Применение метода рационализации для решения неравенств. Урок в 11 классе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
При решении иррациональных, показательных и логарифмических неравенств в задании №15 (С 3), в различных сборниках, тренировочных вариантах ЕГЭ часто используются стандартные методы решения, которые иногда трудоемки и занимают много времени.
Метод рационализации позволяет упростить и сократить время решения данных неравенств. Этот метод заключается в замене сложного выражения на более простое, равносильное данному, на области определения выражения. Использование данного метода не только упрощает решение, но и сокращает количество ошибок и увеличивает число учащихся, приступающих к решению задания №15 (С 3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metoda_ratsionalizatsii_dlya_resheniya_neravenstv.docx | 198.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Сергиев Посад.
Открытый урок
по алгебре и началам анализа
в 11 «А» классе по теме:
«Решение уравнений и неравенств
различными методами.
Применение метода рационализации
для решения неравенств»
Подготовил:
учитель математики
высшей категории
Ковырина Н.Г.
Дата проведения: 23 марта 2016 года
Тема урока: Решение уравнений и неравенств различными методами.
Применение метода рационализации для решения неравенств.
Цели
Обучающие:
- выработать у учащихся умения применять метод рационализации на области допустимых значений при решении различных неравенств;
- выработать у учащихся умения применять полученные знания при решении заданий №15 из ЕГЭ – 2016;
Развивающие:
- формирование алгоритмического мышления;
- формирование у учащихся навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
Воспитательные:
- эстетическое воспитание учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, листки с таблицами и заданиями для каждого учащегося.
Работа на уроке нацелена на подготовку учащихся к ЕГЭ.
В презентации, используемой на данном и последующих уроках рассмотрены: метод рационализации для решения иррациональных, показательных и логарифмических неравенств. Решения задач вытекают из теоретического материала, помещённого в таблицу №1, которая выдаётся каждому учащемуся. Предлагаемые задачи можно рассматривать на уроках, отведенных для подготовки учащихся к ЕГЭ и на уроках по темам «Решение иррациональных неравенств», «Решение показательных неравенств», «Решение логарифмических неравенств». Задачи взяты из «Интенсивного курса подготовки к ЕГЭ», «Нестандартные задачи и современные методы решения. ЕГЭ. Математика» Колесниковой С.И., «Систем неравенств с одной переменной» и «Решение неравенств с одной переменной» (Подготовка к ЕГЭ, задание С 3) Прокофьева А.А. и Корянова А.Г., «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2016. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год.» под редакцией Лысенко Ф.Ф., Калабуховой С.Ю. и материалов ЕГЭ 2011-2016гг.
Ход урока.
1. Организационный момент.
При решении иррациональных, показательных и логарифмических неравенств в задании №15 (С 3), в различных сборниках, тренировочных вариантах ЕГЭ часто используются стандартные методы решения, которые иногда трудоемки и занимают много времени.
Метод рационализации позволяет упростить и сократить время решения данных неравенств. Этот метод заключается в замене сложного выражения на более простое, равносильное данному, на области определения выражения. Использование данного метода не только упрощает решение, но и сокращает количество ошибок и увеличивает число учащихся, приступающих к решению задания №15 (С 3).
2. Актуализация знаний.
Мы с вами уже разбирали задания на закрепление первого и второго правила. Давайте повторим их.
Пример 1. Решить неравенство:
Решение.
Область определения неравенства задается системой
Запишем неравенство, используя метод рационализации в виде
Ответ:
3.Изучение нового материала.
Сегодня мы рассмотрим правила 3-5 и их применение в решении различных неравенств:
Теорема 3. Знаки выражений
и совпадают для всех значений х таких, что f >0, f h >0, g g >0.
Пример 2. Решить неравенство logx (x-1) < logx+1 (x-1).
Данное неравенство приведём к следующему виду: logx (x-1) - logx+1 (x-1) < 0.
Последнее неравенство, а значит, и исходное неравенство, равносильно системе неравенств
1 < x < 2. Ответ: (1; 2)
Теорема 4. Знаки выражений и совпадают для всех значений х таких, что h >0.
Пример 3. Решить неравенство
Решение: Перепишем данное неравенство в следующем виде
Используя теорему 4, получаем равносильное неравенство
Теорема 5. Знаки выражений и совпадают для всех значений х таких, что f >0, g >0.
Пример 4. Решить неравенство .
Решение: Перепишем данное неравенство в следующем виде:
и используем метод рационализации:
Ответ: (-2;-1)
4.Самостоятельная работа:
Решите неравенства:
Пример 5. Ответ:
Пример 6. Ответ:
Пример 7. Ответ:
5.Проверка решения с помощью презентации.
6. Домашняя работа. Кто не успел выполнить все задания самостоятельной работы, вы можете доделать их дома. Так как сегодня завершающий урок в 3 четверти, то я даю рекомендательное домашнее задание: при желании и по возможностям пробуйте решать задания №15 по подготовке к ЕГЭ, применяя рассмотренные сегодня теоремы.
Приложение 1
Таблица с основными выражениями F и соответствующими им рационализирующими выражениями G при соответствующих ограничениях на число а и выражения f, g, h с переменной x.
Выражение F | Выражение G | |
1 1а 1б | ||
2 2а 2б | ||
3 | ||
4 4а | ||
5 | ||
6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода интервалов для решения неравенств. Урок 9 класс.
Разработка урока алгебры для учащихся 9 класса, преподавание в котором ведется по УМК Ю.Н. Макарычева. Урок сопровождается презентацией. В помощь учителю приложены комплекты карточек для проведения са...
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...
Разработка урока по теме «Производная степенной функции. Применение производной в решении задач физики» 11 класс
Урок соответствует технологии модульного обучения....
Уроки-презентации по теме "Решение неравенств" для 8 класса
1. График квадратичной функции2. Решение неравенств с помощью графика квадратичной функции3. Метод интервалов...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Применение метода исследовательской работы на уроке обществознания в 10 классе по теме: «Научное познание»
Развивать навыки исследовательской работы учащихся возможно в процессе их обучения, во время урока. Любой учитель может зажечь познавательный интерес ребенка, его желание «докопаться» до истины. Разра...
Применение метода кооперированного обучения на уроках географии в 7 классе.
Применение метода коперированного обучения даёт большую эффективность по сравнению с традиционными уроками. Существует несколько вариантов модели кооперированного обучения. Я использовала на уроках ге...