Коммуникативная культура на урочных и внеурочных занятиях по математике
методическая разработка по алгебре (8, 9 класс) по теме
Во все времена, тем более сегодня, перед школой стоит задача - воспитания личности, способной взаимодействовать с другими людьми. .
Перед современной общеобразовательной школой стоят новые задачи:согласно ФГОС школа должна сформировать комплекс УУД, в число которых входят и коммуникативные универсальные действия. Математика имеет огромную возможность развивать и раскрывать коммуникативные способности учащихся через различные направления урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_kultura_na_urochnyh_i_vo_vneurochnyh_zanyatiyah_po_matematike.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Во все времена, тем более сегодня, перед школой поставлена задача воспитание личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Математика имеет огромную возможность развивать и раскрывать коммуникативные способности учащихся через различные направления урочной и внеурочной деятельности.
В литературе несколько определений коммуникативная культуры, самое короткое – это управление общением. Культура несёт много функций. Одна из функций культурызнаковая. Данная функция, как нельзя лучше, реализуется на уроках, внеурочных занятиях по математике. Ведь математика и есть система знаков. В современном мире система знаков – основа цивилизации.
Новизна и практическая значимость данной темы заключается в определении комплекса условий, позволяющих сформировать у учащихся некоторые формы коммуникативной деятельности; в разработке коммуникативных ситуаций на уроках и внеурочной деятельности; что поможет учащимся в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.В перспективе, приобретённые навыки коммуникативной деятельности позволят молодому человеку самореализоваться в жизни – добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал. Обладая данным качеством, он, напротив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Поэтому перед каждым учителем, в том числе и учителем математики, ставится задача формирования у учащихся коммуникативных УУД.
Актуальность данной темы: перед современной общеобразовательной школой сегодня стоят новые задачи: согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых входят и коммуникативные
универсальные учебные действия.
Обоснованность выдвигаемых педагогических подходов:
Выделяют четыре вида коммуникации:
1.Умение оформить свои мысли устно без искажений, компактно;
2. Умение оформить свои мысли письменно;
3.Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному;
4.Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).
Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой – активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества.
Таким образом, выполнение устных упражнений является одним из способов формирования коммуникативных УУД, а в качестве способа формирования служит деятельностный подход: устное решение заданий, с подробным объяснением, устное рецензирование ответов домашнего задания учениками, устные тестовые конструкции ответов. Умение составлять математическую модель, а затем работа с этой моделью – одна из важнейших задач, всё это оформляется письменно. Грамотная устная и письменная математическая речь - это отражение степени понимания учебного материала.
Устная и письменная речь взаимосвязаны: для письменного изложения мысли необходимо устно прокомментировать своё видение ответа. Формированию коммуникативной культуры позволяют следующие формы работы: работа в парах, группах. Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не обязательно тот, кто его получил, но может и тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы. Отвечающего также имеет право назначить группа или лидер группы. Таким образом, формируется умение слушать, вникать в суть сказанного и ставить вопрос к услышанному, предлагать аргументировано своё решение. Такая форма более уместна на внеклассных занятиях: элективных, факультативах.
Формированию коммуникационной культуры могут служить: подготовка, а затем устное изложение небольших докладов на уроке ( например, исторические факты по изучаемой теме или другие) , публичные выступления на научно-практических конференциях различного уровня (письменная и устная речь ). В ходе подготовки доклада, образовательного, исследовательского проекта ученик самостоятельно изучает литературу, учится читать с пониманием. В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности. При этом они могут выступить в роли докладчика, оратора.
Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы
риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.
Практическая значимость: математическая речь не должна содержать слова, не содержащие смысловой нагрузки. Лишние слова возможны для оказания эмоционального воздействия на собеседника, с целью выяснения связей с практическими задачами или с другими смежными предметами: физикой, информатикой и другими.
Математика изучает математические модели. Математическая модель - это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Формулы в математике - не цель, а средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств.
Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы общаемся на специальном языке «природы». Математический язык, основная функция которого - организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. В настоящее время, время компьютерных технологий, цифровой экономики, айфонов, смартфонов, без этих навыков, практически, невозможно спланировать и организовать свою практическую деятельность. Всему этому способствует коммуникативная УУД, которую формирует коммуникативная культура.
Вывод: коммуникативная деятельность, как черта характера, развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям. рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16» в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовн...
Организация урочных и внеурочных занятий с использованием дифференцированного подхода в обучении математике.
Обобщение опыта работы по теме ,, Дифференцированное обучение"...
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий в развитии способностей учащихся
проблемы внеурочных занятий, вовлечение детей, этапы внеурочной работы...
Формирование экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности при обучении географии
Экологическая культура – составная часть современной общемировой культуры, характеризуемая осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Ведущую рол...
Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы
Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и осно...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДМЕТЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ».
В данной статье представлена реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессе по предмету физическая культура, в урочной и не урочной деятельности Частного образ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в урочное и внеурочное время
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие....