Программа элективного курса "Функция:просто, сложно, интересно"
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
Представлена Программа элективного курса "Функция:просто, сложно, интересно" по математике для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_9kl-zadesentseva_s.p.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов
Программа
элективного курса
«ФУНКЦИЯ: ПРОСТО, СЛОЖНО, ИНТЕРЕСНО»
(9 класс)
Составитель:
С.П.Задесенцева,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Разработано на основе элективного курса М.Е.Козиной «Функция: просто, сложно, интересно». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 г.
г. Нижневартовск
2016
Программа элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно»
Задесенцева С.П.
учитель математики МЬОУ СШ №30
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать, как можно раньше.
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.
Задачи:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
- расширение представлений о свойствах функций;
- формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Курс предназначен для учащихся 9 классов.
Элективный курс рассчитан на 35 часов аудиторного времени.
Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.
Формами итоговой аттестации являются представление «Портфеля достижений», а также дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний».
«Портфель достижений» должен включать:
- конспекты занятий;
- схему исследования функции;
- самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырех);
- тесты (не менее двух);
- анализ собственных успехов;
- «Применение функций в природе и технике» (информация в виде презентаций);
- описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней.
Требования к усвоению курса
Учащиеся должны знать:
- понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
- определение основных свойств функции (область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т. д.);
Учащиеся должны уметь:
- правильно употреблять функциональную терминологию;
- исследовать функцию и строить ее график;
- находить по графику функции ее свойства.
Содержание курса
Тема 1.Постановка цели. Проверка владения базовыми умениями.
Цель: проверка и актуализация базовых знаний.
На данном занятии нужно рассказать о целях и задачах изучения курса, о важности получаемых знаний для итоговой аттестации, как в основной, так и в средней школе. Объяснить, как получить зачёт, что такое «Портфель достижений». Проверка базовых знаний осуществляется за счёт вводного тестирования.
Тема 2.Историко – генетический подход к понятию «функция».
Цели: раскрыть сложный исторический путь понятия «функция»; вызвать чувство сопричастности к поиску гениальных учёных.
В процессе лекции демонстрируются фрагменты фильма, где на конкретных ярких примерах показаны соответствия, отображения, преобразования. Предлагается решить анаграммы, в которых зашифрованы фамилии известных математиков, внесших свой вклад в формирование понятие «функция».
Тема 3.Способы задания функций.
Цели: повторить и углубить знания о способах задания функций; осуществить эвристические пробы по переходу от одного способа к другому.
Рассмотреть табличное задание функции, графическое задание функции, аналитический способ задания функции.
Тема 4.Чётные и нечётные функции.
Цели: сформировать понятие чётности и нечётности функций; научить определять и использовать эти свойства.
Рассмотреть определение чётной и нечётной функций. Познакомиться с алгоритмом выяснения чётности функции. Предложить задания для самостоятельного решения.
Тема 5 .Монотонность функции.
Цели: осознать понятие «возрастание», «убывание» функции; научить находить промежутки монотонности по графику и формулам.
Рассмотреть определение возрастающей и убывающей функций. Изучить свойства монотонности функций. Предложить задания для самостоятельного решения. Провести тестирование.
Тема 6.Ограниченные и неограниченные функции.
Цели: ввести понятие «ограниченность функций», «наибольшее и наименьшее значения функций»; учить осуществлять эвристические пробы по нахождению множества значений функции.
Рассмотреть определение функции ограниченной на некотором множестве. Решение заданий различными способами. Задания для самостоятельного решения.
Тема 7 .Исследование функций элементарными способами.
Цели: составить схему исследования функции, исследовать по схеме элементарные функции.
В процессе эвристической беседы составляется схема исследования функции. Предложить задания для самостоятельного решения. Провести тестирование.
Тема 8 .Построение графиков функций.
Цели: показать практическое применение предварительного исследования функций, заданных формулами для наглядного представления их с помощью графиков и более подробного исследования с его помощью.
Исследование функции по схеме даёт о ней некоторое представление, но часто кажется ребятам просто гимнастикой ума. Поэтому на этом занятии надо научить их применять исследование для построения графика. Ввести понятия: точки максимума и минимума, асимптота. Предложить задания для самостоятельного решения. Провести тестирование.
Тема 9 .Функционально – графический метод решения уравнений.
Цели: закрепить знания и умения по исследованию функций и построению графиков в практической ситуации при решении уравнений.
