Зачетная система в старших классах
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Зачет по закреплению и обобщению знаний и способов деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zachetnaya_sistema_vstarshih_klassah.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Рочева Валентина Александровна
Учитель математики МАОУ «СОШ № 24» г. Сыктывкар, Республика Коми
Тема: Зачетная система в старших классах
Тип зачета | Зачет по закреплению и обобщению знаний и способов деятельности |
Цель зачета | Формирование твердых учебных навыков, усвоение теоретического материала, умение решать ключевые задачи, подготовка к ЕГЭ |
Задачи | Образовательные: Способствовать усвоению и закреплению знаний, развитию логического мышления, творческих способностей. Развивающие: Умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Развивать внимание, память, умственную деятельность и познавательный интерес учащихся. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, уверенность в собственных силах, осознанное отношение к выполнению задач. |
УУД | Личностные: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе к сотрудничеству, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: Работать по плану, вносить необходимые коррективы, оценивать правильность действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний, правильно находить ответы на вопросы. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать определения, теоремы. Умение применять свои знания к решению различных задач. Личностные: Уметь грамотно излагать свои мысли, подмечать сходства и различия, развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе. Метапредметные: Увидеть роль и место изучаемой темы в других дисциплинах. |
Межпредметные связи | Применять умения при изучении предметов математического цикла. |
Ресурсы:
| Учебник (геометрия 10-11 класс, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк) Учебник (алгебра и начало математического анализа, 10-11 класс, А.Г. Мордкович, П.В. Семенов) Раздаточный материал |
Формы зачета | Фронтальная, индивидуальная |
Технология | Уровневая дифференциация |
Как известно, важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. И от того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в старших классах я выбрала такую форму проверки, как зачёт. Он отличается от контрольной работы и по системе оценивания и по характеру проведения. Зачёт проводится по каждой теме курса и считается сданным, если ученик выполнил все задания обязательного уровня, которые дополняются более сложными заданиями. Это позволяет объективнее и точнее оценить учащихся по уровню их подготовки.
Тематические зачёты, которые проводятся в конце изучаемой темы, направлены на проверку усвоения теоретического материала и умения решать ключевые задачи. По алгебре я выбрала закрытую форму зачёта, то есть когда учащимся не выдаётся полный список вопросов, но они знают, какие темы выносятся на зачёт и знакомы с заданиями обязательного уровня. Для такого зачёта достаточно одного урока, он проводится по карточкам, включающим теоретическую и практическую часть. Класс делится на два варианта. Первый выполняет, например, практические упражнения, а второй отвечает на теоретические вопросы, как в письменной форме, так и устно у доски, но в более развёрнутом виде. Карточки с практическими упражнениями содержат задания обязательного уровня и дополнительные задачи, рассчитанные на хорошо подготовленных учеников. Я готовлю 5 вариантов заданий, но карточки нумерую по количеству учеников в классе, например, от 1 до 25 (таким образом, создаётся впечатление, что всего 25 вариантов). Ученики работают в индивидуальном темпе и после выполнения заданий своей карточки получают другую, с практическими или теоретическими заданиями (см. приложение 1).
По геометрии я провожу тематические зачёты в открытой форме. За неделю до зачётного урока учащимся выдаются контрольные вопросы и примерные контрольные задачи, кроме сложной. Если возникают вопросы, то мы их решаем на уроке - консультации. Зачёт проводится на парном уроке и тоже по вариантам. Например, первый вариант решает контрольные задачи, записанные на доске, а второй письменно отвечает на вопросы, которые диктую вразбивку (определения, свойства фигур и т.д.). На каждый вопрос выделяется примерно 2 минуты. За 10 минут до окончания урока даётся задание на доказательство теоремы или на построение сечения (см. приложение 2). На втором уроке варианты меняются. Таким образом, каждый ученик получает 3 оценки за зачёт (знание определений и свойств, доказательство теоремы и за контрольные задачи). На пересдачу зачётов также рассчитаны уроки - консультации. Итоговые оценки выставляются с учётом оценок за зачёт.
Тематические зачётные уроки с открытым списком вопросов являются хорошим стимулом к работе, особенно для слабых учащихся, к такому зачёту легче готовиться и тем, кто пропустил занятия по каким-либо причинам.
При разработке зачётной системы необходимо учесть проведение зачётов по другим предметам, чтобы исключить совпадения и обеспечить благоприятные условия для подготовки учеников к зачёту.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме и разработать зачётные уроки для учащихся младших классов с учётом их возрастных особенностей.
Приложение 1.
Зачёт по теме «Основные свойства функций», 10 класс.
Теоретические вопросы.
- Дайте определение чётной и нечётной функций. Каким свойством обладают их графики? Приведите примеры.
- Сформулируйте определение периодической функции. Назовите наименьшие положительные периоды тригонометрических функций.
- Сформулируйте определение функции, возрастающей (убывающей) на множестве Р. Приведите примеры.
- Дайте определения точки максимума, точки минимума. Что такое экстремум функции? Приведите примеры.
Карточка 1
- Докажите, что функция f(x) = x6-2x4-sin3x чётная.
- Докажите, что Т = 2π/3 является периодом функции f(x) = 2 cos Зх.
- Докажите, что функция f(x) = х2 - 2 убывает на (- ∞; 0].
Карточка 2
- Докажите, что функция f(x) = 2x5 + tg3x нечётная.
- Докажите, что Т = 6π; является периодом функции f(x) = sin х / 3 .
