Решение тригонометрических уравнений
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
В работе учитывается разноуровневый подход к решению тригонометрических уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 533 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка обобщающего урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме:
Решение тригонометрических уравнений
Разноуровный обобщающий урок алгебры и начала анализа в 11 классе
по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
Цель урока:
- обобщить теоретические знания по теме «Тригонометрические уравнения»,
- повторить основные приёмы решения тригонометрических уравнений,
- рассмотреть решение данных уравнений базового и повышенного уровней сложности,
- организовать работу учащихся на уровне, соответствующем уровню сформированных у них знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Продолжительность урока – 45 минут.
Ход урока:
I этап урока – организационный (1 минута)
Учитель сообщает тему и цель урока.
II этап урока (19 минут). Повторение теоретического материала по теме «Формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Основные приёмы решения тригонометрических уравнений»
- Учитель задаёт вопросы. Правильность ответов проверяется с помощью мультимедийного проектора (на доске демонстрируются заранее заготовленные слайды. Если учащиеся затрудняются ответить, учитель демонстрирует слайд с готовым ответом и предлагает сделать запись в тетради).
а) Какие уравнения называются тригонометрическими?
Ответ: Тригонометрическими уравнениями называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком тригонометрической функции.
б) Перечислите простейшие тригонометрические уравнения и формулы их корней.
Ответ: 1. cos x=a, , х=n, nZ;
2. sin x=a, , х=n, nZ;
3. tg x=a, x=arctg a+n, nZ;
4. ctg x=a, x=arcctg a+n, nZ.
в) Перечислите частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений.
Ответ: 1. sin x=0, x=n; sin x=1, x=n; sin x= -1, x=n; nZ.
2. cos x=0, x=n; cos x=1, x=2n; cos x= - 1, x=n; nZ.
г) Что нужно сказать об уравнениях вида cos x=a и sin x=a, где ?
Ответ: В этом случае уравнение не имеет корней.
д) Назовите формулы, по которым решаются простейшие тригонометрические уравнения с модулями.
Ответ: 1. 0≤a≤1, x=n, nZ;
2. , 0≤a≤1, x=n, nZ;
3. , x=n, nZ;
4. , x=n, nZ.
е) Перечислите основные методы решения тригонометрических уравнений.
Ответ: 1. Метод введения новой переменной. Этим методом решаются тригонометрические уравнения, содержащие одну и ту же функцию одного и того же аргумента (3tg2x+tgx – 1=0).
2. Метод разложения на множители. При применении этого метода
необходимо пользоваться правилом: произведение нескольких
множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю (sinxcosx+cos2x=0; sin2x=sinx).
3. Метод решения однородных уравнений. Однородное
тригонометрическое уравнение первой степени: asinx+bcosx=0,
решается делением обеих частей уравнения на cosx≠0 или sinx≠0.
Однородное тригонометрическое уравнение второй степени:
asin2x+bsinxcosx+ccos2x=0, решается делением обеих частей
уравнения на cos2х≠0 или sin2x≠0.
4. Функционально-графический метод (основан на применении свойств тригонометрических функций).
5. Методом введения вспомогательного угла решаются уравнения вида asinx+bcosx=c, авс≠0.
6. Метод оценки значений левой и правой частей уравнения.
7. Решение уравнений, являющимися равенством двух одноимённых
функций.
а) sinf(x)=sing(x)
б) cosf(x)=cosg(x)
в) tgf(x)=tgg(x)
2) Устные упражнения (на экран выводится тренажёр для устного счёта, учащиеся работают по цепочке, ошибающийся считает повторно).
1. Вычислить устно
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
2. Решить уравнение:
1.
2.
3.
4.
5.
6. sin2xcosx+cos2xsinx=-1
III этап урока (18 минут). Практическая разноуровневая работа по решению заданий на тему «Решение тригонометрических уравнений».
Учитель продолжает коллективную работу с учащимися 1-ой и 2-ой групп, а учащиеся 3-ей группы начинают выполнять задания на карточках самостоятельно.
Для учащихся 3-й группы учителем составлены карточки в 2-х вариантах с заданиями базового уровня сложности. Учащиеся 3-й группы - это учащиеся со слабой математической подготовкой, при выполнении заданий учитель оказывает им помощь.
