Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"
статья по географии (6 класс) по теме
В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках,развивать интерес к учебному предмету и расширять кругозор у чеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии
В настоящее время идет поиск новых технологий обучения географии, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся и максимального раскрытия творческого потенциала ученика, что в свою очередь позволило бы развить внимание и память на уроках географии. В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательной деятельности, которая заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов как мышление, внимание, память. В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся именно к данному виду деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю.
Одним из важных процессов организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания является память. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, а лишь реконструирует и организует уже обретенные знания и понятия.
Богатыми возможностями для развития внимания и памяти учащихся обладает такой школьный предмет как география. География - интегральный предмет, наука на стыке естественных и общественных наук. При изучении географии, актуализируются знания физики, химии, литературы, математики, биологии. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель.
География уже сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников необходимо, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения. Этому достойно может послужить форма организации учебной деятельности – игра, особенно для учащихся среднего звена.
Для развития внимания и памяти на уроках географии можно использовать разнообразные игры, задания и упражнения. На сегодняшний день разработано большое количество упражнений направленных на тренировку и развитие внимания и памяти, но нет алгоритма выполнения данных упражнений, поэтому задача учителя не только предложить ученикам интересные и увлекательные задания для развития внимания и памяти, но и дать алгоритм решения подобных задач.
- Приемы развития внимания
1) “найди ошибку”
Этот приём рекомендуется использовать во время объяснения, когда нужно добиться сосредоточенного внимания класса на учебном материале
Упражнения на развитие внимания
- Тема «Гидросфера», урок «Озера»
ЗАДАНИЕ: Найдите ошибки, допущенные в тексте.
Озеро - это масса воды или другой жидкости значительного размера, расположенной на суше. Огромное количество озер на Земле - соленые и большинство лежит в Северном полушарии в более высоких широтах. Большие озера иногда упоминаются как «внутренние моря», а маленькие моря иногда упоминаются как озера.
Большинство озер имеет естественный отток в форме реки или потока, но некоторые не имеют, и теряют воду исключительно испарением и/или подземной утечкой. Их называют окраинными озерами.
Правильный ответ: Огромное количество озер на Земле - пресные и большинство лежат в Северном полушарии в более высоких широтах.
Как выполнить данное задание: внимательно прочитайте текст, затем читая отдельно каждое предложение, пытайтесь найти не соответствия. Например, второе предложение, в Северном полушарии в более высоких широтах количество выпадающих осадков больше чем испарение, и значит, большую часть озер данной территории будут составлять пресные озера.
- Тема «Гидросфера», урок «Части мирового океана»
ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное географическое понятие, дайте ему определение.
лаовркнегуцдвыолапаимьвбудлвоар
воарпдфщленгбслвдыжфэфэфжфдвл
жфдылвоаркнеморесрвоылфдфоврра
ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное название океана, определите его максимальную глубину:
эфжыдвлаопрюябчьстмиихйзцщушшк
эжтихийлвоэфжыдвлаопршкгнцнствл
гноащцдьэвоарпхйзущкшгьибмючбьы
Как выполнить данные задания:
1. выполнение данного задания начинается с верхней строчки с первой буквы, к первой букве добавляем вторую, складываем в слог, добавляем третью, четвертую. Если в результате сложения первых четырех букв не возникаем зашифрованное слово, то убираем первую и добавляем пятую так до тех пор, пока не сложится нужное слово (понятие, название географического объекта, термин и другое).
2. попробуйте причитать всю строку целиком как одно слово.
- Тема «Гидросфера», урок «Реки»
ЗАДАНИЕ: Исключите лишнее название. Свой выбор обоснуйте.
Волга, Объ, Амазонка, Инд
Как выполнить данное задание: Для начала определите, что за объекты указаны, в данном случае указаны реки. Далее определите, по каким признакам нужно характеризовать реки (местоположение, длина, площадь водосборного бассейна, режим и т.д.), из указанного перечня определите общие черты и различия. Местоположение – три реки протекают на территории Евразии, одна в южной Америке (Амазонка), Длина и площадь водосборного бассейна всех рек разная, режим – две замерзают, две нет и т.д. Оценив по всем характеристикам, найдите верный ответ (Амазонка – протекает в Южной Америке).
