Выступления на педагогических советах
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Материалы выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_11.01.2018g.docx | 30.9 КБ |
vystuplenie_24.11.16.docx | 23.07 КБ |
vystuplenie_zaharova_s.v._noyabr_2014g.docx | 39.53 КБ |
prezentatsiya_k_pedsovetu_2014_g.ppt | 836.5 КБ |
tehn._krit._mysh._mart_2015g.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет №3
«Эффективность современного урока
как фактор повышения качества образования»
Дата проведения – 11.01.2018 г.
Методическая часть педсовета
Цель: определить взаимозависимость эффективности урока и качества образования и наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образования.
Задачи:
- Осуществить осмысление понятия "эффективность" урока.
- Определить проблемы урока и выявить противоречия практики.
- Определить пути повышения эффективности урока в условиях нашего лицея.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Выступление учителя математики Захаровой С.В.
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность» в переводе означает - результат, какого либо действия. Урок является основным компонентом школьного образования.
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?
Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:
- Знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока.
- Умение планировать, проводить и анализировать урок.
На уроке как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.
Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Современный урок - это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школы образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Что влияет на эффективность урока?
Американскими психологами был открыт феномен, который был назван « эффект Пигмалиона, или самореализуещееся пророчество» наугад в одной из школ Сан-Франциско они отобрали по пять учеников из каждого класса. После чего учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность их успеха в будущем, проверяющие как бы, между прочим, сообщали учителям, что отобранные для эксперимента дети способны сделать резкий рывок вперед. На самом деле потенциал учащихся был весьма посредственный. Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и безотносительно к чужим успехам. Вывод напрашивается сам собой: решающую роль сыграла вера учителей в возможности своих питомцев. Интересными результатами этого исследования явилось то, что дети, которым прогнозировался успех, воспринимались учителями как более жизнерадостные и любознательные, привлекательные и приятные в общении, обладающие более живым и любознательным умом.
Однако если неперспективные дети вопреки прогнозам тоже достигали повышенных результатов, то это воспринималось учителем как нежелательное явление, которое нарушало их представление о нормах их интеллектуального развития. При этом самые неблагоприятные характеристики давались детям, которые посещали классы для малоспособных, добивались наилучших результатов. Отсюда следует, что если перспективные дети оправдывают ожидания, они выигрывают и во многом другом. Тех, на которых навесили ярлык бесперспективности, в будущем ожидают большие трудности. Таким образом, ничего не меняя в методах и приемах обучения, можно повысить результативность обучения только за счет изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за счет их искренней веры в большие потенциальные возможности своих учеников.
Представленные требования, характеризующие общие подходы к проектированию урока, к личности учителя, к оценке результатов охватывают практически все компоненты деятельности учителя и ведут к повышению эффективности урока, повышают качество образования.
Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель. Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. Урок не может не меняться:
Появились новые образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок . Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. Любой урок современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Так что же для нас современный урок? Каждый учитель имеет на этот счет свое совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Что главное в уроке? Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо упрочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается. Главное что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Планируя современный урок, мы должны знать: чему учить, ради чего учить, как учить.
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.
Анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ- технологий. Ученикам старших классов в отличие от шестиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. А теперь мнение педагогов лицея о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.
«Урок - это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий». «Современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал». «Современный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания». «Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий. От себя хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. В этой связи возрастают требования к профессионализму современного учителя, основными компетенциями которого должны стать: Планирование образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки. Использование инновационных технологией в образовательном процессе. Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного , личностно-ориентированного и развивающего подходов. Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Формирование и развитие у обучающихся УУД. Формирование у обучающихся навыков аргументации собственной точки
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка; • специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы).
На современном этапе учитель должен быть готов к организации образовательного процесса , соответствующего новым требованиям: Знание и глубокое понимание детской психологии. Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределенной формой организации учебной работы. Он должен уметь диагностировать уровень развития ученика и уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы ее процессе были сформированы УУД на максимально возможном уровне. Владение глубокими предметными знаниями, широкой палитрой методических приемов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения. Умение организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности. Учебная деятельность строится в процессе решения обучающимися (совместно и под руководством учителя) учебных задач и выполнения школьниками особых учебных действий (преобразование условий задачи с целью обнаружения в предмете некоторого исходного («всеобщего») отношения, моделирования, преобразования модели, контроля и оценки). Такой способ организации обучения предполагает широкое учебное сотрудничество учащихся и сложный процесс управления коллективно- распределенной формой организации деятельности со стороны учителя. Таким образом, учителям необходимо освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и отказаться от сложившейся за предыдущие устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок. В условиях оптимизации образовательного процесса необходимо повышать уровень урока. Решением поставленных задач стало проектирование технологической карты урока. Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. При проектировании урока в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения учитель нередко просто фиксирует труд, затрудняясь в обосновании выбора содержания , организационных форм и используемых методов обучения, направленных на движение планируемых результатов.
