Министерством образования РК. Также учителями МО использовались дидактические материалы, сборники тестовых заданий, сборники дополнительных задач для 5 – 11 классов по математике, алгебре, геометрии, физике, информатике, химии, биологии, географии.

2. Повышение квалификации учителями МО.

В состав методического объединения входят 3 учителя математики,  1 учитель физики и информатики, 1учитель химии, 2 учителя биологии и географии.  Из них: 2 учителя имеют вторую квалификационную категорию (география), один – высшую, 4учителей имеют первую квалификационную категорию. Средний стаж работы в школе 13,5 лет.

 Достаточно высокий профессиональный уровень, устоявшаяся педагогическая позиция учителя, имеющего большой стаж профессиональной деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, не всегда благоприятно сказываются на способностях учителя к переосмыслению профессиональной деятельности в современных условиях. Данная проблема решалась в течение 2013/2014 учебного года через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня членов методического объединения.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

  • Участие в работе МО;
  • Взаимопосещение уроков;
  • Работа над индивидуальной методической темой;
  • Аттестация;
  • Изучение передового педагогического опыта
  • Районные семинары;
  • Методический дни.

В этом учебном году готовится к аттестации на первую квалификационную категорию по биологии Фролова Н.С., на вторую  квалификационную категорию по географии

Учителя МО принимали участие в работе школьного МО, педсоветах.

В этом году учителя естественно-математического цикла приняли участие в районных семинарах:

Шевченко В.И.  учитель физики и информатики  с докладом  «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся», районный  семинар по биологии Фролова Н.С. учитель биологии и географии с докладом  «Методы и формы уроков географии и биологии»,

в районном семинаре Караозекской СШ учитель  урок -мастер класс «Своя игра» 11 класс.

  Приняли участие в Республиканском семинаре «Функциональная грамотность школьников: проблемы, перспективы формирования», защита проекта «Таксономия Блума как инструмент формирования функциональной грамотности школьников» Сватуха Н.А. учитель химии.  

В течении года на заседаниях членами м/о «Мыслитель» зачитаны доклады.

Темы докладов связаны с темами самообразования учителей:

2013-14

Доклад « Самостоятельная работа, как одна из форм развивающего обучения»

Доклад « Система подготовке к ЕНТ по математике»

Доклад «Личностно-ориентированный подход в обучении биологии и химии».

Доклад «Формирования умения и навыков решения задач через компетентностно—ориентированный подход к обучению».

Доклад «  компетентностно—ориентированные задания в  обучении математике».

Защита электронного портфолио по биологии

Доклад «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с помощью технологии кластеров».

Доклад «Разно уровневые задания, как средство достижения планируемых результатов обучения»

Доклад «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся»

Презентация УМК «Рабочая тетрадь  лабораторных работ по физике 7,8 класса»

Доклад «Плюсы и минусы использования ИКТ на уроках математики».

Презентация УМК «Рабочая тетрадь  по алгебре 7 класса»

Верховская Е. А.

Эберц О.И.

Катренко С.И.

Фролова Н. С.

Сватуха Н. А.

Шевченко В. И.

Середа Ю. В.

№п/п

Ф.И.О.

Тема самообразования,

 с какого года работает над данной темой

Педагогические технология

Верховская Елена Анатольевна

«Самостоятельная работа на уроках и внеклассных мероприятиях». 2013г

1)элементы тестовой технологии, 2)ИКТ, 3)уровневая дифференц. 4) элементы модульной технологии

2

Катренко Светлана Ивановна

«Развитие логического мышления и познавательной интересов на уроках математики, как одно из необходимых условий повышения качества знаний учащихся»2013г.

1)тестовая, 2)метод опорных сигналов, 3)проб.исследов.технологии

3

Сватуха Надежда Алексеевна

«Разно уровневые задания как средство достижения планируемых результатов обучения»2013г.

1)тестовая, 2)проблемно-исследовательская технология

4

Фролова Надежда Степановна

«Методика проведения уроков биологии и географии»2010г.

