План открытого урока на тему «Решение задач»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Повысить интерес обучающихся к предмету, через использование информационно-коммуникационных технологий. Ознакомить учащихся с историческим материалом. Развивать мыслительную деятельность при определении вида уравнения и способов его решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_plan_uroka_resh_zadach.docx | 56.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьев А.П., преподаватель математики
и обществоведения учебно-консультационного
пункта ГАПОУ Чебоксарского техникума
«ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии
План открытого урока на тему «Решение задач»
Цель и задачи урока: обобщение видов уравнений и способов их решений.
Обучающие.
- Обобщить знания по всем видам уравнений, подчеркнуть значимость всех способов, применяемых при решении уравнений.
- Активизация работы обучающихся за счет разнообразных приемов на уроке.
- Проверить теоретические и практические навыки при решении уравнений.
- Заострить внимание на том, что уравнения можно решить несколькими способами.
Развивающие.
- Повысить интерес обучающихся к предмету, через использование информационно-коммуникационных технологий.
- Ознакомление учащихся с историческим материалом по теме.
- Развитие мыслительной деятельности при определении вида уравнения и способов его решения.
Воспитательные.
- Воспитание формам дисциплинированного поведения на уроке.
- Развитие способности к восприятию прекрасного, в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
Материально-техническое оснащение: компьютер, экран, проектор.
Методы и приемы: использование презентации, фронтальная беседа, устная работа, игровые моменты, работа в парах, работа у доски, работа в тетрадях.
Этапы проведения урока.
- Организационный момент (1минута).
- Расшифровка темы урока (3минуты).
- Сообщение темы и цели урока (1минута).
- Теоретическая разминка (3минуты).
- Исторический экскурс (3минуты).
- Игра «Убери лишнее» (2минуты).
- Творческая работа (2минуты).
- Задание «Найди ошибку» (2минуты).
- Решение одного уравнения несколькими способами (3минуты).
- Решение одного уравнения несколькими способами (24 минуты).
- Самостоятельная работа в парах с последующим объяснением (5минут).
- Индивидуальное домашнее задание (1минута).
- Подведение итогов урока, рефлексия (1минута).
Ход урока (содержание и материалы).
Проверка готовности обучающихся к уроку, регистрация отсутствующих на уроке. Использование по ходу урока соответствующих слайдов (в плане обозначены: С7). Французский писатель 19 века А.Франс однажды заметил «Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом». Так давайте на нашем уроке следовать совету, писателя и переваривать знания с большим аппетитом, ведь они пригодятся в нашей жизни. (С1).
Для того, чтобы перейти к более сложном заданием, давайте разомнем свои мозги простыми заданиями. Тема нашего урока зашифрована, решив устные задания и найдя к ним ответ, зная, что каждый ответ имеет свою букву, мы раскроем тему урока. (С2). Сообщение цели и задач урока. (С3).
Обобщение все видов уравнений и способов их решения. Решение одного и того же уравнения разными способами. (С4).
Теоретическая разминка. Вопросы (С5). Ответы.
1.Равенство, содержащее переменную величину, обозначенную какой-то буквой.
2. Это значит найти все его корни, или доказать, что корней нет.
3. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Стихотворения об уравнениях (С6-8). Теоретическая разминка. Вопросы и ответы (С9-10). Исторический экскурс.
Историческая справка о том «Кто и когда придумал уравнение» (С11).
«Представим себе, что первобытная мама по имени... впрочем, у неё, наверно, и имени то не было, сорвала с дерева 12 яблок, чтобы дать каждому из своих 4 детей. Вероятно, она не умела считать не только до 12, но и до четырёх, и уж несомненно не умела делить 12 на 4. А яблоки она поделила, наверно, так: сначала дала каждому ребёнку по яблоку, потом ещё по яблоку, потом ещё по одному и тут увидела, что яблок больше нет и дети довольны. Если записать эти действия на современном математическом языке, то получается 4х =12, то есть мама решила задачу на составление уравнение. По-видимому, ответить на поставленный выше вопрос невозможно. Задачи, приводящие к решению уравнений, люди решали на основе здравого смысла с того времени, как они стали людьми. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитие учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант(III век), о котором писали:
Он уйму всяких разрешил проблем.
И запахи предсказывал, и ливни.
Поистине, его познанья дивны.
Большой вклад в решение уравнений внёс среднеазиатский математик Мухаммед ал Хорезми (IХ век). Его знаменитая книга ал-Хорезми посвящена решению уравнений. Она называется «Китаб ал-джебр вал-мукабала», т. е. «Книга о восполнении и противопоставлении». Эта книга стала известна европейцам, а от слова «ал-джебр» из ее заглавия произошло слово «алгебра» - название одной из главных частей математики. В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Общее правило решений квадратных уравнений приведённых к виду х2+вх=0 было сформулировано немецким математиком Штифелем, проживавшим в ХV веке. После трудов нидерландского математика Жирара (ХVI век), а также Декарта и Ньютона, способ решения принял современный вид. Формулы, выражающие зависимости корней уравнения от его коэффициентов была введена Виетом. Франсуа Виет жил в ХVI веке. Он внёс большой вклад в изучение различных проблем в математике и астрономии; в частности, он ввёл буквенные обозначения коэффициентов уравнения. А сейчас познакомимся с интересным эпизодом из его жизни. Громкую славу Виет получил при короле Генрихе III, вовремя франко-испанской войны. Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись, благодаря которой испанцы вели переписку с врагами Генриха III даже в самой Франции.
Напрасно французы пытались найти ключ к шифру, и тогда король обратился к Виету. Рассказывают, что Виет нашёл за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего, неожиданно для Испании, Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Будучи уверенным, что шифр разгадать не возможно, испанцы обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиции и вошёл в историю как великий математик.
Игра «Убери лишнее». Цель этой игры – понимание и знание разных видов уравнений. Даны три столбика уравнений, в каждом из них, уравнения определены по какому-то признаку, но одно из них лишнее ваша задача его найти и охарактеризовать. (С12).
Творческая работа. Цель этого задания: восприятие на слух математической речи, развитие умения ориентироваться в видах уравнений. На экране вы 9 уравнений. Каждое уравнение имеет свой номер, назовем вид этого уравнения, найдите уравнение этого вида, и поставьте только номер, под которым оно стоит, в результате вы получите 9-значное число (С13).
- Приведенное квадратное уравнение.
- Дробно-рациональное уравнение.
- Кубическое уравнение.
- Логарифмическое уравнение.
- Линейное уравнение.
- Неполное квадратное уравнение.
- Показательное уравнение.
- Иррациональное уравнение.
- Тригонометрическое уравнение.
Задание «Найди ошибку». Ученик решал уравнения, но весь класс смеялся, в каждом уравнении он допустил ошибку, ваша задача найти ее и исправить. (С14).
Решение одного и того же уравнения несколькими способами. (С15). Назовите вид этого уравнения и объясните какой способ используется при решении уравнения. Решение одного уравнения несколькими способами (у доски). = x - 2
2x-1=(x-2)2
2x-1=x2-4x+4
-x2+2x+4x-1-4=0
x2-6x+5=0
Самостоятельная работа в парах с последующим объяснением у доски. Задача: определить вид уравнения, перечислить все способы решения этого уравнения, решить 1-2 наиболее рациональными для вас способами.(2минуты).
Задания для работы в парах
Решите уравнение
- =x-2
- =6
- 36-x=33x-2
- 9x-83x-9=0
- 23x+1-3x=15
- =4
После самостоятельной работы в парах один представитель выходит к доске представляет свое уравнение, решает одним способом
Индивидуальное дифференцированное домашнее задание.
Решите уравнение
- =x-2
- =6
- 36-x=33x-2
- 9x-83x-9=0
- 23x+1-3x=15
- =4
- 3x5=96
- |x+2|=
(определить вид уравнения, решить всеми способами на отдельном листе).
Итог урока. Одно и тоже уравнение можно решить многими способами. Выставление оценок. Высказывание Калинина (С16). Достигнуты ли цели и задачи урока? Что на ваш взгляд нам удалось сделать? Что получилось не очень хорошо? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Сегодня я узнал новое… На уроке мне пригодились знания… Для меня было сложно… На уроке мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме "Решение задач по термодинамике"
Урок в 10 классе с использованием интерактивной доски и компьютеров....
Открытый урок по теме "Решение задач с помощью умножения и деления", 5 класс.
Это конспект урока, где формируются ЗУН учащихся 5 классов решению задач алгебраическим способом....
Открытый урок на тему "Решение задач с помощью уравнений"
конспект урока...
Открытый урок по теме" решение задач"
готовый урок по решению задач по теме" Давление жидкости на дно и стенки сосуда"....
Технологическая карта открытого урока на тему "Решение задач с помощью уравнений", 6 класс
В данной файле вы найдете технологическую карту урока "Решение задач с помощью уравнений"....
Открытый урок на тему:"Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»....