В традиционном поурочном плане расписана в основном только содержательная сторона урока. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Это позволяет оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки: –целеполагание (что необходимо сделать, воплотить) – инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить); – организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить)
В технологической карте урока учитель может отразить познавательные установки на закрепление предметных результатов, на углубление и расширение знаний , на развитие творческого подхода к выполнению задания , на закрепление компетенций и формирование УУД. Фиксируя в карте когнитивные установки, учитель дает ответ на вопросы: что нужно выполнить , как это выполнить, для чего нужны полученные компетенции в жизни и на следующем уроке, какие могут быть сложности, на что обратить внимание… Домашнее задание должно носить индивидуальный характер. Уже сегодня говорили , что учитель на уроке должен осуществлять обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.
На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия, на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества, есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Три постулата современного урока говорят:
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
-урок должен быть проблемным и развивающим:
- учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
-учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо "урочить", наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том , каким должен быть урок . Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
1. Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
2. Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулировать на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
3.Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагать обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».
4.Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
5.На каждом уроке учиться общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
6.Самое главное – эмоциональный настрой учителя, уметь управлять своими эмоциями и учить этому детей.
Предварительный просмотр:
Протокол №2
заседания педагогического совета
муниципального общеобразовательного
учреждения «Лицей №1»
города Подольска Московской области
от 24 ноября 2016 года
По второму вопросу с докладом по теме «Электронный учебник – новая образовательная реальность» выступила Захарова С.В., учитель математики
Министерство образования Московской области в рамках реализации
п. 8.1.4. «Обеспечение возможности использования электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) в рамках классных занятий в общеобразовательных организациях и внеклассной работы обучающихся» перечня мероприятий подпрограммы «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности процессов управления и создания благоприятных условий жизни и ведения бизнеса в Московской области» государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2014-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013
№ 660/37, сообщило о создании в Единой информационной системе учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций («Школьный портал») приложения «Витрина ЭОР», средствами которого общеобразовательным организациям Московской области будет предоставлен доступ к лицензионным электронным образовательным ресурсам.
С примерным перечнем ЭОР можно ознакомиться на сайте https://helpschool.mosreg.ru/hc/ru/articles/232071427.
23 сентября 2016 года лицеем заключен сублицензионный договор с "Издательским домом "Первое сентября"" об оказании услуги по обеспечению доступа обучающихся к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам. На школьном портале создана Витрина ЭОР – каталог, включающий в себя: модули поиска и подбора ЭОР. «Витрина ЭОР», как элемент системы организации работы с ЭОР, обеспечивает следующие преимущества при организации образовательного процесса:
предоставляет совместный доступ Конечным пользователям к Перечню ЭОР и автоматизирует подбор, поиск и фильтрацию необходимых ЭОР посредством функций «Витрины ЭОР»;
предоставляет средства фильтрации Перечня ЭОР по заданному набору атрибутов ЭОР;
реализует удобный подход организации изучения ЭОР и предоставляет унифицированный доступ ЭОР.
В настоящее время «Витрина ЭОР» предоставляет доступ к ЭОР («онлайн» и «офлайн») для использования ЭОР в образовательных процессах. «Онлайн» доступ к ЭОР позволяет работать с ЭОР при наличии стабильного подключения к сети Интернет. «Офлайн» доступ к ЭОР позволяет скачивать ЭОР на свое устройство и работать с ним без необходимости постоянного подключения к сети Интернет.
Витрина ЭОР позволяет организовать применение ЭОР в образовательном процессе ОО Московской области пользователям с ролями «Администратор ОО», «Сотрудник» и «Учащийся».
