Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_opyt_2poslednee.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Опыт работы МКОУ
« Средняя общеобразовательная школа № 16»
в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной среды в образовательном пространстве»
по теме:
« Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности»
Подготовили:
заместитель директора по
воспитательной работе
Бухарова Людмила Ивановна
Методисты учебно-методического сектора
Пешехонова Лариса Викторовна
Сергачева Ольга Анатольевна
Дзержинск
2012 год
Опыт работы МКОУ« Средняя общеобразовательная школа № 16»
по « Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности»
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…- говорил В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Наше государство лишилось официальной идеологии, общество – духовно-нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные и воспитательные функции действующей системы образования. Личность не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее. Мы живем в стране, в которой 80 % населения идентифицируют себя с православием – религией, с которой связаны героические истории страны. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания во все времена было важной частью общественной жизни, поскольку от его состояния напрямую зависит будущее страны.
В 2008 году наша школа получила статус городской экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.
В настоящее время наша школа является единственным культурно-образовательным учреждением в поселках Горбатовка, Ивановка, Победа, с/х «Доскино».
Удаленность школы от г.Дзержинска и Н. Новгорода накладывает свой отпечаток на организацию воспитательного процесса, в частности, это ограничение возможности посещения центров дополнительного образования. Поэтому наши дети активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе. Социальный контингент микроучастка школы имеет свою специфику:
- большинство родителей это рабочие
- количество родителей являются безработными, имеют только временную или сезонную работу
- имеют среднее и среднее – специальное образование.
Анализируя сложившуюся ситуацию и учитывая особенности контингента обучающихся и их родителей мы решили , что основным направлением нашей работы должно стать совершенствование духовно-нравственного воспитания обучающихся .
Нами были поставлены следующие задачи духовно-нравственного воспитания
- Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз любви к детям, уважения к старшим
- Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической
преемственности поколений; воспитание патриотов России
- Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан
- демократического государства, уважающих права и свободы личности;
объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей
В программе «Духовно- нравственное воспитание в школе» были намечены этапы ее реализации:
- подготовительный 1 год - 2008-09 уч. г.
- основной 2 года - 2009-11 г. г
- заключительный 1 год – 2012 г.
Подготовительный этап имеет свои цели и задачи:
- Анализ современной ситуации в области теории духовно-нравственного воспитания обучающихся .
- Ознакомление педагогов с опытом работы по теме духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Разработка концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях современной средней общеобразовательной школы.
- Разработка общей методологии Активизация работы по использованию психологических методов для сохранения здоровья детей и повышения уровня их духовно-нравственного развития.
- Первоначальное анкетирование и тестирование обучающихся
- Выбор и обоснование основных методов и форм духовно-нравственного воспитания применительно к различным ступеням обучения.
- Разработка методических пособий для классных руководителей.
- Разработка методических пособий для учителей предметников
- Сбор краеведческих материалов для виртуального музея
- Проведение педагогического совета по теме «Воспитание XXI века: духовно- нравственное воспитание личности»
Подготовительный этап работы прошел достаточно плодотворно. Конкретными результатами подготовительного этапа можно считать выполнение указанных задач.
Более подробно хочется остановиться на работе по созданию виртуального музея. В настоящее время заложены его основы. Накоплен значительный краеведческий материал: предметы старины, одежды России, экспонаты народных промыслов нижегородской губернии, история поселка и школы. Жители поселка отмечают своевременность и необходимость подобной работы и охотно помогают школьникам. В своей деятельности, творчески работающие учителя школы, широко используют материалы музея не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций. Это в первую очередь большая поисковая работа, музейные уроки, работа лекторских групп. В современных условиях учителю необходимо формировать базовые компетенции современного школьника, как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности.
Участвуя в экспериментальной площадке, стало больше уделяться внимания духовно-нравственному воспитанию учащихся на следующих предметах:
- литература. Сказки, пословицы и поговорки как один из видов УНТ, построенного на основах народных традиций.
- история и обществознание, краеведение, окружающий мир, Нижегородская сторона. Это не только увлекательные лекции учителя, экскурсии (реальные, виртуальные, с использованием цифровых ресурсов), но и практические работы. На них ребята учатся приемам работы с картой, краеведческой литературой, периодической печатью, документами., вещественными памятниками. На основании данных устных источников(например, пословиц и поговорок) изучаются и пытаются объяснить для себя отношения между ними.. Зародившись на уроке изучение отдельных аспектов истории края и страны в целом, этот интерес выливается в дальнейшее самостоятельное глубокое изучение у отдельных обучающихся.
- мировая художественная культура. Знакомство с художественным наследием страны, края и всего мира.
- ИЗО и музыка. Музыкальное и художественное образование по средством близости к культуре родного края и традиций народов, их многообразие, закрепленных своим творчеством и экскурсий, а также нашедших свое применение в художественной литературе.
Реализация духовно- нравственного воспитания стало возможным через школьный компонент. Появились новые предметы, факультативы и кружки
В частности, в учебный план за счет школьного компонента в 8-9 классе введен
- предмет «Религии России»
- введен предмет «Граждановедение», 5-7 классы
В учебный план введены факультативы по духовно – нравственному воспитанию
- «Истоки. Семь чудес России» (5-6 класс)
Одним из блоков программы духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся является дополнительное образование:
- объединение «Истоки», предназначенное для преподавания в начальной школе с дальнейшей преемственностью в средней и старшей школе.
- объединение «Умелые ручки»,для учащихся 2 – 7 классов, раздел «Обрядовая кухня», задача которого ознакомить обучающихся с православными традициями, научить готовить национальные блюда
- объединение «Юный художник», для учащихся 1 – 8 классов, ставит своей целью формировать на протяжении всего времени занятий устойчивый интерес к художественной деятельности, знакомить детей с различными видами изобразительного искусства, многообразием художественных материалов, приемами работы с ними. Полученные знания дети закрепляли экскурсиями в города Городец, Семенов, Павлово, Палех, Иваново.
- объединение «Хоровое пение», 1 -9 класс. Высшая цель музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений и развитие на этой основе положительных черт каждого ребенка. В план занятий включены пение русского фольклора, прослушивание классической и духовной музыки.
- объединение «Юный краевед», для учащихся 5 – 9 классов. Его цель – развитие у обучающихся чувства любви к Родине, через осознание основных жизненных ценностей, как семья, родной город, поселок, край, страна. Программа предусматривает комплекс исследовательских, творческих мероприятий и туристических походов и поездок.
На уроках и во внеурочной деятельности используются различные формы и методы работы. Наиболее понравилось детям очное и заочное путешествие по городам России и Нижегородской области с целью углубленного изучения отдельного материала.
Хотелось бы заострить особое внимание на ставших уже традиционными коллективных экскурсионных поездках обучающихся в различные города России. В этих поездках дети знакомятся с народными промыслами, которыми славятся эти города, знакомятся с их историей, знаменитыми горожанами. Дети посетили города Москва, Санкт- Петербург, Великий Устюг, Большое Болдино, Муром, Кострома, Городец, Суздаль, Флорищева Пустынь, Нижний Новгород, Тула.
Интересные фотографии посещенных жемчужин России, обучающиеся размещают на официальном сайте школы
В исполнение целей и задач II этапа проводятся традиционные мероприятии,.
направленные на духовно- нравственное воспитание обучающихся.
В 2009 году школа вступила во 2 (основной) этап реализации программы. Этот этап имел свои задачи:
- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию.
- Пополнение виртуального музея истории поселка.
В школе работают объединения дополнительного образования детей различной
направленности:
-духовно- нравственной
-общекультурной,
-спортивно- оздоровительной,
-интеллектуальной.
Работа объединений дополнительного образования духовно- нравственной направленности сконцентрированы на воспитании нравственных чувств и этического сознания, воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека
В 2008-2009 учебном году в школе № 16 была организована работа кружка духовно-
нравственной направленности « Истоки», основной целью которого явилось
воспитание духовности через изучение русской культурной традиции православия.
В течение года проводятся два отчётных мероприятия, посвященные празднику
Рождества Христова и Пасхи
Налажена связь с архивом г. Нижнего Новгорода. Неоднократно гостем школы являлся начальник областного Нижегородского архива Харламов В.П., который выступал с беседами перед учащимися школы и предложил свою помощь в поисках краеведческого материала по истории п. Горбатовка.
В нашей школе организована работа детского объединения «Лидер». Для ребят детского объединения главными установками являются патриотическое, духовно-нравственное становление личности. Здесь принято брать пример с лучших страниц истории детского пионерского движения, выполнять девиз «Один за всех, и все - за одного». Эти дети всегда там, где нужна помощь. Члены объединения «Лидер» проводят незабываемые встречи с ветеранами поселка Горбатовка, с детьми детского комбината № 147, одинокими стариками.
В школе вот уже несколько лет успешно работает кружок «Юный краевед». Школьный краеведческий кружок собрал много информации, воспоминаний старожилов, которые раскрывают яркую историю нашего поселка. Деятельность объединения вышла за рамки кружка и стала самостоятельным направлением, в котором работают не только обучающиеся всех классов, но и многие педагоги, родители и представители общественности поселка Горбатовка. Благодаря им пополняется материалами виртуальный музей.
