Рабочая программа по Алгебре и началам математического анализа для 10 класса (профильный уровень)уч-к Ю.М. Колягин,М.В.Ткачева и др, Просвещение
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Чумакова Людмила Геннадиевна

Данная рабочая программа реализуется на основе авторской программы Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова и др , Стандарта среднего(полного) общего образования по математике (ФК ГОС ОО 2004г). Предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы (профильный уровень).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

Зам.директора по УР

____________ С.В.Гончарова

___28.08._2017г. 

Утверждаю

И.о.директора МБОУ Петровской СОШ

___________Е.В.Гордиенко

Приказ от   28.08.17 № 143_

Рассмотрено

на заседании   методического объединения                                                                                                                                                                                                                                                                                                     МБОУ Петровской СОШ                                                                                          
Протокол от  ___26.08.17__ №1_

Руководитель ШМО _________ /__________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Алгебре и началам математического анализа (профильный уровень)                  

для ___10___ класса

 на   2017 – 2018    учебный год

Учитель  -

Чумакова Людмила Геннадиевна, 1 категория

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.   Данная рабочая программа по Алгебре и началам математического анализа (профильный уровень)  для 10 класса  реализуется на основе следующих документов:

-Примерная программа среднего (полного)  общего образования по математике (профильный уровень);

- Авторской программы Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова и др./Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Москва. Просвещение. 2009/,сост. Т.А.Бурмистрова

- Стандарт среднего (полного) общего образования по математике //Математика в   школе. – 2004 г.

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart)

-  Учебный план МБОУ Петровской  СОШ.

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности

МБОУ Петровской СОШ

   2.  Рабочая  программа по Алгебре и началам математического анализа (профильный уровень) для 10 класса  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)   общего образования  (ФК ГОС ОО 2004 года).

Материал, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ  стандарта выделен курсивом, то есть подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание примерной программы без выделения курсивом.

   Рабочая  программа выполняет две основные  ф у н к ц и и:

• Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

• Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

3. Потребитель образовательных услуг.

  Рабочая программа по Алгебре и началам математического анализа предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы. Профильный уровень.

   

Общая характеристика учебного предмета

       В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих   н а п р а в л е н и я х:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

• расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

      Ц е л и.

Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

• формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

• овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

• развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

• воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

                 

Специфика учебного предмета

    В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики.

Экономика, финансы, химия, информатика, техника, биология, психология и многие

другие. Таким образом, возрастает роль математической подготовки в общем образовании современного человека, и, в связи с этим, ставятся конкретные цели обучения математике

в школе.  

Место учебного предмета в учебном плане

 По учебному плану МБОУ Петровская СОШ на 2017-2018 учебный год на изучение Алгебры  и начал математического анализа в 10  классе (профильный уровень) выделено 138 часов, 4 часа в неделю.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания. Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен

знать/понимать:

· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

· идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

· значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

· возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

· различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

· роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

· вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Числовые и буквенные выражения

Уметь:

· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

· применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

· находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

· выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

· проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Функции и графики

Уметь:

· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

· строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

· описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

· решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.

Начала математического анализа

Уметь:

· находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;

· вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

· исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

· решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

· решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

· вычислять площадь криволинейной трапеции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.

Уравнения и неравенства

Уметь:

· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

· доказывать несложные неравенства;

· решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

· изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

· находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

· решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для построения и исследования простейших математических моделей.

Элементы комбинаторики,

статистики и теории вероятностей

Уметь:

· решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;

· вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.

Содержание учебного предмета

           1.Глава1. Алгебра 7-9 (повторение)

         Основная цель:  формирование представлений о целостности и непрерывности курса «Алгебра. 7-9 классы»;  овладение умением обобщения и систематизации знаний, учащихся по основным темам курса «Алгебра. 7-9 классы»;  развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики.

             2.Глава 2.Делимость чисел

Понятие делимости. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком. Признаки делимости. Сравнения. Решение уравнений в целых числах.

    Основная цель - познакомить учащихся с методами решения задач теории чисел, связанных с понятием делимости.

В данной теме рассматриваются основные свойства делимости целых чисел на натуральные числа и решаются задачи на определение факта делимости чисел с опорой на эти свойства и признаки делимости.

Рассматриваются свойства сравнений. Так как сравнение  по модулю m есть не что иное, как «равенство с точностью до кратных m», то многие свойства сравнений схожи со свойствами знакомых учащимся равенств (сравнения по одному модулю почленно складывают, вычитают, перемножают).

Задачи на исследование делимости чисел считаются менее сложными, чем задачи, возникающие при сложении и умножении натуральных чисел. К таким задачам, например, относится теорема Ферма о представлении n – ой степени числа в виде суммы n –х степеней двух других чисел.

Рассказывая учащимся о проблемах теории чисел, сообщается, что решению уравнений в целых числах и рациональных числах (диофантовых уравнениях) посвящен большой раздел теории чисел. Здесь же рассматривается теорема о целочисленных решениях уравнения первой степени с двумя неизвестными и приводятся примеры решения в целых числах уравнения второй степени.

           3.Глава 3. Многочлены. Алгебраические уравнения

Алгебраические уравнения. Многочлены от одного переменного. Схема Горнера. Многочлен Р(х) и его корень. Теорема Безу. Следствия из теоремы Безу. Алгебраические уравнения. Делимость двучленов хm ± am на  х ± a. Симметрические многочлены. Многочлены от нескольких переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Системы уравнений.

    Основная цель - обобщить и систематизировать знания о многочленах, известные из основной школы; учить выполнять деление многочленов, возведение двучленов в натуральную степень, решать алгебраические уравнения, имеющие целые корни, решать системы уравнений, содержащих уравнения степени выше второй; ознакомить с решением уравнений, имеющих рациональные корни.

Продолжается изучение многочленов, алгебраических уравнений и их систем, которые рассматривались в школьном курсе алгебры. От рассмотрения линейных и квадратных уравнений учащиеся переходят к алгебраическим уравнениям общего вида Рn(х) = О, где Рn(х) — многочлен степени n. В связи с этим вводятся понятия степени многочлена и его корня.

Отыскание корней многочлена осуществляется разложением его на множители. Для этого сначала подробно рассматривается алгоритм деления многочленов уголком, который использовался в арифметике при делении рациональных чисел.

На конкретных примерах показывается, как получается формула деления многочленов Р(х)=М(х)Q(х) и как с ее помощью можно проверить результаты деления многочленов. Эта формула принимается в качестве определения операции деления многочленов по аналогии с делением натуральных чисел, с которым учащиеся знакомились в курсе арифметики.

Деление многочленов обычно выполняется уголком или по схеме Горнера. Иногда это удается сделать разложением делимого и делителя на множители. Схема Горнера не является обязательным материалом для всех учащихся, но, как показывает опыт, она легко усваивается и ее можно рассмотреть, не требуя от всех умения ее применять. Можно также использовать метод неопределенных коэффициентов.

Способ решения алгебраического уравнения разложением его левой части на множители фактически опирается на следствия из теоремы Безу: «Если х1 - корень уравнения Рn(х) =0, то многочлен Рn(х) делится на двучлен х-х1. Изучается теорема Безу, формулируются следствия из нее, являющиеся необходимым и достаточным условием деления многочлена на двучлен.

Рассматривается первый способ нахождения целых корней алгебраического уравнения с целыми коэффициентами, если такие корни есть: их следует искать среди делителей свободного члена. Для учащихся, интересующихся математикой, приводится пример отыскания рациональных корней многочлена с первым коэффициентом, отличным от 1. Среди уравнений, сводящихся к алгебраическим, рассматриваются рациональные уравнения. Хотя при решении рациональных уравнений могут появиться посторонние корни, они легко обнаруживаются проверкой. Поэтому понятия равносильности и следствия уравнения на этом этапе не являются необходимыми; эти понятия вводятся позже при рассмотрении иррациональных уравнений и неравенств.

Решение систем нелинейных уравнений проводится как известными учащимся способами (подстановкой или сложением), так и делением уравнений и введением вспомогательных неизвестных.

           4. Глава 4. Степень с действительным показателем.

Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.

      Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений; ознакомить с понятием предела последовательности.

Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень, а значит, возможностью решать уравнения х + а = b, ах = b, ха= b.

Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Действия над иррациональными числами строго не определяются, а заменяются действиями над их приближенными значениями - рациональными числами.

