Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Различные способы решения тригонометрических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Фролова Людмила Николаевна

Данный урок посвящен обобщению и систематизации знаний учащихся по теме "Решение тригонометрических уравнений". Задача закрепить основные методы решения тригонометрических уравнений, предупредить появление типичных ошибок, подготовить учащихся к ЕГЭ.

Сформировать умение анализировать уравнения с целью выявления методов их решения. Данный материал можно использовать при подготовке к уроку и дополнительным занятиям с учениками 10 и 11 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_algebry_i_nachal_analiza.docx180.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры и начал анализа, 11-й класс, "Различные методы решения тригонометрических уравнений"

  Фролова Л.Н., учитель математики

МОУ «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области»

Цели урока:

  1. Образовательные – обеспечить  повторение  и  систематизацию  материала  темы. Создать  условия  контроля  усвоения  знаний  и  умений.
  2. Развивающие – способствовать  формированию  умений  применять  приемы:  сравнения,  обобщения,  выявления  главного,  переноса  знаний  в  новую  ситуацию,  развитию  математического  кругозора,  мышления  и  речи,  внимания  и  памяти.
  3. Воспитательные – содействовать воспитанию  интереса  к  математике  и  ее  приложениям,  активности,  мобильности,  умения  общаться,  общей  культуры.

Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Методы  обучения:  частично – поисковый.   Проверка  уровня  знаний,  работа  по  обобщающей  схеме,  решение  познавательных  обобщающих  задач,  системные  обобщения,  самопроверка,  взаимопроверка.

Формы  организации  урока:  индивидуальная,  фронтальная.

Оборудование  и  источники  информации:  Экран;  мультимедийный  проектор.

План  урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверочная  работа  по  контролю  знаний  по  простейшим  тригонометрическим  уравнениям.
  3. Систематизация  теоретического  материала.
  4. Самостоятельная  работа.
  5. Итог  урока.

1.  Организационный  момент.

Сегодня  у  нас  обобщающий  урок  по  теме  «Решение  тригонометрических  уравнений».  Повторяем,  обобщаем,  приводим  в  систему  изученные  виды,  типы,  методы  и  приемы  решений  тригонометрических  уравнений. Перед  нами  стоит  задача – показать  свои  знания  и   умения  по  решению  тригонометрических  уравнений.

Давайте  сегодня  на  уроке  будем  активны,  внимательны,  будем  поглощать  знания  с  большим  желанием,  ведь  они  пригодятся  вам  в  вашей  дальнейшей  жизни.

2. Проверочная  работа.

   Работа  проводится  в  двух  вариантах.  Вопросы  проецируются  на  экран.

В а р и а н т 1.

В а р и а н т 2.

  1. Каково  будет  решение  уравнения   при?
  2. При  каком  значении  a  уравнение    имеет  решение?
  3. Какой  формулой  выражается  это  решение?
  4. На  какой  оси  откладывается  значение   a  при  решении  уравнения  ?
  5. В  каком  промежутке  находится  ?
  6. В  каком  промежутке  находится  значение  а?
  7. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  8. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  9. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  10. Чему  равняется  ?
  11. В  каком  промежутке  находится  ?
  12. Какой  формулой  выражается  решение  уравнения  ?

  1. Каково  будет  решение  уравнения  при?
  2. При  каком  значении  a уравнение    имеет  решение?
  3. Какой  формулой  выражается  это  решение?
  4. На  какой  оси  откладывается  значение  a  при  решении  уравнения  ?
  5. В  каком  промежутке  находится  ?
  6. В  каком  промежутке  находится  значение  а?
  7. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  8. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  9. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  10. Чему  равняется  ?
  11. В  каком  промежутке  находится  ?
  12. Какой  формулой  выражается  решение  уравнения  ?

На  экране – Ответы.

Вариант 1.

Вариант 2.

1.

Нет  решения

Нет  решения

2.

3.

,  

,  

4.

На  оси  Ох

На  оси  Оу

5.

6.

7.

,  

,  

8.

,  

,  

9.

,  

,  

10.

11.

12.

,  

,  

3.  Систематизация  теоретического  материала.

  1. Найти  ошибку.   (Презентация)

Цель:  повторение  понятий  арксинус,  арккосинус,  арктангенс  и  арккотангенс  числа.

  1. Устные  задания  на  определение  вида  простейших тригонометрических  уравнений.

Слайд  Установить  соответствие:   Уравнение Корни.

      3.   Экспресс – опрос  (Презентация. Слайды 12,  13,  14,  15)

Учащимся  предлагается  показать  решение      уравнения  на  тригонометрической  окружности.  Записать  его  корни

Уравнение

Корни

1.

Слайд 12

2.

Слайд 13

3.

Слайд 14

4.

Слайд 15


 4.  Классификация  тригонометрических  уравнений.

Цель:  привести  в  систему  знания  по  типам  и  методам  решения  тригонометрических   уравнений.

Составление  таблицы  по  методам  решения  тригонометрических  уравнений.

Учащимся  предлагается  решить  уравнения (по вариантам)  предварительно  определив,  что  это  за  уравнение  и  каким  методом  оно  решается.  У  доски  данную  работу  выполняют    ученики (на скрытых досках) – решение  уравнений  одного  варианта.  Учащиеся,  выполняющие  работу  другого  варианта,  решают  уравнение  на  листочках, с последующей проверкой учителем.

В а р и а н т 1.

В а р и а н т 2.

1)  Уравнения  сводимые  к  алгебраическим.

2)  Разложение  на  множители.

3)  Введение  новой  переменной.

4)  Введение  вспомогательного  аргумента.

5)  Уравнения  решаемые  с  помощью  формул  сложения.

5.Повторение методов  решения  тригонометрических  уравнений .