Ребята должны понять, что исследование функций и построение графиков порой существенно облегчает решение уравнений, позволяет определить число корней, угадать значение корня.
Тема 10. Функция: сложно, просто, интересно.
Игра «Восхождение на вершину знаний».
Цели: создать ситуацию успеха в процессе проверки, коррекции и демонстрации знаний, умений и навыков.
Все учащиеся делятся на группы по 2-4 человека. Возможные этапы игры: «задай функцию формулой»; «чётно или нечётно»; «Возрастает? Убывает!»; «прочитай свойства»; «исследуй функцию»; «построй график».
Тема 11. Функция: просто, сложно, интересно.
Представление «Портфеля достижений».
Цели: создание ситуации успеха в процессе оценки и самооценки знаний по темам курса.
Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными или коллективными.
Обсуждение результатов выполнения проекта желательно проводить во время публичной защиты, куда могут быть приглашены и не изучавшие данный курс учащиеся, например, более младшего класса. Это может иметь не только познавательный, но и мотивационный эффект.
При обсуждении результатов проекта целесообразно обратить внимание на то, какие задачи (проблемы) ставили перед собой группа или отдельный ученик, и решены ли они полностью или частично; каков был вклад каждого участника в работу группы (что он сделал); какого качества материалы, подготовленные группой или учеником. Оценку проекта целесообразно провести качественно.
При качественной оценке может быть выстроена определенная иерархия выполненных проектов. Можно говорить о выделении самого удачного проекта в отдельных номинациях (например, глубина и новизна полученных фактов; структурность и логичность изложения материала; яркость и живость представления; слаженность работы группы) или в целом.
Среди основных показателей при оценивании проектов можно выделить:
- корректность (с точки зрения математики и архитектуры) полученных фактов;
- обоснованность фактов;
- логичность изложения;
- широта использованных источников при проведении исследования;
- яркость изложения и удачное представление проекта.
Тематическое планирование учебного материала
Тема | Кол-во часов | Технология реализации | По плану | Фактически | |
Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками | 1 | Беседа, тестирование | 7.09 | ||
Историко-генетический подход к понятию «функция» | 2 | Лекция, демонстрация фильма | 14, 21.09 | ||
Способы задания функций | 3 | Беседа, практикум | 29.09, 5-19.10 | ||
Четные и нечетные функции | 4 | Беседа, практикум | 26.10, 9-21.11 | ||
Монотонность функции | 4 | Лекция, практикум, тестирование | 31.11, 7-21.12 | ||
Ограниченные и неограниченные функции | 4 | Семинар, практикум | 11-25.01, 1.02 | ||
Исследование функции элементарными способами | 4 | Практикум, тестирование | 6-22.02 | ||
Построение графиков функций | 5 | Практикум тестирования | 1-22.03 | ||
Функционально-графический метод решения уравнений | 4 | Беседа, практикум | 5-26.04 | ||
Функция: сложно, просто, интересно | 2 | Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» | 3, 10.05 | ||
Функция: просто, сложно, интересно | 2 | Презентация «Портфеля достижений» | 17, 24.05 |
Литература:
- М.Е.Козина. Функция: просто, сложно, интересно. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 г.
- В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. Москва, «Просвещение», 2009г.
- И.С.Петраков. Математические кружки в 8-10 классах. М., Просвещение, 2012.
- И.Л.Бродский. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов. 7-11 классы. М., АРКТИ , 2010.
- Журналы «Квант» и «Математика в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Равбочая программа по элективному курсу "Функция: сложно, просто, интересно" для 9 класса
Тема "Функция" одна из самых сложных в курсе алгебры. Данный элективный курс позволяет более глубоко изучить данную тему и показать важность, актуальность этой темы...
Программа элективного курса «Функции: просто, сложно, интересно» для 9 классов (34 часа)
Курсы по выбору...
Рабочая программа элективного курса "Газета - это интересно" для учащихся 11 класса
Элективный курс для учащихся 11 класса "Газета - это интересно" помогает старшеклассникам развить полученные в школе навыки чтения и устной речи. Обсуждение проблем современной жизни помогает активизи...
Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"
Рабочая программа данного предметно-ориентированного элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...
Программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно"
Представлена программа элективного курса...
Программа элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно»
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функции» в разных клас...
Программа элективного курса "Решение сложных задач по обществознанию"
Программа элективного курса по обществознанию рассчитана на подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Очень частов школах данные часы выделяютсяименно для более эффективной подготовки к экзамену. Равн...