урок на тему прямая и обратная пропорциональные зависимости
план-конспект урока по алгебре (6 класс)
урок на тему прямая и обратная пропорциональные зависимости по математике для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку прямая и обратная пропорциональность | 1.58 МБ |
урок по теме прямая и обратная пропорциональность | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация знаний Что такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции. Как называются числа 2 и 25 в пропорции 2: 5 = 10 : 25 ? Как называются числа 18 и 36 в пропорции 13 : 18 = 26 : 36 ?
кроссворд 1 Это величина. И только она одна Размер поверхностей измеряет, В квадрате определяет …… 2. Если два объекта друг от друга далеко, Километры между ними вычислим легко. Скорость, время — величины знаем, Их значения теперь перемножаем. Результат всех наших знаний — Посчитали ........ 3. Вместимость тела, часть пространства нем Как называем мы? Понятно, то... 4.. Быстрота перемещения Созвучна слову «ускорение». Ответьте, дети, мне сейчас, Что значит 8 метров в час? 5. у каждого товара есть своя ….. 6. ты все стороны сложи И меня скорей найди 7. Нужно объяснять кому-то, Что такое час? Минута? С давних пор любое племя Знает, что такое...
Реши кроссворд 1.п л о щ а д ь 2.р а с с т о я н и е 3.о б ъ е м п о 4.с к о р о с т ь 5.ц е н а 6.п е р и м е т р 7.в р е м я
Количество мороженного 1 2 3 4 Стоимость 20 40 60 80 Стоимость покупки= цена * количество Время 6 2 1 Путь 480 160 80 За 6 часов автомобиль проехал 480км, какое расстояние пройдет машина за 2 часа , за 1 час если его скорость не измениться
Длина 10 10 10 Ширина 1 2 5 площадь Как измениться площадь прямоугольника , если его длина 10 см
ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ( УМЕНЬШЕНИИ) ОДНОЙ ВЕЛИЧИНЫ В НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗНАЧЕНИЕ ДРУГОЙ ВЕЛИЧИНЫ ТОЖЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ( УМЕНЬШАЕТСЯ) ВО СТОЛЬКО ЖЕ РАЗ ПРИ НЕИЗМЕННОЙ ТРЕТЬЕЙ ВЕЛИЧИНЕ. ТАКИЕ ВЕЛИЧИНЫ НАЗЫВАЮТ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ.
Скорость 40км / ч 80 км / ч время 12ч 6 Из города А в В поезд шел со скоростью 40 км / ч 12 часов. За какое время поезд пройдет этот путь , если скорость увеличится в 2 раза Кол-во дежурных 4 2 время 10мин 20 Четверо дежурных сделают уборку за 10 минут. За сколько минут сделают уборку 2 дежурных?
При увеличении ( уменьшении ) одной величины в несколько раз другая величина уменьшается (увеличивается ) во столько же раз при неизменной третьей величине. Такие величины называют обратно пропорциональными величинами.
"ПРЯМАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТИ" ТЕМА УРОКА И ОБРАТНАЯ
Примеры прямо пропорциональных величин: 1. Периметр квадрата и длина стороны квадрата – прямо пропорциональные величины. . 2. Если скорость движения постоянна, то пройденный путь и время движения – прямо пропорциональные величины. . 3. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – прямо пропорциональные величины. . 4. Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов при одинаковой цене. И т.д .
Примеры обратно пропорциональных величин: 1. Если пройденный путь постоянен, то скорость движения и время движения – обратно пропорциональные величины. 2. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – обратно пропорциональные величины. .
Масса семени (кг) Масса масла (кг) 21 5,1 7 х Определим зависимость и составим пропорцию: 21:7=5,1:х х=7*5,1:21 х=1,7 Ответ: 1,7кг масла Решение.№ 784
физкультминутка Быстро встали, улыбнулись Выше-выше подтянулись Нуи-ка плечи распрямите, Поднимите , опустите Вправо ,влево повернитесь Рук коленями коснитесь. А теперь представим ,дети Будто руки наши – ветки Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Шуметь не будем Лучше знания добудем. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели
№ 785 Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 минут. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?
К-во бульдозеров Время.(мин) 5 210 7 х Определим зависимость и составим пропорцию: 7:5=210:х х=210*5:7 х= 150( мин). 150 мин. = 2,5 часа Ответ: за 2,5 часа Решение.
За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. Ответ: 160 (км)
Алгоритм решения задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости: Неизвестное число обозначается буквой х. Условие записывается в виде таблицы. Устанавливается вид зависимости между величинами. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками. Записывается пропорция. Находится её неизвестный член .
Какие величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры прямо пропорциональных величин. Какие величины называют обратно пропорциональными? Приведите примеры обратно пропорциональных величин. Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной. ? Проверь себя:
п. 22 № 805; 811; 812. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока: ввести понятие прямой и обратной пропорциональных зависимостей; научить решать задачи, используя прямую и обратную пропорциональные зависимости, навыки составления пропорций.
Общеобразовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о прямой и обратной пропорциональных зависимостях; закрепить навыки решения уравнений, записанных в виде пропорции; способствовать развитию умения решать задачи.
2. Развивающие: способствовать развитию подсознательной активности учащихся, логического мышления, внимания, памяти, речи.
3. Воспитательные: содействовать развитию активности, мобильности, умению слушать, воспитанию интереса к математике и повышению общей культуры.
Ход урока.
- Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап закрепления новых знаний.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
6. Результативность достижения целей урока
I. Организационный этап. Целевая направленность (1 мин.)
Постановка целей и задач на урок.
II. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний (5 мин.)
Повторение ранее изученного материала по вопросам учителя.
1. Что такое пропорция? (равенство двух отношений)
2. Как называются числа 2 и 25 в пропорции 2: 5 = 10 : 25? (Крайние члены) (слайд 2)
3. Как называются числа 18 и 26 в пропорции 13 : 18 = 26 : 36? (Средние члены)
4. Сформулируйте основное свойство пропорции? Приведите свои примеры (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних; если произведение крайних членов равно произведению средних, то пропорция верна).
5.Решите кроссворд ( слайд 3,4)
1.П | л | о | щ | а | д | ь | |||||||
2.Р | а | с | с | т | о | я | н | и | е | ||||
3.О | б | ъ | е | м | |||||||||
П | |||||||||||||
О | |||||||||||||
4.с | к | о | Р | о | с | т | ь | ||||||
5.Ц | е | н | а | ||||||||||
6.п | е | р | И | м | е | т | р | ||||||
в | р | е | м | я |
Вопросы к кроссворду 1. По горизонтали
1Это величина.
И только она одна
Размер поверхностей измеряет,
В квадрате определяет. (Площадь)
2.
Если два объекта друг от друга далеко,
Километры между ними вычислим легко.
Скорость, время — величины знаем,
Их значения теперь перемножаем.
Результат всех наших знаний —
Посчитали... (расстояние)
3.
Вместимость тела, часть пространства
в нем
Как называем мы? Понятно, то... (объем)
* * *
4.. Быстрота перемещения
Созвучна слову «ускорение».
Ответьте, дети, мне сейчас,
Что значит 8 метров в час? (Скорость)
5. у каждого товара есть своя
6. ты все стороны сложи
И меня скорей найди
7. Нужно объяснять кому-то,
Что такое час? Минута?
С давних пор любое племя
Знает, что такое... (время)
III. Этап усвоения новых знаний (20 мин.) Когда в математике рассматривают то или иное явление или процесс , то в первую очередь устанавливают , какие величины характеризуют явление (процесс).
При этом обнаруживается ,что каждое явление , как правило характеризуется не одной величиной, а несколькими. Но так как эти величины характеризуют одно и то же явление , то эти величины как то связаны между собой . Вам нужно выяснить эту связь.
Рассмотрим задачи ( слайд 5)
1) пусть одно мороженное стоит 20 рублей . Сколько рублей будет стоить 2 мороженных, 4 ?
Количество мороженного | 1 | 2 | 3 | 4 |
Стоимость | 20 |
Стоимость покупки= цена * количество
Как измениться стоимость покупки при увеличении количества покупок ?
2) за 6 часа автомобиль проехал 480км, какое расстояние пройдет машина за 2 часа , если его скорость не измениться.
Время | 6 | 2 | 1 |
Путь | 480 |
Как измениться пройденный путь при уменьшении времени ?
3) как измениться площадь прямоугольника , при изменении ширины ,если его длина 10 см. ( слайд 6)
Длина | 10 | 10 | 10 |
Ширина | 2 | 6 | 1 |
площадь |
Сделаем вывод ( слайд 7)
При решении этих задач мы видим, что при увеличении одной величины в несколько раз значение другой величины тоже увеличивается во столько же раз при неизменной третьей величине. Такие величины называют прямо пропорциональными величинами.
5) Из города А в В поезд шел со скоростью 40 км/ч 12 часов. За какое время поезд пройдет этот путь , если скорость увеличится в 2 раза ( слайд 8)
Скорость | 40км/ч | 80 км/ч |
время | 12ч | ? |
Как изменится время, если мы увеличим скорость?
6) Четверо дежурных сделают уборку за 10 минут. За сколько минут сделают уборку 2 дежурных?
Кол-во дежурных | 4 | 2 |
время | 10мин | ? |
как себя ведут эти две величины?
Вывод: ( слайд 9)
Теперь мы видим, что при увеличении одной величины в несколько раз другая величина уменьшается во столько же раз опять же при неизменной третьей величине. Такие величины называют обратно пропорциональными величинами.
3( слайд 10 ) Определение прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин пусть дадут сами дети Определяют цель урока, планируют учебные действия.. Привести свои примеры
. Рассмотреть по учебнику свойства пропорциональных величин.
Цель познакомиться с понятием прямой и обратная пропорциональности .научиться определять какой зависимостью являются данные величины , познакомиться с решением задач методом составления пропорции.
( слайд 11,12)
Примеры прямо пропорциональных величин
1Примеры прямо пропорциональных величин:
1. Периметр квадрата и длина стороны квадрата – прямо пропорциональные величины. .
2. Если скорость движения постоянна, то пройденный путь и время движения – прямо пропорциональные величины. .
3. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – прямо пропорциональные величины. .
4. Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов при одинаковой цене. И т.д
Примеры обратно пропорциональных величин:
1. Если пройденный путь постоянен, то
скорость движения и время движения – обратно пропорциональные величины.
2. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – обратно пропорциональные величины
IV. Этап закрепления новых знаний.
1 )Задача 1 за 3,2 кг товара заплатили 115, 2 р. Сколько следует заплатить за 1,5 кг этого товара ? ( слайд 13)
Запишем кратко условие задачи в виде таблицы . Что известно ?
что надо узнать в задаче ?
Примем за х р стоимость 1,5 кг
делите какая зависимость между количеством товара и стоимостью покупки( прямо пропорциональная )
= х=54
2) № 784 ( слайд 14)
Алгоритм решения задач на прямую
и обратную пропорциональные зависимости: ( слайд 15)
- Неизвестное число обозначается буквой х.
- Условие записывается в виде таблицы.
- Устанавливается вид зависимости между величинами.
- Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
- Записывается пропорция.
- Находится её неизвестный член.
Физкультминутка( слайд 16)
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше подтянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите , опустите
Вправо ,влево повернитесь
Рук коленями коснитесь.
А теперь представим ,дети
Будто руки наши – ветки
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Шуметь не будем
Лучше знания добудем.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели
3) № 785.( слайд 17)
3) Проверочная работа
1 вариант В трех одинаковых банках 12 кг варенья . Сколько варенья в 8 таких банках Кол-во банок кол-во варенья 1 2 Ответ 1) 24кг 2 )2 кг 3) 32кг 4) 4кг | 2 вариант В пяти одинаковых банках 15 л сока. Сколько литров сока в 9 таких банках Кол-во банок кол-во сока 1 2 Ответ 1)24л 2) 12л 3)3л 4) 27л |
V. Домашняя работа (слайд 21)
VI Результативность достижения целей урока (слайд 20)
А теперь подведем итоги:
Что мы хотели узнать?
Что мы узнали?
На все ли вопросы мы получили ответы?
- Какие величины называют прямо пропорциональными и обратно пропорциональными?
- Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин?
- Приведите примеры прямой и обратной пропорциональных зависимостей?
- Что понравилось (не понравилось) и почему?
- Что лично для вас было полезным на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"
Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....
Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
В работе представлен конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" и презентация к нему....
Урок по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"
с использованием дистанционных технлогий...
Урок по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Урок по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»...
Открытый урок на тему"Прямая и обратная пропорциональные зависимости"(презентация)
Открытый урок на тему пропорция....
Технологическая карта урока по теме " Прямая и обратная пропорциональные зависимости",6 класс
Технологическая карта урока математики в 6 классе...
Технологическая карта урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости". Математика, 6 класс.
цели урокаПредметная:создание условий для выявления обучающимися различия между прямыми и обратными зависимостями двух величин и возможностью применять их при решении задач.Метапредметная:Развитие уме...