В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности. Формулируется и строгое определение предела. Разбирается задача на доказательство того, что данное число является пределом последовательности с помощью определения предела. На данном этапе элементы теории пределов не изучаются.

Арифметический корень натуральной степени n≥ 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Учащиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.

Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере: число 3^√2 рассматривается как последовательность рациональных приближений 31,4; 31,41, .... Здесь же формулируются и доказываются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.

          5.Глава 5. Степенная функция.

Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.

      Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному натуральному числу; 4) числом, противоположным нечетному натуральному числу; 5) положительным нецелым числом; 6) отрицательным нецелым числом.

Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = xр на промежутке х > 0, где р- положительное нецелое число, следует из свойства: «Если 0 < x1< х2, р>0, то x1р2р».  На примере степенных функций учащиеся знакомятся с понятием ограниченной функции, учатся доказывать как ограниченность, так и неограниченность функции.

Рассматриваются функции, называемые взаимно обратными. Важно обратить внимание на то, что не всякая функция имеет обратную. Доказывается симметрия графиков взаимно обратных функции относительно прямой у = х.

Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций. Вводятся разные термины для обозначения сложной функции (суперпозиция, композиция), но употребляется лишь один. Обращается внимание учащихся на отыскание области определения сложной функции и промежутков ее монотонности. Доказывается теорема о промежутках монотонности с опорой на определения возрастающей или убывающей функции, что позволяет изложить суть алгоритма доказательства монотонности сложной функции.

Учащиеся знакомятся с дробно-линейными функциями. В основной школе учащиеся учились строить график функции у = k/x  и графики функций, которые получались сдвигом этого графика. Выделение целой части из дробно-линейного выражения приводит к знакомому учащимся виду функции.

Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.

Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.

С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней, если аналитически решить уравнение трудно.

Изучение иррациональных неравенств не является обязательным для всех учащихся. При их изучении на базовом уровне основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств, равносильной данному. После решения задач по данной теме учащиеся выводятся на теоретическое обобщение решения иррациональных неравенств, содержащих в условии единственный корень второй степени.

             6.Глава 6. Показательная функция.

Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.

       Основная цель - изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, системы показательных уравнений.

Свойства показательной функции у = ах   полностью следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = ах, если а >1, следует из свойства степени: «Если x12, то aх1 х2  при а >1».

Решение простейших показательных уравнений ах = aв, где а>0, а ≠ 1, основано на свойстве степени: «Если aх1 =aх2, то х1 = х2».

Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших.

Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.

7.Глава 7. Логарифмическая функция.

Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.

         Основная цель - сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.

До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие логарифмирование.

При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.

Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши lg и ln, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.

Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.

Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.

При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходимо либо делать проверку найденных корней, либо строго следить за выполненными преобразованиями,  выявляя  полученные уравнения-следствия и обосновывая каждый этап преобразования. При решении логарифмических неравенств нужно следить за тем, чтобы равносильность не нарушалась, так как проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.

          8. Глава8.Тригонометрические формулы.

Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α  и -α. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Произведение синусов и косинусов.

        Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sin x = a,  cos x = а при а= 1, -1, 0.

Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения sin a=0, cos а=1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: sin x = 0, cos x= 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.

При изучении степеней чисел рассматривались их свойства ap+q=ap∙aq, ap-q=ap÷aq Подобные свойства справедливы и для синуса, косинуса и тангенса. Эти свойства называют формулами сложения. Практически они выражают зависимость между координатами суммы или разности двух чисел α и β через координаты чисел α и β. Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия.

Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия: формулы двойного и половинного углов (для классов базового уровня не являются обязательными), формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение. Из формул сложения выводятся и формулы замены произведения синусов и косинусов их суммой, что применяется при решении уравнений.

         9. Глава 9. Тригонометрические уравнения.

Уравнения cos x=a, sin х= a, tg x= а. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.

     Основная цель — сформировать понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа; научить решать тригонометрические уравнения и системы тригонометрических уравнений, используя различные приемы решения; ознакомить с приемами решения тригонометрических неравенств.

Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: cosx=a, sinx= a, tgx = а.

Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения cosx=a, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения sinx=а (в их записи часто используется необычный для учащихся указатель знака ((-1)n). Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.

Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений: линейные относительно sinx, cosx или tgx; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.

