Конспект урока по алгебре в 11 классе "Производная и ее применение"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Конспект урока по алгебре в 11 классе "Производная и ее применение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodnaya_i_eyo_primenenie.rar | 741.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры и начала анализа в 11 классе
по теме «Производная и её применение».
Цель урока: обеспечение усвоения материала по теме на уровне комплексного применения знаний и способов действий в стандартной и изменённой ситуации.
Задачи урока:
1) продолжить формирование умений и навыков при применении производной; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.
2)содействовать формированию ценностного отношения учащихся к своему здоровью, воспитывать сознательное отношение к учебному труду.
3)развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, культуру речи учащихся.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действия.
Организационные формы обучения: групповая, индивидуальная, парная.
Опорные средства: Презентации : «Производная в химии и географии» , «Применение производной»; исторические сведения; тестовые задания; разноуровневые задания; таблицы «Производная и её применение».
Ход урока
Организационный этап.
Добрый день ребята, добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на уроке.
Сегодня урок- практикум по теме « Производная и ее применение». Формулировка цели урока вместе с учащимися.
Обратите внимание на слова А.Н. Крылова: «Теория без практики мертва или бесплодна: практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, - и умение».
Таким образом, наша задача показать умения и навыки при решении практических задач. А для успешной сдачи ЕГЭ нам необходимы и знания, и умения, и навыки.
Этап проверки выполнения домашнего задания .
1. Дайте определение производной функции в точке. Что называется дифференцированием? Какую функцию называют дифференцируемой в точке?
(Производной функции f в точке х называется число, к которому стремится отношение
Функцию, имеющую производную в точке х 0, называют дифференцируемой в этой точке. Нахождение производной f называется дифференцированием.)
Учитель: Еще Софья Ковалевская говорила : “Математик должен быть поэтом в душе”. Приведу стихотворение (из учительского фольклора) о производной с использованием таблицы алгоритмического поиска производной.
В данной функции от “икс”, нареченной “игреком”,
Вы фиксируете “икс”, отмечая индексом,
Придаете вы ему тотчас приращение,
Тем у функции самой вызвав изменение
Приращений тех теперь взявши отношение
Пробуждаете к нулю у дельта икс стремление
Предел такого отношения вычисляется,
Он производною в науке называется
3. Чему равны производные следующих функций:
4. Как найти производную сложной функции?
(Надо последовательно представить ее в виде элементарных функций и взять производную по известным правилам).
5. Чему равны производные следующих функций:
6. В чем заключается геометрический смысл производной?
(Существование производной в точке эквивалентно существованию невертикальной касательной в точке (х 0 ,f(x0)) графика функции, причем угловой коэффициент этой касательной равен f '(x 0)).
7. Какой вид имеет уравнение касательной к графику функции в точке (x0 ,f(x0))?
(Уравнение касательной имеет вид у=f(x0)+f'(x0)(x-х0))
8 Найдите ошибку
Дан график производной. Точки х= -1, х=1, х=2 являются точками максимума?
9.Задание: Найти экстремумы функции.
1 паре1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
2 паре 4) y = x/4 + 4/x
5) y = x – х4/4
6) y = x3 - 6x2 - 15x + 7
Оле:7) у = х³-6х²
хmax=1 | хmax=-6 хmin= 6 | хmax=-1 хmin= 5 | хmax=0 хmin= 4 | хmax=-5 хmin= 1 | хmax=-4 хmin= 4 |
А | Г | Н | Ж | Л | Р |
(1736-1813) французский математик и механик, иностранный почетный член Петербургской АН (1776).
Из истории дифференциального исчисления (выступление Петрякова М.))
О происхождении терминов
Дифференциальное исчисление – это раздел математики, в котором изучаются производные и их применение к исследованию функций. Приращения вида , представляющие собой разности, играют заметную роль при работе с производными. Поэтому естественно появление латинского корня differentia (разность) в названии calculis differentialis нового исчисления.
