Элементы зачетной системы в 5 классе
статья по алгебре (5 класс) на тему

Лялина Нина Михайловна

Структкра зачётных уроков, организация блокового изучения теоретического материала, организационная структура итоговых зачётов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_24.10.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Элементы зачетной системы в 5 классе

В теории и практике обучения математике вопрос об использовании; зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным. Считают, что зачеты в основном применяют при обучении; старшеклассников. Опыт обучения учащихся 5-6 классов показывает, что пропедевтика использования элементов зачетной системы может и должна включаться в методический арсенал педагогов с первых шагов j систематического изучения математики как учебного предмета.

Учитель, который принимал учащихся в 5 классе, знает, что если в : начальной школе не обращалось достаточного внимания на становление опыта самообразования, то пятиклассники в первой четверти просто | беспомощны в познании структуры учебника. Пункт, параграф, тема, I раздел, глава, структура каждого пункта - вот о чем идет речь на первом: уроке математики. Мы знакомимся с авторами учебника, совершаем путешествие в историю математики и учимся работать с конкретным учебным пособием. Особое внимание уделяем оглавлению. Ребята знакомятся с содержанием материала, который предстоит изучить.

Дальнейший переход к зачетной системе невозможен без активного участия самих детей. Необходимо прежде всего выделить консультантов - детей, интересующихся математикой и имеющих достаточный уровень развития организаторских способностей и устной речи. На это направлено повторение курса математики 1-3 классов в течении первой недели обучения. Учитель с учащимися отвечает на вопросы: »Какие правила вы узнали, изучая математику в 1\ 2,3\ классе?» ; «Какие задачи вы можете решить с помощью изученных правил?» Учащиеся, работая с учебниками математики начальной школы, одновременно осуществляют обобщенное повторение материала и овладевают элементами зачетной системы оценки знаний. Важный момент в проводимой работе - осознание учениками необходимости знания правил для решения конкретной задачи, выполнения того лил иного действия.

При повторении учащиеся разбиваются на временные малые группы на основе примерного равенства знаний по предмету и свободного выбора партнера в результате проводимого рейтинга.

Возрастные особенности младших школьников не позволяют вводить зачеты по главам. В один зачет мы включаем в среднем по 5-6 пунктов.

В учебном году получается 13 зачетных уроков: натуральные числа и шкалы; сложение натуральных чисел; вычитание натуральных чисел; умножение натуральных чисел; деление натуральных чисел; единицы измерения; обыкновенные дроби; сложение и вычитание дробных чисел; углы и их виды; сложение десятичных дробей; вычитание десятичных дробей; умножение десятичных дробей; деление десятичных дробей. (Уч. Н.Я. Виленкин)

Каждый зачетный урок разбивается на три этапа. 1 этап - подведение итогов выполнения домашних работ (на основе открытых листов учета знаний). Учащиеся с помощью консультантов и учителя выставляют среднюю оценку за качество выполнения домашних заданий по данной теме (учитывается правильность и степень самостоятельности). 2 этап - опрос учащихся по правилам. Используются вопросы на повторение. Учитель и 5-7 консультантов одновременно опрашивают учеников. Свободные от опроса включены в третий этап. 3 этап - выполнение итоговой контрольной работы по данной теме. Все этапы взаимосвязаны по времени и содержанию. Консультанты проверяются учителем или находятся на взаимоконтроле. Оценка, получаемая консультантом, зависит от качества работы его «тройки» или «пятерки». Например, по теме «Сложение натуральных чисел» на 2 этапе выявляются знания учащихся по вопросам 11-16. На 3 этапе выполняется контрольная работа по шести вариантам. Один из них:

1 Выполнить действия:

235+5967= ?; 3245983754+188976238457=?

  1.         Выполнить действия, применяя законы сложения:

(4357+70563 )+29437= ?; (457+705)+295= ?

  1.         Задачи (по две на вариант) типа №202-207

Процесс изучения каждого параграфа состоит из нескольких взаимосвязанных шагов, нацеливающих ученика на зачетную концепцию обучения. Первый шаг - блоковое изучение теоретического материала темы с фиксацией вопроса: «Какие правила (законы) мы должны знать твердо (наизусть)?»; «Какие задачи (действия с числами) мы можем выполнить на основе изученных правил?» Второй шаг - закрепление изученного на основе групповой работы на уроке. Учащиеся с мест анализируют вариант решения, предложенный товарищем у доски. Выбирается самое целесообразное решение. Третий шаг - собственно подготовка к зачетному уроку. Консультанты с группами учащихся выполняют индивидуально - групповые задания.

