Выполнение упражнений на тему: решение задач с помощью квадратных уравнений.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Выполнение упражнений на тему: решение задач с помощью квадратных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no7.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Выполнение упражнений на тему: решение задач с помощью квадратных уравнений.
Тип урока: Обобщение и систематизация.
Цели урока:
- образовательная – совершенствовать навыки составления уравнения по условию задачи, закрепить навыки решения квадратных уравнений;
- развивающая – развитие творческого мышления, развитие памяти;
- воспитательная – формирование учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений, воспитание интереса к изучению математики.
Задачи урока:
Формировать:
– умение составлять уравнение по условию задачи;
– умение определять тип текстовой задачи и знать особенности ее алгоритма;
– умение высказывать своё мнение и делать выводы.
Развивать: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, совершенствовать графическую культуру и устную математическую речь.
Методы обучения
- по источнику знаний: беседа, упражнения;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный.
Формы обучения: фронтальная.
Этапы урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация опорных знаний и способов действий (7 мин).
- Закрепление изученного материала (33 мин).
- Постановка домашнего задания (1 мин).
- Подведение итогов урока (3 мин).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | - Здравствуйте ребята, присаживайтесь. | Учащиеся рассаживаются, слушают учителя. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий | - Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На сегодняшнем уроке мы будем закреплять материал, пройденный на предыдущих уроках. Поэтому запишите тему урока: Решение задач с помощью квадратных уравнений. - Решите задачи по вариантам. Учитель раздает карточки с заданиями на 2 варианта. -На решение задач отводится 5 минут. По окончании решения сверимся с полученными ответами. Карточка №1 (Вариант 1) Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 1 меньше другого, равно 72. Найдите эти числа. Карточка № 2 (Вариант 2) Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 2 больше другого, равно 15. Найдите эти числа. -Время вышло. 1 вариант, какое уравнение и какие корни у вас получились? -1 вариант, все согласны с полученными ответами? -2 вариант, какое уравнение и какие корни вы получили? -У всех так получилось? -Я надеюсь, что все справились с решением данных задач. | Записывают в тетради число, классная работа, тему урока. Слушают учителя, решают в тетради: Вариант 1. Решение: Пусть первое натуральное число равно х, тогда второе число х–1. По условию задачи произведение чисел равно 72. Получаем уравнение: х×(х-1) = 72, х2 - х – 72 = 0, D=1+288=289, ==9, ==-8. Так как х натуральное число, то -8 –посторонний корень. Значит одно из чисел 9, а другое 9-1=8 Ответ: 9; 8. Вариант 2. Решение: Пусть х –первое натуральное число, тогда х+2 – второе число. По условию задачи произведение чисел равно 15. Получаем уравнение: х×(х+2)=15, х2 + 2х – 15=0, D=4+60=64, ==3, =-5. Так как х – натуральное число, то -5 – посторонний корень, значит первое число равно 3, а второе 3+2=5. Ответ: 3; 5. Ученики поднимают руку, отвечают. - Получилось уравнение: х2 - х – 72 = 0, Корни равны: 9 и 8. Ученики отвечают: -Да. -Получилось уравнение: х2 + 2х – 15=0, корни 3 и 5. отвечают: -Да. |
3. Закрепление изученного материала | -На прошлом уроке мы узнали, что многие задачи алгебры приводят к необходимости решения квадратного уравнения. В этом вы убедились еще раз, решая задания по вариантам. -Давайте вспомним алгоритм решения задачи с помощью квадратного уравнения. - А теперь давайте потренируемся в составлении уравнений по условию задачи, а также закрепим навык решения квадратных уравнений. Учитель раздает карточки с задачами. Карточка: Задача №1. В прямоугольном треугольнике один катет больше другого на 3 см, а гипотенуза равна 15 см. Найти длину меньшего катета треугольника. Задача №2. Турист должен был пройти 6 км за определенный срок. Однако он задержался с выходом на 30 мин, поэтому, чтобы прийти вовремя, он шел со скоростью, превышающей намеченную на 1 км/ч. С какой скоростью шел пешеход? Задача №3. Заказ на 240 деталей первый рабочий выполняет на 1 час быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на 1 деталь больше? -Прочитайте задачу №1. -Для того, чтобы правильно составить уравнение, нужно вспомнить теорему Пифагора. Напомните мне ее. -Выполните решение у доски. Есть желающие? Учитель вызывает ученика к доске. Если нет желающих, сам вызывает ученика. Учитель задает вопросы классу: -Все согласны с решением? -Присаживайся. Решаем задачу под № 2. Учитель вызывает ученика к доске. Учитель обращается к ученику, стоящему у доски. -Прочитай задачу вслух. -С чего начнем решение? -Проговаривай вслух каждый этап, составляй уравнение, решай его. Остальные решают в своей тетради, сверяясь с доской. Учитель задает вопросы классу: -Все согласны с решением? -Присаживайся. Решаем задачу под № 3. Учитель вызывает ученика к доске. Учитель обращается к ученику, стоящему у доски. -Прочитай задачу вслух. -Проговаривая вслух каждый этап, составляй уравнение, решай его. Остальные решают в своей тетради, сверяясь с доской. Учитель задает вопросы классу: -Все согласны с решением? -Присаживайся. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. - Этапы решения задачи: 1. Выбрать неизвестное. 2. Составить уравнение. 3. Решить его. 4. Сделать вывод о корнях. 5. Выполнить дополнительные действия. 1 ученик читает задачу. В прямоугольном треугольнике один катет больше другого на 3 см, а гипотенуза равна 15 см. Найти длину меньшего катета треугольника. Ученики поднимаю руку, отвечают. - В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Ученики поднимают руку.1 учащийся решает у доски. Все остальные решают в тетради. Решение: -Пусть х - наименьший катет, тогда (х+3) – наибольший катет. Гипотенуза равна 15. Составим уравнение, опираясь на теорему Пифагора: + = Раскроем скобки, возведем в квадрат. ++6х+9=225, Перенесем все влево, приведем подобные: +6х-216=0, разделим на 2 +3х-108=0, D=9+432=441, ==-12, ==9. Корень уравнения -12 условию задачи не удовлетворяет, значит, меньший катет равен 9 см. Класс отвечает: -Да. Ученики поднимают руку.1 выходит к доске. Читает задачу: Турист должен был пройти 6 км за определенный срок. Однако он задержался с выходом на 30 мин, поэтому, чтобы прийти вовремя, он шел со скоростью, превышающей намеченную на 1 км/ч. С какой скоростью шел пешеход? -Введем неизвестную. - Пусть х ч – намеченный срок. Чтобы найти скорость, надо путь поделить на время, следовательно, 6/х км/ч – намеченная скорость. (х – 0,5) ч – время, затраченное фактически, 6/(х – 0,5) км/ч – фактическая скорость. По условию задачи известно, что пешеход увеличил скорость на 1 км/ч. Получаем уравнение:
ОДЗ: х≠0,5 и х≠0 Умножаем на общий знаменатель: 6х – 6х + 3 = – 0,5х 2х2 – х – 6 = 0, D=1+48=49, ==-1,5 ==2. Так как время – положительное число, то – 1,5 не подходит. Намеченное время – 2 часа, а скорость, с которой шел пешеход – 6 : 2 + 1 = 4 (км/ч). Ответ: 4 км/ч. Класс отвечает: -Да. Ученики поднимают руку.1 выходит к доске. Читает задачу: Заказ на 240 деталей первый рабочий выполняет на 1 час быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на 1 деталь больше? - Пусть х -производительность второго рабочего. Тогда (х+1) – производительность 1 рабочего. Работа и первого и второго рабочего равна 240. Время первого рабочего: , время второго рабочего: . Первый рабочий выполнил заказ на час быстрее. Следовательно, времени он затрачивает на 1 час меньше, чем второй: . Составим уравнение: ОДЗ: Умножаем уравнение на общий знаменатель: Раскроем скобки, перенесем все влево, приведем подобные: D==961 =15, =-16 За х мы приняли производительность. Так как она не может быть отрицательной, значит х=-16-посторонний корень. Ответ:х=15. Класс отвечает: -Да. |
4. Постановка домашнего задания | -Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. Учитель записывает домашнее задание на доске. П 31. Стр 541. №541: Скорость вертолета Ми-6 относительно воздуха равна 300 км/ч. Расстояние в 224 км вертолет пролетел дважды: один раз – по ветру, другой раз – против ветра. Определить скорость ветра, если на полет против ветра вертолет затратил на 6 минут больше, чем на полет по ветру.(При вычислении использовать микрокалькулятор). №543. № 543: На посадке деревьев работали две бригады. Первая бригада ежедневно высаживала на 40 деревьев больше, чем вторая, и посадила 270 деревьев. Вторая бригада работала на 2 дня больше первой и посадила 250 деревьев. Сколько дней работала на посадке деревьев каждая бригада? | Записывают домашнее задание. |
5. Подведение итогов урока | - Подводя итоги урока, ответьте на следующие вопросы. -Все ли вам было понятно? -Повторите алгоритм решения задачи с помощью квадратного уравнения. - На этом наш урок закончен. Ученики, которые выходили к доске, подойдите ко мне с дневниками. До свидания! | Учащиеся отвечают на вопросы: - Да. -1. Выбрать неизвестное. 2. Составить уравнение. 3. Решить его. 4. Сделать вывод о корнях. 5. Выполнить дополнительные действия. Прощаются с учителем. Подходят для выставления оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме Решение задач с помощью квадратных уравнений
Цели урока: закрепть решение квадратных уравнений, научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений. Урок построен в форме игры. Учащиеся , решая квадратные уравнеия всех видов, зарабатывают ден...
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....
урок по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений"
решение задач из жизни с помощью квадратных уравнений....
Презентация к уроку обобщения и систематизации по теме: «Квадратные уравнения: Решение задач с помощью квадратных уравнений»
Презентация к уроку обобщения и систематизации по теме: «Квадратные уравнения: Решение задач с помощью квадратных уравнений»...
Урок алгебры для 8-го класса по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений"
Урок рассчитан на класс среднего уровня подготовки....
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме: «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»....
Открытый урок по алгебре в 8 классе на тему «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Цель урока:- научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений;- закреплять навыки решения квадратных уравнений;- развивать логическое мышление учащихся.Задачи урока: Научить составлять урав...