урок на тему прямая и обратная пропорциональные зависимости
план-конспект урока по алгебре (6 класс)

Сунаргулова Гульнур Батыргариевна

 урок на тему прямая и обратная пропорциональные зависимости по математике для 6 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямая и обратная пропорциональные зависимости 6 класс

Слайд 2

Актуализация знаний Что такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции. Как называются числа 2 и 25 в пропорции 2: 5 = 10 : 25 ? Как называются числа 18 и 36 в пропорции 13 : 18 = 26 : 36 ?

Слайд 3

кроссворд 1 Это величина. И только она одна Размер поверхностей измеряет, В квадрате определяет …… 2. Если два объекта друг от друга далеко, Километры между ними вычислим легко. Скорость, время — величины знаем, Их значения теперь перемножаем. Результат всех наших знаний — Посчитали ........ 3. Вместимость тела, часть пространства нем Как называем мы? Понятно, то... 4.. Быстрота перемещения Созвучна слову «ускорение». Ответьте, дети, мне сейчас, Что значит 8 метров в час? 5. у каждого товара есть своя ….. 6. ты все стороны сложи И меня скорей найди 7. Нужно объяснять кому-то, Что такое час? Минута? С давних пор любое племя Знает, что такое...

Слайд 4

Реши кроссворд 1.п л о щ а д ь 2.р а с с т о я н и е 3.о б ъ е м п о 4.с к о р о с т ь 5.ц е н а 6.п е р и м е т р 7.в р е м я

Слайд 5

Количество мороженного 1 2 3 4 Стоимость 20 40 60 80 Стоимость покупки= цена * количество Время 6 2 1 Путь 480 160 80 За 6 часов автомобиль проехал 480км, какое расстояние пройдет машина за 2 часа , за 1 час если его скорость не измениться

Слайд 6

Длина 10 10 10 Ширина 1 2 5 площадь Как измениться площадь прямоугольника , если его длина 10 см

Слайд 7

ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ( УМЕНЬШЕНИИ) ОДНОЙ ВЕЛИЧИНЫ В НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗНАЧЕНИЕ ДРУГОЙ ВЕЛИЧИНЫ ТОЖЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ( УМЕНЬШАЕТСЯ) ВО СТОЛЬКО ЖЕ РАЗ ПРИ НЕИЗМЕННОЙ ТРЕТЬЕЙ ВЕЛИЧИНЕ. ТАКИЕ ВЕЛИЧИНЫ НАЗЫВАЮТ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ.

Слайд 8

Скорость 40км / ч 80 км / ч время 12ч 6 Из города А в В поезд шел со скоростью 40 км / ч 12 часов. За какое время поезд пройдет этот путь , если скорость увеличится в 2 раза Кол-во дежурных 4 2 время 10мин 20 Четверо дежурных сделают уборку за 10 минут. За сколько минут сделают уборку 2 дежурных?

Слайд 9

При увеличении ( уменьшении ) одной величины в несколько раз другая величина уменьшается (увеличивается ) во столько же раз при неизменной третьей величине. Такие величины называют обратно пропорциональными величинами.

Слайд 10

"ПРЯМАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТИ" ТЕМА УРОКА И ОБРАТНАЯ

Слайд 11

Примеры прямо пропорциональных величин: 1. Периметр квадрата и длина стороны квадрата – прямо пропорциональные величины. . 2. Если скорость движения постоянна, то пройденный путь и время движения – прямо пропорциональные величины. . 3. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – прямо пропорциональные величины. . 4. Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов при одинаковой цене. И т.д .

Слайд 12

Примеры обратно пропорциональных величин: 1. Если пройденный путь постоянен, то скорость движения и время движения – обратно пропорциональные величины. 2. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – обратно пропорциональные величины. .

Слайд 14

Масса семени (кг) Масса масла (кг) 21 5,1 7 х Определим зависимость и составим пропорцию: 21:7=5,1:х х=7*5,1:21 х=1,7 Ответ: 1,7кг масла Решение.№ 784

Слайд 15

физкультминутка Быстро встали, улыбнулись Выше-выше подтянулись Нуи-ка плечи распрямите, Поднимите , опустите Вправо ,влево повернитесь Рук коленями коснитесь. А теперь представим ,дети Будто руки наши – ветки Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Шуметь не будем Лучше знания добудем. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели

Слайд 16

№ 785 Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 минут. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?

Слайд 17

К-во бульдозеров Время.(мин) 5 210 7 х Определим зависимость и составим пропорцию: 7:5=210:х х=210*5:7 х= 150( мин). 150 мин. = 2,5 часа Ответ: за 2,5 часа Решение.

Слайд 18

За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна. Ответ: 160 (км)

Слайд 19

Алгоритм решения задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости: Неизвестное число обозначается буквой х. Условие записывается в виде таблицы. Устанавливается вид зависимости между величинами. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками. Записывается пропорция. Находится её неизвестный член .

Слайд 20

Какие величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры прямо пропорциональных величин. Какие величины называют обратно пропорциональными? Приведите примеры обратно пропорциональных величин. Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной. ? Проверь себя:

Слайд 21

п. 22 № 805; 811; 812. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Прямая и обратная пропорциональные зависимости».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока: ввести понятие прямой и обратной пропорциональных зависимостей; научить решать задачи, используя прямую и обратную пропорциональные зависимости, навыки составления пропорций.

Общеобразовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о прямой и обратной пропорциональных зависимостях; закрепить навыки решения уравнений, записанных в виде пропорции; способствовать развитию умения решать задачи.

2.  Развивающие: способствовать развитию подсознательной активности учащихся, логического мышления, внимания, памяти, речи.

3.  Воспитательные: содействовать развитию активности, мобильности, умению слушать, воспитанию интереса к математике и повышению общей культуры.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
    2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 
    3. Этап усвоения новых знаний.
    4. Этап закрепления новых знаний.
    5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
    6. Результативность достижения целей урока

I. Организационный этап. Целевая направленность (1 мин.)

Постановка целей и задач на урок.

II. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний (5 мин.)

Повторение ранее изученного материала по вопросам учителя.

1. Что такое пропорция? (равенство двух отношений)
2. Как называются числа 
2 и 25 в пропорции  2:  5 = 10 : 25? (Крайние члены) (слайд 2)
3. Как называются числа 
18 и 26 в пропорции 13 : 18 = 26 : 36? (Средние члены)
4. Сформулируйте основное свойство пропорции? Приведите свои примеры (
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних; если произведение крайних членов равно произведению средних, то пропорция верна).
5.Решите кроссворд  ( слайд 3,4)

1.П

л

о

щ

а

д

ь

2.Р

а

с

с

т

о

я

н

и

е

3.О

б

ъ

е

м

П

О

4.с

к

о

Р

о

с

т

ь

5.Ц

е

н

а

6.п

е

р

И

м

е

т

р

в

р

е

м

я

Вопросы к кроссворду 1. По горизонтали

 1Это величина.

И только она одна

Размер поверхностей измеряет,

В квадрате определяет. (Площадь)

2.

  Если два объекта друг от друга далеко,

Километры между ними вычислим легко.

Скорость, время — величины знаем,

Их значения теперь перемножаем.

Результат всех наших знаний —

Посчитали... (расстояние)

3.

Вместимость тела, часть пространства

в нем

Как называем мы? Понятно, то... (объем)

* * *

4.. Быстрота перемещения

Созвучна слову «ускорение».

Ответьте, дети, мне сейчас,

Что значит 8 метров в час? (Скорость)

5. у каждого товара есть своя  

6. ты все стороны сложи

И меня  скорей  найди

7. Нужно объяснять кому-то,

Что такое час? Минута?

С давних пор любое племя

Знает, что такое... (время)

III. Этап усвоения новых знаний (20 мин.) Когда в математике рассматривают то или иное явление или процесс , то в первую очередь устанавливают , какие величины характеризуют явление (процесс).

При этом обнаруживается ,что каждое явление , как правило характеризуется не одной  величиной, а несколькими. Но так как эти величины характеризуют  одно и то же явление , то эти величины как то связаны между собой .  Вам нужно выяснить эту связь.

Рассмотрим задачи ( слайд 5)

 1) пусть одно мороженное стоит 20 рублей . Сколько рублей будет стоить 2 мороженных, 4 ?

Количество мороженного

1

2

3

4

Стоимость

20

Стоимость покупки= цена * количество

Как измениться стоимость покупки  при увеличении количества покупок ?

2) за 6 часа автомобиль проехал  480км,  какое расстояние пройдет машина за 2 часа , если его скорость не измениться.

Время

6

2

1

Путь

480

 Как измениться пройденный путь при уменьшении времени ?

 3) как измениться площадь прямоугольника ,  при изменении ширины ,если его длина 10 см. ( слайд 6)

Длина

10

10

10

Ширина

2

6

1

площадь

Сделаем вывод ( слайд 7)

При решении этих задач мы видим, что при увеличении одной величины в несколько раз значение другой величины тоже увеличивается во столько же раз при неизменной третьей величине. Такие величины называют прямо пропорциональными величинами.

5) Из города А в         В поезд шел со скоростью 40 км/ч  12 часов. За какое время поезд пройдет этот путь , если скорость увеличится в 2 раза ( слайд 8)

Скорость

40км/ч

80 км/ч

время

12ч

?

 Как изменится время, если мы увеличим скорость?

6) Четверо дежурных сделают уборку за 10 минут. За сколько минут сделают уборку 2 дежурных?

Кол-во дежурных

4

2

время

10мин

?

как себя ведут эти две величины?

Вывод: ( слайд 9)

Теперь мы видим, что при увеличении одной величины в несколько раз  другая величина уменьшается во столько же раз опять же при неизменной третьей величине. Такие величины называют обратно пропорциональными величинами.

3( слайд 10 ) Определение прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин пусть дадут сами дети Определяют цель урока, планируют учебные действия..  Привести свои примеры

.  Рассмотреть по учебнику свойства пропорциональных величин. 

Цель познакомиться с понятием прямой и обратная пропорциональности .научиться определять какой зависимостью являются данные величины , познакомиться с решением задач методом составления пропорции.

 ( слайд 11,12)

 Примеры прямо пропорциональных  величин

1Примеры прямо пропорциональных величин:

1. Периметр квадрата и длина стороны квадрата – прямо пропорциональные величины.   .

2. Если скорость движения постоянна, то пройденный путь и время движения – прямо пропорциональные величины.   .

3. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – прямо пропорциональные величины.   .

4. Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов при одинаковой цене. И т.д

 Примеры обратно пропорциональных величин:

1. Если пройденный путь постоянен, то
скорость движения и время движения – обратно пропорциональные величины.   

2. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – обратно пропорциональные величины

IV. Этап закрепления новых знаний.

1 )Задача 1 за 3,2  кг товара заплатили 115, 2 р. Сколько следует заплатить за 1,5 кг этого товара ? ( слайд 13)

Запишем кратко условие задачи  в виде таблицы . Что известно ?

 что надо узнать в задаче ?

Примем за х р стоимость 1,5 кг

делите какая зависимость между количеством товара и стоимостью покупки( прямо пропорциональная )

=                     х=54

2) № 784 ( слайд 14)

Алгоритм решения задач на прямую

и обратную пропорциональные зависимости: ( слайд 15)

  • Неизвестное число обозначается буквой х.
  • Условие записывается в виде таблицы.
  • Устанавливается вид зависимости между величинами.
  • Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
  • Записывается пропорция.
  • Находится её неизвестный член.

  Физкультминутка( слайд 16)

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше подтянулись

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите , опустите

Вправо ,влево повернитесь

Рук коленями коснитесь.

А теперь представим ,дети

Будто руки наши – ветки

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Шуметь не будем

Лучше знания добудем.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели

3)  № 785.( слайд 17)

3) Проверочная работа

1 вариант

В трех одинаковых банках 12 кг варенья . Сколько варенья в 8 таких банках

Кол-во банок               кол-во варенья

1

2

Ответ 1) 24кг 2 )2 кг  3) 32кг 4) 4кг

2 вариант  

 В пяти одинаковых банках 15 л сока. Сколько литров сока в 9 таких банках

  Кол-во банок         кол-во сока

1

2

Ответ 1)24л  2) 12л 3)3л   4) 27л

V. Домашняя работа (слайд 21)

VI  Результативность достижения целей урока (слайд 20) 

 А теперь подведем итоги:

 Что мы хотели узнать?

 Что мы узнали?

На все ли вопросы мы получили ответы?

  • Какие величины называют прямо пропорциональными и обратно пропорциональными?
  • Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин?
  • Приведите примеры прямой и обратной пропорциональных зависимостей?
  • Что понравилось (не понравилось) и почему?
  • Что лично для вас было полезным  на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"

Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....

Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

В работе представлен конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" и презентация к нему....

Урок по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"

с использованием дистанционных технлогий...

Урок по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Урок по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»...

Технологическая карта урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости". Математика, 6 класс.

цели урокаПредметная:создание условий для выявления обучающимися различия между прямыми и обратными зависимостями двух величин и возможностью применять их при решении задач.Метапредметная:Развитие уме...