Производная
Термин «производная» является буквальным переводом на русский язык французского слова derivee, которое ввел в 1797 году Ж. Лагранж. Он же ввел современные обозначения и. Г. Лейбниц говорил о дифференциальном отношении и обозначал производную как df/dx. Это обозначение встречается и в современной литературе.
Ученые, внёсшие значительный вклад в развитие дифференциального исчисления: Н. Тарталья Г. Галилей Р. Декарт Д. Грегори
И. Ньютон Г. Лейбниц Я. Бернулли Г. Лопиталь ( краткое изложение о вкладе в понятие производной каждого)
Лозунгом многих математиков XVII века был:
«Двигайтесь вперед, и вера в правильность результатов к вам придет!»
У каждого есть таблица с дифференцируемыми величинами. По ходу урока вам необходимо её заполнять
Понятие на естественном языке | Обозначения | Понятие на математическом языке |
Мгновенная скорость | v = s / (t) | |
Ускорение | a = v / (t) = s // (t) | |
Мощность | N = A / (t) | |
Плотность | ρ(l) = m / (l) | |
Удельная теплоемкость тела | C(t) = Q/(t) | |
Сила тока | I = q/(t) | |
Средняя скорость химической реакции | v(t) = p/(t) | |
Рост популяции бактерий | ||
Относительный прирост в данный момент времени | P = х /( t) | |
Средняя скорость химической реакции | v(t) = p/(t) | |
Производительность труда | П (t) = V / (t) | |
Предельные издержки производства | J(x) = y / (x) |
Познакомимся с применением производной в физике
Производная в физике ( выступление Кузнецовой А.)
Задача 1:
Две материальные точки движутся прямолинейно по законам:
S1 (t)=2.5t–6t+1; S2 (t)=0.5t2 +2t–3
В какой момент времени t0 скорости их равны, т.е. V1(t0)=V2(t0)…
Задача 2(слайд
Рассмотрим пример применения механического смысла производной
зависимости плотности от длины стержня. Пусть дан неоднородный стержень с известной массой m , длиной куска l. Плотность небольшой части изменяется и чем меньше Δl, тем в меньших пределах меняется. Поэтому линейную плотность принято рассматривать, как ρ=m΄(l).
Производная в химии.
Задача по химии и медицине ( Балашова Ж.)
Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью:
р(t) = t /2 + 3t –3 (моль)
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Решение:
Задача
Газовая смесь состоит из оксида азота (NO) и кислорода (О2). Требуется найти концентрацию О2, при которой, содержащийся в смеси оксид азота окисляется с наибольшей скоростью.
Решение.
Напишем уравнение реакции окисления оксида кислородом
2NO + O22NO2
Пусть х – концентрация оксида азота, у – концентрация кислорода, тогда vпрямой=Кх2у, где К – константа скорости реакции, зависящая только от температуры и не зависящая от концентрации реагирующих веществ.
Концентрацию газов выразим в объемных процентах.
Весь объем газовой смеси возьмем за 100%.
В этом случае у=100-х и v=Кх2(100-х), где х принадлежит [0;100]
Найдем наибольшую скорость
D(v) = R
v’(x)=200Kх – 3Kx2
200Kх – 3Kx2=0
X1=0
X2=66,7% у=100 – 66,7 = 33,3 %
Ответ: при концентрации О2, равной 33,3% оксид азота окисляется с наибольшей скоростью.
Медицинская задача.
Реакция организма на введенное лекарство выражается повышением кровяного давления, уменьшением температуры тела, изменением пульса и других физических показателей. Степень реакции зависит от назначенной дозы лекарства. Предположим, что х – доза лекарства, а степень реакции у описывается функцией у=R(x)=x2(a-x), где а – некоторое положительное постоянное число. При каком значении х реакция максимальна?
Решение R(x)=x2(a-x)=ax2 –x3
D(x)=R
R’(x)=2ax-3x2
2ax-3x2=0
x=0
x=
Ответ: при х= уровень дозы, который дает максимальную реакцию организма на введенное лекарство.