Особо хочется сказать о тесном сотрудничестве школы с Советом ветеранов. Обучающимися школы проводятся регулярные Акции «Ветеран живет рядом». Обучающиеся школы ежегодно проводят, ставшие уже традиционными, митинги у обелиска славы, посвященные Дню Победы и памяти павших в Великой Отечественной войне. В митинге участвуют жители п. Горбатовка. Они отмечают высокую эмоциональную насыщенность этих мероприятий, качественный подбор художественного материала и высокий уровень проведения.
Как показывает диаграмма, уровень активности участия обучающихся в мероприятиях школьного и городского уровня растет из года в год.
Сводная диаграмма
участия обучающихся школы в мероприятиях
в духовно- нравственного направления
Результатом и показателем эффективности нашей работы можно считать грамоты и
дипломы участников школьных, городских и областных конкурсов.
Работа объединений дополнительного образования общекультурного направления
сконцентрированы на воспитании ценностного отношения к природе, окружающей
среде . Обучающиеся нашей школы проводят следующие мероприятия, ставшие традиционными:
- Цикл экологических урок
- Акция «Чистая река»
- Акция «Чистая улица»
- Акция «Наш школьный двор»
- Субботники
- Посадка аллеи выпускников
- Изготовление кормушек, скворечников
Работа объединений дополнительного образования общекультурного направления сконцентрирована также на воспитании ценностного отношения к прекрасному, формировании представлений об эстетических идеалах и ценностях. В рамках данного направления создано объединение дополнительного образования «Хоровое пение». Хор выступает на всех школьных праздниках и мероприятиях поселка и всегда производит яркое впечатление.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется через занятия в кружке «Умелые ручки». Члены кружка являются постоянными участниками и призерами выставок «Пасхальный перезвон», «Зеркало природы», «Новогодний подарок для елочки», «Вторая жизнь упаковки», «Книжная Вселенная детства», «Да здравствует, классика», конкурсов, проводимых газетой Студия, участвует в интернет – конкурсах.
Как показывает диаграмма, уровень активности обучающихся постоянно растет.
Сводная диаграмма
участия обучающихся школы в мероприятиях
общекультурного направления
Результатом целенаправленной работы можно считать участие детей в конкурсах и полученные ими грамоты:
- Областной конкурс декоративно-прикладного искусства «Все профессии нужны – все профессии важны» (газета Студия НН) – 2011 г – победители
- « Мой учитель» (газета Студия НН) - 2010 г - участники
- «Вы поедете на бал» (газета Студия НН) - 2009 г – победители
- Неделя детской и юношеской книги – победители в различных номинациях (2009г, 2010 г, 2011 год)
- Конкурс рисунков(областной) «Ко Дню Российской милиции» - победители 2009, 2010 годов
- Конкурс сочинений и рисунков «Дорога глазами детей» 2009 г – победители 2010г, 2-11 г – участники
- «Зеркало природы» конкурс ЭкБЦ 2009 г – 3 место 2010 г – 3 место 2011 г – участник
- Городской конкурс рисунков «От А до Я» (номинация «Русь изначальная») – 2009 г – 1 место
- Конкурс сочинений «Мой город – мой дом» 2010 г – 1 место
- Экологический конкурс «Вторая жизнь упаковки» - 20010 г –участники
- Городской конкурс семейных фотографий в рамках программы «Разговор о правильном питании» 2009 г –лауреаты
- конкурс «Компьютер и творчество» 2011г – 2,3 место
- Городской конкурс «Праздник птиц» II место, 2011 г.
Деятельность объединений дополнительного образования спортивно- оздоровительной направленности «В здоровом теле- здоровый дух» сконцентрированы на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья
Сводная диаграмма участия в спортивно- оздоровительных мероприятиях показывает, что активность обучающихся растет из года в год.
Результатом целенаправленной работы можно считать участие детей в соревнованиях различного уровня и полученные ими грамоты:
- «Школа безопасности – Дзержинская Зарница»
2009 г - 3 место 2011 г – 1,3 место в конкурсе «Меткий стрелок»
- Фестиваль туризма
2009 г- 3 место (команда)
2010 г – 2,3 место (команда) 1,3 место (личные зачеты)
- 46 городской слет юных туристов
2010 г – 3 место
- Военно-спортивная игра «Граница»
2009г, 2010 г – 1,3 места (различные номинации)
- Спортивные соревнования «Зимний штурм»
2009г – 2 место 2010 г – 3 место 2011 г – участники
На данном этапе можно подвести результаты нашей работы:
- конкретизирована и научно обоснована трактовка понятий «духовность» и
нравственность» современного человека.
- на основе анализа современной ситуации в области теории духовно-
нравственного воспитания учащихся установлено, что в настоящее время не
существует концепции, которая позволяла бы строить эту работу на научной
основе.
