Урок алгебры в 8 классе по теме "Решение неравенств с одной переменной"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_neravenstv_s_odnoy_peremennoy.docx | 130.21 КБ |
prilozhenie_pravila.docx | 12.84 КБ |
Предварительный просмотр:
У р о к ________
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
Цели:
1) Ввести понятия неравенства с одной переменной и его решения, равносильных неравенств; формировать умение решать неравенства с одной переменной путём перехода к равносильному неравенству,
2) Развивать умения выделять числовой промежуток, развитие математического мышления и внимания,
3) Воспитывать интерес к математике, умения общаться, бережливого отношения к своему здоровью.
Оборудоваеие: учебник, тетради, сборник для подготовки к РЭ, карточки для проверочной работы, карточки с правилами.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, присаживайтесь.
Психологическая установка учащимся:
1. Сегодня на уроке вы научитесь решать простые неравенства с одной переменной.
2.На уроке разрешается: ошибаться, сомневаться, консультироваться, рассуждать и доказывать.
3.Дать самому себе установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения»
II. Проверка домашнего задания. Устная работа.
1. № 822.
а) 0; 1;2;3;4;5;6;7;8.
б) -2; -1; 0; 1; 2.
в) -4; -3; -2; -1; 0; 1.
г) -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9.
№ 823 (а, г).
а) -9; г) 7.
№ 828. (решение заданий написано на доске, дети меняются тетрадями, берут карандашики и проверяют работу соседа по парте, оценивая её.)
2.Сборник для подготовки к РЭ.
вариант2 №1-5
- Найдите значения выражений:
а) 35*(3/7+1/35-3/5); б) 214:23*2-9; в) (12-√7)(3+2√7).
Ответ: а) -5; б) 4; в) 22+2√7. Л,О,МО
- В школьном саду 40% всех деревьев – яблони, 25% - вишни, 28% - сливы. Остальные 14 деревьев – груши. Сколько всего деревьев в школьном саду?
- 93; 2) 107; 3) 200; 4) 84.
Ответ: 3. НО
- В таблице даны результаты забега мальчиков 5-го класса на дистанцию 30 м.
Номер дорожки | 1 | 2 | 3 | 4 |
Время, с. | 6,3 | 5,7 | 6,9 | 6,0 |
Зачет выставляется, если показано время не хуже 5,9 с. Запишите номера дорожек, по которым бежали мальчики, получившие зачёт.
- 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
- Ответ: 2. С
- Упростите выражение: 5- .
Ответ: -4m/n. О
- Решите уравнение: 3у2-13у+4=0. В ответ укажите наибольший корень уравнения.
Ответ: 4. В
Проверив, решение заданий из сборника для подготовки к РЭ мы вспомним, кому принадлежат слова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В.Ломоносов.
4 | 22+2√7 | 2 | 3 | -4m/n | -5 | 4 |
в | мо | с | но | о | л | о |
3. Устная работа по определениям:
1) Что называется пересечением двух множеств?
2) Что называется объединением двух множеств?
3) Назовите виды числовых промежутков?
Ш. Проверочная работа.(5-7 минут)
В а р и а н т 1
1. Используя координатную прямую, найдите пересечение промежутков:
а) (–2; 10) и (0; 15); б) [–3; 6] и [–1; 1]; в) (–∞; 2) и (–2; +∞).
2. Покажите штриховкой на координатной прямой объединение промежутков:
а) [–4; 0] и [–1; 5]; б) (–3; 3) и (–6; 6); в) (–∞; 5) и (–∞; 10).
В а р и а н т 2
1. Используя координатную прямую, найдите пересечение промежутков:
а) [–4; 5] и [0; 10]; б) (–3; –1) и (–2; 4); в) (–∞; 5] и [–5; +∞).
2. Покажите штриховкой на координатной прямой объединение промежутков:
а) (–3; 8) и (1; 9); б) [–4; 4] и [–1; 1]; в) (–∞; 1) и (–∞; 4).
Р е ш е н и е
В а р и а н т 1
1. а) (–2; 10) (0; 15) = (0; 10);
б) [–3; 6] [–1; 1] = [–1; 1];
в) (–∞; 2) (–2; +∞) = (–2; 2).
2. а) [–4; 0] [–1; 5] = [–4; 5];
б) (–3; 3) (–6; 6) =(–6; 6);
в) (–∞; 5) (–∞; 10) =(–∞; 10).
В а р и а н т 2
1. а) [–4; 5] [0; 10] = [0; 5];
б) (–3; –1) (–2; 4) = (–2; –1);
в) (–∞; 5] [–5; +∞) = [–5; 5].
2. а) (–3; 8) (1; 9) = (–3; 9);
б) [–4; 4] [–1; 1] = [–4; 4];
в) (–∞; 1) (–∞; 4) = (–∞; 4).
IV. Объяснение нового материала.
1. Неравенство 5х – 11 > 3 содержит переменную х. При подстановке некоторых числовых значений вместо х мы можем получить как верное, так и неверное числовое неравенство. Н а п р и м е р:
при х = 4 неравенство 5 · 4 – 11 > 3 – верное (9 > 3), а
при х = 2 неравенство 5 · 2 – 11 > 3 – неверное (–1 > 3).
Говорят, что число 4 является решением неравенства или удовлетворяет неравенству.
О п р е д е л е н и е 1: Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
решить № 833абв с комментариями,
а) 5*8>2(8-1)+6
40>20 - верно →8 является решением неравенства;
б) 5*(-2) >2(-2-1)+6
-10>0 – неверно → -10 не является решением неравенства;
в) 5*2>2(2-1)+6
10>8 – верно → 2 является решением неравенства.
