Дополнительная образовательная программа "Логические основы математики"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа "Логические основы математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma._logicheskie_osnovy_matematiki.doc | 263 КБ |
otsenka_kursa.pdf | 694.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определённым методом познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчёты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочнике и применять нужные формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе математической. И наконец, всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике, наряду с естественным, нескольких математических языков, даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в её современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запасы историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимости для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи расширенное и углублённое изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессию, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Занятия курса «Логические основы математики» направлено на то, чтобы помочь ученикам осознать степень своего интереса к предмету, научить абстрактно мыслить, аргументировано проводить доказательства, иллюстрировать законы и приёмы логики примерами, в основном относящимися к математике.
Логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в начальной и средней школе. Эти же логические знания (формы абстрактного мышления: понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления: понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления: тождества, непротиворечия, исключённого третьего и достаточного основания) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, университете, колледже, лицее, гимназии – во всех учебных заведениях, как современных, так и функционировавших в прошлые века.
Актуальность данной программы состоит в том, она составлена по запросу родителей, потому, что они считают, что логику должен знать каждый человек, чтобы мыслить правильно, т.е. определённо, непротиворечиво, доказательно, чётко, и уметь излагать свои мысли понятным языком.
Новизна и целесообразность данной программы состоит в том, что в неё включены вопросы, непосредственно примыкающие к курсу математики и расширяющие и углубляющие его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования.
Цель программы:
- удовлетворение запросов родителей по созданию условий для изучения курса «Логические основы математики», развитию познавательных интересов и способностей учащихся в соответствии с темами данного курса.
Задачи программы:
- дать чёткие научные знания по основным темам логики;
- формировать у учащихся сознательное и прочное овладение законами логики;
- систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме;
- развивать логическое мышление учащихся;
-способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Программа рассчитана на учащихся 9, 10-11 классов.
Срок реализации программы – 84 часа.
Требования к математической подготовке учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны
Знать/понимать:
- понятие термина «логика»;
- термины и категории данной темы;
- общие законы и приёмы логики.
Уметь:
- аргументировано проводить доказательства;
- иллюстрировать основные законы логики примерами;
- применять законы логики в математике;
- решать логические задачи.
Использовать на практике:
- применять на практике логические знания в процессе изучения математики, информатики и других школьных предметов;
- иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами из художественной и учебной литературы;
- доказывать и опровергать на практике различные умозаключения.
Учебно-тематический план
Название раздела, темы | Количество часов по теме |
Предмет и значение логики:
Понятие:
Суждение (высказывание):
Законы (принципы) правильного мышления:
Дедуктивное умозаключение:
Математическая (символическая) логика. Современная дедуктивная логика:
Индивидуальные умозаключения:
Умозаключения по аналогии:
Искусство доказательства и опровержения:
Гипотеза:
Повторение. Защита рефератов.
Всего часов: | 7 1 1 2 2 1 14 1 1 1 2 2 2 1 3 1 10 1 2 2 2 2 1 6 1 2 3 5 1 2 1 1 22 3 2 2 3 4 4 4 1 1 5 1 1 2 1 9 1 2 2 4 2 1 1 2 2
84 |
Содержание программы
Название раздела, темы | Теоретический раздел программы |
Предмет и значение логики. Понятие. Суждение (высказывание). Законы (принципы) правильного мышления Дедуктивное умозаключение Математическая (символическая) логика. Современная дедуктивная логика. Индивидуальные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Искусство доказательства и опровержения. Гипотеза. Повторение. Защита рефератов. |
1.Виды индукции.
|
Учебно-методическое обеспечение программы
Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно, также планируется использование компьютерных, тестовых и других технологий.
По окончании каждой темы планируется проведение контрольной работы.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа №1
Тема «Предмет и знание логики»
- Укажите, какие из приведенных выражение являются именными функциями и какие пропозициональными, получите из них имена или
- Озеро х больше озера у
- Z деленное на 5 без остатка.
- х – знаменитая современная певица.
- Разность площади многоугольника х и многоугольника у.
- Определите, к понятиям или суждениям относятся следующие языковые выражения:
а) Проходящий мимо станции поезд.
б) Площадь квартиры №23 больше площади квартиры №25.
в) Математика Древнего Востока.
г) Тихая, красивая песня, раздающаяся вдалеке.
д) Уровень древнеегипетской математики был довольно высок.
е) Древние греки, достижения которых лежат в основе современной науки математики, считали себя учениками египтян.
3. Выразите в символической форме следующие суждения:
1) «Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного» (Аристотель).
2) «Математик, который не есть отчасти поэт, не будет никогда подлинным математиком» (Карл Вейрштрасс).
Контрольная работа №2
Тема «Понятие»
- Определите вид следующих понятий: капиталист; остров; созвездие Большая Медведица; ромб; Выдающийся русский математик Софья Ковалевская.
- Определите отношения между следующими понятиями: четырехугольник; квадрат; квадрат, длина сторон которого равна 3 см; правильный многоугольник; периметр квадрата.
- Обобщите и ограничьте следующие понятия: озеро; усеченная пирамида.
- Правильно ли даны такие определения понятий?
- Окружность – кривая линия, все точки которой равноудалены от одной точки (центра).
- Термометр – прибор для измерения температуры жидкости.
Контрольная работа №3
Тема «Суждение»
- Определите состав, вид суждения, распределенность терминов в сужении, запишите отношение между S и Р кругами Эйлера: «Ни один океан не имеет пресную воду».
- Определите, является ли данная формула логическим законом:
(а→ (→c))→((a˄)→c).
3. Определите, сколько в данном сложном суждении простых суждений и сколько понятий. Составьте формулу данного сложного суждения: «В магазине продаются молочные продукты: молоко, кефир, сливки, творог, сметана».
Контрольная работа №4
Тема «Дедуктивные умозаключения»
- Сделайте превращение, обращение и противопоставление предикату: «Некоторые треугольники не являются прямоугольными».
- Определите, правильно ли построен этот категорический силлогизм.
Классные комнаты являются проветриваемыми комнатами.
Эта комната не является классной комнатой.
Эта комната не является проветриваемой комнатой
3. Определите вид умозаключения и постройте его схему:
Все розы – цветы.
Все цветы – растения.
Все растения организмы.
Все розы организмы.
4. Приведите пример простой конструктивной дилеммы, напишите ее схему и формулу.
Контрольная работа №5
Тема «Математическая логика»
- Докажите эквивалентность двух выражений двумя способами ( табличный и путем эквивалентных преобразований):
- 1) ˅ (а → );
- 1) → (а ˅ )
2. Докажите эквивалентность:
(S(x) → )=(Ǝх)(S(х) Р(х)).
3. Составьте таблицу истинности для выражения:
1) ˅ (m →n).
4. Запишите формулой суждение: «Некоторые учащиеся являются шахматистами», введя предикаты «учащийся» и «шахматист».
В завершении курса планируется защита рефератов.
Темы рефератов
- Использование определений и делений понятий в школьных учебниках.
- Сочинение по логике на тему «приемы, заменяющие определение понятий».
- Выражение структуры сложных суждений с помощью символов (анализ произведений одного-двух писателей).
- Выражение логических терминов в естественном языке (русском, английском, французском или других языках).
- Дедуктивные умозаключения и их роль в обучении математике.
- Индуктивные умозаключения и их применение в обучении математике.
- Аналогия. Виды аналогий, используемых в математике.
- Д. Пойа. Применение индукции и аналогии в математике.
- Логические ошибки по отношению к тезису, аргументам и форме демонстрации.
- Методы (приемы) опровержения.
- Формы диалога. Спор и его разновидности: дискуссия и полемика.
Критерии оценок
Завершение курса планируется оценивать следующим образом: зачёт или незачёт.
Зачёт. Выставляется учащимся, которые освоили теоретический материал курса, получили навыки его применения при решении конкретных задач, успешно выступили с защитой реферата по данной теме.
Незачёт. Выставляется учащимся, которые освоили наиболее простые идеи теоретического материала, но не могут их применять при решении конкретных задач и не выполнили работу по защите реферата.
Учебно - методическое обеспечение программы
- специальная справочная литература;
- методическая литература;
- дидактический и раздаточный материал.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного изучения курса в кабинете созданы благоприятные условия. Имеется: компьютер, проектор, копировальная техника.
Список литературы по программе
- Гетманова А.Д. Логические основы математики.- М.: Дрофа,2006.
- Златко Шпорер. Ох, эта математика! М.: Педагогика, 1981.
- Никольская И.Л., Семёнов Е.Е.Учимся рассуждать и доказывать. Книга для учащихся 6- 10 кл. М.: Просвещение, 1989.
- Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7- 9 кл. средней школы /Сост. И.Л. Никольская.- М.: Просвещение, 1991.
- Брадис В.М., Минковский В.Л., Харчева А.К. Ошибки в математических рассуждениях. М. 1959.
- Гибш И.А. Развитие логического мышления в процессе преподавания математики в средней школе. М. 1959.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М. Просвещение, 1990.
- Латонин Л.А. и др. Математическая логика. Минск, 1991.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Основы общепринятого этикета"
Что такое этикет? Когда он появился? И одинаков ли он для всех? Как вести себя в разных ситуациях и в различных местах? И какие виды этикета существуют? На все эти вопросы я полыталась дать...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.
Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....
Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...
Дополнительная образовательная программа "Основы работы на ПК"
Информатика-это-наука, систематизирующая приёмы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники. Из этого определения вытекает, что информатика отли...
Дополнительная образовательная программа "Основы изодеятельности и декоративно-прикладного искусства"
Рабочая программа художественно-эстетической направленности,срок реализации 5 лет. Программа является победителем различных конкурсов дополнительных образовательных программ, высокая результативность ...
Дополнительная образовательная программа "Основы художественного мастерства"
Программа направлена на приобщение ребенка к миру пластического искусства, ознакомления его с разными видами и приемами лепки.Обращаю Ваше внимание на то, что я работаю с детьми оказавшимися в трудной...
Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» (3 класс)
Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» применяется для проведения занятий внеурочной деятельности в 3 классе....