Выполнение упражнений на тему: решение задач с помощью квадратных уравнений.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Преснякова Елена Павловна

Выполнение упражнений на тему: решение задач с помощью квадратных уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no7.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Выполнение упражнений на тему: решение задач с помощью квадратных уравнений.

Тип урока: Обобщение и систематизация.

Цели урока:

  1. образовательная – совершенствовать навыки составления уравнения по условию задачи, закрепить навыки решения квадратных уравнений;
  2. развивающая –  развитие творческого мышления, развитие памяти;
  3. воспитательная – формирование учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений, воспитание интереса к изучению математики.

Задачи урока:

Формировать:

     – умение составлять уравнение по условию задачи;

     – умение определять тип текстовой задачи и знать особенности ее алгоритма;

– умение высказывать своё мнение и делать выводы.

Развивать: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, совершенствовать графическую культуру и устную математическую речь.

Методы обучения  

  1. по источнику знаний: беседа, упражнения;
  2. по характеру познавательной деятельности: репродуктивный.

Формы обучения: фронтальная.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий (7 мин).
  3. Закрепление изученного материала (33 мин).
  4. Постановка домашнего задания (1 мин).
  5. Подведение итогов урока (3 мин).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Учащиеся рассаживаются, слушают учителя.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

- Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На сегодняшнем уроке мы будем закреплять материал, пройденный на предыдущих уроках. Поэтому запишите тему урока: Решение задач с помощью квадратных уравнений.

- Решите задачи по вариантам.

Учитель раздает карточки с

заданиями на 2 варианта.

-На решение задач отводится 5 минут. По окончании решения сверимся с полученными ответами.

Карточка №1 (Вариант 1)

Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 1 меньше другого, равно 72. Найдите эти числа.

Карточка № 2 (Вариант 2)

Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 2 больше другого, равно 15. Найдите эти числа.

-Время вышло. 1 вариант, какое уравнение и какие корни у вас получились?

-1 вариант, все согласны с полученными ответами?

-2 вариант, какое уравнение и какие корни вы получили?

-У всех так получилось?

-Я надеюсь, что все справились с решением данных задач.

Записывают в тетради число, классная работа, тему урока.

Слушают учителя, решают в тетради:

Вариант 1. 

Решение: Пусть первое натуральное число равно х, тогда второе число х–1. По условию задачи произведение чисел равно 72. Получаем уравнение:

х×(х-1) = 72,

х2 - х – 72 = 0,

D=1+288=289,

==9, ==-8.

Так как х натуральное число, то -8 –посторонний корень. Значит одно из чисел 9, а другое 9-1=8

Ответ: 9;  8.

Вариант 2.

Решение: Пусть х –первое натуральное число, тогда х+2 – второе число. По условию задачи произведение чисел равно 15. Получаем уравнение:

 х×(х+2)=15,

 х2 + 2х – 15=0,

D=4+60=64,

==3, =-5.

Так как х – натуральное число, то -5 – посторонний корень, значит первое число равно 3, а второе 3+2=5.

Ответ: 3;  5.

Ученики поднимают руку, отвечают.

- Получилось уравнение: х2 - х – 72 = 0,

Корни равны:  9 и 8.

Ученики отвечают:

-Да.

-Получилось уравнение: х2 + 2х – 15=0, корни 3 и 5.

отвечают:

-Да.

3. Закрепление изученного материала

-На прошлом уроке мы узнали, что многие задачи алгебры приводят к необходимости решения квадратного уравнения. В этом вы убедились еще раз, решая задания по вариантам.

-Давайте вспомним алгоритм решения задачи с помощью квадратного уравнения.

- А теперь давайте потренируемся в составлении уравнений по условию задачи, а также закрепим навык решения квадратных уравнений.

Учитель раздает карточки с задачами.

Карточка:

Задача №1. В прямоугольном треугольнике один катет больше другого на 3 см, а гипотенуза равна 15 см. Найти длину меньшего катета треугольника.

Задача №2. Турист должен был пройти 6 км за определенный срок. Однако он задержался с выходом на 30 мин, поэтому, чтобы прийти вовремя, он шел со скоростью, превышающей намеченную на 1 км/ч. С какой скоростью шел пешеход?

Задача №3. Заказ на 240 деталей первый рабочий выполняет на 1 час быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на 1 деталь больше?

-Прочитайте задачу №1.

-Для того, чтобы правильно составить уравнение, нужно вспомнить теорему Пифагора. Напомните мне ее.

-Выполните решение у доски. Есть желающие?

Учитель вызывает ученика к доске. Если нет желающих, сам вызывает ученика.

Учитель задает вопросы классу:

-Все согласны с решением?

-Присаживайся. Решаем задачу под № 2.

Учитель вызывает ученика к доске.

Учитель обращается к ученику, стоящему у доски.

-Прочитай задачу вслух.

-С чего начнем решение?

-Проговаривай вслух каждый этап, составляй уравнение, решай его. Остальные решают в своей тетради, сверяясь с доской.

Учитель задает вопросы классу:

-Все согласны с решением?

-Присаживайся. Решаем задачу под № 3.

Учитель вызывает ученика к доске.

Учитель обращается к ученику, стоящему у доски.

-Прочитай задачу вслух.

-Проговаривая вслух каждый этап, составляй уравнение, решай его. Остальные решают в своей тетради, сверяясь с доской.

Учитель задает вопросы классу:

-Все согласны с решением?

