Урок открытия нового знания, разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Урок открытия нового знания, разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_i_obratnaya_proportsionalnost.docx | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытия нового знания, разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения.
Предмет: алгебра, 7 класс (Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова)
Тема урока: «Прямая и обратная пропорциональность».
Оборудование: компьютер, медиа проектор, экран, доска
Цели урока:
1. Ввести понятие прямой и обратной пропорциональностей в рамках побуждающего диалога, подводящего учащихся к возможности самостоятельно сформулировать тему урока на завершающем этапе введения нового материала.
2. Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать факты, выдвигать гипотезы, формировать математическую культуру.
3.Формировать эмоционально-личностное отношение учащихся к выражению математических понятий.
4.Формировать умения пользоваться ранее полученными знаниями и применять новые знания в новой ситуации.
1 ЭТАП: этап побуждающего подводящего диалога без проблемы.
Слайд 1.
Произведение | Множитель | Множитель | Формула |
S (расстояние) | a | b | S=ab |
S (площадь) | V | t | S=Vt |
A (объём работы) | V | t | A=Vt |
C (стоимость) | a | n | C=an |
a | b | c | a=bc |
Диалог учителя с классом:
Учитель(1): - Как можно назвать все эти формулы?
Ученики(2): - Формулы произведения.
(1): - Назовите компоненты произведения.
(2): - Произведение, множитель, множитель.
(1): - Как найти неизвестное произведение?
(2): - Отвечают.
(1): - Давайте вместе понаблюдаем, как связаны между собой переменные, входящие в формулы произведения. Рассмотрим знакомую вам формулу движения, Слайд 2:
S=Vt |
V=40 км/ч |
Пусть (Слайд 3)
Т. е. V = Const
Диалог:
(1): - Как теперь будет выглядеть формула?
(2): - S=40t
(1): - Какие переменные содержатся в формуле? Назовите их.
(2): – S - путь, t – время. S – произведение, t - множитель.
2 этап: этап поиска решения.
(1): Как изменится время, если мы увеличим скорость?
(2): - Оно тоже увеличится.
(1): - Что произойдет с расстоянием, если время уменьшить?
(2): - Оно тоже уменьшится.
(1): - Какой вывод можно сделать? ( Какую гипотезу можно выдвинуть? Что вы заметили? Какая связь? И т. п.)
(2): - Если путь увеличивать, то время будет расти, если путь уменьшать, то время тоже уменьшится.
(1): - Т. е. как себя ведут эти две величины? Какие ещё мнения? Точнее, чётче формулировки.
3 этап: этап выражения решения.
(2): - Одинаково.
(1): - Верно, прямо одинаково , прямо пропорционально -говорят математики.
- Как можно будет назвать зависимость между такими величинами?
(2): - Прямой зависимостью.
(1): - Точнее.
(2): - Прямой пропорциональностью.
(1): - Молодцы, верно. Итак, делаем вывод: путь увеличивается тогда и только тогда, кода увеличивается время. Аналогично…
(2): - Путь уменьшается тогда и только тогда, когда уменьшается время .Слайд 4.
(1): - А теперь давайте изменим нашу задачу, пусть (Слайд 5).
S=240км/ч |
4 этап: этап поиска решения.
(1): - Т. е. S – Const, тогда как изменится формула?
(2): - 240=V t.
(1): - А если в формуле выразить V?
(2): - V = 240/t/
(1): - Какие переменные входят в формулу? Назовите их.
(2): - Скорость - V , время - t, V и t - множители.
(1): - Давайте за ними понаблюдаем. Если скорость увеличить, что произойдет со временем?
(2): - Оно должно уменьшиться.
(1): - А если время нахождения в пути увеличить, то как изменится скорость?
(2): - Скорость должна уменьшиться.
5 этап: этап выражения решения.
(1): - Какой вывод мы сделаем?
(2): - Если скорость увеличивать, то время будет уменьшаться, а если скорость уменьшать, то время будет расти.
(1): - Т. е. как ведут себя эти две величины?
(2): - Наоборот.
(1): - Точнее.
(2): - Они связаны обратной зависимостью.
(1): - Или, теперь мы с вами можем сказать, что зависимость между величинами…
(2): - Обратная пропорциональность.
(1): - Молодцы. Итак, если скорость уменьшается, то время растёт, и обратное верно. Скорость увеличивается тогда и только тогда, когда время уменьшается.
Слайд 6 (опорный сигнал).
1): - Давайте попробуем сделать обобщение для любой формулы произведения.
(1): - В прямой пропорциональности что является константой?
(2): - Множитель.
(1): - Верно, будем его отныне называть k – коэффициент прямой пропорциональности.
6 этап: этап реализации продукта.
(1): - Как будет выглядеть формула?
(2): - а = kв.
(1): - А если использовать переменные y и x?
(2): - y = kx. Где k –Const.
(1): - Какой зависимостью связаны переменные y и x?
(2): - Прямой пропорциональностью: во сколько раз изменяется х, во столько же раз изменяется y.
(1): - Как обозначить символами схематично?
(1): - В обратной пропорциональности что Const?
(2): - Произведение.
(1): - Верно, назовём его аналогично, k – коэффициент пропорциональности.
(1): - Как будет выглядеть формула?
(2): - k = yx.
(1): - Выразите из формулы y.
(2): - y = k/x.
(1): - Как связаны между собой переменные y и x? Какой зависимостью?
(2): - Обратной.
(1): - Подробнее.
(2): - Во сколько раз увеличивается одна величина, во столько же раз уменьшается другая, и наоборот.
(1): - Как обозначить символами на схеме? (Показывают).
(1): - Теперь мы можем обобщить то, что мы узнали и зарисовать схематически в тетрадь.
Промежуточный вывод урока: Собрать схему из отдельных компонентов.
k = y/x k = y x
Y X Y X
(1): - Как же мы с вами сформулируем тему урока?
(2): - Зависимость между величинами.
(1): - Точнее.
(2): - Прямая и обратная зависимости, или прямая и обратная пропорциональности.
(1): -Верно.
7 этап. Закрепление изученной темы.
(К этому моменту все основные этапы материала изложены, зависимости установлены, новые термины введены, учащиеся готовы закреплению и рефлексии. Кроме того, что очень важно, они сами формуруют тему урока).
(1): - Запишем тему урока: «Прямая и обратная пропорциональности».
Работаем с учебником: №№ 161,162,163(А),164, 165.(выполнение самостоятельно с последующей проверкой.
8 этап: домашнее задание:1 группа №№169 ,167, 2 группа №№ 168, 171, 176(а)
9 этап: рефлексия.
(1): - Что нового мы узнали на уроке?
(1): - В каких формулах эти зависимости можно применять?
(1): - Что такое обратная пропорциональность? Где она используется. Приведите примеры.
(1): - Что такое прямая пропорциональность? Где она используется. Приведите примеры.
(1): Каждому ученику выдается схема, аналогичная собранной на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...
Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
Деятельностный подход к обучению или "Урок открытия нового знания"
Структура урока открытия нового знания....
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода «Умножение дробей» (урок открытия новых знаний)
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода«Умножение дробей»(урок открытия новых знаний)...
Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»
Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....
технологическая карта урока литературы в 5 классе - урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода: "Патриотическая позиция И.А. Крылова в басне «Волк на псарне». Мораль басни".
Урок выстроен согласно ФГОС. Прописаны планируемые результаты, деятельность учитедя и ученика, формируемые ууд....
Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)...