Биолог. В биологии часто приходиться решать такие задачи
Ученик решает и комментирует решение.
Задача
В питательную среду вносят популяцию из 1000 бактерий. Численность популяции возрастает по закону P(t)=1000 + , где t – время в часах. Найдите максимальный размер этой популяции.
Решение.
D(P)=R
P’(t)== =
P’(t)=0
100-t2=0
t=
P(10)=1000+=1005
Ответ: через 10 часов популяция достигнет максимального размера 1005 бактерий.
Производная в географии
Вывести формулу для вычисления численности населения на ограниченной территории в момент времени t.
Решение:
Пусть у=у(t)- численность населения.
Рассмотрим прирост населения за Dt=t-
Dy=k y Dt, где к= ер– ес –коэффициент прироста (ер – коэффициент рождаемости,
ес – коэффициент смертности)
Dy/ Dt=k y
При Dt→0 получим lim Dy/ Dt=у΄; у΄= к у
При решении географической задачи получилось дифференциальное уравнение. Обращается внимание учащихся на то, что пока их знаний недостаточно для его решения и предлагается вернуться к уравнению при изучении темы: «Дифференциальные уравнения».
Производная в экономии
Пусть функция V = V(t) выражает количество произведенной продукции V за время t. Найдем производительность труда в момент времени t0. За период времени от t0 до to+Δt количество произведенной продукции изменится от значения Vo=V(to) до значения Vo+ΔV = V(to+Δt); тогда средняя производительность труда за этот период времени Пср.= ΔV/ Δt. Очевидно, что производительность труда в момент to можно определить как предельное значение средней производительности за период времени от t0 до to+Δt при Δt→0, т.е.
П(t)=.
Таким образом, экономический смысл производной заключается в том, что производная объема произведенной продукции по времени V’(t) есть производительность труда в момент to:
П (t) = V ‘ (t)
Объем продукции V, произведенный бригадой рабочих, задается уравнением
1 ≤ t ≤ 8, где t – рабочее время в часах. Вычислить производительность труда через час после начала работы и за час до ее окончания.
Решение: Производительность труда выражается формулой
П (t) = V ‘ (t) , П(t) = (ед./ч).
В заданные моменты времени t1=1 и t2 = 8-1 = 7 имеем:
П(1) = 112,5 (ед.ч) и П(7) = 82,5 (ед.ч).
Итак, к концу рабочего дня производительность существенно снижается.
Физ. минутка для глаз (30-40 секунд)
Положите руки на стол, сядьте прямо.
2.Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз.
3.Голову держите прямо, глаза поднимите вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо. Выполните это упражнение 6 раз.
4.Голову откиньте назад, опустите вперёд так, чтобы подбородок упёрся в грудь. Проделайте это упражнение 6 раз.
VI. Этап коррекции знаний и способов действий
уровень | задача | консультация |
А | 1. Тело движется по прямой согласно закону | v(t) =, v(t) = 12. |
2. Объем продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону V(t) = + t2 + 50 t + 70, где 1 ≤ t ≤ 8. Вычислите производительность труда П при t =7 ч. | П (t) = V / (t) | |
B | 3. Материальная точка массой 2кг движется прямолинейно по закону , где S– путь в метрах, t – время в секундах. Найдите силу, действующую на неё в момент t = 3 c. | , a(t) = |
‘
Из демонстрационного варианта
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2013 году единого государственного экзамена
Задачи В8
Задача 1. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-11; 3). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = 2x -5 или совпадает с ней.
Задача 2. На рисунке изображен график функции y = f (x), касательная к этому графику, проведенная в точке 4, проходит через начало координат. Найдите f'(4).
Решите самостоятельно !
Задача 3.На рисунке изображен график функции y = f (x), касательная к этому графику, проведенная в точке х0, проходит через начало координат. Найдите f'(х0).