Рассмотрим данную последовательность работы на примере темы»Деление десятичной дроби на натуральное число».Тема включает п.53 и 54. Урок№1- объяснение нового материала.Основной метод работы-беседа( индивидуальная, групповая, фронтальная).Основные средства отработки материала-упражнения по образцу и вариативные. Урок начинаем с повторения понятий,требующихся при объяснении. Это- «натуральное число», «разряды чисел», «округление», «делимое»,

а)        Из цифр 1,2,...9,0 составьте трех(четырех)значное число.Назовите разряды получившегося числа.

б)        Назовите разряды следующих дробей:0,376; 45,35789

в)        Округлите дроби до сотых (единиц,десятых....).

г)        Выполните деление.

Задания записаны на доске. На их решение уходит около 7 минут. При выполнении пункта г) (желательно вызвать к доске сильного ученика) учащиеся включаются в проблемную ситуацию.Как выполнить деление? Ответ ищем в п.53. Начинаем анализ содержания пункта и всех образцов деления,содержащихся в пособии.Среди примеров обязательно рассматриваем: 24,56:10=2,456. Вначале выполняем обычное деление. Затем -вопрос: «Сравнить делимое и частное. Чем отличаются они друг от друга?» Как же разделить число на 10, не выполняя действия деления? Делаем вывод о переносе запятой. Учащиеся читают п.53 и 54 ( 5 мин.). Разбираем по вопросам содержание пунктов. В заключение урока класс делится на две группы: средние и слабые учащиеся выполняют с учителем №1209. Сильные по вариантам №1210 и 1218. На следующих трех уроках класс делится на « тройки». Командиры «троек» получают задания по карточкам «не более трех примеров» и консультируют свои группы,работающие по вариантам. В конце каждого урока дается самостоятельная работа на 15 минут (на первых двух - из повторения, на третьем - на изучаемый материал). В ходе данных уроков 5-7 минут отводим на математические диктанты. Все задания выполняются с анализом, который осуществляется по вопросам: «Какими правилами (законами) необходимо воспользоваться для решения поставленной задачи? Какие выводы следуют из данного условия? Какова общая последовательность действий при решении задачи?» На пятом уроке проводим в виде самостоятельной работы зачет по этим вопросам, как этап подготовки к итоговому зачету по теме.

Важный момент описанной системы - опережение познавательной

деятельности учащихся в классе по сравнению с домашней работой. Это

а)        отсутствия домашних заданий в первые дни учебного года и с пятницы на понедельник;

б)        блокового изучения теоретического материала;

в)        ограничения объема домашней работы тремя заданиями, которые учащиеся выбирают по своему желанию.

Таким образом мы получаем дополнительную возможность для приучения учащихся свободно оперировать полученными знаниями, использовать их в системе и готовим ребят к итоговому зачету.

Организационная структура итогового зачета реализуется в следующем виде. На заключительные 24 урока мы создаем постоянно действующие творческие группы в количестве трех человек. На каждый параграф затрачиваем в среднем три урока. Работа идет по двум направлениям: а) отработка изученного теоретического материала с пропедевтикой основных понятий, которые будут изучаться в курсе 6 класса. На одно занятие 4 вопроса из повторения и серия вариативных упражнений для всего класса; б) накопление опыта применения полученных знаний для решения вариативных упражнений. Конечная цель - вывод всех учащихся на уровень программных требований по математической подготовке и обеспечение дальнейшего развития математически одаренных ребят. На последних уроках дается итоговая контрольная работа.

Использование элементов зачетной системы позволяют обеспечить активность и самостоятельность учащихся на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная системе в классах с углубленным изучением математики.

 Вы познакомитесь с опытом работы учителей МОУ лицея № 82 по введению зачетной системы за 3 года....

Зачетная система по геометрии. 8 класс. Атанасян Л.С. и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА. Идея  создания   системы зачетов: Зачет обеспечивает  возможность  ученикам  с разным  уровнем подготовки продемонстрировать  ...

Зачетная система в старших классах как средство предупреждения неуспеваемости

Одной из мер по предупреждению неуспеваемости школьников старших (10-х и 11-х) классов является зачет по пройденному материалу. Такой зачет систематизирует полученные знания, требует от учащихся серье...

Лекционно - зачетная система обучения в старших классах.

В статье содержатся рекомендации по использованию лекционно - зачетной системы обучения в старших классах....

Зачетная система 10 класс

"зачетка" для 10 класса по математике...

Лекционно-зачетная система обучения физики в старших классах

Лекционно-зачетная система обучения в старших классах в последнее время является одной из распространенных форм учебных занятий. В основе этой те...