1)тесты, 2)ИКТ, 3)игровые моменты

5

Шевченко Виталий Иванович

«Активизация познавательной деятельности на уроках физики и информатики, посредством  применения компьютерных  технологий» 2011г

1)тесты, 2)ИКТ, 3)игровые моменты

6

Середа Юлия Владимировна

«Использование мультимедийных презентаций, на уроках математики» 2011г

1)тестовая, 2)уровневая, 3)ИКТ 4)дифференцированная

3.Работа методического объединения по его методической теме.

 Организация работы МО была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма.

Формы организации методической работы в этом учебном году были традиционными:

  • Участие в работе педагогических советов
  • Тематические заседания МО.
  • Совершенствование навыков владения ИКТ
  • Обмен опытом и накопленным дидактическим материалом.
  • Обзоры педагогической литературы
  • Открытые уроки.

Содержание работы включало в себя множество вопросов, связанных:

  • с освоением методики преподавателя предмета;
  • с планированием работы МО;
  • с изучением его отдельных тем;
  • с овладением новыми методами, средствами и формами обучения;
  • с изучением опыта коллег;
  • проверкой качества знаний и умений учащихся

В этом учебном году было проведено 8 заседаний методического объединения.

 Для решения поставленных задач на заседаниях рассматривались различные теоретические и практические вопросы:

  • Анализ учебно-воспитательной деятельности м/о;
  • Утверждение календарно-тематического планирования по предметам;
  • Результаты предметной олимпиады и работа с одаренными детьми;
  • Отчет учителей по темам самообразования;
  • Утверждение экзаменационного материала;
  •  мониторинг и его роль в повышении качества обучения (диагностические карты и диагностические контрольные работы);
  • составлена сводная ведомость качества выполнения ГОСО по программам естественно-математического цикла;
  • мониторинг качества знаний учителей;
  • рейтинговая оценка деятельности учителя предметника естественно-математического цикла;
  • Единый орфографический режим ведения тетрадей, проверка тетрадей;

 современные педагогические технологии как средство повышения качества образования;

  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Компетентностно-ориентированный подход в обучении;
  • Формирование умений и навыков решения задач через  компетентностно-ориентированный подход в обучении;
  • Активизация познавательной деятельности на уроках географии с помощью технологии кластеров ;
  • Разно уровневые задания, как средство достижения планируемых результатов обучения;
  • Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся.
  • Презентация УМК  учителей.

 Учителя м/о распространяют свой передовой педагогический опыт, публикуя свои работы на различных сайтах:

Сведения о публикациях.

    Верховская Е.А.-учитель математики

Размещение уроков в СМИ:  интернет –портал «Детство-kz» интернет –журнал «Коллеги»  «Умножение и деление  десятичных дробей на натуральное число», «Русское лото  Повторение за курс 5 класса» 5 класс математика; «Инфоурок» «Начальные геометрические сведения» 7 класс геометрия, 5 класс «Десятичные дроби»;  zavuch/info «Приведение дробей к наименьшему  общему знаменателю» 5 класс, «Одночлены и действия с ними» 7 класс алгебра; социальная сеть работников образования sportal «Квадратные уравнения» 8 класс алгебра, «Рациональные числа» 6 класс; Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый класс» урок «Решение тригонометрических уравнений» 10 класс алгебра и начала анализа; создание мини сайта на сайте социальная сеть работников образования sportal.

Фролова Н.С. учитель географии уроки: на сайте «Коллеги KZ» «Горные породы» 5 класс, Доклад «Методы и формы преподавания географии и биологии» на интернет сайте «Детсство KZ»

Шевченко В.И.образовательный портал «Продленка» урок физики 7 класс «Потенциальная и кинетическая энергия», 9 класс «Ядерное взаимодействие. Дефект масс »

Сватуха Н.А. учитель химии проект  «Таксономия Блума,  как инструмент формирования функциональной грамотности школьников»

Учителя М/О «Мыслитель»участвовали в различных конкурсах районного и областного уровня:

В течении года МО  сотрудничало с ОБЛ ИПКИПРО, методкабинетом РОО, с центром    тестирования, средними школами г. Макинска, школами района, КГУ Воробъевская НШ.

