Активизация учебной деятельности учащихся через введения элементов истории математики на уроках и во внеурочное время
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Сергеенкова Нина Ивановна

        Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических материалов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

       Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания  от того, насколько умело построена учебная работа.

      Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация учебной деятельности учащихся через введения

элементов истории математики на уроках и во внеурочное время

учитель Сергеенкова Н.И. ГБОУ СОШ 352

г.Санкт-Петербург

        Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических материалов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

       Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания  от того, насколько умело построена учебная работа.

      Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

      Немаловажная роль здесь отводится знакомству учащихся на уроках с историей математики. Это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Увлёкшись, дети не замечают, что познают, заполняют новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Надо использовать введение элементов историзма на уроках для того, чтобы дети учились с интересом, испытывали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Введение элементов историзма – не самоцель на уроках, а средство обучения и воспитания.

Знакомство учеников с фрагментами истории математики имеет вполне определённые цели, а именно:

  1. сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и углубляют понимание ими изучаемого раздела программы;
  2. ознакомление с историческими фактами расширяют умственный кругозор учеников и повышает их общую культуру, позволяет лучше понять роль математики в современном обществе.

Наиболее существенными для учителей математики являются следующие вопросы:

а) определение места для введения элементов историзма на уроке;

б) целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;

в) требования к содержанию в свете развивающего обучения.

     Существенную помощь учителю 5-6 классов оказывает учебник Виленкин Н.Я., т.к. в нём значительное место занимают исторические материалы, расположенные в конце каждого параграфа.

В пятом классе дети знакомятся с записью чисел Древней Руси, римскими цифрами; с возникновением десятичной системы счисления, с единицами длины, единицами массы в Древней Руси; историей возникновения десятичных дробей; первыми вычислительными машинами (счёты, арифмометры); учёными математиками: Колмогоровым, Менделеевым. Эти материалы можно использовать при изучении данных параграфов. Кроме того в конце изучения темы хорошо зарекомендовали себя « Уроки истории», которые способствуют закреплению и более глубокому пониманию учащимися изученного материала.

      На первый взгляд кажется трудным найти на уроке время, необходимое для ознакомления с историческими материалами. Однако, вопрос о формах использования элементов истории математики на уроках  почти полностью подчинён главному вопросу – связи изучаемой в школе математики с историей. Форма  сообщений исторических фактов может быть разной: краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка – использованное время (5-12 мин.) нельзя считать потерянным напрасно, если учитель сумел преподнести исторический факт в тесной связи с изучаемым на уроке теоретическим материалом.

        Для ознакомления с историей математики лучше использовать уроки закрепления пройденного, что способствует повышению интереса учащихся к таким урокам. Главную методическую трудность представляет вопрос о том, как на деле сочетать изучение определённого раздела программы с изложением соответствующего исторического материала. Преодолеть эту трудность можно лишь постепенно в ходе планомерной и скрупулёзной работы.

Примеры:

  1. На уроке алгебры в 9 классе при получении формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии можно предложить учащимся найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. После нахождения этой суммы рассказать о немецком математике Карле Фридрихе Гауссе, который, согласно легенде, нашёл эту сумму мгновенно на уроке. Юный  Гаусс заметил, что парные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101; 2+99=101 и т.д. и получил результат 50X101=5050. (Слайд 1)
  2. При изучении формул дифференциального и интегрального исчисления вспомнить факт знакомства в раннем детстве с этими формулами С.В. Ковалевской: стены её детской были оклеены лекциями профессора Остроградского.
  3. Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Обычная методика объяснения нового теоретического материала связана прежде всего с пассивностью учащихся , деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и списыванию с доски. Частично устранению этих недостатков , повышению активности учащихся при изучении теории способствует введение элементов историзма. К примеру , при изучении теоремы Виета в восьмом классе можно коротко познакомить учащихся с биографией этого математика , показать слайд ,посвященный ему.(Слайд 2)
  4. На уроке геометрии в седьмом классе , при изучении теоремы о сумме углов треугольника, рассказать об истории возникновения доказательства этой теоремы (v век до н. э.  пифагорейцами ; в Древнем Египте; в книге «Начала» Евклид излагает другое доказательство теоремы ,которое легко понять с помощью чертежа).(Слайд 3)
  5. При изучении аксиомы параллельных прямых в седьмом классе и теоремы о параллельных прямых в десятом классе на уроке изучения нового материала или последующих уроках закрепления рассказать о Лобачевском и его геометрии.
  6. Информацией о Пифагоре  и различных доказательствах его теоремы можно поделиться с учащимися при изучении соответствующей теоремы в восьмом классе.(Слайд 4)
  7. С Декартом знакомятся учащиеся в шестом классе при построении прямоугольной системы координат.(Слайд5)
  8. В шестом классе при изучении отрицательных чисел учитель рассказывает ученикам о том что первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во ІІ веке до нашей эры. Положительные числа они понимали как « имущество»,а отрицательные как «долг».А впервые правило сложения отрицательных чисел сформулировали индийские ученые (в YII веке математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания отрицательных чисел и чисел с разными знаками).  

 

       Огромную помощь в изучении истории математики оказывают декада по данному предмету. В этот период ребята выпускают математические газеты с историческим материалом, пишут стихи о математиках ,составляют и решают ребусы ,кроссворды,  интересные задачи и головоломки, сказки и рассказы. Особенно увлекательными получаются математические журналы. Тем более, что в составлении журнала можно привлечь ребят из разных классов и параллелей. Журнал можно составить из разделов : великие математики; новости математики; математические и истории; задачи и кроссворды; праздники в математике(День математика; День числа П ;День  квадратного корня); судоку; раскраски; веселые истории на уроках математики. Такие журналы можно использовать и в дальнейшей работе.

Математические журналы можно подготовить в виде компьютерной презентации, к примеру, устный журнал «Эта удивительная математика», «Шеренга великих математиков».

Во время декады математики проводятся математические игры, вечера, конкурсы, спектакли, на которых ребята показывают не только свой математический талант и знание истории математики но и поэтические ,артистические способности ,расширяют свой кругозор .На этих мероприятиях ребята получают знания не только о математиках и развитии науки, а также об определенных терминах, понятиях ,их значимости в математике.  

      Сведения из истории математики расширяют кругозор учеников, заставляют думать, увлекаться наукой, повышают интерес к предмету и как результат повышается эффективность уроков по предмету, активизируется учебная деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"

В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на урока...

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка  на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

"Активизация учебной деятельности учащихся с использованием современных образовательных технологий на уроках английского языка"

При проведении уроков английского языка, для повышения эффективности образовательного процесса используют разные образовательные технологии,учитывая возрастные особенности детей. В данной статье рассм...

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.Особую роль в формировани...