Вместе с заданиями учащиеся получают бланки для выполнения заданий.
Двое учеников из 1-ой группы и один из второй группы у доски решают уравнения.
1-ая группа
1.Решите уравнение ;
2. Найдите все значения х, при каждом из которых графики функций и пересекаются.
2-ая группа
3. Решите уравнение cos3x+sin2x – sin4x=0.
1. Решение:
1) Учитывая, что , т.е. преобразуем уравнение к виду: , , .
2) Решим полученное уравнение:
а) , что не удовлетворяет условию ;
б) , отсюда ,
Ответ: ,
2. Решение:
1) Из условия задачи имеем:
Учитывая, что , преобразуем уравнение к виду:
; .
2) Решим полученное уравнение при условии :
а) ;
б).
Ответ: , .
3. Решение:
cos3x+(sin2x – sin4x)=0;
применив формулу разности синусов, получим уравнение:
cos3x+( -2sinxcosx)=0;
cos3x(1 – 2sinx)=0;
cos3x=0, sinx=0,5;
x=, x=, n, kZ.
После решения этих уравнений у доски учащиеся 1-ой и 2-ой групп приступают к выполнению самостоятельной работы. Для них составлены карточки в двух вариантах: для 1-oй группы- задания повышенного уровня сложности, для второй – базового уровня.
Вариант № 1. (первый уровень)
1 . Решите уравнение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
- Найдите значение выражения , если , .
- Решите уравнение (2cosx – 1)
- Решите уравнение .
5. Найдите все значения х, при каждом из которых выражения
и принимают равные значения.
Вариант № 2. (первый уровень)
1. Решите уравнение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
- Найдите значение выражения , если , .
- Решите уравнение (2cosx-1)=0.
4. Решите уравнение .
5. Найдите все значения х, при каждом из которых графики функций
и пересекаются.
Вариант № 1. (второй уровень)
1. Решите уравнение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
2. Решите уравнение
3.Вычислить: 1+tg2x – sin2x, если sin2=0,5.
- Решите уравнение: sin(x+)=sin(2x+).
- Решите уравнение: 2cosx - 3sinx=0.
- Найдите корень уравнения , принадлежащий промежутку . Ответ укажите в градусах.
Вариант №2. (второй уровень)
1. Решите уравнение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
2. Решите уравнение
3.Вычислите: cos, если cos.
4. Решите уравнение: cos(3x+)=cos6x..
5. Решите уравнение: sin2x – 5sinxcosx+4cos2[=0/
6.Найдите корень уравнения , принадлежащий промежутку . Ответ укажите в градусах.
Вариант № 1. (третий уровень)
1. Решите уравнение .
1) | , | 3) | , |
2) | , | 4) | , |
2. Решите уравнение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
3. Решите уравнение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
4. Решите уравнение: .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
5. Упростите: .
1) | 1 | 3) | 0 |
2) | 4) |
6. Найдите значение выражения , если
1) 1,5 2) 0,5 3) -0,5 4) -1,5
Вариант № 2. (третий уровень)
1. Решите уравнение .
1) | , | 3) | , |
2) | , | 4) | , |
2. Решите уравнение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
3. Решите уравнение .
1) | , | 3) | , |
2) | , | 4) | , |
4. Решите уравнение: .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
5. Упростите выражение .
1) | 3) | ||
2) | 4) |
6. Найдите значение выражения , если .
1) -2 2) -1 3) 2 4) 1
По окончании отведённого времени учащиеся сдают работы.
IV этап урока (7 минут)
Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию
Учитель отвечает на вопросы, возникшие в ходе самостоятельной работы (можно заранее приготовить решение наиболее трудны заданий, и продемонстрировать их на экране), еще раз обращает внимание, на те теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет отметки.
В качестве домашнего задания учащиеся получают по варианту из КИМов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений
видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...
урок по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений"
Класс 10Урок закрепления....

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...

Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...

Карта урока по теме:Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений.
Карта урока по теме:"Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений."Образовательная цель: Коррекция и тренинг изученных понятий, формул, приемов и ...