 Цель:   Повторить методы  решения  тригонометрических  уравнений – метод  понижения  степени,  решение уравнений с применением формул тройного аргумента и решение уравнений методом универсальной подстановки.

 а) Если  в  уравнении  имеется  синус  или  косинус  в  четной  степени,  то,  выражая  

            квадраты  синуса  ( )   и  косинуса  ( ) половинного  угла

            через  косинус  угла,  можно  понизить  степень  уравнения

Опираясь  на  формулы  квадрата  половинных  углов,  записываем  формулы  понижения  степени        и       .

Учащимся  предлагается   решить  уравнение, к доске вызывается ученик,  который комментирует свое решение

2sin2x  + cos 4x = 0

Решение:

Ответ:  уравнение  имеет  три  серии  решений:  

.

б)  При решении ряда уравнений наряду с другими существенную роль играют формулы

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image328.gif

(1)

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image330.gif

(2)

Пример 1. Решить уравнение

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image332.gif

Решение.
Применив формулу (2), получим

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image334.gif

Последнее уравнение равносильно совокупности двух уравнений http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image336.gifи http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image338.gif. Откуда http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image340.gifи http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image342.gif
Ответ: 
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image340.gif; http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image344.gif

Пример 2. У доски ученик решает уравнение:  

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image346.gif

(3)

Решение.
Применив формулы понижения степени, уравнение (3) приведем к виду:

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image348.gif

В соответствие с формулой (2), получаем равносильное уравнение

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image350.gif
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image352.gif
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image354.gif
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image356.gif
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image358.gif

откуда имеем совокупность трех уравнений

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image360.gif

Следовательно, http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image362.gif
Объединив два последних множества решений, получим

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image364.gif

Ответ: http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image366.gif

в)  Решение уравнений методом универсальной подстановки.

Тригонометрическое уравнение вида

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image382.gif

(1)

где R – рациональная функция, http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image384.gif, с помощью тригонометрических формул двойного и тройного аргумента, а также формул сложения можно свести к рациональному уравнению относительно аргументовhttp://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image386.gifпосле чего уравнение (1) может быть сведено к рациональному уравнению относительно http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image388.gifс помощью формул универсальной тригонометрической подстановки

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image390.gif
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image392.gif

(2)

Следует отметить, что применение формул может приводить к сужению ОДЗ исходного уравнения, поскольку http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image394.gifне определен в точках http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image396.gif, поэтому в таких случаях нужно проверять, являются ли углы http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image396.gifкорнями исходного уравнения.
Пример 1. Решить уравнениеhttp://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image398.gif

Решение.
По условию задачи
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image400.gif. Применив формулы (2) и сделав замену http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image402.gif, получимhttp://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image404.gif

откуда t=0 и, следовательно, http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image406.gif
Ответ: 
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image406.gif

У доски ученик решает уравнение: http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image408.gif

Решение.
По условию задачи
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image410.gif. Используем формулы (2) и заменим http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image402.gif, тогда получим

http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image412.gif

откуда http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image414.gif. Следовательно, http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image416.gif.  Заметим, что в данном случае применение подстановки http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image402.gifне сужает ОДЗ исходного уравнения.
Ответ: 
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/trigon/images/image416.gif

4. Самостоятельная  работа .

В а р и а н т 1.

В а р и а н т 2.

  1. Решить  уравнение,  применяя  формулы  понижения  степени.

  1. Решить уравнение:

sin2x - 3 sinxcos x + 2 cos2x = 0,

  1. Решить  уравнение,  применяя  формулы  понижения  степени.

  1. Решить уравнение:
  1. sin2x – 3 sin x cos x + 4 cos2 x = 2.

5.Подведение  итогов  урока.   Рефлексия.

Учитель: Итак, подведем итоги урока.

Какими методами можно решать тригонометрические уравнения?

Рефлексия. Продолжите фразу:

  • Самым сложным на уроке было…
  • Самым интересным при работе для меня было…
  • Самым неожиданным для меня было…

6. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

Решить уравнение:

  • 2 sin2 x + cos 4 x = 0
  • sin4 x + cos4 x = cos22 x + ¼
  • sin 2 x = cos x - sin x
  • √3 cos x + sin x = 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля.  Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...

Урок по алгебре и началам анализа "Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств"

Тема: « Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств». Место урока: урок по алгебре и началам анализа, 11 класс. Тип урока: комбинированный урок. Пр...

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа по главе "Логарифмическая функция"

Данный урок проводится как обобщение и закрепление знаний в конце прохождения главы "Логарифмическая функция". Форма проведения урока - групповая, урок проводится в компьютерном классе с использование...

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа по теме "Производная и ее применение. Повторение в рамках подготовки к ЕГЭ"

Данный урок целесообразно проводить в конце 11 класса в ходе подготовки к ЕГЭ перед разбором заданий, связанных с матанализом (В8, В14) . Урок проводится в групповой форме. В начале урока с помощью пр...

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: "Производная"

Производная. Обобщающий урок по алгебре и началам анализа.Цели:1)  Систематизировать теоретические знания учащихся по теме «Производная».2)  Закрепить знания правил вычисления производных сл...

Методические рекомендации к повторительно-обобщающим урокам по алгебре и началам анализа. 10 класс. Учитель математики Левая И.Ю., Г. Ульяновск, МАОУ СШ №72

Методические рекомендации к повторительно-обобщающим урокам по алгебре и началам анализа.   10 класс.Учитель математики Левая И.Ю.,Г. Ульяновск, МАОУ СШ №72...

Обобщающий урок по Алгебре и началам анализа в 10 классе на тему "Решение показательных уравнений", презентация

Обобщающий урок по Алгебре и началам анализа в 10 классе на тему "Решение показательных уравнений", презентация...