Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова
статья по физкультуре на тему
Применение в образовательном процессе педагогической
технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pt.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение в образовательном процессе педагогической
технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова
В предыдущий межаттестационный период я работал по авторской педагогической технологии В.В.Пикан (технологии уровневой дифференциации), которая показала свою эффективность, но мне не хочется останавливаться на достигнутом, и я изучил и начал применять технологию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова.
Она заинтересовала меня тем, что в данной технологии (что соответствует ФГОС п.1.2.6 «Стандарт направлен на обеспечение:…формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы…») предлагается введение двух критериальных стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Концептуальные положения данной технологии также полностью сочетаются со Стандартом:
• Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.
• Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
• При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований).
• Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.
• Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой-либо одной методической схемой.
• Мотивация, а не констатация.
• Предупредить, а не наказать незнание.
• Признание права ученика на выбор уровня обучения.
• Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
• Ученик должен испытывать учебный успех.
Особенности содержания данной технологии также полностью сочетаются со Стандартом:
Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований:
1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить обучающемуся;
2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от обучающегося, и усвоение которого является минимально обязательным для обучающегося.
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Особенности методики
Особенностями методики преподавания являются:
• блочная подача материала;
• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.
Оценивание знаний по данной технологии также сочетаются со Стандартом:
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);
- возможность «дробных» зачетов;
- кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Зачеты проводятся в учебное время, при этом:
- предусматривается резерв времени для доработки;
- возможна помощь учителя во время зачета;
- на каждого ведется лист учета и контроля.
Два критериальных стандарта оценивания, концептуальная основа, особенности методики данной педагогической технологии, особенности оценивания дают возможность более глубокой дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе и полностью соответствуют требованиям ФГОС (по уровням: базовый и повышенный, возможность «пересдачи» уровня и т.д.).
В практике работы по данной педагогической технологии я увидел, что она тоже очень эффективна и более близка мне, к тому же ее не нужно «перестраивать» под требования ФГОС, т.к. она им полностью соответствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка
Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики
Современные педагогические технологии на уроках...
Использование технологии уровневой дифференциации обучения аттестуемым педагогическим работником в практической деятельности.
Представлены цели и описание порядка использования технологии уровневой дифференциации....
Технология дифференцированного обучения: а) Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов
Теоретическое описание технологии дифференцированного обучения...
ПРОГРАММА внедрения педагогической технологии уровневой дифференциации в процесс преподавания предмета «История» на второй ступени обучения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» ПРИНЯТО:На педагогическом советеПрото...
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов...