Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Различные способы решения тригонометрических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Данный урок посвящен обобщению и систематизации знаний учащихся по теме "Решение тригонометрических уравнений". Задача закрепить основные методы решения тригонометрических уравнений, предупредить появление типичных ошибок, подготовить учащихся к ЕГЭ.
Сформировать умение анализировать уравнения с целью выявления методов их решения. Данный материал можно использовать при подготовке к уроку и дополнительным занятиям с учениками 10 и 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_i_nachal_analiza.docx | 180.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры и начал анализа, 11-й класс, "Различные методы решения тригонометрических уравнений"
Фролова Л.Н., учитель математики
МОУ «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области»
Цели урока:
- Образовательные – обеспечить повторение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля усвоения знаний и умений.
- Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.
Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: частично – поисковый. Проверка уровня знаний, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и источники информации: Экран; мультимедийный проектор.
План урока:
- Оргмомент.
- Проверочная работа по контролю знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.
- Систематизация теоретического материала.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решений тригонометрических уравнений. Перед нами стоит задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
Давайте сегодня на уроке будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
2. Проверочная работа.
Работа проводится в двух вариантах. Вопросы проецируются на экран.
В а р и а н т 1. | В а р и а н т 2. |
|
|
На экране – Ответы.
№ | Вариант 1. | Вариант 2. |
1. | Нет решения | Нет решения |
2. | ||
3. | , | , |
4. | На оси Ох | На оси Оу |
5. | ||
6. | ||
7. | , | , |
8. | , | , |
9. | , | , |
10. | ||
11. | ||
12. | , | , |
3. Систематизация теоретического материала.
- Найти ошибку. (Презентация)
Цель: повторение понятий арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа.
- Устные задания на определение вида простейших тригонометрических уравнений.
Слайд Установить соответствие: Уравнение Корни.
3. Экспресс – опрос (Презентация. Слайды 12, 13, 14, 15)
Учащимся предлагается показать решение уравнения на тригонометрической окружности. Записать его корни
Уравнение | Корни | |
1. Слайд 12 | ||
2. Слайд 13 | ||
3. Слайд 14 | ||
4. Слайд 15 |
4. Классификация тригонометрических уравнений.
Цель: привести в систему знания по типам и методам решения тригонометрических уравнений.
Составление таблицы по методам решения тригонометрических уравнений.
Учащимся предлагается решить уравнения (по вариантам) предварительно определив, что это за уравнение и каким методом оно решается. У доски данную работу выполняют ученики (на скрытых досках) – решение уравнений одного варианта. Учащиеся, выполняющие работу другого варианта, решают уравнение на листочках, с последующей проверкой учителем.
В а р и а н т 1. | В а р и а н т 2. |
1) Уравнения сводимые к алгебраическим. | |
2) Разложение на множители. | |
3) Введение новой переменной. | |
4) Введение вспомогательного аргумента. | |
5) Уравнения решаемые с помощью формул сложения. | |
5.Повторение методов решения тригонометрических уравнений .
Цель: Повторить методы решения тригонометрических уравнений – метод понижения степени, решение уравнений с применением формул тройного аргумента и решение уравнений методом универсальной подстановки.
а) Если в уравнении имеется синус или косинус в четной степени, то, выражая
квадраты синуса ( ) и косинуса ( ) половинного угла
через косинус угла, можно понизить степень уравнения
Опираясь на формулы квадрата половинных углов, записываем формулы понижения степени и .
Учащимся предлагается решить уравнение, к доске вызывается ученик, который комментирует свое решение
2sin2x + cos 4x = 0
Решение:
Ответ: уравнение имеет три серии решений:
.
б) При решении ряда уравнений наряду с другими существенную роль играют формулы
(1) | |
(2) |
Пример 1. Решить уравнение
Решение.
Применив формулу (2), получим
Последнее уравнение равносильно совокупности двух уравнений и . Откуда и
Ответ: ;
Пример 2. У доски ученик решает уравнение:
(3) |
Решение.
Применив формулы понижения степени, уравнение (3) приведем к виду:
В соответствие с формулой (2), получаем равносильное уравнение
откуда имеем совокупность трех уравнений
Следовательно,
Объединив два последних множества решений, получим
Ответ:
в) Решение уравнений методом универсальной подстановки.
Тригонометрическое уравнение вида
(1) |
где R – рациональная функция, , с помощью тригонометрических формул двойного и тройного аргумента, а также формул сложения можно свести к рациональному уравнению относительно аргументовпосле чего уравнение (1) может быть сведено к рациональному уравнению относительно с помощью формул универсальной тригонометрической подстановки
(2) |
Следует отметить, что применение формул может приводить к сужению ОДЗ исходного уравнения, поскольку не определен в точках , поэтому в таких случаях нужно проверять, являются ли углы корнями исходного уравнения.
Пример 1. Решить уравнение
Решение.
По условию задачи . Применив формулы (2) и сделав замену , получим
откуда t=0 и, следовательно,
Ответ:
У доски ученик решает уравнение:
Решение.
По условию задачи . Используем формулы (2) и заменим , тогда получим
откуда . Следовательно, . Заметим, что в данном случае применение подстановки не сужает ОДЗ исходного уравнения.
Ответ:
4. Самостоятельная работа .
В а р и а н т 1. | В а р и а н т 2. |
sin2x - 3 sinxcos x + 2 cos2x = 0, |
|
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Итак, подведем итоги урока.
Какими методами можно решать тригонометрические уравнения?
Рефлексия. Продолжите фразу:
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным при работе для меня было…
- Самым неожиданным для меня было…
6. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
Решить уравнение:
- 2 sin2 x + cos 4 x = 0
- sin4 x + cos4 x = cos22 x + ¼
- sin 2 x = cos x - sin x
- √3 cos x + sin x = 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...
Урок по алгебре и началам анализа "Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств"
Тема: « Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств». Место урока: урок по алгебре и началам анализа, 11 класс. Тип урока: комбинированный урок. Пр...
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа по главе "Логарифмическая функция"
Данный урок проводится как обобщение и закрепление знаний в конце прохождения главы "Логарифмическая функция". Форма проведения урока - групповая, урок проводится в компьютерном классе с использование...
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа по теме "Производная и ее применение. Повторение в рамках подготовки к ЕГЭ"
Данный урок целесообразно проводить в конце 11 класса в ходе подготовки к ЕГЭ перед разбором заданий, связанных с матанализом (В8, В14) . Урок проводится в групповой форме. В начале урока с помощью пр...
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: "Производная"
Производная. Обобщающий урок по алгебре и началам анализа.Цели:1) Систематизировать теоретические знания учащихся по теме «Производная».2) Закрепить знания правил вычисления производных сл...
Методические рекомендации к повторительно-обобщающим урокам по алгебре и началам анализа. 10 класс. Учитель математики Левая И.Ю., Г. Ульяновск, МАОУ СШ №72
Методические рекомендации к повторительно-обобщающим урокам по алгебре и началам анализа. 10 класс.Учитель математики Левая И.Ю.,Г. Ульяновск, МАОУ СШ №72...
Обобщающий урок по Алгебре и началам анализа в 10 классе на тему "Решение показательных уравнений", презентация
Обобщающий урок по Алгебре и началам анализа в 10 классе на тему "Решение показательных уравнений", презентация...