- просвещение учащихся по вопросам развития и саморазвития личности;
- тестирование учащихся с целью определения их психологического здоровья;
- тестирование учащихся с целью выявления перекосов в развитии их
личностных свойств, межличностных отношений и ценностных ориентаций;
- психологические тренинги и ролевые игры, направленные на устранение
выявленных проблем;
- повторное тестирование учащихся с целью определения эффективности
проводимой работы;
- индивидуальное психологическое консультирование учащихся;
- психологическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного развития детей в форме бесед и индивидуальных консультаций.
Критериями оценки эффективности работы по духовно- нравственному воспитанию можно считать следующие результаты:
- Количественная и качественная динамика проведенных мероприятий;
- Увеличение количества обучающихся, охваченных работой;
- Изменение мотивации обучающихся в их деятельности;
- Приобретение обучающимися социального опыта и повышение их активности;
- Изменение направленности личности
Уровень духовно- нравственного воспитания невозможно измерить. Измерению подлежат лишь отдельные параметры. Одним из них является уровень активности участия в «Добрых делах».Как показывает диаграмма, уровень активности обучающихся растет, расширяется круг мероприятий. Более показательна сравнительная диаграмма, которая показывает значительное различие начальных и промежуточных результатов.
Диаграмма
участия обучающихся в мероприятиях
цикла «Добрые дела»
2008-2009 уч. год
2008-2009 уч. год
2010-2011 уч. год
Диаграмма средних показателей участия
обучающихся в мероприятиях цикла
«Добрые дела»
Дополнительным показателем эффективности программы духовно- нравственного воспитания является результаты опроса по объяснению нравственных понятий.
Как показывает диаграмма, уровни информированности экспериментального и контрольного класса значительно отличаются. Экспериментальный класс показал более высокий уровень информированности в понимании отдельных нравственных понятий
Анализ объективных результатов
(объяснение нравственных понятий)
(2-3 классы)
2010-11 уч. Год
Экспериментальные классы
Контрольные классы
Как показывает сравнительная диаграмма, начальные и промежуточные показатели значительно отличаются. В экспериментальном классе показатели значительно выше, чем в контрольном классе. Хотя, и результаты контрольного класса имеют положительную динамику по причине того , что работа по духовно- нравственному воспитанию ведется Как показывает сравнительная диаграмма, начальные и промежуточные показатели значительно отличаются. В экспериментальном классе показатели значительно выше, чем в контрольном классе. Хотя, и результаты контрольного класса имеют положительную динамику по причине того , что работа по духовно- нравственному воспитанию ведется во всех классах.
За время работы экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в школе сложился ряд общешкольных традиционных мероприятий, которые раньше проводились в отдельно взятых классах или параллелях:
- Праздник Первого и Последнего звонка
- Посвящение в первоклассники
- День учителя
- 23 февраля и 8 марта
- День здоровья
- День театра
- День матери
- День защиты детей
- Фестиваль семейного творчества
- Масленица широкая
- Пасха
- Акция «Ветеран живет рядом»
- Акция милосердия и «Нет- наркотикам!»
- Митинг у обелиска славы, «День Победы»
- «Папа, мама и я- спортивная семья»
- Праздник Букваря
- Коллективные экскурсионные поездки по городам России
- Цикл экологических урок
- Акция «Чистая река»
- Акция «Чистая улица»
- Акция «Наш школьный двор»
- Субботники
- Посадка аллеи выпускников
- Изготовление кормушек, скворечников
Духовно-нравственное воспитание человека – это процесс длительный и не терпит отрывистых действий. Чтобы человек был по истине духовно богат, нужно прилагать максисум усилий, внимания и терпения веем членам общества, в котором проживаем.
Нельзя остановить процесс воспитания человек на каком-то отдельном месте.
Экспериментальная площадка подводит только промежуточный итог своей работы, а процесс воспитания продолжается. Он нашел свое отражение в нашей программе развития школы «Школа - как социокультурный центр поселка», в одном из своих основных направлений деятельности.
Мы надеемся, что благодаря работе нашей школы, учителей и родителей, мы сможем вложить в души наших детей то лучшее, что поможет им в жизни выбрать правильный путь, вырасти достойными людьми своего общества.
Школе уже больше 70 лет, и нам доверяют самое главное – своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников
В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...
"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
В распоряжении современного педагога имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как одно из эффективных средств реализации НОИ «Наша новая школа»»
Самоанализ деятельности учителя физической культуры...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
Реализация технологии интеграции английского языка в урочную и внеурочную деятельность посредством использования УМК «Звёздный английский» (starlight) / ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет", 2018
Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ, которая направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой ли...