- Докажите, что функция f(x) = 3x2-1 возрастает на [ 0; + ∞).
Карточка 3
- Докажите, что функция f(x) = 2х2 /cos х чётная.
- Докажите, что Т = π/4 является периодом функции f(x) = 3 tg 4х .
- Докажите, что функция f(x) = 3 + х2 убывает на (-∞; 0].
Карточка 4
- Докажите, что функция f(x) = x5 -3x3 + sin2x нечётная.
- Докажите, что Т = π/3 является периодом функции f(x) = ctg Зх.
- Докажите, что функция f(x) = 2х2 возрастает на [ 0 ; + ∞).
Карточки, содержащие практические задания.
№1
- Найдите промежутки возрастания и убывания функции:
а) у = 1 + 0,5 cos x ; б) у = 2х2 + 4х .
- Найдите точки максимума и точки минимума функции:
- y = 1 – (x + 2)2 ; б) y = sin2 x
№2
1) Найдите промежутки возрастания и убывания функции:
а) у = -3/(х-1); б) y=l,5sin x - l .
2) Найдите точки максимума и точки минимума функции:
а) у = (х-3)2 + 2; б) y = cos2 x.
№3
- Найдите промежутки возрастания и убывания функции:
а) у = х2 + 2х ; б) у = - 2 cos х + 1 .
- Найдите точки максимума и точки минимума функции:
а) у = 2-(х-1)4; б) y = 2sin2 x.
№4
- Найдите промежутки возрастания и убывания функции:
а) у = - 2 / (x + 1) ; б) у = 0,5 sin х – 1,5 .
- Найдите точки максимума и точки минимума функции:
а) у = (x + 3)4 – 1; б) y = 2cos2 x.
Приложение 2.
Зачёт по теме «Многогранники», 11 класс.
Теоретические вопросы.
- Дайте определение многогранника.
- Дайте определение параллелепипеда.
- Дайте определение прямоугольного параллелепипеда и его линейных размеров.
- Дайте определение грани многогранника.
- Сформулируйте теорему об измерении диагонали прямоугольного параллелепипеда.
- Сформулируйте следствие об измерении диагонали прямоугольного параллелепипеда.
- Дайте определение куба.
- Дайте определение трехгранного угла.
- Дайте определение двугранного угла.
- Дайте определение призмы. Что такое высота и диагональ призмы?
- Что такое боковая поверхность призмы?
- Какая призма называется прямой?
- Сформулируйте теорему о площади боковой поверхности прямой призмы.
- Какая призма называется правильной?
- Что представляет собой диагональное сечение призмы?
- Дайте определение пирамиды. Что такое высота пирамиды?
- Дайте определение правильной пирамиды. Что такое ось правильной пирамиды?
- Что такое апофема правильной пирамиды?
- Что такое диагональное сечение пирамиды?
- Что представляет собой сечение пирамиды плоскостями, проходящими через
вершину?
- Сформулируйте теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды
- Какая фигура является гранью усеченной пирамиды?
- Сформулируйте теорему о площади боковой поверхности правильной усеченной пирамиды.
- Дайте определение выпуклого многогранника.
- Перечислите пять типов правильных многогранников и опишите один из них.
Задание на построение.
Постройте сечение четырёхугольной призмы плоскостью, проходящей через сторону основания и точку на боковом ребре.
Контрольные задачи.
1вариант
- Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 0,7 см и 2,4 см, боковое ребро равно 10 см. Найдите боковую и полную поверхность призмы.
- Основание прямоугольного параллелепипеда - квадрат с диагональю 4 м. Площадь боковой поверхности равна 8 м2. Найдите высоту параллелепипеда.
- Найдите полную поверхность правильной четырёхугольной пирамиды, если её апофема равна 2d, а сторона основания 3d.
2 вариант
- Основанием прямой четырёхугольной призмы служит ромб с диагоналями 3 см и 1,6 см, боковое ребро равно 10 см. Найдите боковую и полную поверхность призмы.
- В основании прямоугольного параллелепипеда - квадрат, его диагональ равна 16 м, диагональ боковой грани 7 м. Найдите длину бокового ребра.
- Найдите полную поверхность правильной четырёхугольной пирамиды, если её высота равна 3d, а апофема 5d
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная системе в классах с углубленным изучением математики.
Вы познакомитесь с опытом работы учителей МОУ лицея № 82 по введению зачетной системы за 3 года....
Зачетная система по геометрии. 8 класс. Атанасян Л.С. и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Идея создания системы зачетов: Зачет обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать ...
Зачетная система в старших классах как средство предупреждения неуспеваемости
Одной из мер по предупреждению неуспеваемости школьников старших (10-х и 11-х) классов является зачет по пройденному материалу. Такой зачет систематизирует полученные знания, требует от учащихся серье...
Лекционно - зачетная система обучения в старших классах.
В статье содержатся рекомендации по использованию лекционно - зачетной системы обучения в старших классах....
Элементы зачетной системы в 5 классе
Структкра зачётных уроков, организация блокового изучения теоретического материала, организационная структура итоговых зачётов....
Методическая разработка.Образцы контрольных работ по русскому языку в очно-заочных классах при зачетной системе.9 класс.
В помощь учителю,работающему в классе с очно-заочным обучением....
Лекционно-зачетная система обучения физики в старших классах
Лекционно-зачетная система обучения в старших классах в последнее время является одной из распространенных форм учебных занятий. В основе этой те...