Урок алгебры "Логарифмические уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Урок является ознакомительным с различными способами решения логарифмических уравнений. Знакомит с некоторыми историческими сведениями, а так же с применеием логарифмов в музыке. Предусматривает контроль знаний .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_logarifmicheskih_uravneniy.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
— продолжить формирование умений и навыков по решению логарифмических уравнений;
— систематизировать методы их решения, чтобы вы могли применять полученные знания при решении заданий повышенной сложности;
— формировать научное мировоззрение учащихся путём использования исторической и культурологической информации.
Организационная часть.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение логарифмических уравнений». (слайд 1)
Но вначале вспомним свойства логарифмов с помощью теста. Свои знания вы оцените сами, сверив ответы с предложенными, используя предоставленные нормы оценок. (слайд 2)
Тест:
Вычислите:
а) log216; [4] б) log432; [2,5]
1) 3; 2) 4; 3) 8; 4) 32. 1) 8; 2) 4; 3) 5; 4) 2,5.
в) ; [5] г) log42 + log48; [2]
1) 2; 2) 10; 3) 4; 4) 5. 1) 10; 2) 16; 3) 2; 4) 4.
д) log354 – log32; [3] e) ; [8]
1) 27; 2) 53; 3) 9; 4) 3. 1) 7; 2) 8; 3) – 1; 4) 1.
ж) ; [3] з)log327; [– 1]
1) 9; 2) 4; 3) 2; 4) 3. 1) 3; 2) 9; 3) – 1; 4) – 3.
и) ; [2] к) . [7]
1) 1; 2) 2; 3) 4; 4) 6. 1) 5; 2) 6; 3) 7; 4) 4. (слайд 3)
Решение уравнений (слайд 4)
- Решите уравнения методом потенцирования:
а) log2 (3x – 6) = log2 (2х – 3);
б) log6 (14 – 4х) = log6 (2х + 2);
в) log0,5 (7х – 9) = log0,5 (х – 3);
г) log0,2(12х + 8) = log0,2(11х + 7).
- Решите уравнения методом введения вспомогательной переменной:
а) log22 х – 4 log2 х + 3 = 0;
б) lg2 х3 – 101g х + 1 = 0;
в) 3log20,5 x + 5log0,5 x – 2 = 0;
г) 2log20,3 х – 7log0,3 х – 4 = 0.
Учитель. Кроме этих методов, есть и другие методы решения логарифмических уравнений. Это метод решения логарифмического уравнения с переходом к другому основанию. Рассмотрим решение такого уравнения, но прежде вспомним формулу перехода к логарифму по другому основанию (слайд 5)
(loga b = , , где а > 0, b > 0, с >0,а1,c1).
- Решите уравнение методом перехода к новому основанию: (слайд 6)
log2 х + log4 x + log16 х=7.
Решение. Используя свойство ,
где а > 0, b > 0, а1,п0, получаем:
log2 х + 0,51og2 x + 0,251og2 x = 7,
откуда log2 x = 4, х = 16.
Ответ: 16.
Динамическая пауза
Упражнения для мышц шеи, рук и спины.
Самостоятельная работа
б) log6 (14 – 4x) = log6 (2x + 2); г) log0,2 (12x + 8) = log0,2 (11x + 7);
б) lg2 x3 – 10lg x + 1 = 0;
в) № 348 (1). в) № 348 (1).
Итог урока
Учитель. Какие методы мы применяли для решения логарифмических уравнений?
[1) Метод решения с помощью определения; 2) метод потенцирования; 3) метод введения вспомогательной переменной; 4) метод перехода к новому основанию.]
Домашнее задание:
№ 348 (2, 4), тренажёр № 6.
Историческая страничка (слайд 7)
Открытие логарифмов было связано с быстрым развитием астрономии в XVI в., уточнением астрономических наблюдений и усложнением астрономических выкладок. Но вряд ли кто из вас задумывался о том, что логарифмы применяются и в самых далеких от точных наук сферах нашей жизни.