На профильном уровне дополнительно изучаются однородные (первой и второй степеней) уравнения относительно sinx и cosx, а также сводящиеся к однородным уравнениям. При этом используется метод введения вспомогательного угла.

На профильном уровне рассматриваются тригонометрические уравнения, для решения которых необходимо применение нескольких методов. Показывается анализ уравнения не по неизвестному, а по значениям синуса и косинуса неизвестного,  что  часто сужает  поиск  корней уравнения. Также показывается метод объединения серий корней тригонометрических уравнений. Разбираются подходы к решению несложных систем тригонометрических уравнений.

 Рассматриваются простейшие тригонометрические неравенства, которые решаются с помощью единичной окружности.

Итоговое повторение.

    Резерв 4 час.

Резервные часы , 4ч,направлены на: праздничные дни (ст 112 ТК РФ):  23.02.18,01.05.18, 02.05.18;09.05.18.

 Тематическое планирование по Алгебре и началам математического анализа (профильный уровень)  для 10 класса,140ч (4ч в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Сроки проведения

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Контрольные работы

Практические (лабораторные) работы

1

Глава1. Алгебра 7-9 (повторение.)

01.09-06.09

4

3

1(06.09)

2

Глава 2.

Делимость чисел.

08.09-25.09

10

9

1(25.09)

3

Глава 3. Многочлены. Алгебраические уравнения.

26.09-24.10

17

16

1(24.10)

4

Глава 4. Степень с действительным показателем.

25.10-24.11

13

12

1(24.11)

5

Глава 5. Степенная функция.

27.11-22.12

16

15

1(22.12)

6

Глава 6. Показательная функция.

25.12-24.01

11

10

1(24.01)

7

Глава 7. Логарифмическая функция.

26.01-26.02

17

16

1(26.02)

8

Глава8.Тригонометрические формулы.

27.02-16.04

23

22

1(16.04)

9

Глава 9. Тригонометрические уравнения.

17.04-25.05

20

19

1(25.05)

10

Итоговое повторение

28.05-30.05

3

1

2(29.05)

Резерв

4

Итого

138

                                         Календарное планирование по Алгебре и началам

                           математического анализа (профильный уровень)  для 10 кл

                              140ч, 4ч в неделю

№пп

Тема урока

Кол-во часов на изучение

Дата

план

факт

Глава1. Алгебра 7-9 (повторение.) 4ч

1

Линейные уравнения и системы уравнений.

1

01.09

2

Квадратные уравнения, неравенства.

1

04.09

3

Множество. Логика.

1

05.09

4

Диагностическая работа по теме «Алгебра. 7-9 классы Повторение»

1

06.09

                                           Глава 2. Делимость чисел.10ч

5

Понятие делимости. Делимость суммы и произведения

1

08.09

6

Понятие делимости. Делимость суммы и произведения

1

11.09

7

Деление с остатком

1

12.09

8

Деление с остатком

1

13.09

9

Признаки делимости

1

15.09

10

Признаки делимости

1

18.09

11

Решение уравнений в целых числах

1

19.09

12

Решение уравнений в целых числах

1

20.09

13

Обобщающий урок по теме «Делимость чисел» 

1

22.09

14

Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел»

1

25.09

Глава 3. Многочлены. Алгебраические уравнения.17ч

15

Многочлены от одной переменной

1

26.09

16

Многочлены от одной переменной

1

27.09

17

Схема Горнера

1

29.09

18

Многочлен Р(х) и его корень. Теорема Безу

1

02.10

19

Алгебраическое уравнение. Следствия из теоремы Безу

1

03.10

20

Решение алгебраических уравнений разложением на множители.

1

04.10

21

Решение алгебраических уравнений разложением на множители.

1

06.10

22

Решение алгебраических уравнений разложением на множители.

1

09.10

23

Делимость двучленов хm ± аm на х ± а

1

10.10

24

Симметрические многочлены. Многочлены от нескольких переменных.

