11 класс. Алгебра. Логарифмические уравнения
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Никонова Людмила Николаевна

Конспект урока по алгебре в 11 классе по теме "Логарифмические уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logarifmicheskie_uravneniya.docx253.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Логарифмические уравнения

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

образовательные: 

  1.  повторить основные сведения, по теме «Логарифмы. Свойства логарифмов»;
  2. ввести понятие логарифмического уравнения;
  3. рассмотреть основные методы решения логарифмических уравнений;
  4. тренировать умения решать логарифмические уравнения, используя различные методы;
  5. проверить уровень первичного усвоения материала;

развивающие: развитие внимательности, аналитического мышления, умения осуществлять само-и взаимоконтроль;

 воспитательные:  воспитание культуры математической речи, воспитание осмысленной учебной деятельности.

Используемые методы и приёмы:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • метод контроля и коррекции знаний

Формы работы:

  • фронтальная,
  • работа в парах,
  • индивидуальная

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, проектор

                                                                 Ход урока:

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Постановка учебной задачи

Актуализация

Математический  диктант

Изучение нового материала

Применение полученных знаний

Самостоятельная работа

С/п

Итог урока

Приветствие

 Сообщает тему и цели урока

Вспомните и продолжите свойства логарифмов:

loga(bc) =

loga  =

loga =

logarb =

logab =

Вычислите значения выражений:

log28                                    log55

lg100                                   log71

log5125                                lg0,01

log464                                  log2

log3                                                    log381

log0,532                                

9                                    

 Математический диктант

       Вариант 1                                    Вариант 2 

  1. log816 + log84                        1.   log333 - log311
  2. lg34 - lg3,4                             2.  lg25 +  lg4
  3. log3log327                              3.  log2log216
  4.                                     
  5.                                       5.                            

Объясняет материал, используя презентацию.

Определение.

Уравнение называется логарифмическим, если оно содержит переменную под знаком логарифма.

Простейшие уравнения

Логарифмическая функция у = logах возрастает при а > 1 и убывает при 0 < a < 1. Следовательно, каждое своё значение принимает в единственной точке, поэтому равенство

 logаm = logаn выполняется тогда и только тогда, когда m =  n

(m > 0, n > 0)

Методы решения логарифмических уравнений:

1.  Преобразования логарифмических уравнений

       При решении уравнений, содержащихлогарифмические функции, иногда применяют различные преобразования, сводящие заданное уравнение к простейшему виду. При этом вано, чтобы ОДЗ не менялось.

Пример 2. Решите уравнение  2 + 6 log8 х = log2(6х +18).

Решение. Данное уравнение равносильно:

log2 4  + 2 log2 х = log8(6х +18)

         

     Преобразование 2 log2 х =  расширяет область определения уравнения, поэтому к полученному уравнению необходимо добавить неравество . Далее решим квадратное уравнение и «отбросим» отрицательный корень.

 Ответ: 3.

  1. Замена переменных в уравнениях

Некоторые логарифмические уравнения сводятся к алгебраическим уравнениям с помощью замены переменных.

Пример 3. Решите уравнение  4 – lg x = 3.

   Решение. Воспользуемся методом замены. Пусть  = t, тогда данное уравнение примет вид t2 + 3t – 4 = 0, откуда t1 = 1, t2 = -4 (посторонний корень).

     Следовательно,  = 1, х = 10.

Ответ: 1.

Пример 4. Решите уравнение

Решение.      Безопасный путь решения этого неравенства – переход к основанию 2. Переход к основанию х сужает область определения исходного уравнения на один элеменнт х = 1, который как раз и является корнем данного уравнения ( в этом

легко убедиться). Поэтому, выбирая переход к основанию х, следует записать, что данное уранение равносильно совокупности:

Решим втрое уравнение совокупности. Имеем:

  1. Логарифмирование уравнений

Иногда встречаются уравнения, в которых фигурирует функция вида y = , при этом чаще всего подразумевают, что

f(x) > 0. Такие уравнения удобно решать почленным логарифмированием.

Пример 5.  Решите уравнение  =

Решение.  =   lg = lg  (x + 2)lg x = 5lg x

(x – 3) lg x = 0.

Ответ: 1; 3

Решите уравнения:

Вариант 1

Решите уравнения:

  1. ,

Вариант 2

Решите уравнения:

  1. ,

П.17 (читать, знать),

№17.6(в,г), 17.23 (в,г), №17.33(в,г)

- Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

 Приветствуют учителя

Записывают тему урока в тетрадь

Вспоминают основные сведения по теме «Свойства логарифмов»

Устно выполняют задание

Выполняют математический диктант с дальнейшей взаимопроверкой и исправлением ошибок

Слушают объяснение учителя, делают необходимые записи в тетрадях

Решение с комментированием

Выполняют самостоятельную работу с дальнейшей самопроверкой по образцу и исправлением допущенных ошибок

Записывают Д/з

Осуществляют рефлексию собственной деятельности

Проверочные работы по теме урока

  1. Самостоятельная работа на уроке изучения нового материала

Вариант 1

          Решите уравнения:

  1. ,

Вариант 2

         Решите уравнения:

  1. ,

  1. Самостоятельная работа на уроке формирования ЗУН

Вариант 1

  1. Найдите произведение корней уравнения
  2. Найдите наименьший корень уравнения
  3. Решите уравнение  Если корней больше одного, то в ответе запишите их сумму.
  4. Найдите наибольший корень уравнения
  5. Найдите корень уравнения или произведение корней уравнения, если их несколько


Вариант 2

  1. Решите уравнение  В ответе запишите корень уравнения или сумму корней, если их несколько.
  2. Решите уравнение  В ответе запишите наименьший корень этого уравнения.
  3. Сколько корней имеет уравнение
  4. Найдите наибольший корень уравнения
  5. Найдите корень уравнения или  произведение корней уравнения, если их несколько

Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме.

Самостоятельная работа по теме «Логарифмические уравнения» содержала 5 заданий на различные методы решения логарифмических уравнений.

Работу выполняли  23 суворовца из 25.

«5» - 6,

«4» - 13,

 «3» - 4.,

«2» - нет.

Успеваемость – 100%,

Качество обученности – 82,6%,

С.б.о. – 3,95

Допущенные ошибки:

Арифметические вычисления – 3,

Использование свойств логарифмов – 5,

При выполнении работы часть ошибок была допущена из-за невнимательности.

Необходимо продолжить работу по систематизации и обобщению материала по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по алгебре «Логарифмические уравнения»

План-конспект урока по алгебреII курс НПОТема урока: «Логарифмические уравнения»...

11класс Алгебра "Логарифмические уравнения" Урок3

11класс Алгебра "Логарифмические уравнения" Урок3...

Конспект урока по алгебре в 11 классе «Решение логарифмических уравнений и неравенств»

Конспект урока  по алгебре и началам анализа в 11 классе.Тема урока: « Решение логарифмических уравнений и неравенств»...

Разработка урока по алгебре "Логарифмические уравнения"

Алгебра. 11  классТема урока:  Решение логарифмических уравнений  Цель урока: сформировать понятие решения логарифмических уравнений.Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока: а...

Открытый урок по алгебре "Логарифмические уравнения" в 11 класса

цель урока: формировать умение решать логарифмические уравнения,  умение применять основные методы решения и выбирать нужный способ.Развивать логическое мышление, математическую речь, умение срав...