ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДМЕТЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ».
статья по физкультуре

Дунаевская Ольга Дмитриевна

В данной статье представлена реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессе по предмету физическая культура, в урочной и не урочной деятельности Частного образовательного учреждения «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы», основные направления, способы и механизмы, применяемые на занятиях и внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu_pravosl.komponent.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДМЕТЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ».

Цель  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

формулируются, достигаются и решаются в контексте национального

воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие

которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организации. (1)

"Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь…"

                                                                        Святейший Патриарх Кирилл (3)

  Православие и физическая культура, на первый взгляд совершенно разные понятия, предусматривающие собой развитие совершенно разных сторон личности. Православие оказывает влияние на духовное развитие личности, а физическая культура на телесное развитие человека. Могут ли эти две области  выступать  в тандеме воспитания?  Я считаю, что да. Попробую это доказать.

  Православный компонент в воспитательно – образовательном пространстве, формирует духовно-нравственную ответственность как нельзя лучше. Именно поэтому крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в  нашей гимназии. Систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и духовно здорового человека. Развитие этой системы зависит от активности и мастерства педагогов.

  Физическая культура - представляет собой совокупность ценностей, используемых в целях не только физического, но и  интеллектуального, нравственного развития. Занятия физической культурой имеют большое значение в формировании личности, учат активности, целенаправленности, честности, справедливости, порядочности и другим добродетелям. (4)

  Мы найдем множество примеров, начиная с давних времён и по сей день, когда занятия физической культурой имели положительное влияние на человека.

  Святитель Климент Александрийский  в книге «Педагог» советовал юношам и взрослым мужчинам вместо бань посещать гимнастические школы, поскольку «они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленные на развитие не только телесного, но и душевного здоровья». Заметим, что такого рода соревнования отнюдь не осуждаются (разумеется, если они не питают гордыню).

  Известно, что святая преподобно мученица Елисавета занималась спортом: плавала, играла в теннис. Впоследствии ее физическая подготовка позволила ей выдержать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

  Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек. (2)

  Великому русскому полководцу Александру Невскому, с детского возраста впитывали желание быть сильными, смелыми, благородными, формировали нравственные понятия: долг, честь, служение Отечеству, воспитывали навыки дружелюбного общения. В то время люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин и не признавали долгого детства.  Уже в 3 года маленького Александра посадили на коня и стали обучать воинскому делу, а в 20 лет Александр уже самостоятельно стал управлять городом Новгородом.

  Сегодня мы имеем возможность уделить особое внимание формированию представлений о православной культуре и духовному просвещению наших гимназисток. Именно этим аспектам уделяется значение в организации воспитательно – образовательного процесса в нашей гимназии. Православный компонент в воспитательно – образовательной деятельности заключается в знакомстве с культурой и традициями русского народа.

  Сохранив традиции, шагая в ногу со временем, выполняя федеральные государственные, стандарты нами был накоплен опыт работы в этом направлении. Он представлен организацией проведения православных праздников, тематических бесед, конкурсов, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания гимназисток.

  Ежегодными стали праздники: «Покровская ярмарка с народными играми», «Рождественские малые олимпийские игры», «Масленица»,  и т д.  В ходе подготовки к праздникам, мы знакомим детей с художественными произведениями, изображениями икон, с житием святых, с традициями этих праздников, рассказываем, как правильно их встречать. Привлекаем родителей к подготовке праздничных мероприятий и рассматриваем семейный опыт встречи православных праздников. Празднования включают в себя увлекательные игры, эстафеты, соревновательные состязания по общей физической подготовке. А также в  течении года  проводим  на природе «Дни здоровья» с православными играми в этнографическом музее «Тальцы» всей гимназией, туристические походы совместно с родителями, для каждого возраста подбираем  свои маршруты. Со средним и старшим звеном ходим на сальник «Витязь». Делаем ежегодный зимний переход с гимназистками старшего звена по маршруту «Падь темная – Слюдянка» привлекаем к походам родителей, они охотно принимают участие в походах. В этом году к переходу подключились учащиеся 5 классов с родителями, маршрут прошли достойно.  Выезжали с 10 классом в национальный парк г. Красноярска «Красноярские столбы» где совершили однодневный поход протяжённостью 20 километров. А так же проводим беседы, занимаемся проектной и исследовательской  деятельностью. Дети просматривают  видеоролики, мультимедийные презентации, связанные с тематикой того или иного события.

  Приобщение детей к православной культуре и связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

  Все вышеперечисленные мероприятия учат гимназисток. Наличие правил и требование к их соблюдению, ставят участников игры в положение равноправных. При этом соблюдение правил воспитывает выдержку. Содержание многих игр требует выручки товарищей, при этом есть риск самому попасть в трудную ситуацию, таким образом решаю нравственную задачу забыть о собственных интересах, проявить смелость и оказать помощь. Так дети в процессе игры усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, таким образом, формируются понятия о чести, совести, порядочности, морали. При руководстве игрой обязательно использую методы убеждения, оценку поступков (одобрения, поощрение, порицание). Говоря о воспитательной роли игры, хотелось бы отметить, что при знакомстве дошкольников с русскими народными играми православие и физическая культура тесно взаимосвязаны, с одной стороны дети знакомятся с культурой русского народа, а с другой посредством игры происходит развитие физических качеств, коммуникативных навыков, нравственных чувств.

  На занятиях воспитываю у детей желание помочь ближнему, например, если вдруг у кого-то не получается выполнить упражнение, прошу оказать помощь. Обращаю внимание, что недопустимо смеяться над неловкостью и неудачами других, на этом месте может оказаться каждый из нас. Учу их сравнивать себя не с другими, а сравнивать себя с собой «вчерашним». В конце каждого занятия подвожу итог: отмечаю не только самого сильного или ловкого, но и самого трудолюбивого, старательного. Обязательно отмечу, что кто-то достиг сегодня большего, чем вчера или похвалю ребёнка, который не достиг на занятии успеха в прыжке, но укажу что он стал более ловкий и у него обязательно всё получиться. Считаю важным, в каждой ученице, открыть чувство победы над собой, умение заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем она может. Твёрдо убеждена в преобразующей силе физической культуры! Она делает неуклюжего – ловким, медлительного – быстрым, агрессивного – сдержанным, слабого – сильным, болезненного – здоровым, неуверенного - целеустремлённым.

  Участие в спортивных соревнованиях позволяют развивать самостоятельность, чувство ответственности и умение работать в команде. Ещё на стадии подготовки к соревнованиям делаю акцент на том, что от действий каждого участника зависит достижение успеха, это воспитывает собранность и ответственность. В спортивных соревнованиях обязательно, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. В такой ситуации формирую правильное отношение к проигрышу и выигрышу. Прививаю уважение к сопернику, в случае выигрыша предлагаю пожать руку другим командам. А в случае проигрыша относиться к соперникам уважительно и доброжелательно, подчёркиваю, что борьба была честной.

В процессе всех вышеперечисленных мероприятий главное донести до учащихся мысль о том, что  телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано. Развивая себя физически, мы укрепляемся духовно и наоборот, развивая себя духовно, мы укрепляем себя физически.

Литература:

1. Данилюк,  А.Я.  Концепция  духовно-нравственного развития  и  воспитания личности  гражданина  России.[Текст]  /  Официальное справочно-информационное издание Минобразования и науки РФ./А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования. –2009. -No17.  

2. Сокровишница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах – Издательство Московский Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

3.https://ruskline.ru/news_rl/2009/9/15/fizicheskaya_kul_tura_dopolnyaet_kul_turu_duhovnuyu/  "Физическая культура дополняет культуру духовную"

 4. https://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-fizicheskaya-kultura-kak-e/ 2. Православие и физическая культура как единый механизм воспитания. | «Образование Ямала» | Ежеквартальный информационно-методический журнал

5. http://soteria.ru/s4570/37/ Педагог » Библиотека soteria.ru

6.  https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo    Житие Александра Невского. Электронная книга.   

7. https://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-fizicheskaya-kultura-kak-e/. Электронный журнал «Образование Ямала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16» в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовн...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Работа с художественным текстом в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».2014-2015 учебный год.

Повышение уровня учебной интеграции — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности   школьников формируется через проведение уроков...

Формирование экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности при обучении географии

Экологическая культура – составная часть современной общемировой культуры, характеризуемая осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Ведущую рол...

«Личностно-ориентированный подход как средство ликвидации отставания физического развития посредством урочной и внеурочной деятельности».

Важная задача современности – формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в урочное и внеурочное время

   Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие....

Система работы учителя по теме: "Деятельностный подход. Внедрение оборудования "Точка роста" в урочную и внеурочную деятельность"

На современном этапе развития образования, с применением новых методик преподавания и внедрения инновационных педагогических технологий в обучение, возникает необходимость разработки собственной метод...