Статья "Еще раз о блочно-модульном обучении: уроки внедрения"
статья по алгебре (10 класс) на тему
Новые социальные требования к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации российского образования, определяют роль школы, как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Отсюда вытекает новое понимание целей образования – «не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Еще раз о блочно-модульном обучении: уроки внедрения.
Новые социальные требования к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации российского образования, определяют роль школы, как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Отсюда вытекает новое понимание целей образования – «не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания».
Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В отличие от традиционных технологий обучения, где основной целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, в обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества – движущие силы учения - это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, уверенности в себе.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении изучения всей темы. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
В нашей школе учителя математики используют блочную систему планирования материала. Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах 1990-1997г.
Блочно-модульная технология развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе. На первое место постепенно выходит стремление обучающегося к овладению важного для его дальнейшего обучения содержания предмета. Вторым этапом будет являться появление на уроках ситуации успеха, что способствует мотивации к обучению, а следовательно дальнейшей самореализации обучающегося. К каждому обучающемуся необходим дифференцированный подход по уровням сложности. В итоге ученик осваивает важный для него объем знаний. На каждой стадии урока используются разнообразные способы контроля: контроль со стороны учителя, в парной работе, самоконтроль. Все это содействует активизации обучающихся. Модульная технология позволяет экономить учебное время до 30 %, так как уроки разбиваются на основные модули. Блочный метод изучения математики является одним из элементов модульной технологии, которую можно использовать в старших классах.
Урок есть главное звено процесса обучения. Следовательно, весь процесс обучения сформировывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую логическую структуру. Очень важно хорошо провести урок. Однако даже идеально проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения, если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. Как было ранее, и, по-видимому, становится сегодня еще более актуальным – руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором школьники меньше бы учили, но при этом больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха. (Ян Амос Коменский).
Блочно-модульное планирование - это итог развития в школе хорошо известных приемов работы классической системы образования, которая использовалась ранее. Но при этом такое планирование создает ориентацию старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений в понедельном способе обучения, который будет использоваться в ВУЗах. Иными словами, переносится опыт занятий в высших учебных заведениях в школьное планирование, который основывается на организации учебного процесса в виде четко отлаженной последовательности уроков в строгих рамках недельного цикла. Все выше сказанное оптимизирует образование обучающихся в школе как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть ещё одно преимущество – она приучает учащихся к чёткости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объём и сроки изучаемого материала. Безусловно, что выбрав одну и туже форму преподавания дисциплины, каждый педагог вкладывает своё видение. Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому нелегко даётся математика.
Преимущества блочной системы:
Наглядность результатов – у каждого учащегося имеется «листок активности и результативности», в который выставлены все текущие оценки, результаты зачётов и контрольных работ по всем блокам.
Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.
Не тратится время для теоретического материала (достаточно посмотреть лекционный материал в специальных тетрадях по теоретической части).
Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты – что так необходимо на первых курсах техникума и института.
И самое главное – уже до изучения текущего блока имеют представление об объёме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.
Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.
Учебный материал излагается блоками в рамках определённой системы уроков (уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-анализы).
На уроках-практикумах дается строгое обоснование изучаемых понятий, отрабатываются навыки выполнения математических действий, ведется обучение решению задач с использованием изучаемой теории. По итогам проверочных зачётов определяется степень усвоения материала, устанавливаются пробелы в знаниях, которые устраняются на уроках-анализах. На уроках-семинарах повторяется теоретический материал по вопросам, выносимым на тематический зачёт. В конце изучения темы проводится зачёт по ранее указанным вопросам и решению задач.
Каждый блок обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.
Блок имеет следующую структуру:
– модуль теоретического материала
– модуль закрепления и расширения знаний теории
– модуль практического применения
– модуль-консультация
– модуль предварительного контроля
– модуль контроля
Развиваемая сегодня в школе технология модульного обучения совмещает проблемный подход и творческое отношение обучаемого к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики. Ее использование позволяет сформировать у обучающихся прочные, осознанные знания и умения, развить познавательные способности и создать условия для самореализации личности каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики
Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...
Блочно-модульная система обучения на уроках обществознания в старшей школе
методическая статья...
Блочно-модульная технология обучения истории.
Содержание, ключевые понятия, дидактический материал....
Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.
Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах. Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...
Блочно-модульная система обучения
Блочно-модульная система обучения на уроках математики...
О блочно - модульной системе обучения
Приведены примеры модульных уроков, рассмотрены теоретические вопросы касающиеся данной педагогической технологии....
О блочно - модульной системе обучения
презентация к статье о Модульной системе обучения...