  • Приняли участие в Международной Ярмарке социально – педагогических инноваций на уровне ОБЛ ИПКИПРО. Участие приняли учитель  МО Верховская Е.А.  с   работой «Самостоятельная работа как средство развития творческих способностей учащихся»  (диски, мануал ).  
  • В Республиканской дистанционной олимпиаде по биологии приняла участие Фролова Н.С.имеет сертификат за лучший результата по району,
  • Республиканской дистанционной олимпиаде по географии приняла участие Фролова Н.С.имеет    сертификат за лучший результат по району,  
  • Приняли участие в районном конкурсе  «Учитель 2014» учитель биологии и географии Фролова Н,С. В номинации «Совершенный урок».,
  • Приняли участие в работе  районного КМО по предметам,  с докладом  выступили учитель математики Катренко С.И.       «Формирования умения и навыков решения задач через компетентностно—ориентированный подход к обучении».
  • Приняли участие в районном семинаре по информатики  учитель физики и информатики Шевченко В.И. Доклад «Реализация меж предметных связей информатики и физики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся»,
  • Районный семинар по биологии  учитель биологии и географии Фролова Н.С.  докладом  «Методы и формы уроков географии и биологии»,
  •  Приняли участие в Республиканском семинаре «Функциональная грамотность школьников: проблемы, перспективы формирования», защита проекта «Таксономия Блума как инструмент формирования функциональной грамотности школьников» Сватуха Н.А
  • .Приняли участие в районном семинаре Караозекской СШ  учитель биологии и географии Фролова Н.С. дала урок -мастер класс «Своя игра» 11 класс по биологии.

Методическое объединение давало открытые уроки и внеклассные мероприятия, учителя приняли активное участие в показе  современных интерактивных уроков:

2013-2014

Урок физики 9 класс «Ядерное взаимодействие. Дефект масс »

урок физики 7 класс «Потенциальная и кинетическая энергия»

Урок биологии обобщение знаний «Своя игра» 11 класс

Урок географии « Сарыарка» 8 класс

Урок биологии «Своя игра »11 класс

Урок мастер-класс «Витамины» конкурс «Учитель года 2014»

Урок –мастер класс биологии «Значение органов чувств» 8 класс

Интеллектуальная игра «Химический бум» 8-11 классы

Внеклассное мероприятие по химии «Приключение капли воды»

 

Шевченко В. И.

Фролова Н.С.

Эберц О.И.

Сватуха Н.А.

В этом году проведен методический день совместно с КГУ «Воробъевская НШ», на котором были даны уроки-мастер-класс Урок мастер –класс  учителем биологии Эберц О.И.в  8 класс   биология  тема: «Значения органов чувств», которым дана высокая оценка.

 Повышение качества обучения по предметам естественно-математического цикла и совершенствование уровня преподавания - основное направление методической работы нашего объединения. Все усилия учителей были направлены на вооружение учащихся системой знаний по предметам, на подготовку к контролю знаний, на изучение индивидуальных способностей детей и их всестороннее развитие.

 При организации учебно-воспитательного процесса образовательные и воспитательные задачи обучения всеми учителями решались комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 При этом особое внимание обращалось на выбор рациональных методов и приемов обучения, на рациональное сочетание устных и письменных видов работ как при изучении теории, так и при решении задач; на развитие речи учащихся; формирование у них навыков умственного труда; внедрение в практику работы современных образовательных технологий, при этом разумно сочетая новые методы обучения и традиционные.

Контроль знаний обучающихся.

 Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учёбе. Промежуточный и итоговый контроль проводился в течение учебного года. На заседаниях методического объединения итоги контроля подвергались тщательному анализу, вырабатывались рекомендации по дальнейшему повышению качества знаний и ликвидации пробелов.

Сравнительная таблица качества знаний

по предметам естественно-математического цикла за 4 года

ФИО учителя

предмет

2010-2011г

2011-2012г

2012-2013г

2013-2014г

%об

%об

Верховская Елена Анатольевна

Математика

43

100

0,50

31

100

0,41

42

100

0,47

40

100

0,48

Сватуха Надежда Алексеевна

Химия

53

100

0,55

53

100

0,55

53

100

0,55

63

100

0,59

Катренко Светлана Ивановна

Математика

43

99

0,50

34

100

0,47

34

100

0,47

62

100

0,62

Фролова Надежда Степановна

Биология

55

100

0,53

58

100

0,62

54

100

0,55

60

100

0,55

Фролова Надежда Степановна

География

60

100

0,57

65

100

0,63

56

100

0,56

68

100

0,58

Шевченко Виталий Иванович

Физика

57

100

0,59

37

100

0,4

37

80

0,42

55

97

0,51

Середа Юлия Владимировна

Математика

30,8

100

0,45

42

100

0,49

60

100

0,59

40

100

0,46

М/О «Мыслитель» провела предметную неделю по математике физике и информатике, уделяет внимание работе с одаренными детьми.

На научно-практической конференции были представлены черновые варианты проектов естественно-математического цикла :

Учитель математики  Верховская Е.А.презентация научно-исследовательской  работы «Косметический ремонт школы». 8 класс Лаптова В., Гладкова Л., «Математика в художественных произведениях фантазия, воображение, реальный расчет» Ягяева Л. 11 класс. Руководитель учитель математики Катренко С.И.  «Математика  и природа» Овчиникова Е. 7 класс руководитель Середа Ю.В., «Определение плотности овощей и фруктов» руководитель  учитель физики и информатики Шевченко В.И., «Изучение химической природы кислорода, углекислого и газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию органов дыхания школьников с различной степенью физической подготовленности»  9 класс Иващенко А. Руководитель учитель химии Сватуха Н.А.

Учащиеся приняли участие в олимпиаде по предметам естественно-математического цикла:

Шкикита Александра 8 класс  - 1место, Мезина Светлана 8 класс -2 место,

Шаримов М. 5 класс- приняли участие по биологии, Ягяева Л. 11 класс по математике,

Овчинникова Е. 2 место, Корн Ю.3 место, Дель Р.  3 место 7 класс

Ибрагимова М. 6 класс приняла участие в Республиканском интеллектуальном  марафоне «Акбота» 3 место по математике.

 Особое внимание в работе МО было уделено подготовке учащихся к сдаче экзаменов в 9 классе в новой форме (ВОуд) . Учащиеся и их родители были ознакомлены с основными положениями по проведению и проверке экзаменационных работ. В течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводили консультации и индивидуальную работу по подготовке к выпускным экзаменам

 Результаты экзамена показывают, что базовая математическая подготовка, составляющая основу общего образования, у учащихся сформирована. Успеваемость выпускников по новой форме государственной (итоговой) аттестации по алгебре составила 100%, качественно освоили общеобразовательную программу  .

Выводы:

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе МО следует отметить и некоторые слабые стороны, такие как:

 -подбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных способностей;

 -домашние задания не всегда носят дифференцированный характер;

 -мало времени на уроках и в домашних заданиях уделяется повторению пройденного;

 -не в полном объеме используются наглядные и технические средства обучения;

 -недостаточно времени уделяется работе с одаренными детьми;

 -недостаточность работы по преемственности между начальной школой и средним звеном.

 Поэтому нужно отметить падение успеваемости учащихся от класса к классу, при переходе из начального звена в среднее.

 С целью устранения этих недостатков при планировании работы МО на 2014/2015 учебный год следует учесть слабые стороны, как в работе всего объединения, так и в работе отдельных его членов.

 В целом работу МО можно считать удовлетворительной.

Задачи методической работы на 2014/2015 учебный год.

Главной задачей на будущий учебный год должна стать:

 -еще большая активизация деятельности учителей,

-внедрение проектно-исследовательской работы каждым членом;

 -повышение эффективности планирования работы и реализации поставленных задач,

 -совершенствование всех видов педагогической деятельности для качественного роста, как учащихся, так и самих учителей.

 С целью повышения уровня знаний учащихся необходимо добиваться от них не формального усвоения программного материала, а его глубокого осознанного понимания. Формирование предметных компетенций через индивидуализацию процесса обучения, более активного применения проектных и исследовательских форм, использование современных информационных и коммуникационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методического объединения естественно-математического цикла

В помощь руководителям МО естественно-математического цикла....

План работы методического объединения естественно-математического цикла

Для руководителей методического объединения естественно-математического цикла...

Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.

Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...

Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы методического объединения  естественно-математического цикла      за 2014-2015 учебный год....

План работы методического объединения естественно-математического цикла

Представлен план работы методического объединения естественно-математического цикла на 201502016 уч.год...