7 класс “Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений”
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с формулами сокращенного умножения (a+b)2=a2+2ab+b2 и (a-b)2=a2-2ab+b2; доказать их справедливость с помощью геометрической иллюстрации и аналитически, используя умножение многочлена на многочлен.
2. Формировать умения и навыки самостоятельно проводить доказательства справедливости формул сокращенного умножения, правильно читать эти формулы, называть их компоненты; применять полученные формулы к преобразованию выражений.
3. Развивать умение ставить перед собой задачу, находить ее решение, проверять правильность своих действий и объективно оценивать их.
4. Развивать навыки коммуникативного общения и диалоговой деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок изучения новых знаний
Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения”
Тема урока: “Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений”
Класс: 7
Оборудование: видеопроектор, экран
Применяемая технология: деятельностный метод.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с формулами сокращенного умножения (a+b)2=a2+2ab+b2 и (a-b)2=a2-2ab+b2; доказать их справедливость с помощью геометрической иллюстрации и аналитически, используя умножение многочлена на многочлен.
- Формировать умения и навыки самостоятельно проводить доказательства справедливости формул сокращенного умножения, правильно читать эти формулы, называть их компоненты; применять полученные формулы к преобразованию выражений.
- Развивать умение ставить перед собой задачу, находить ее решение, проверять правильность своих действий и объективно оценивать их.
- Развивать навыки коммуникативного общения и диалоговой деятельности.
Ход урока:
1. Мотивационно - ориентировочный этап
Учитель: «Математику называют «царицей наук», ей больше, чем какой- либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность. Мы продолжаем изучать тему “Умножение многочленов”. Ещё в глубокой древности было замечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращенного умножения. Их несколько.
А сегодня на уроке нам предстоит сыграть роль исследователей и “открыть” две из них. Попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока”. Но сначала повторим основные правила, которые помогут нам сегодня справиться с работой
2.Устная работа по презентации
Теория:
Что называют, одночленом?
Что называют, многочленом?
Какие слагаемые называют подобными?
Как умножить степень с одинаковыми основаниями?
Как возвести произведение в степень?
1.Привести одночлен к стандартному виду
9а2. 5ав3 -3y2x4. (-4x)2
2.Привести многочлен к стандартному виду
3.Выполнить умножение
-7х · (- х3+ х – 5)
9с · (с2- 4с + 3)
4.Перемножить многочлены
- + а) · (3 + а)
(2 - x) · (x - 7)
5. Прочитайте выражения:
х + у (а – b)2 с2 + р2 с2 – х2 (к + 1)2 2ab р – у
6.Математический диктант (ученик за доской, проверка по эталону)
Запишите:
- квадрат а;
- удвоенное число b;
- сумму х и у:
- сумму квадрата х и куба у;
- удвоенное произведение а и b;
- утроенное произведение с и d;
- квадрат суммы а и b;
- квадрат разности х и у;
- произведение b и квадрата а;
- произведение куба а и удвоенного b;
7.Возведите в квадрат
(n + m) 2, (5 + y)2, (y - x) 2, (c – 7) 2
3. Этап проблематизации
Как возвести в квадрат сумму и разность двух выражений?
4.Постановка цели и задач
Ученики: тема урока “Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений”
Учитель: «Давайте поставим перед собой цели урока»
Ученики: «Узнаем формулы сокращённого умножения, научимся их записывать, читать, проговаривать и пользоваться ими.
Учитель: «Правильно, на сегодняшнем уроке мы научимся умножать некоторые многочлены быстрее и короче, чем мы уже умеем делать. Продолжим работу над правильной математической речью, культурой общения друг с другом, умением работать в парах, в группе»
Историческая справка (выступление ученика)
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Первые общие утверждения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э. Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраические утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Отказ от геометрической трактовки наметился у Диофанта Александрийского, жившего в 3 веке. В его работах появляются зачатки буквенной символики и специальных обозначений. Формулы квадрата суммы и разности двух выражений знали еще в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали ее геометрическое истолкование
Для достижения целей урока мы:
- Объединимся в группы и проведем исследования, сравним полученные результаты, сделаем вывод и запишем получившиеся формулы.
- Научимся пользоваться этими формулами.
- Выполним самостоятельную работу, которая позволит вам оценить, на каком уровне вы усвоили новую тему и поняли данный материал.
5. Изучение новой темы
Работа в группах
Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой. Работают в тетрадях. Каждой группе предлагается выполнить задание (Перемножить многочлены, отыскать закономерность, сделать вывод, проверить гипотезу на новом примере). Группам выдаются карточки с вопросами
Задания группам.
№1
(c + d)2 (х + 3)2 (c - d)2 (х - 3)2 ,
№2
(x + y)2 (у +5)2 (x - y)2 (у - 5)2
№3
(r + t)2 (n + 7)2 (r - t)2 (n - 7)2
Учитель задает вопросы:
- Что общего в полученных результатах? Как называются выражения, получившиеся в правой части выражения (трехчлены)
- Что представляет первый, второй и третий члены трехчлена? (первый – квадрат первого слагаемого (выражения), второй – удвоенное произведение первого и второго слагаемых (первого и второго выражений), третий – квадрат второго слагаемого (выражения).
Итак, мы открыли формулу квадрат суммы двух выражений: (а + b)2 = а2 + 2аb + b2. Рассмотрим геометрическую интерпретацию.
Учащиеся записывают формулу и проговаривают вслух.
Учитель: «Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат выражение (а – b)? ».
Учитель привлекает учащихся к совместному обсуждению результатов. В итоге выясняется, что новые произведения отличаются от ранее записанных - знаком перед удвоенным произведением.
Итак, мы открыли вторую формулу сокращенного умножения - формулу квадрат разности двух выражений: (а - b)2 = а2 - 2аb + b2. Рассмотрим геометрическую интерпретацию
Учащиеся записывают формулу и проговаривают вслух. Учитель подчеркивает, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат разности двух выражений.
6.Физкультминутка.
Зарядка для глаз
7.Первичное закрепление знаний.
Преобразовать многочлен (устная работа по презентации)
Проверка изученной темы.
Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(х + 1)2=
(a - 5)2 =
(y – 2)2 =
(c + 8)2 =
(х + 1)2= х2 + 2х + 1
(a - 5)2 = a2 - 10a + 25
(y – 2)2 = y2 - 4y + 4
(c + 8)2 = c2 + 16c + 64
8.Работа по учебнику (консультация учителя, для тех, у кого есть вопросы)
№726 (а, б, в, г)
№727 (а, б, в, г)
№731
9. Подведение итога урока, рефлексия, выставление оценок.
- Какую цель вы ставили перед собой?
- Вы достигли поставленной цели?
- Какие знания вы использовали при выполнении заданий?
- Какие затруднения возникали в процессе работы над заданиями?
- Какие затруднения возникали (если возникали) при работе в группах?
- Какие достижения вы можете отметить?
(сдают смайлики)
10. Домашнее задание.
№726 (д, е, ж, з)
№727 (д, е, ж, з)
№729
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Привести одночлен к стандартному виду 9а 2 . 5ав 3 - 3 y 2 x 4 . (-4 x ) 2
Привести многочлен к стандартному виду
Выполнить умножение -7х · (- х 3 + х – 5 ) 9с · (с 2 - 4с + 3)
Перемножить многочлены (4 + а) · (3 + а) (2 - x) · (x - 7)
Прочитать выражения х + у (а – b ) 2 с 2 + р 2 с 2 – х 2 (к + 1) 2 2 ab р – у
Математический диктант квадрат а ; удвоенное число b ; сумму х и у ; сумму квадрат ов х и у ; удвоенное произведение а и b ; квадрат суммы а и b ; квадрат разности х и у ; а ² 2 b x+y x ²+ у² 2а b ( a+b ) ² (x-y) ²
Возведите в квадрат ( n + m) 2 ( 5 + у) 2 (у - х) 2 (с - 7) 2
ТЕМА УРОКА: Формулы сокращенного умножения ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ
Историческая справка
Работа в группах № 1 (c + d) 2 (х + 3) 2 ( c - d ) 2 (х - 3 ) 2 , № 2 ( x + y) 2 (у +5) 2 (x - y ) 2 (у - 5 ) 2 № 3 (r + t) 2 (n + 7) 2 (r - t) 2 (n - 7) 2
(а + в) 2 = а 2 + 2ав + в 2 Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
(а - в) 2 = а 2 - 2ав + в 2 Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
Преобразовать в многочлен Правильный ответ
Зарядка для глаз
(х + 1) 2 (a - 5) 2 (y – 2) 2 (c + 8) 2 Самостоятельная работа
(х + 1) 2 = х 2 + 2х + 1 (a - 5) 2 = a 2 – 10a + 25 (y – 2) 2 = y 2 - 4y + 4 (c + 8) 2 = c 2 + 16c +64
Какую цель вы ставили перед собой? Вы достигли поставленной цели? Какие знания вы использовали при выполнении заданий? Какие затруднения возникали в процессе работы над заданиями? Какие затруднения возникали (если возникали) при работе в группах? Какие достижения вы можете отметить?
Домашнее задание №726 (д, е, ж, з) №727 (д, е, ж, з) №729
“ Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия - пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей ”. Морис Клайн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока 7 класс по теме: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»Цели урока:Обучающие: организовать деятельность учащихся на: восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний, умений...
Презентация к уроку по алгебре для 7 класса на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
УМК : под ред. Теляковского С.А. Тип урока: Введение новых знаний.Цели: 1.проверить знания, умения, навыки по данной теме; ...
Урок алгебры в 7 классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
Данный урок предназначен для отработки навыков возведения в квадрат двучлена, а также для закрепления знаний и умений при решении уравнений и упрощении выражений и развития логического мышления....
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений 7 класс
урок дан в рамках ФГОС. Данная работа это конспект урока и презентация для интерактивной доски. Урок - это первый урок по данной теме, урок изучения нового материалаЦель урока :...
Краткий план и раздаточный материал к уроку по алгебре в 7 классе "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
Краткий план и раздаточный материал к уроку по алгебре в 7 классе "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"...
Разработка урока алгебры в 7 классе «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
РАЗРАБОТКА УРОКА АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ «Возведение в...
конспект урока алгебры в 7 классе "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
автор учебника Макарычев...