Урок алгебры и начала математического анализа
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Гарибян Ольга Фёдоровна

Тема: Применение производной в различных областях естественных наук

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение Одним из важнейших понятий математического анализа является производная функции. Производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной. В геометрии производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в биологии – скорость размножения колонии микроорганизмов, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в химии – скорость химической реакции.

Слайд 2

Зачем нужна производная? 2. Где мы можем использовать её? 3. Можно ли без неё обойтись в математике и не только?

Слайд 3

Вывод: Производная - одно из самых важных понятий математического анализа. Знание производной необходимо инженерам-технологам, конструкторам, экономистам, физикам, учёным.

Слайд 4

Тема урока: Применение производной в различных областях естественных наук

Слайд 5

повторить и закрепить понятие «Производной» обобщить и закрепить применение техники дифференцирования учиться работать с теоретическими вопросами темы учиться применять производную в других науках

Слайд 6

Задачи

Слайд 7

Оценка работы

Слайд 8

Правила дифференцирования Производная суммы Производная произведения Производная дроби (u+v)'= u' + v‘ (uv)'=u'v+uv‘ (u/v)'=(u'v-uv')/v 2

Слайд 9

Основные формулы некоторых элементарных функций (Сх) ‘ = х (х ) ' = рх (кх+в) ‘ =к ((кх+в) ) ‘ =р · к(кх+в)

Слайд 10

Работа в парах

Слайд 11

Найти производную: f ( x ) =3 x + 4 x 1 ) f ( x ) = 4 x 3 – x 2 2 ) f ( x ) = х 2 2 ) f ( x ) = 2 x 3 ) f ( x ) =(5- x ) 3 ) f ( x ) = 5-3 x 4 ) f ( x ) = 8 x 4 ) f ( x ) = (4х-2) 3

Слайд 12

Ответы: 1. 9х +20х 1. 12х 2 -2х 2. 2х 2. 10х 3. -3(5-х) 3. -3 4. 32х 4. 12(4х-2)

Слайд 13

Оценка работы

Слайд 14

Применение производной в биологии, физике, жизни Дифференциальное исчисление- это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки, техники и жизни.

Слайд 15

Работа в группах

Слайд 16

«Физики»

Слайд 17

«Биологи»

Слайд 18

«Экономисты»

Слайд 19

Оценка работы

Слайд 20

Домашнее задание : № 810-811

Слайд 21

Подведение итогов урока Выполнили вы задачи поставленные на уроке ? Добились цели? Попробуйте объяснить, для чего лично вам может пригодиться сегодняшнее занятие?

Слайд 22

Спасибо за внимание! До новых встреч! Спасибо за урок ! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Открытый урок алгебры и начала математического анализа 11 класс (базовый уровень).

Тема урока: Применение производной в различных областях естественных наук

ЦЕЛИ УРОКА:

Учебные: 

  • обобщить и закрепить понятие «Производной»
  • обобщить и закрепить применение техники дифференцирования
  • учить работать с теоретическими вопросами темы
  • научиться применять производную в других науках

Воспитательные:

Обучение навыкам: планирования деятельности, работы в оптимальном темпе, работы в группах, подведения итогов.

Развитие умения оценивать свои способности, свое положение в паре, умение контактировать с товарищами.

Воспитывать чувства ответственности и сопереживания.

Способствовать воспитанию умения работать в команде; умения критически относиться к мнению одноклассников.

Развивающие:

Развивать у учащихся умение находить нужную справочную литературу, самостоятельно добывать знания, учить самодиагностике.

Учить формированию ключевых понятий изучаемой темы.

Развитие исследовательских навыков. Развитие умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты.

Тип урока: интегрированный

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Основные этапы урока.

  1. Организационная деятельность. Слово учителя.
  2. Целеполагание..
  3. Актуализация знаний учащихся  
  4. Математический диктант. Взаимопроверка.
  5. Работа в группах.
  6. Защита решений.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.
  9. Итог урока.

ХОД УРОКА. 

I.  Вступительное слово учителя.

С каким понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (Производная).

Одним из важнейших понятий математического анализа является производная функции. Производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной. В геометрии производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в биологии – скорость размножения колонии микроорганизмов, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в химии – скорость химической реакции.

Т.е. Производная – это мгновенная скорость какого либо процесса, за малый промежуток времени.

II. этап: Целеполагание.

А, как вы думаете:

  1. Зачем нужна производная?

      2. Где мы можем использовать её?

      3. Можно ли без неё обойтись в математике и не только?

Вывод:

Производная - одно из самых важных понятий математического анализа. Знание производной необходимо инженерам-технологам, конструкторам, экономистам, физикам, учёным.

Сформулируйте тему урока, какие цели на урок вы поставите для себя.

 Итак, наша тема урока: «Применение производной в различных областях естественных наук».

Цель :

  • Повторить и закрепить понятие «Производной»
  • обобщить и закрепить применение техники дифференцирования
  •  учиться работать с теоретическими вопросами темы
  •  учиться применять производную в других науках

Сформулируйте задачи урока:

  1. повторить правила дифференцирования
  2. познакомится с понятием «прозводной» в других предметных областях
  3. применять свои знания и умения при решении заданий

Заполнение оценочного листа

III. Актуализация знаний учащихся.

Устно повторяем правила дифференцирования суммы, произведения, частного.

Математический диктант. Открыли тетради записали число…

Найти производные функций:

1) f(x) = 3x +х                     1) f(x) =4х

2) f(x) = x2                              2) f(x) =2х

3) f(x) = (5-х)                       3) f(x) =5-3х

4) f(x) =8х                           4) f(х)=(4х-2)3

Проверяют  и исправляют ошибки. Заполнение оценочного листа

IV. Работа в группах. Защита своих идей.

Представляют пример своего случая, объясняют решение одной задачи, соответствующей заданию . КОЗ по физике, биологии, экономике

1 группа - Применение производной в физике

Стимул

Вы инспектор ГИБДД. Вам необходимо проверить условия торможения автомобиля «А», во избежание столкновения с автомобилем «В».