Для каждого участника образовательного процесса можно выделить обязанности и действия в связи с использованием ЭОР в образовательном процессе:
1) Для Учителя можно выделить следующие обязанности и действия:
- выполнение работы с использованием средств «Витрины ЭОР»;
- фиксация результатов работы и образовательных достижений обучающихся;
- проведение плановых занятий с использованием ЭОР в «Витрине ЭОР», в том числе с использованием ИКТ-инфраструктуры ОО;
- планирование (календарно-тематическое, ресурсное) образовательного процесса с использованием ЭОР;
- разработка плана индивидуальной методической работы и согласование плана с методическим объединением;
- помощь обучающимся в использовании ЭОР.
2) Для Классного руководителя можно выделить следующие обязанности и действия:
- применение ЭОР в образовательном процессе;
- помощь обучающимся, совместно с педагогами класса, в разработке его планов, создание рекомендаций для обучающихся по развитию общеучебных навыков, освоение информационных ресурсов и ЭОР;
- информирование родителей об их роли в образовательном процессе и информирование их о ходе образования ребенка;
- разработка плана индивидуальной методической работы и согласование плана с кафедрой.
3) Для кафедр можно выделить следующие обязанности и действия:
- разработка, поиск и подбор методических материалов и информационных ресурсов о применении ЭОР;
- подготовка рекомендаций по применению ЭОР в образовательном процессе;
- организация взаимодействия между педагогическими работниками, являющимися членами методического объединения по вопросам использования ИКТ-технологий и ЭОР;
- организация открытых уроков в ОО по применению ЭОР, размещение прокомментированных материалов уроков и записей уроков на сайте ОО и т.д.;
- согласование календарно-тематических планов, предложенных учителями.
При активации ЭОР:
1) Образовательная организация может активировать ограниченное количество единиц ЭОР.
2) Для учета активации используется условная единица – балл. Баллы учитываются на «счетах» образовательных организаций. Каждой образовательной организации начислено 7000 (семь тысяч) баллов.
3) Каждому ЭОР и каждой единице ЭОР правообладатель назначает «цену» в баллах. Эта «цена» указывается на карточке ЭОР и напротив каждой единицы ЭОР на Витрине ЭОР.
4) «Цена» ЭОР или единицы ЭОР является одинаковой для всех ОО, не зависит от количества пользователей в них.
5) «Цена» ЭОР или единицы ЭОР не зависит от даты, когда был активирован ЭОР.
6) При активации ЭОР или единицы ЭОР соответствующее количество баллов списывается со счета образовательной организации. Администратор ОО информируется об остатке на «счету» ОО.
7) Количество баллов на счету ОО не может в результате активации стать меньшим нуля. В случае, если на счету ОО недостаточно баллов, она не может активировать соответствующий ЭОР (но, возможно, может активировать часть ЭОР – несколько его единиц).
Мониторинг активности школ по активации ОО. Перераспределение баллов:
1) Оператор Витрины ЭОР ежемесячно осуществляет мониторинг активности образовательных организаций.
2) В ходе мониторинга Оператор подсчитывает количество израсходованных каждой ОО за отчетный период баллов.
3) Мониторинг будет производиться в следующие даты:
05.12.2016 г.
23.12.2016 г.
05.01.2017 г.
05.02.2017 г.
05.03.2017 г.
05.04.2017 г.
05.05.2017 г.
05.06.2017 г.
4) Необходимо учесть что организации, не выработавшие:
50 % своих баллов на 23.12.2016 г., 30 % оставшихся у нее с предыдущей даты мониторинга баллов на 5-е число каждого месяца в 2017 г., считаются неактивными за отчетный период.
5) Организации, выработавшие указанную в предыдущем пункте норму по баллам на дату мониторинга, считаются активными за отчетный период.
6) Баллы, оставшиеся на счетах неактивных ОО, в течение трех календарных дней перераспределяются между счетами активных ОО. В первую очередь баллы начисляются организациям, полностью потратившим свои баллы. При перераспределении учитывается количество неудовлетворенных Администратором ОО запросов на активацию ЭОР у соответствующей образовательной организации.
7) Перераспределение баллов производится Оператором Витрины ЭОР в автоматизированном режиме.
В соответствии с новым законом об образовании российским школам предоставляется право полного или частичного перехода на электронные учебники. Электронные учебники появились в школах относительно недавно с 2007 года и сначала представляли собой электронный вид печатного учебника, полностью повторявшего его. Теперь с 2014 года издательства активно внедряют в работы школы электронные учебники нового вида – интерактивные электронные учебники. Необходимо понимать, что интерактивный электронный учебник и электронное приложение к учебнику не заменяют друг друга, а выполняют разные функции и преследуют разные цели.
Электронный учебник предоставляет возможность учителю и ученикам изменить тип работы в классе. В электронном ученике есть аудиофайлы, библиографические справки, интерактивные таблицы, карты и контурные карты, а также к учебникам естественнонаучного цикла в виде анимационной заставки представлены опыты. Все это дает большие возможности и развивает интерес ребенка к предмету. Нынешнее поколение детей зачастую называют компьютерным поколением и как бы мы не сопротивлялись этому действительность говорит сама за себя. Электронный учебник может помочь и учителям и родителям решить проблему «пустого сидения в интернете и за компьютером», обернув его в сторону обучения, ЭУ повышает мотивацию к обучению.
В электронном учебнике возможно делать заметки учителю и передавать их всем или определенным ученикам. Также в учебниках нового поколения есть возможность контрольного тестирования и режима обучающего теста (самоконтроля).
Организация учебного процесса в классе с использованием электронного учебника видоизменяется. Появляется тип «перевернутого класса», когда обучающиеся новую тему проходят самостоятельно дома, а в классе отрабатывают практические задания по этой теме, что уже заложено в электронном учебнике. Возможность индивидуального подхода к ученикам ярко выражена, так как задания в электронном учебнике есть на разном уровне, что позволяет учителю распределить задания ученикам в зависимости от их уровня знаний и успеваемости. Также с использованием электронного учебника становится легче организовать работу в группах, так как учебник по одной теме предполагает разные виды заданий, которые удобно делить и предоставлять на выполнение группе. Все сделанные в электронном учебнике задания сохраняются в интернете в облаке, куда ребенок может обратиться в любое время.
Издатели электронных учебников, прислушиваясь к учительскому сообществу, стоят на постепенном переходе на электронные учебнике, отмечая при этом, что необходимо учитывать преемственность электронного и печатного учебников. Более того электронный учебник разрабатывается в помощь учителю, а не для его замены. Разработчики также обращают внимание на то, что работа с электронным учебником не предполагает обязательной работы на протяжении всего урока, поэтому зрение обучающихся не должно пострадать, если учитель правильно распределит время работы на уроке.
Эффективная организация учебного процесса с использованием электронных учебников требует овладения участниками процесса новых компетенций. В примерный перечень компетенций педагога входят следующие умения:
- эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в ЭУ, добавление закладок;
- работа с демонстрациями и интерактивными объектами;
- сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов ЭУ;
- планировать и организовывать обучение в модели «1 ученик – 1 компьютер»;
- владеть методиками и приемами современных педагогических технологий.
Внедрение электронных учебников в школы активно поддерживает государство, выделяя средств на приобретение компьютерных средств, специальных технологий, самих электронных учебников, а также предоставляет возможность повышения квалификации работниками образования для успешного овладения методикой работы с электронными учебниками и повышения ИКТ-грамотности.
Обобщая, можно сделать вывод, что внедрение электронного учебника - школьная реальность нашего времени. Электронный учебник дает новые педагогический потенциал: организация процесса обучения в групповой форме, индивидуализация учебного процесса, ориентация на самообразование, повышение мотивации к обучению. ЭУ дает школьникам возможность современного и интересного обучения, а также повышает уровень ИКТ-грамотности.
Предварительный просмотр:
Протокол №2
заседания педагогического совета
муниципального общеобразовательного
учреждения «Лицей №1»
города Подольска Московской области
от 18 ноября 2014 года
Взаимосвязь и преемственность начального и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС
Выступление учителя математики, руководителя методического совета МОУ «Лицей №1» Захаровой С.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне осуществляется с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года. Слайд 1
Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Слайд 2 и 3
Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года, а с первого сентября 2014 года и наш лицей. Слайд 4
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования. Слайд 5.
Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения. Слайд 6.
Данный этап образования (конец 4-го года обучения - 5-й год обучения), как и первый этап, имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредмпетных УУД в основной школе. Слайд 7.
В связи с этим, возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Что же такое преемственность? Обратимся к словарю: Слайд 8
В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Именно поэтому сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников УУД (универсальных учебных действий), призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Слайд 9 и Слайд10
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Слайд 11.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». А это значит, что должна быть осуществлена преемственность приоритетной цели школьного образования, её развитие.