- Тема «Литосфера», урок «Горы суши»
ЗАДАНИЕ: Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Южной Америки, назовите эту вершину. 132931571
1-А | 9-Н | 5-Г |
4-Б | 3-К | 8-В |
7-У | 6-Й | 2-О |
Как выполнить данное задание: предложено числовое поле 3х3. Каждой цифре соответствует буква. Задание выполняется таким образом: цифра 1, пишем букву А, потом цифра 3, пишем букву К, далее цифра 2, пишем букву О, цифра 9, пишем букву Н и т.д. При успешной работе должно получиться зашифрованное слово (АКОНГАКУА)
- Тема «Литосфера», урок «Горы суши»
ЗАДАНИЕ: Расшифруйте анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в нее букв).
1.ТЭЕРВЕС 2. МБОНАЛН 3. ААОНГУККА 4. ЛУБХЕА 5. ДПЕАОБ
Как выполнить данное задание: Анаграмма - вид простейшего шифра, когда слово разделяется на буквы, и из этих букв составляется набор букв. Нужно одолеть анаграмму и реконструировать спрятанное в ней слово. Анаграмма расшифровывается путем перестановки букв. Например: ТЭЕРВЕС в расшифрованном виде значит ЭВЕРЕСТ, а МБОНАЛН — МОНБЛАН.
- Тема «Гидросфера», урок «Реки»
ЗАДАНИЕ: Отгадайте метаграмму:
Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли.
Как выполнить данное задание: Метаграммы - слова-загадки, в которых путем замены одной буквы на другую, можно получить новое слово. Выберите одно из двух понятий (река или спутник), замените в данном слове указанные буквы («е» на «у» или наоборот) получите второе слово (Лена - луна).
Упражнения на развитие памяти
- Тема «План и карта», урок «Градусная сетка»
ЗАДАНИЕ: Не глядя на карту, дайте правильный ответ.
- Россия располагается восточнее или западнее Франции?
- Какой город южнее Москва или Санкт-Петербург?
- Австралия или Антарктида севернее?
- Какой материк Северная или Южная Америка располагается южнее?
Как выполнить данное задание: Вспоминаем местонахождение указанных объектов относительно градусной сетки (экватора и нулевого меридиана). Если нужно определить восточнее или западнее располагается объект, то рассматриваем положение относительно нулевого меридиана, если – южнее или севернее, то относительно экватора. Рассмотрим выполнения данного задания на примере вопроса № 1. Россия находится к востоку от нулевого меридиана, а Францию нулевой меридиан пересекает, значит, Россия располагается восточнее Франции.
Упражнения на развитие внимания и памяти
- Тема «Литосфера», урок «Повторение. Литосфера»
ЗАДАНИЕ: Ответьте на вопросы теста.
Как выполнять данное задание: Отвечая на вопросы теста, перемещайтесь в указанном направлении на количество клеток, соответствующее номеру ответа. Начало движения в указанной точке. Укажите координаты конца пути.
Пример решения:
Рабочее поле
Начало пути Б2 Конец пути В3 | ТЕСТ 1. ВНИЗ Выберите правильный ответ: Горы на географических картах обозначены ______ цветом: 1. Желтым 2. Зеленым 3. Коричневым (1 ход – три клетки вниз) 2. ВПРАВО Какой цифрой на рисунке обозначен кратер - цифра 2 (2 ход – две клетки вправо) 3. ВВЕРХ Выберите правильный ответ: Самый высокий действующий вулкан в нашей стране: 1. Эльбрус. 2. Этна. 3. Везувий 4. Ключевская Сопка. (3 ход – четыре клетки вверх) 4. ВЛЕВО Выберите правильный ответ: Равнина, высотой до 200м. называется: 1.Возвышенностью 2. Плоскогорьем
5. ВНИЗ Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон - цифра 2 (5 ход – две клетки вниз) 6. ВПРАВО Найдите «белую ворону»: 1. Везувий 2) Джомолунгма 3) Фудзияма 4) Кракатау (6 ход – две клетки вправо) |
Опыт использования представленных упражнений на уроках позволяет с помощью систематической диагностики памяти и внимания фиксировать улучшение показателей этих видов психологических процессов у учащихся.
Литература.
- Инновационная образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга «Воспитание интеллекта», СПб, 2011 г.
- Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/Под Ред. Ю.М. Забродина. М., I980.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
- Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М. : Рольф, 2000.
- Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-61276-1354288994.jpg)
статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".
Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географииРаботая по проб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-129355-1367065129.jpg)
Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
В данном материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-395719-1392059889.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии"
Выступление на семенаре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000590-1516728459.jpg)
«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-587672-1426866594.jpg)
Проект по тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории и обществознания».
Цель: формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Содержание работы:Поиск новых форм и средств работы1. Условия возникнове...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/10/picture-1211878-1583861481.jpg)
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...