Методическая разработка урока "Уравнение касательной к графику функции"
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс) на тему
Урок по теме "Геометрический смысл производной" для студентов 1 курса СПО.
Урок продолжительностью 90 минут с применением динамических моделей, созданных в программе GeoGebra, он-лайн тестирования на сайте www.решуЕГЭ.рф .
На уроке предусмотрено решение примеров на повторение темы"Уравнение прямой на плоскости", решение упражнений по нахождению углового коэффициента касательной, решение КИМов ЕГЭ по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya.docx | 275.88 КБ |
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy.ppt | 2.12 МБ |
prezentatsiya1_motivatsiya_obucheniya.pptx | 2.39 МБ |
uravnenie_pryamoy_na_ploskosti_povtorenie.docx | 95.21 КБ |
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy_kimy.pdf | 338.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский издательско-полиграфический колледж
имени Ивана Федорова»
(ГБПОУ МИПК им. И. Федорова)
Методическая разработка занятия
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОИЗВОДНОЙ»
ОУД.04 МАТЕМАТИКА
для специальности 42.02.02Издательское дело
Преподаватель: Ромбах О.Б.
2017
Специальность | Издательское дело | |||
Дата | февраль | |||
Тема | Геометрический смысл производной | |||
Ф.И.О. преподавателя | Ромбах О.Б. | |||
Актуальность использования ТСО | Визуализация материала, красота построения чертежа, экономия времени на уроке, наглядность объяснения материала с помощью динамических моделей | |||
Дидактическая цель | Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать геометрический смысл производной, формулы для вычисления углового коэффициента касательной, уравнение касательной , проведенной в данной точке, к функции, будут уметь находить угловой коэффициент касательной по графику и по формуле, будут уметь оперировать математическими понятиями по этой теме | |||
Задачи занятия | образовательная | воспитательная | развивающая | |
Изучить формулу, задающую угловой коэффициент касательной, формулу уравнения касательной, научиться оперировать формулами при построении касательной и написании ее уравнения, научиться определять угловой коэффициент касательной по графику функции и по формуле, задающей функцию | Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при работе с чертежами, способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности, организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности | Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы Содействовать развитию умений применять полученные знания в типовых условиях Способствовать развитию абстрактного, логического, мышления | ||
Вид занятия | Урок усвоения новых знаний | |||
Используемые методы | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, приучения и упражнения | |||
Внутрипредметные связи | Функции, их свойства и графики. Производная, вычисление производной, уравнение прямой на плоскости | |||
Методическое оборудование занятия | Учебник, тренажер по вычислению производных раздаточный материал для устного счета и для решения КИМов ЕГЭ по теме, презентация «Геометрический смысл производной», динамические чертежи в программе GeoGebra | |||
Студент должен: | знать | уметь | ||
формулу, задающую угловой коэффициент касательной, формулу уравнения касательной, геометрический смысл производной | оперировать формулами при построении касательной и написании ее уравнения, определять угловой коэффициент касательной по графику функции и по формуле, задающей функцию | |||
Термины и понятия | Секущая, касательная, угловой коэффициент прямой, угловой коэффициент касательной, уравнение касательной. | |||
Организационная структура занятия
Учебный элемент | Учебный материал с указанием задания | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
I. 3мин | Организационный момент. | Проверка присутствующих, подготовка к работе | Подготовка рабочего места |
II.5 мин | Проверка домашнего задания | Разбор на доске примеров из д.р., вызвавших затруднение | |
III. 10 мин | Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний .Актуализация опорных знаний, умений и навыков по данной теме.
| 1.Тренажер по производным 2. Динамический чертеж в GeoGebra «уравнение прямой» 3. Приложение 1:упражнения на уравнение прямой | 1.Устная работа по рядам, фронтальный опрос по вычислению производных 2. Работа по образцу, самопроверка |
V. 5 мин | Изучение (формирование, закрепление и совершенствование умений, навыков, ОК, ПК)
| Установить связь между производной и касательной к графику функции в произвольной точке. Изучить формулу, задающую угловой коэффициент касательной, формулу уравнения касательной, научиться оперировать формулами при построении касательной и написании ее уравнения, научиться определять угловой коэффициент касательной по графику функции и по формуле, задающей функцию | |
VI. 10 мин. |
| Работа с презентацией. Помощь в заполнении конспекта, визуальный контроль. | Формулируют определение, записывают алгоритм, участвуют в беседе |
VII. 5 мин. | Первичное закрепление изученного.
| Решение примеров по учебнику (коллективное решение) | |
VIII. 15 мин. | Закрепление знаний и способов деятельности
| Контроль за правильностью решения и оформления. | Выполнение заданий на доске Сильные студенты решают задания КИМ, результат проверяют у преподавателя |
IX. 20мин. | Обобщение и систематизация знаний
| Помощь в решении упражнений | Работа по шаблону с последующей самопроверкой |
X. 10мин. | Контроль и самоконтроль знаний Решение тестов он-лайн на сайте www.решуЕГЭ.рф | Преподаватель сообщает студентам номер заранее сформированного теста на сайте, после выполнения оценки выводятся на доску и комментируются ошибки | Студенты заходят на сайт под своим логином и паролем и выполняют задание |
XI. 2 мин | Домашнее задание: стр.90 29.4-29.9(2), для сильных студентов: продолжить работу по карточке (КИМ В14) | Инструктаж по дз | |
XI. 5 мин. | Подведение итогов урока. Оцените свою работу на уроке: что у вас получилось легко, что нет | Фронтальный опрос |
Литература:
- Мордкович «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 класс, задачник (базовый уровень) изд. М: «Мнемозина», 2014г.
- Ларин С.В. «Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики», учебн. пособие.—Ростов-на-Дону: Легион, 2015 г.
- www.решуЕГЭ.рф
приложение1
Уравнение прямой на плоскости.
y=kx+b
k- угловой коэффициент прямой, показывает угол наклона прямой к положительному направлению оси OX
b- показывает точку пересечения графика функции с осью OY.
k>0; b>0 k<0; b>0
- Написать уравнение прямой , если:
- Написать уравнения трех различных прямых, параллельных прямой
- Написать уравнение прямой, проходящей через данную точку с заданным угловым коэффициентом
- А(-3;5),
- B(2;3),
- По данному графику определить числовые значения b и k
Приложение 2
Геометрический смысл производной, касательная
1. B 9 № 27485. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания. | ||
2. B 9 № 27486. Прямая является касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания. | ||
3. B 9 № 27503. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0. | ||
4. B 9 № 27504. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0. | ||
5. B 9 № 27505. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0. | ||
6. B 9 № 27506. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0. | ||
7. B 9 № 40129. На рисунке изображен график функции y=f(x). Прямая, проходящая через начало координат, касается графика этой функции в точке с абсциссой 8. Найдите f'(8). | ||
8. B 9 № 40130. На рисунке изображен график производной функции . Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику параллельна прямой или совпадает с ней. | ||
9. B 9 № 40131. На рисунке изображен график производной функции . Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику параллельна оси абсцисс или совпадает с ней. | ||
10. B 9 № 119972. Прямая является касательной к графику функции . Найдите . 11. B 9 № 119973. Прямая является касательной к графику функции . Найдите , учитывая, что абсцисса точки касания больше 0. 12. B 9 № 119974. Прямая является касательной к графику функции . Найдите . | ||
13. B 9 № 317539. На рисунке изображён график функции и восемь точек на оси абсцисс: , , , , . В скольких из этих точек производная функции положительна? | ||
14. B 9 № 317540. На рисунке изображён график функции и двенадцать точек на оси абсцисс: , , , , . В скольких из этих точек производная функции отрицательна?
| ||
15. B 9 № 317543. На рисунке изображен график функции и отмечены точки −2, −1, 1, 2. В какой из этих точек значение производной наибольшее? В ответе укажите эту точку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А В Прямая, пересекающая кривую в двух точках и более точках, называется секущей. Прямая, имеющая с кривой единственную общую точку, называется касательной.
I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Постановка задачи : Пусть функция y=f(x) определена и непрерывна на некотором интервале . Дана точка 1. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к данной кривой в точке 2. Написать уравнение этой касательной.
Проведем MM 0 - секущую и найдем ее угловой коэффициент k , зная координаты точек M и M 0
Пусть Секущая изменяет свое положение и превращается в касательную, т.е касательная-это предельное положение секущей.
. Геометрический смысл производной
Геометрический смысл производной: Производная от функции в данной точке равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику функции в этой точке.
« Если продолжить одно из маленьких звеньев ломаной, составляющей кривую линию, то эта продолженная таким образом сторона будет называться касательной к кривой.» Геометрический смысл производной:
Дана функция и точка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
https://www.youtube.com/watch?v=HzLrOxkI4cs
По этому QR- коду вы сами можете сделать тех красивых бабочек, которых вы видели вначале.
Предварительный просмотр:
Уравнение прямой на плоскости.
y=kx+b
k- угловой коэффициент прямой, показывает угол наклона прямой к положительному направлению оси OX
b- показывает точку пересечения графика функции с осью OY.
k>0; b>0 k<0; b>0
- Написать уравнение прямой , если:
- Написать уравнения трех различных прямых, параллельных прямой
- Написать уравнение прямой, проходящей через данную точку с заданным угловым коэффициентом
- А(-3;5),
- B(2;3),
- По данному графику определить числовые значения b и k
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Построение графиков функций y = f(x + l)".
Построение графиков функций y= f(x+ l), если известен график функции у=f(х).Цель:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о построении графиков функций y= f(x+ l)...
Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции
В данной методической разработке рассматривается введение понятия производной, ее геометрического и физического смысла. Разбираются примеры и весь материал базируется на применении презентации....
Методическая разработка по теме урока "Графики функций" (7 класс)
Методическая разработка по теме урока "Графики функций"(конспект, презентация)...
Уравнение касательной к графику функции
Сценарий урока « Уравнение касательной к графику функции»Предмет: математика, урок-закреплениеТема: Уравнение касательной к графику функцииПродолжительность: 2 урока по 40 минутКласс: 10Технолог...
Тема 30. УРАВНЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИИ. Теория. Ключевые методы решения задач.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 31. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 30: "УРАВНЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИЙ".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Решение учебно-тренировочных задач ЕГЭ по теме: «Уравнение касательной к графику функции».
Открытый урок по программе: «Профессиональное развитие и методический коучинг учителей РТ» (Сингапурская методика)...