ФГОС также предусматривает преемственность требований к результатам обучающихся начального и основного общего образования.
Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Слайд 12 и 13
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: Слайд 14.
- выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. .
В нашем лицее на данном этапе работают по ФГОСу второго поколения пока начальная школа и 5 классы, поэтому одной из основных задач для нас является обеспечение деятельности кафедр учителей-предметников начального и основного звеньев при переходе к новым образовательным стандартам по организации образовательной среды, способствующей успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основное звено.
Переход учащихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей. Именно на 5 класс приходится резкое снижение успеваемости, дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Хотя опыт последних нескольких лет в лицее показывает, что снижение успеваемости незначительно. Что нужно сделать, чтобы не происходило резкого снижения? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения, особенно в режиме новых стандартов, которые приступает осваивать основная школа? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?
Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и основной школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Взаимопосещение уроков, совместные заседания кафедр учителей основного звена и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы: - Как учить, чтобы не переучивать?
- Каковы типичные ошибки и как их избежать?
- По каким УМК продолжить обучение?
В нашем лицее мы давно не поднимали проблему преемственности на педагогических советах, но в новых условиях перехода основной школы новые стандарты, а в скором будущем и старшей школы эта проблема очень актуальна. Необходимо возродить педагогические советы по пятому классу, которые проходили у нас в конце сентября, начале октября, где уделяли особое внимание согласованию требований разных педагогов к учащимся, к содержательным и организационным сторонам их работы, к поведению.
Чтобы адаптационный период не затянулся и прошел безболезненно, а последующее обучение было успешным, нужно добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.
Этому способствует использование такой педагогической технологии, как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства.
Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно!» - скажем мы, и учителя, и родители, и сам ученик. «Интерес к учению, - писал Сухомлинский Василий Александрович,- появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…» В этой фразе есть два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение.
Как создать ситуацию успеха?
1.Важно, как можно быстрее, запомнить имена детей. Желательно за 2-3 дня. «Ничто не ласкает человеческих слух, как называние имени его», -считает американский психотерапевт Эрик Берн.
2. Опора на похвалу, на одобрение, на ласковый тон. «Умница», «Молодец». Ведь подростковый период – это переплетение детства и взрослости, обостренное чувство собственного достоинства.
3. Созданию ситуации успеха помогают игровые технологии. Игровую форму можно использовать на любом этапе урока: на этапе повторения или закрепления изученного. Обычно она занимает не более 5-7 минут. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.
Нравятся детям математические диктанты с взаимопроверкой. К доске вызываются два ученика и пишут математический диктант, затем проверяют друг у друга, выставляют оценки (критерии оценивания учитель заранее пишет на доске), еще раз обращаемся к доске, сверяемся. Такие диктанты хорошо проводить перед контрольной работой, результаты бывают гораздо лучше.
С удовольствием работают в 5 классе в парах: рассказывают друг другу правила, решают предложенные учителем задания. Сами оценивают, оценки учитель может поставить в журнал. Одного - двух учеников опрашиваем у доски, проверяем: совпала оценка, поставленная учителем, с оценкой, поставленной соседом. Такое взаимообучение очень полезно. Кстати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики только читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% - если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других. Согласитесь, информация не только интересная, но и полезная.
При взаимообучении у детей возникает чувство раскованности в процессе учёбы, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка; происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний. В этой связи изменяется и роль учителя, в учебном процессе. Задача состоит в том, чтобы организовать работу групп (пар) в нужном направлении, оказывая им помощь, если будет необходимость.
Нельзя не отметить и другую сторону этой работы: умение общаться в процессе обучения переходит на общение детей в жизни, а радость успеха закрепляется в их сознании, становится источником проявления интереса к учебе. Такие виды работ формируют коммуникативные учебные действия: умение слушать и говорить, вступать в диалог, контактировать, корректировать действия партнера.
Другим приемом, придающим эмоциональную привлекательность урокам, может стать необычное начало урока: небольшая викторина на уроке, разгадай ребус, заморочки из бочки, что зашифровано в этой записи и т.п.
Учитель должен очень осторожно пользоваться таким инструментом, как оценка. Иногда можно завысить оценку, обязательно дать возможность почувствовать успех, одобрить малейшее достижение. В течение первого месяца обучения в 5 классе использую бездвоечная система оценивания. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока, его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Необходимо помнить правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех, не перегружать детей заданиями, дифференцировать их.
Таким образом, все перечисленное позволяет ребенку чувствовать себя не зажатым «от сих до сих», а получать возможность проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации преемственность основных образовательных программ начального общего основного общего среднего общего образования среднего профессионального высшего профессионального образования
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка НОО ООО обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: целей и задач; содержания образования; организационных форм; планируемых результатов
Требования к структуре – преемственность и развитие ФГОС НОО: 80% и 20% ФГОС ООО: 70% и 30% Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся , в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Личностные результаты ФГОС НОО готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. ФГОС ООО готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности , системы значимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться
УУД в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося
Программа формирования УУД включает в себя: - ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию .
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУД - Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУД - Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результаты - Определены с учетом содержания учебных предметов
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие метапредметные результаты
Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни . Портреты выпускников
Риски недостижения планируемых результатов Упрощенное понимание учителями технологии системно-деятельностного подхода; Применение неэффективных форм обучения новизна контрольно-измерительных материалов
Школа 1908-2008 Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции креативность способность переобучаться
Предварительный просмотр:
Педагогический совет МОУ «Лицей №1», 11.03.2015г.
Выступление на педагогическом совете МОУ Лицей №1 учителя математики Захаровой С.В.
«Использование технологии критического мышления в современном образовательном процессе».
В 2009-м году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы нового поколения. Что с тех пор изменилось? Ученик как изучал таблицу умножения, так и будет ее изучать, как учился правописанию, так и будет учиться писать. А вот деятельность учителя с введением новых стандартов должна измениться. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы главное место на уроке отводилось самостоятельной познавательной деятельности ученика. Не учить, а научить учиться.
Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться. Для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности, нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно. И только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой, пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от предмета.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Современному педагогу, особенно в условиях перехода на новые стандарты, необходимо учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации его творческого потенциала. Ученик должен уметь не только обучаться в рамках идеологии «повторения сказанного учителем», но и придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации. Именно, поэтому, организация учебного процесса, включающая в себя технологию «Развития критического мышления» является инструментом, который позволяет по - новому взглянуть на образовательный процесс, в котором было бы взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Непрерывное образование превращается в жизненную необходимость. Поэтому главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически.
Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов:
- умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное
- и умения осмыслить и применить полученную информацию.
Получая новую информацию, ученики должны научиться:
- рассматривать ее с различных точек зрения;
- делать выводы относительно ее точности и ценности.
Педагоги же с свою очередь должны:
- выявлять и развивать творческие способности учащихся;
- создавать такие условия на уроке, которые могут способствовать реализации творческого потенциала обучающих;
- формировать критическое мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д. ).
Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Цели данной технологии:
1. развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно;
2. мотивация к учению;
3. расширение знаний и развитие интеллектуальных умений;
4. развитие рефлексивного умения;
5. формирование обобщений.
Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Она решает задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Вызов – стимулирование интереса к новому знанию - происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы, в свою очередь, вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на информацию, которая будет предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала. Присутствие стадии вызов на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
Актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Последний этап в базовой модели критического мышления – рефлексия (размышление) – является особо значимым, т. к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации.
Здесь основным являются:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Что принципиально нового несет технология развития критического мышления? Элементы новизны, в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы:
- прием «Кейс» идей, понятий, имен…;
- прием «Составление кластера»;
- прием «Пометки на полях»;
- прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»;
- прием «Написание синквейна»;
- прием «Учебный мозговой штурм»;
- прием «Написание Эссе»;
- прием «Лекция со стопами».
Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Начиная работать по данной технологии, учитель должен четко представлять себе и соблюдать следующие правила:
Положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать);
Понимание того, что существует определенный риск, т. к. используются другие формы работы.
Технология развития критического мышления делает учение интересным и увлекательным, приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге и на уроке миру знаний. Благодаря этой технологии можно в каждом ученике открыть исследователя.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках дают результаты. Учащиеся активно участвуют в самостоятельном добывании знаний, формулируют цели, высказывают свои мысли, логически строят ответы на вопросы, творчески подходят к построению кластера.
Мнения обучающихся об уроках по применению технологии критического мышления.
Нравится, что мы сами работаем с новой информацией.
Обмениваемся своими мыслями, суждениями по теме.
Я сам ставлю себе оценку за работу.
Интересно и совсем не устаёшь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...