№ 834 – устно.
О п р е д е л е н и е 2: Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что решений нет.
2. Чтобы решать неравенства, необходимо уметь их преобразовывать к неравенству вида ах > b или ax < b (где a и b – некоторые числа). Неравенства такого вида называют линейными неравенствами с одной переменной. Данное неравенство должно быть равносильно исходному.
О п р е д е л е н и е 3: Неравенства, имеющие одни и те же решения, называются равносильными.
3. Разобрать основные свойства, используемые при преобразовании неравенства с одной переменной к равносильному неравенству:
Основные свойства:
-если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство;
-если обе части неравенства умножить или разделить на одно тоже положительное число, то получится равносильное ему неравенство;
- если обе части неравенства умножить или разделить на одно тоже отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство;
на примерах 1)18+6х›0; 2) 16х›13х+45; 3) 15х-23(х+1)›2х+11.
V. Формирование умений и навыков.
1. № 835.ав
Р е ш е н и е
а) х + 8 > 0; х > –8;
б) х – 7 < 0; х < 7;
в) х + 1,5 ≤ 0; х ≤ –1,5;
г) х – 0,4 ≥ 0; х ≥ 0,4;
О т в е т: а) (–8; +∞); б) (–∞; 7); в) (–∞; 1,5]; г) [0,4; +∞).
2. № 837.абвг (1 столбец)
Р е ш е н и е
а) 2х < 17; х < 17 : 2; х < 8,5;
б) 5х ≥ –3; х ≥ –3 : 5; х ≥ –0,6;
в) –12х < –48; х > (–48) : (–12); х > 4;
г) –х < –7,5; х > (–7,5) : (–1); х > 7,5;
Физкультминутка «Прививка хорошего настроения»
- повернитесь лицом друг к другу;
- «пятачок» (показать на нос);
- «улыбочка» (разводим руки в сторону);
- «колпачок» (соединяем руки над головой);
- «прививочка» (потрогать друга за левое плечо).
Отдохнули, работаем дальше.
д) 30х > 40; х > 40 : 30; х > 1;
е) –15х < –27; х > (–27) : (–15); х > ; х > 1,8;
ж) –4х ≥ –1; х ≤ (–1): (–4); х ≤ 0,25;
з) 10х ≤ –24; х ≤ (–24) : 10; х ≤ –2,4;
и) х < 2; х < 2 : ; х < 2 · 6; х < 12;
к) х < 0; х > 0 : ; х > 0;
л) 0,02х ≥ –0,6; х ≥ (–0,6) : 0,02; х ≥ –30;
м) –1,8х ≤ 36; х ≥ 36 : (–1,8); х ≥ –20;
О т в е т: а) (–∞; –8,5); б) [–0,6; +∞); в) (4; +∞); г) (7,5; +∞);
д) ; е) (1,8; +∞); ж) (–∞; 0,25]; з) (–∞; –2,4];
и) (–∞; 12); к) (0; +∞); л) [–30; +∞); м) [–20; +∞).
3. № 838.
Решением неравенства являются числа: 3; 4; 5.
4.Сборник для подготовки к РЭ вариант2 №6
4х+5≥6х-2,
4х-6х≥-2-5,
-2х≥-7,
х≤-7:(-2),
х≤3,5.
х€(-∞; 3,5]
Ответ: 2.
5. № 841.адв (1 строка)
VI. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что называется решением неравенства с одной переменной?
– Что означает «решить неравенство»?
– Какие неравенства называются равносильными?
– Какие свойства используются для преобразования неравенства в равносильное?
Домашнее задание: № 836(1,2 столбик) № 839(1,2 строки), сборник РЭ варианты 1,3 №6
Наш урок я хочу закончить словами персидско-таджикского поэта Рудаки:
« С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек».
Предварительный просмотр:
Определение 1: Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
Определение 2: Решить неравенство - значит найти все его решения или доказать, что решений нет.
Неравенства вида ax>b или ax
Определение 3: Неравенства, имеющие одни и те же решения, называются равносильными.
Основные свойства:
-если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство;
-если обе части неравенства умножить или разделить на одно тоже положительное число, то получится равносильное ему неравенство;
- если обе части неравенства умножить или разделить на одно тоже отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 9 классе:"Решение целых неравенств с одной переменной"
Данный ресурс содержит разработку и презентацию урока закрепления, применения и контроля знаний по теме "Решение целых неравенств с одной переменной"...
Презентация к уроку алгебры 8 класс "Решение линейных неравенств"
Презентация позволяет провести урок алгебры в 8 классе с компьютерной поддержкой по теме "Решение линейных неравенств".Повышает познавательную активность учащихся, направлена на закрепление изученного...
Разработка урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Решение неравенств с одной переменной
Разработка нестандартного вида урока по теме "Решение неравенств с одной переменной"...
Технологическая карта урока в 8 классе "Решение линейных неравенств с одной переменной и сводящихся к ним"
Урок разработан к учебнику Н. Макарычева...
конспект урока алгебры в 9 классе Решение линейных неравенств с одной переменной
Сценарий одного урока с использованием сервиса Учи.ру...
Урок в 9 классе "Решение линейных неравенств с 1 переменной"
Урок в 9 классе "Решение линейных неравенств с 1 переменной"...
конспект урока алгебра 9 класс Решение квадратных неравенств
Урок изучения новой темы, подготовка к ОГЭ...