1

11.10

25

Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона

1

13.10

26

Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона

1

16.10

27

Системы уравнений

1

17.10

28

Системы уравнений

1

18.10

29

Системы уравнений

1

20.10

30

Обобщающий урок по теме «Многочлены. Алгебраические уравнения»

1

23.10

31

Контрольная работа № 2 по теме «Многочлены. Алгебраические уравнения»

1

24.10

                                   Глава 4. Степень с действительным показателем.13ч

32

Действительные числа

1

25.10

33

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

1

27.10

34

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

1

30.10

35

Арифметический корень натуральной степени

1

31.10

36

Арифметический корень натуральной степени

1

01.11

37

Арифметический корень натуральной степени

1

13.11

38

Арифметический корень натуральной степени

1

14.11

39

Степень с рациональным и действительным показателем

1

15.11

40

Степень с рациональным и действительным показателем

1

17.11

41

Степень с рациональным и действительным показателем

1

20.11

42

Степень с рациональным и действительным показателем

1

21.11

43

Обобщающий урок по теме «Степень с действительным показателем»

1

22.11

44

Контрольная работа № 3 по теме «Степень с действительным показателем»

1

24.11

                                           Глава 5. Степенная функция.16ч

45

Степенная функция, ее свойства и график

1

27.11

46

Степенная функция, ее свойства и график

1

28.11

47

Степенная функция, ее свойства и график

1

29.11

48

Взаимно обратные функции. Сложная функция

1

01.12

49

Взаимно обратные функции. Сложная функция

1

04.12

50

Взаимно обратные функции. Сложная функция

1

05.12

51

Дробно-линейная функция

1

06.12

52

Равносильные уравнения и неравенства

1

08.12

53

Равносильные уравнения и неравенства

1

11.12

54

Равносильные уравнения и неравенства

1

12.12

55

Иррациональные уравнения

1

13.12

56

Иррациональные уравнения

1

15.12

57

Иррациональные уравнения

1

18.12

58

Иррациональные неравенства

1

19.12

59

Обобщающий урок по теме «Степенная функция»

1

20.12

60

Контрольная работа № 4 по теме «Степенная функция»

1

22.12

                                                 Глава 6. Показательная функция.11ч

61

Показательная функция, ее свойства и график

1

25.12

62

Показательная функция, ее свойства и график

1

26.12

63

Показательные уравнения

1

27.12

64

Показательные уравнения

1

12.01

65

Показательные уравнения

1

15.01

66

Показательные неравенства.

1

16.01

67

Показательные неравенства

1

17.01

68

Системы показательных уравнений и неравенств

1

19.01

69

Системы показательных уравнений и неравенств

1

22.01

70

Обобщающий урок по теме «Показательная функция»

1

23.01

71

Контрольная работа № 5 по теме «Показательная функция»

1

24.01

                                          Глава 7. Логарифмическая функция.17ч

72

Логарифмы

1

26.01

73

Логарифмы

1

29.01

74

Свойства логарифмов

1

30.01

75

Свойства логарифмов

1

31.01

76

Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода

1

02.02

77

Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода

1

05.02

78

Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода

1

06.02

79

Логарифмическая функция, ее свойства и график

1

07.02

80

Логарифмическая функция, ее свойства и график

1

09.02

81

Логарифмические уравнения

1

12.02

82

Логарифмические уравнения

1

13.02

83

Логарифмические уравнения

1

14.02

84

Логарифмические неравенства

1

16.02

85

Логарифмические неравенства

1

19.02

86

Логарифмические неравенства

1

20.02

87

Обобщающий урок по теме «Логарифмическая функция»

1

21.02

88

Контрольная работа № 6 по теме «Логарифмическая функция»

1

26.02

Глава8.Тригонометрические формулы.24ч

89

Радианная мера угла

1

27.02

90

Поворот точки вокруг начала координат

1

28.02

91

Поворот точки вокруг начала координат

1

02.03

92

Определение синуса, косинуса и тангенса угла

1

05.03

93

Определение синуса, косинуса и тангенса угла

1

06.03

94

Знаки синуса, косинуса и тангенса угла

1

07.03

95

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла

1

09.03

96

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла

1

12.03

97

Тригонометрические тождества

1

13.03

98

Тригонометрические тождества

1

14.03

99

Тригонометрические тождества

1

16.03

100

Синус, косинус и тангенс углов а и -а.

1

19.03

101

Формулы сложения

1

20.03

102

Формулы сложения

1

21.03

103

Синус, косинус и тангенс двойного угла

1

02.04

104

Синус, косинус и тангенс половинного угла

1

03.04

105

Формулы приведения

1

04.04

106

Формулы приведения

1

06.04

107

Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов

1

09.04

108

Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов

1

10.04

109

Произведение синусов и косинусов

1

11.04

110

Обобщающий урок по теме «Тригонометрические формулы»

1

13.04

111

Контрольная работа № 7 по теме «Тригонометрические формулы»

1

16.04

Глава 9. Тригонометрические уравнения.21ч

112

Уравнение соsx = а

1

17.04

113

Уравнение соsx = а

1

18.04

114

Уравнение соsx = а

1

20.04

115

Уравнение sinx = а

1

23.04

116

Уравнение sinx = а

1

24.04

117

Уравнение sinx = а

1

25.04

118

Уравнение tgx = а

1

27.04

119

Уравнение tgx = а

1

30.04

120

Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения

1

04.05

121

Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения

1

07.05

122

Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения

1

08.05

123

Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения

1

11.05

124

Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения

1

14.05

125

Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения

1

15.05

126

Системы тригонометрических уравнений

1

16.05

127

Системы тригонометрических уравнений

1

18.05

128

Тригонометрические неравенства

1

21.05

129

Тригонометрические неравенства

1

22.05

130

Обобщающий урок по теме «Тригонометрические уравнения»

1

23.05

131

Контрольная работа № 8 по теме «Тригонометрические уравнения»

1

25.05

Повторение, 3ч

132

Повторение. Функции: степенная, показательная, логарифмическая.

1

28.05

133

Итоговое тестирование

1

29.05

134

 Коррекция знаний

1

30.05

135

Резерв

1

 На 23.02.18

136

Резерв

1

На 01.05.18

137

Резерв

1

На 02.05.18

138

Резерв

1

На 09.05.18

Итого

138

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

  1. Программа - Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Москва. Просвещение. 2009/ сост. Т.А.Бурмистрова.
  2. Учебник для  общеобразовательных организаций. Алгебра и начала математического анализа .10кл. Базовый и профильный  уровни.. Авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова,М, Просвещение, 2015г
  3.  Изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе : книга для учителя / Н. Е. Федорова, М. В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : дидактические материалы. Углубленный уровень / М. И. Шабунин [и др.]. - М. : Просвещение, 2008.
  5.    Интернет-ресурсы:

http://www.alleng.ru/edu/math3.htm - Типовые (тематические) задания ЕГЭ.

http://eek.diary.ru/p62222263.htm - Подготовка к ЕГЭ по математике.

http://4ege.ru/matematika/page/2 - ЕГЭ портал «Математика».

http://www.ctege.org/content/view/910/39 - Учебные пособия, разработанные специалистами ФИПИ.

http://www.mathege.ru:8080/or/ege/Main?view=TrainArchive –Открытый банк заданий ЕГЭ по математике.

Интернет сайты:

www.fipi.ru

http://www.prosv.ru

http:/www.drofa.ru

http://www.center.fio.ru/som

http://www.rusedu.ru/detail

http://kromshkola.ucoz.ru/load/

Материально-техническое:  

  1.  Аудиторная доска
  2.  Плакаты, таблицы, портреты математиков.
  3. Компьютер, принтер, проектор.

Лист коррекции и внесения  изменений

                           

           

Класс/

предмет

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам математического анализа 10 класс профильный уровень

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка            Рабочая  программа по алгебре и началам матема...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам математического анализа 10 класс базовый уровень

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка            Рабочая  программа по алгебре и началам матема...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11класса (профильный уровень)

Рабочая программа по  алгебре и началам  математического анализа для 11класса (профильный уровеньРазработана на основе: Программы по алгебре и начала анализа  11класс. Авт.Зубарев И. И....

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс базовый уровень

Рабочая программа для учителей, работающих в 10 классах по учебникам алгебра и начала математического анализа базовый уровень...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (10 класс, повышенный уровень)

Рабочая программа учебного курса по алгебре и математическому анализу для 10М класса (повышенный уровень) разработана ИОСО РАО, рекомендована МО РФ. Сб. «Программы для общеобразовательных школ, ...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (11 класс, повышенный уровень)

Рабочая программа учебного курса по алгебре и математическому анализу для 11М класса (повышенный уровень) разработана ИОСО РАО, рекомендована МО РФ. Сб. «Программы для общеобразовательных школ, ...