Х0 = 2
Х0 = -4
Производная нашла широкое применение:
а) в алгебре и началах анализа при исследовании функции и построении графиков функций;
б) в физике при решении задач на нахождение скорости неравномерного движения, плотности неоднородного тела и др.
в) в тригонометрии при вычислении тангенса угла наклона касательной к кривой,
а также в геометрии, химии и географии, биологии.
Вы замечательно поработали. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится вам в конце учебного года на ЕГЭ.
Литературная страничка
Подобрать к графикам пословицы
Любишь кататься, люби и саночки возить Повторенье- мать ученья
Как аукнется, так и откликнется
VII. Этап информации о домашнем задании.
уровень | задача | консультация |
А | 1. S(t) = 2t3 – 3t + 4. Найти скорость и ускорение в момент времени t = 2. | v(t) =, a(t) = v /(t) ; v(2)=?, a(2) =? |
2. Точка массой m0 движется прямолинейно по закону S(t) =. Докажите, что сила, действующая на неё пропорциональна кубу пройденного пути. | , a(t) = | |
B | 3. Известно, что тело массой m = 3 кг движется прямолинейно по закону . Найдите кинетическую энергию тела через 3 с после начала движения. | E(t)= , , E(2) – ? |
4. Прямолинейные движения двух материальных точек заданы уравнениями S1 = 2t3 – 5t2 – 3t, | v1(t) = , v2(t) = , v1(t) = v2(t); a(t) = v /(t) | |
C | 5. Объем продукции u (усл.ед.) цеха в течение рабочего дня представляет функцию | П (t) = u / (t); v(t)=П’(t) |
IX. Рефлексия.
Учитель отмечает, что благодаря огромной подготовительной работе учащихся, проведен очень интересный урок. Учитель объявляет оценки и просит учащихся проанализировать свою деятельность на уроке:у каждого листок с вопросами
1. Удовлетворен ли ты своей работой на уроке?
а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
2. Каким образом ты собираешься устранить пробелы?
а) спросить у учителя; б) спросить у товарища; в) справлюсь сам; г) не знаю.
3. Смог бы объяснить процесс решения задачи своему товарищу?
а) да; б) частично;в) нет; г) затрудняюсь ответить;
4. Какую форму работы на уроке ты предпочитаешь?
а) индивидуальную; б) парную; в) групповую; г) всем классом.
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли урок?
Что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?
Оценочный лист участников семинара – практикума
«Применение производной в физике и технике»
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Повторение | выступление | Решение задач | Самостоятельная работа | итог |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре и началам анализа с применение ОЭР в 11 классе по теме: Число е. Производная показательной функции.
Данный урок - урок объяснения и первичного закрепления материала с применением ОЭР.Цели данного урока - ознакомиться с понятием числа "экспоненты", "натурального логарифма", вывести формулу производно...
План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."
Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...
конспект урока по алгебре по теме "Применение производной". Колмогоров
КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА В 10 КЛАССЕ...
Разработка урока по алгебре для 11 класса. Тема: "Применение производной в различных областях науки"
Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию к данному уроку, а также раздаточный материал для самостоятельной работы детьми. Презназначен для закрепления и обобщения темы "Производная" ,...
Конспект урока по алгебре в 7 классе "Применение различных способов разложения многочленов на множители"
Цель: сформировать умение разложения многочлена на множители.Задачи:Дидактические: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, применять различные способы разложения многочлена на...
Конспект урока по алгебре в 10 классе "Применение производной для исследования функций на монотонность"
Конспект урока алгебры в 10 классе по учебнику А.Г.Мордковича "Алгебра и начала математического анализа", 10-11 класс, базовый уровень.Тип урока- формирование новых знаний.Цели : орга...
План-конспект урока по алгебре-информатике для 7 класса на тему : «Линейная функция и ее график. Применение на практике.»
Разработка конспекта совместного урока алгебры- информатики. Применение знаний информатики на уроках алгебры....