 Для этого вам предлагается следующая работа.

Задачная формулировка

1)Запишите формулу нахождения скорости (учитывая понятие производной)

2) Найдите, сколько секунд автомобиль находится в движении с момента начала торможения до его полной остановки (учитывая, что конечная υ =0).

3) Рассчитайте какое расстояние пройдет машина с начала торможения до полной ее остановки (при t найденном в пункте 2)).

Источник информации

  Движение  автомобиля «А» во  время  торможения  описывается  формулой   s(t) = 30t - 5t,  (s - тормозной путь в метрах, t - время в секундах, прошедшее с начало торможения до полной остановки автомобиля).

Автомобиль «В» находится от движущего автомобиля «А» на расстоянии 60м.

Столкнутся ли автомобили?

Бланк выполнения задания если необходим

1) Так как скорость есть первая производная от перемещения по времени, то  v = S’(t) =

2) т.к. при торможении скорость равна нулю, то

3) Тормозной путь S(t) =

Инструмент проверки

ключ

Если тормозной путь  s(t)≥60м, то автомобили столкнутся.

Если тормозной путь  s(t)<60м, то нет.

2 группа - Применение производной в биологии

Стимул

Вы микробиолог. Вам необходимо определить за какой период времени бактерии размножаются, во избежание заражения. Время эвакуации людей из здания составляет от 5 до 10 мин.

 Для этого вам предлагается следующая работа.

Задачная формулировка

Найти скорость роста популяции:

1)в произвольный момент времени   P = x’(t) =

2) в момент времени t = 1 c.

3) Произойдет ли заражение?

Источник информации

  Популяция это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции.

Пусть популяция бактерий в момент t (с) насчитывает x(t)=3000+100t особей.

60 с=1 мин.

Бланк выполнения задания если необходим

1) Так как скорость роста популяции,  есть первая производная от изменение числа особей организмов, то  Р = х’(t) =

2) т.к. t = 1 c, то Р(1)=

Инструмент проверки

ключ

Если скорость роста популяции  Р≥10мин, то риск заражения минимален.

Если скорость роста популяции  Р<5мин, то заражение неизбежно.

3 группа - Применение производной в экономике

 

Стимул

Вы экономист. Вам необходимо выяснить, как меняется производительность труда с течением времени.

 Для этого вам предлагается следующая работа.

Задачная формулировка

Вычислить  производительность  труда во время каждого часа работы

1)производительность труда в произвольный момент времени у´(t) =

2) в момент времени t = 1,2,3,4,5 ч.

3) Как меняется производительность труда в течении пяти часов?

Источник информации

  Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. 

Производительность труда есть производная объема выпускаемой продукции.

Вычислить  производительность  труда во время каждого часа работы, при условии, что объем продукции у в течение рабочего дня представлен функцией                  

у = -2t³ +10t² +50t – 16, t – время (ч).

Бланк выполнения задания если необходим

1) Так как производительность труда есть производная объема выпускаемой продукции, то  у’(t) =

2)  t = 1 ч, то  у’ (1)=

3)  t = 2 ч, то  у’ (2)=

4)  t = 3 ч, то  у’ (3)=

5)  t = 4ч, то  у’ (4)=

6)  t = 5 ч, то  у’ (5)=

Инструмент проверки

ключ

Убывает или возрастает производительность труда за данный период времени.

Заполнение оценочного листа

VI. Рефлексия. Вернемся к нашим задачам. Цели достигли?

Попробуйте объяснить, для чего лично вам может пригодиться сегодняшнее занятие?

VII. Домашнее задание. №810-811

VIII. Итог урока.

1 ГРУППА. "Тяжкое бремя ЕГЭ"

Задания В14 ЕГЭ по математике это - задачи на выполнение действий с функциями и производными функций, исследование функций. Задание на вычисление с помощью производной точек экстремума данной функции или наибольшего (наименьшего) значения данной функции на данном отрезке.

Конечно же, с необходимостью изучения способов решения прототипов В 14 связаны проблемы с тем, что с заданиями этого типа на диагностических работах справляются единицы.

Производная – одно из самых важных понятий математического анализа. Знание производной позволяет решать многочисленные задачи по физике, алгебре и геометрии.

Конечно, при решении некоторых задач В14 можно увидеть методы и средства без понимания теории производной.

Настаиваю на том, чтобы вы изучили и поняли теорию, тогда никакая задача в этой теме затруднений не вызовет.

Итак, что для решения задач В14 необходимо знать:

1. Таблицу производных и правила дифференцирования.

2. Правила дифференцирования сложной функции.

3.Необходимый признак возрастания (убывания) функций.

4. Понятия экстремумов (точки минимума, максимума).

5. Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.

Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в какой мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение этой темы.

Перед собой поставьте вопрос: зачем нужна производная? Где мы встречаемся с производной и используем её? Можно ли без нее обойтись в математике и не только? 

ЗАДАНИЯ: Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции без указания числового промежутка. Разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций к ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, доходчиво, используя пример. 

Актуальность темы “Производная в школьном курсе математики” следует из того, что человек в повседневной деятельности постоянно сталкивается с решением задач, которые могут быть полностью описаны с помощью функций на математическом языке, а между тем производная является мощным орудием исследования функций. Тема “Производная и ее применения” является одним из основных разделов начал математического анализа. При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скорости этих процессов. Её решение приводит к понятию производной, являющемуся основным понятием дифференциального исчисления. