Обобщающий урок по алгебре в 8-ом классе по теме: «Квадратные уравнения»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, углубленное изучение свойств квадратного уравнения.
Образовательные цели: повторить теоретический материал; обеспечить закрепление теоремы Виета, расширить понятие числа, познакомить с решением квадратных уравнений на множестве комплексных чисел; обратить внимание учащихся на решение квадратных уравнений ах²+bх+c=0, в которых a+b+c=0; привить навыки устного решения таких уравнений.
Воспитательные цели: способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения фактов, развивать самостоятельность и творчество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78»
Составитель: Афанасьева Галина Анатольевна
Учитель математики МБОУ «СОШ №78»
Томская обл., г.Северск
Обобщающий урок по алгебре в 8-ом классе по теме:
«Квадратные уравнения»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, углубленное изучение свойств квадратного уравнения.
Образовательные цели: повторить теоретический материал; обеспечить закрепление теоремы Виета, расширить понятие числа, познакомить с решением квадратных уравнений на множестве комплексных чисел; обратить внимание учащихся на решение квадратных уравнений ах²+bх+c=0, в которых a+b+c=0; привить навыки устного решения таких уравнений.
Воспитательные цели: способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения фактов, развивать самостоятельность и творчество.
Оборудование к уроку:
1. Тест «Квадратные уравнения».
2. Таблицы: а) теорема Виета,
б) свойство квадратных уравнений.
3. Компьютер для слайдовой презентации.
4.Математическая газета «Расширение понятия числа».
Ход урока.
I. Орг. момент.
Учащимся сообщаются цели урока:
- Контроль знаний с помощью тестирования (тест на заполнение пропусков, чтобы получилось верное определение, формулировка, правило).
- Решение задач на применение прямой и обратной теорем Виета.
- Решение квадратных уравнений на множестве комплексных чисел.
- Изучение нового свойства квадратных уравнений.
II. Повторение пройденного материала.
1. Тест «Квадратные уравнения» (проводится в двух вариантах).
I вариант.
1. …уравнением называется уравнение числа,
2. Уравнение .
3. Уравнение называют квадратным уравнением.
4. Уравнение называют квадратным уравнением.
5. Если - квадратное уравнение , то в называют коэффициентом.
6. Корни квадратного уравнения вычисляют по формуле .
7. Приведённое квадратное уравнение совпадает с уравнением общего вида, в котором .
8. Если то справедливы формулы
.
II вариант.
1. Если - квадратное уравнение, то называют коэффициентом, с-членом.
2. Уравнение .
3. Уравнение вида называют квадратным уравнением.
4. Корни квадратного уравнения вычисляют по формулам
5. Квадратное уравнение имеет два различных действительных корня, если .
6. Квадратное уравнение вида называют .
7. Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна коэффициенту, взятому с знаком, а произведение корней равно члену.
8.Если числа .
2. Устная работа. Даны задания на определение вида квадратного уравнения.
В каждом из столбиков уравнения собраны по определённому признаку. Найти уравнение лишнее в каждой группе.
а) б)
Ответы:
а) 3 уравнение лишнее, т.к. это полное квадратное уравнение, а остальные – неполные квадратные уравнения; б) 2 уравнение лишнее, т.к. это полное квадратное уравнение общего вида, а остальные приведённые квадратные уравнения.
- Как можно решить приведённое квадратное уравнение?
По формуле корней квадратного уравнения и по теореме Виета.
- Сформулировать теорему Виета.
При работе с данной теоремой используется таблица (слайд) №1.
- А можно ли использовать теорему Виета при решении квадратного уравнения общего вида ?
Идёт работа с другой таблицей (слайд) №2.
III. Закрепление раннее изученного материала.
- Выполнение заданий с использованием прямой и обратной теоремы Виета.
1. Задание. (Условие заранее написано на доске или проектируется через компьютер, слайд №3)
Дано уравнение:
Не решая его, найти:
- сумму корней …
- произведение корней …
- квадрат суммы корней …
- удвоенное произведение корней …
- подобрать корни …
2. Задание (устно) (слайд №4).
1 | х²-3х-4=0 | |||
2 | х²-9х+14=0 | |||
3 | 2х²-5х-18=0 | |||
4 | 3х²+15х+1=0 |
-В каком из этих уравнений корни будут иметь одинаковый знак? Различные знаки? Для приведённых квадратных уравнений найдите подбором корни и выполните проверку.
3. Задание. Составить квадратное уравнение, если известны его корни. (Идёт коллективная работа над выполнением этого задания).
Пусть .
Решение: если
4. Задание. (Самостоятельная работа в двух вариантах, одновременно двое учеников работают у закрытой доски)
Составить квадратное уравнение. I вариант:
II вариант: .
IV. Знакомство с новым материалом.
а) Расширение понятия числа.
1. Задание. Решить квадратное уравнение, используя формулы общую и с чётным коэффициентом.
При данном значении дискриминанта уравнение не имеет решений на множестве действительных чисел.
(Учитель сообщает ученикам, что и при этом условии вполне можно найти корни квадратного уравнения. Для этого необходимо расширить понятие действительного числа множеством комплексных чисел, с которым ученики познакомились на факультативных занятиях по математике). С сообщением о новом множестве чисел выступает ученик, который и знакомит с ходом решения данного уравнения на множестве комплексных чисел.
Решение:
Вывод. Количество корней соответствует степени квадратного уравнения:
- два действительных корня,
- два совпадающих корня,
- два комплексных числа.
б) Изучение нового свойства квадратных уравнений.
- Мы умеем решать квадратные уравнения различными способами: выделением квадрата двучлена, по формуле корней, с помощью теоремы Виета; убедились, что уравнение данного вида всегда имеет два корня (действительные или «мнимые» числа).
Познакомимся ещё с одним способом решения квадратных уравнений, который позволит легко и быстро находить его корни.
(Знакомство с новым свойством идёт через проверку домашнего задания. На слайде №5 записаны квадратные уравнения, которые нужно было решить дома).
№ | уравнение | корни | сумма коэффициентов |
1. | 1+1-2=0 | ||
2. | 1+2-3=0 | ||
3. | 1-3+2=0 | ||
4. | 5-8+3=0 |
Учащимся предлагается после заполнения таблицы определить некоторую закономерность:
- в корнях этих уравнений,
- в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями,
- в сумме коэффициентов.
По ходу работы учащиеся формулируют следующее правило.
Если в уравнениях то один из корней равен 1, а другой по т. Виета равен .
Запись в тетрадях. Таблица (слайд №6).
V. Закрепление материала.
1. Задание. Решить устно квадратные уравнения, которые можно взять из учебника.
2. Самостоятельная работа (выполняется взаимопроверка работ). (Задания заранее записаны на доске или проектируются с помощью компьютера, слайд №7)
I вариант.
№ | уравнения | |||
1. | 0 | 1 | -24 | |
2. | 0 | 1 | -3/2 | |
3. | 0 | 1 | -0,12 | |
4. | 0 | 1 | -9 |
II вариант.
№ | уравнения | |||
1. | 0 | 1 | -16 | |
2. | 0 | 1 | -6/5 | |
3. | 0 | 1 | -0,15 | |
4. | 0 | 1 | -16 |
VI. Задание на дом.
1.Придумать несколько уравнений, которые решаются с применением данного свойства.
VII. Итог урока.
Вернуться к целям, которые были поставлены на начало урока. Все ли вопросы удалось рассмотреть, на что нужно обратить внимание? Что нового для себя узнали?
Сообщение по теме: «Понятие комплексного числа».
Кроме привычных действительных (буквально - «реально существующих») чисел нам приходится рассматривать ещё числа вида где А – положительное действительное число. Что это за числа, как их «потрогать руками» - всё это вопросы, не имеющие ответа. Мы просто договорились считать, что они есть, и вполне естественно, что такие числа были названы мнимыми, т.е. «нереальными». Но кое-что о мнимых числах мы всё же знаем. Например, что при возведении в квадрат они дают отрицательные числа ( i²=-1). Поскольку –А=А•(-1), то - это обычное действительное число. Значит любое мнимое число можно получить исходя из единственного мнимого числа , если умножить его на подходящее действительное число. Число , играющее роль «строительного блока» в мире мнимых чисел называют «мнимой единицей» и по предложению Леонарда Эйлера обозначают буквой «i» - (от латинского слова мнимый). Итак: комплексным числом называют выражение вида а+вi, где а и в - действительные числа, а i – мнимая единица. Например: .
Литература: 1. Жохов В.И., Макарычев Ю.Н. Дидактический материал по алгебре для 8 класса. М.: Просвещение, 2007.144 с.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2013, 265 с.
3. Математика, т. 11. «Энциклопедия для детей»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3 Дано уравнение: Не решая его, найти: сумму корней … произведение корней … квадрат суммы корней … удвоенное произведение корней … подобрать корни …
Слайд №4 1)х²-3х-4=0 2)х²-9х+14=0 3)2х²-5х-18=0 4)3х²+15х+1=0
Слайд №5 № уравнение корни сумма коэфф-ов 1 2 3 4
Слайд №6
Слайд №7 I вариант II вариант № уравнения a+b+c 1 2 3 4 № уравнения a+b+c 1 2 3 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"
Урок повторения изученного материала по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе представлен в форме соревновния - математической эстафеты. Материалы урока содержат вопросы для диктанта, занимательные у...
Урок алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения, способы их решения"
Методическая разработка обобщающего урока алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения, способы их решения. Углубленное изучение свойств «квадратных уравнений». Урок -презентация....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
Урок алгебры 8 класса по теме "Квадратные уравнения"
Тема урока "Квадратные уравнения"Цель: Обобщение темы; проверка знаний умений и навыков; активизировать работу учащихся....
Обобщающий урок в 8 классе по теме «Квадратные уравнения».
План - конспект урока на тему: "Квадратные уравнения"....
Урок алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения", с использованием игровой технологии....
Конспект урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры.
Урок в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры имеет целью отработать навыки решения квадратны...