Известный физик Эйхенвальд вспоминал: «Товарищ мой по гимназии любил играть на рояле, но не любил математику. Он даже говорил с оттенком пренебрежения, что музыка и математика друг с другом не имеют ничего общего. “Правда, Пифагор нашел какие-то соотношения между звуковыми колебаниями, — но ведь как раз пифагорова-то гамма для нашей музыки и оказалась неприемлемой”. Представьте же себе, как неприятно был поражен мой товарищ, когда я доказал ему, что, играя по клавишам современного рояля, он играет, собственно говоря, на логарифмах».
И действительно, так называемые ступени темперированной хроматической гаммы (12-звуковой) частот звуковых колебаний представляют собой логарифмы. Только основание этих логарифмов равно 2.
Положим, что ноте «до» самой низкой октавы — будем ее называть нулевой — соответствует частота, равная п колебаниям в секунду. В октаве частота колебаний нижнего звука в 2 раза меньше верхнего. Тогда ноте «до» первой октавы будут соответствовать 2 п колебаний в секунду, а ноте «до» т-й октавы — 2т • п колебаний в секунду. Октава состоит из 12 полутонов, поэтому на каждый полутон приходится увеличение частоты в раз. Частоту ноты с номером р из т-й октавы можно выразить формулой
Nm = n • 2m .
Логарифмируя эту формулу и принимая частоту самого низкого «до» за единицу (п = 1), получаем:
log2 Nmp = m + .
В соответствии с равномерно темперированным строем расстояния между ладами гитары образуют геометрическую прогрессию с коэффициентом 1/r, где r = .
Известный музыкант Иоган Себастьян Бах способствовал популяризации равномерно темперированного строя, написав «Хорошо темперированный клавир», который содержал все тональности. (слайд 8)
Тест:
Вычислите:
а) log216; б) log432;
1) 3; 2) 4; 3) 8; 4) 32. 1) 8; 2) 4; 3) 5; 4) 2,5.
в) ; г) log42 + log48;
1) 2; 2) 10; 3) 4; 4) 5. 1) 10; 2) 16; 3) 2; 4) 4.
д) log354 – log32; e) ;
1) 27; 2) 53; 3) 9; 4) 3. 1) 7; 2) 8; 3) – 1; 4) 1.
ж) ; з)log327;
1) 9; 2) 4; 3) 2; 4) 3. 1) 3; 2) 9; 3) – 1; 4) – 3.
и) ; к) .
1) 1; 2) 2; 3) 4; 4) 6. 1) 5; 2) 6; 3) 7; 4) 4.
Самостоятельная работа
I вариант II вариант
б) log6 (14 – 4x) = log6 (2x + 2); г) log0,2 (12x + 8) = log0,2 (11x + 7);
б) lg2 x3 – 10lg x + 1 = 0; б)
в) № 348 (1). в) № 348 (1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Логарифмы.Логарифмические уравнения"
Цель урока:обеспечить в ходе урока сознательное повторение определения логарифма и его свойств. Уметь применять эти свойства при решении различных типов логарифмических уравнений. Пока...
Конспект урока "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
Урок обобщающего повторения в 11 классе....
План-конспект урока по алгебре «Логарифмические уравнения»
План-конспект урока по алгебреII курс НПОТема урока: «Логарифмические уравнения»...
11класс Алгебра "Логарифмические уравнения" Урок3
11класс Алгебра "Логарифмические уравнения" Урок3...
Разработка урока по алгебре "Логарифмические уравнения"
Алгебра. 11 классТема урока: Решение логарифмических уравнений Цель урока: сформировать понятие решения логарифмических уравнений.Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока: а...
Открытый урок по алгебре "Логарифмические уравнения" в 11 класса
цель урока: формировать умение решать логарифмические уравнения, умение применять основные методы решения и выбирать нужный способ.Развивать логическое мышление, математическую речь, умение срав...
11 класс. Алгебра. Логарифмические уравнения
Конспект урока по алгебре в 11 классе по теме "Логарифмические уравнения"...