Презентация урока по алгебре 10 класс "Два основных метода решения тригонометрических уравнений"
презентация к уроку по алгебре (10 класс) по теме
Презентация к уроку по алгебре 10 класс "Два основных метода решения тригонометрических уравнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация урока по алгебре 10 класс | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Два основных метода решения тригонометрических уравнений. Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: комбинированная.
Цели урока: 3 образовательные: повторение и расширение сведений учащихся о тригонометрических уравнениях и способах их решения; воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умения обобщать и систематизировать. развивающие: развитие умений самостоятельно приобретать новые знания и использовать уже полученные для решения более сложных задач;
План урока: Организационная работа на уроке ( 5 мин. ), 4 Актуализация опорных знаний (7 мин.), IV . Закрепление изученного материала (17 мин.), VI . Рефлексия, итог урока (3 мин.). III . Объяснение нового материала (10 мин.), V . Домашнее задание (3 мин.),
Ход урока. Организационный момент. Цель этапа: создание эмоционально-психологического настроя на работу; 2) определить содержательные рамки урока; 3) познакомить с историей возникновения тригонометрических уравнений. Вступительное слово учителя. Историческая справка, подготовленная учащимся. 5
Гиппарх Никейский, предполагаемый автор первых тригонометрических таблиц Тригонометрия, как и любая научная дисциплина, возникла из потребностей практической деятельности человека. Различные задачи астрономии, мореплавания, землемерия, архитектуры привели к необходимости разработки способа вычисления элементов геометрических фигур, по известным значениям других их элементов, найденных путем непосредственных измерений. Само название «тригонометрия» греческого происхождения, обозначающее «измерение треугольников»: ( тригонон ) – треугольник, ( метрейн ) – измерение. Одним из основоположников тригонометрии считается древнегреческий астроном Гиппарх, живший во II веке до н.э. Гиппарх является автором первых тригонометрических таблиц. Историческая справка
Развитию аналитической теории тригонометрических функций содействовали И. Ньютон и Л. Эйлер. Основоположником этой теории следует считать Л. Эйлера. Он придал всей тригонометрии современный вид. Дальнейшее развитие теории было положено в XIX в. Н. И. Лобачевским и другими учёными. Тригонометрические уравнения возникают при решении задач по планиметрии, стереометрии, астрономии, физики и в других областях. Еще древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие тригонометрические уравнения. Исторически учение о решении тригонометрических уравнений формировалось с развитием теории тригонометрических функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Часть тригонометрических уравнений непосредственно решается сведением их к простейшему виду, иногда – с предварительным разложением левой части уравнения на множители, когда правая часть равна нулю. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что тригонометрическое уравнение преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое уравнение. Историческая справка
Актуализация опорных знаний. Цель этапа: уточнение основных понятий, коррекция знаний по изученной ранее теме «Решение простейших тригонометрических уравнений»; развитие внимания, памяти; развитие умений математически грамотно выражать свою мысль. Теоретический опрос (устный). 8
9 Теоретический опрос С какими функциями вы познакомились на прошлом уроке? Назовите аналитические и графические модели данных функций. В каких реальных ситуациях нашли применение данные функции? Перечислите основные свойства функций. Какие виды задач вы умеете решать?
На какие вопросы надо уметь отвечать при изучении функции: Имя функции Модели (аналитическая и графическая) Реальные ситуации, которые могут быть описаны с помощью этой функции Свойства функции Типы задач Тригонометрические y=cosx, y=sinx, y=tgx, y=ctgx Косинусоида, синусоида, тангенсоида, котангенсоида Гармонические колебания Область определения, периодичность, четность-нечетность, промежутки возрастания (убывания), ограниченность, наименьшее и наибольшее значения, непрерывность, множество значений Построить график функции, прочитать график функции, решить уравнение, решить неравенство
Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? sin x = 1/2 1.
Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? cos x = √ 2 /2 2.
Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? tg x = - √ 3 / 3 3 .
Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? ctg x = √ 3 4 .
Проблема… sint =-2 cost=0,7 sint =-0,3 Решение данной проблемы – это задача на следующий урок!
Изучение нового материала. Цель этапа: 1) выделить новые типы уравнений, которые можно решить на основе имеющихся знаний и указать способы их решения (попытаться свести к ранее известным алгебраическим уравнениям); 2) способствовать формированию применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти. 16
На какие вопросы надо уметь отвечать при изучении нового вида уравнения: Что называется таким уравнением (его вид)? Что называется корнем (решением) уравнения? Что значит решить уравнение? Способы решения.
Разбейте уравнения на группы, объединив по каким-либо признакам: 4х= ; х 2 = ; х (1-х)=0; 2х 2 + 3 х -2 =0; 2х- =0; (2х- )(х+1)=0; | x -1|=1; cos 2 x= ; |cost-1|=1; 2cos х - =0; 2sin 2 t+3sint-2=0; sin 4х= ; (2sint- )(cost+1)=0; tgx (1-sinx)=0; cos 2 x-sin 2 x-cosx=0. 4х = х 2 = ; х (1-х)=0; 2х 2 + 3 х -2 =0; 2х- = 0; (2х- )(х+1 )=0; | x -1|=1;
По каким признакам вы объединили уравнения? 1 вариант: линейные: 1; 5 квадратные: 2; 4 рациональные: 3; 6 с модулем: 7; 9 тригонометрические: 8-15 2 вариант: линейность: 1 и 12; 5 и 10; квадратичность: 2 и 8; 4 и 11; 15 рациональность: 3 и 14; 6 и 13 модуль: 7 и 9
Метод введения новой переменной. Необходимо произвести замену неизвестных таким образом, чтобы тригонометрическое уравнение преобразовалось в «удобное» для решения алгебраическое уравнение. Пример: решить уравнение 2 sin 2 + 3 sin —2 = 0. Это уравнение является квадратным относительно sinx . Его корни: sinx =1/2 , sinx = -2. Второе из полученных простейших уравнений не имеет решений, так как | sinx |<= 1, решения первого можно записать так: x= π/6+2π k , x=5 π/6+2π k , k€Z .
Под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, данный множитель можно представить в виде совокупности более простых уравнений. Метод разложения на множители.
Пример: 2 sin 3 x - cos 2x - sin x = 0 Сгруппируем первый член с третьим, а cos 2x = cos 2 x - sin 2 x. (2sin 3 x - sin x) – (cos 2 x - sin 2 x) = 0, Вынесем из выражения, стоящего в первой скобке sin x, а cos 2 x = 1 - sin 2 x. sin x (2sin 2 x – 1) – (1 - 2 sin 2 x) = 0, sin x (2sin 2 x – 1) + (2 sin 2 x - 1) = 0, (2 sin 2 x - 1) • ( sin x + 1) = 0. 2 sin 2 x – 1 = 0 или sin x + 1 = 0 sin 2 x = 1/2, sin x = - 1 Ответ: x 1 =± π /4+ π k , x2 = - π /2 +2 π k, k € Z.
Вывод: решение произвольного тригонометрического уравнения, как правило, сводится к решению одного или нескольких простейших уравнений. Одной из основных идей решения является идея, общая для всех типов уравнений — переход от одного уравнения к уравнению-следствию или равносильному уравнению (или их системе либо совокупности), от него к следующему и т. д., пока не придем к простейшим уравнениям, из которых получаем решение исходного уравнения. При переходе используются как общие методы (пригодные для любого типа уравнений), так и частные, основанные на использовании формул тождественных преобразований тригонометрических выражений.
IV . Закрепление материала. Цель этапа: решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной, методом разложения на множители, сведением уравнения к квадратному.
Работа по группам: решите уравнения 1 группа: линейные №10, №12; 2 группа: рациональные №13, №14; 3 группа: квадратичные №8, №11, №15 . Фронтальная работа: уравнение с модулем №9.
Закрепление изученного материала проводится в форме самостоятельного решения уравнений с взаимопроверкой. 1 вариант: sin 2 x - sin x = 0, 2) 3 cos x + 2 sin 2x = 0, 3) 4 cos 2 x +9 cos x +5=0; 2 вариант: ctg 2 x - 4 ctg x = 0, 2) 5 sin 2x - 2 sin x = 0 , 3) sin ( π /2 + x)+ cos x=1 .
Домашнее задание 1 группа – № 18.1(а), 18.6(а), 18.11(а), 2 группа – № 18.2(а), 18.7(б), 18.21(а), 3 группа – №18.2(б), 18.8(а), 18.21(в).
Итог урока, рефлексия. Цель этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке. Ответить на вопросы учителя: Какую задачу мы поставили перед собой сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Какие типы тригонометрических уравнений мы можем решать? Какими способами мы это сделали, с помощью каких приёмов? Каждое ли тригонометрическое уравнений мы теперь можем решить? (Проблема!) Какова задача на следующие уроки? 28
Рефлексия. Оцените собственную деятельность на уроке: Какое значение для вас имеют знания и умения, полученные на уроке? (Очень важны, важны, не очень важны). Как вы оцениваете полученные сегодня знания? (Глубокие, осознанные, неосознанные). Как вы оцениваете свою деятельность? (Отлично, хорошо, удовлетворительно).
Спасибо за урок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...
Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"
Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....
Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»
Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....
Методы решения тригонометрических уравнений, урок алгебры в 10 классе
Тема урока - Методы решения тригонометрических уравнений. Представлены презентация урока, ход урока, раздаточный материал....
Конспект урок алгебры в 10 классе "Основные методы решения тригонометрических уравнений"
Урок, согласно тематического планирования 11 из 14. По дидактической цели это урок первичного закрепления изученного материала. Целью которого являлась: актуализация, проверка выбора метода решения тр...
Разработка урока по теме: "Основные методы решения тригонометрических уравнений"
Разработка урока по теме: "Основные методы решения тригонометрических уравнений". Приложения....
Презентация к уроку алгебры "Методы решения тригонометрических уравнений"
Презентация к уроку алгебры "Методы решения тригонометрических уравнений"...