-Присаживайся.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Этапы решения задачи:

1. Выбрать неизвестное.

2. Составить уравнение.

3. Решить его.

4. Сделать вывод о корнях.

5. Выполнить дополнительные действия.

1 ученик читает задачу.

В прямоугольном треугольнике один катет больше другого на 3 см, а гипотенуза равна 15 см. Найти длину меньшего катета треугольника.

Ученики поднимаю руку, отвечают.

- В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Ученики поднимают руку.1 учащийся решает у доски. Все остальные решают в тетради.

Решение:

-Пусть х - наименьший катет, тогда (х+3) – наибольший катет. Гипотенуза равна 15. Составим уравнение, опираясь на теорему Пифагора:

+ =

Раскроем скобки, возведем в квадрат.

++6х+9=225,

Перенесем все влево, приведем подобные:

+6х-216=0,

разделим на 2

+3х-108=0,

D=9+432=441,

==-12, ==9.

Корень уравнения -12 условию задачи не удовлетворяет, значит, меньший катет равен 9 см.

Класс отвечает:

-Да.

Ученики поднимают руку.1 выходит к доске.

Читает задачу:

Турист должен был пройти 6 км за определенный срок. Однако он задержался с выходом на 30 мин, поэтому, чтобы прийти вовремя, он шел со скоростью, превышающей намеченную на 1 км/ч. С какой скоростью шел пешеход?

-Введем неизвестную.

- Пусть х ч – намеченный срок.

Чтобы найти скорость, надо путь поделить на время, следовательно, 6/х км/ч – намеченная скорость. (х – 0,5) ч – время, затраченное фактически, 6/(х – 0,5) км/ч – фактическая скорость. По условию задачи известно, что пешеход увеличил скорость на 1 км/ч.

Получаем уравнение:

 

ОДЗ: х≠0,5 и х≠0

Умножаем на общий знаменатель:

6х – 6х + 3 = – 0,5х

2х2 – х – 6 = 0,

D=1+48=49,

==-1,5  

==2.

Так как время – положительное число, то – 1,5 не подходит. Намеченное время – 2 часа, а скорость, с которой шел пешеход  – 6 : 2 + 1 = 4 (км/ч).

Ответ: 4 км/ч.

Класс отвечает:

-Да.

Ученики поднимают руку.1 выходит к доске.

Читает задачу:

Заказ на 240 деталей первый рабочий выполняет на 1 час быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на 1 деталь больше?

- Пусть х -производительность второго рабочего. Тогда (х+1) – производительность 1 рабочего. Работа и первого и второго рабочего равна 240. Время первого рабочего: , время второго рабочего: .

Первый рабочий выполнил заказ на час быстрее. Следовательно, времени он затрачивает на 1 час меньше, чем второй: .

Составим уравнение:

ОДЗ:

Умножаем уравнение на общий знаменатель:

Раскроем скобки, перенесем все влево, приведем подобные:

D==961

=15,

=-16

За х мы приняли производительность. Так как она не может быть отрицательной, значит х=-16-посторонний корень.

Ответ:х=15.

Класс отвечает:

-Да.

4. Постановка домашнего задания

-Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание.

Учитель записывает домашнее задание на доске.

П 31. Стр 541.

№541: Скорость вертолета Ми-6 относительно воздуха равна 300 км/ч. Расстояние в 224 км вертолет пролетел дважды: один раз – по ветру, другой раз – против ветра. Определить скорость ветра, если на полет против ветра вертолет затратил на 6 минут больше, чем на полет по ветру.(При вычислении использовать микрокалькулятор).

№543.

№ 543: На посадке деревьев работали две бригады. Первая бригада ежедневно высаживала на 40 деревьев больше, чем вторая, и посадила 270 деревьев. Вторая бригада работала на 2 дня больше первой и посадила 250 деревьев. Сколько дней работала на посадке деревьев каждая бригада?

Записывают домашнее задание.

5. Подведение итогов урока

- Подводя итоги урока, ответьте на следующие вопросы.

-Все ли вам было понятно?

-Повторите алгоритм решения задачи с помощью квадратного уравнения.

- На этом наш урок закончен. Ученики, которые выходили к доске, подойдите ко мне с дневниками. До свидания!

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Да.

-1. Выбрать неизвестное.

2. Составить уравнение.

3. Решить его.

4. Сделать вывод о корнях.

5. Выполнить дополнительные действия.

Прощаются с учителем. Подходят для выставления оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме Решение задач с помощью квадратных уравнений

Цели урока: закрепть решение квадратных уравнений, научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений. Урок построен в форме игры. Учащиеся , решая квадратные уравнеия всех видов, зарабатывают ден...

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....

урок по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений"

решение задач из жизни с помощью квадратных уравнений....

Презентация к уроку обобщения и систематизации по теме: «Квадратные уравнения: Решение задач с помощью квадратных уравнений»

Презентация к уроку обобщения и систематизации по теме:  «Квадратные уравнения: Решение задач с помощью квадратных уравнений»...

Урок алгебры для 8-го класса по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений"

Урок рассчитан на класс среднего уровня подготовки....

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме: «Решение задач с помощью квадратных уравнений».

Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»....

Открытый урок по алгебре в 8 классе на тему «Решение задач с помощью квадратных уравнений».

Цель урока:- научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений;- закреплять навыки решения квадратных уравнений;- развивать логическое мышление учащихся.Задачи урока: Научить составлять урав...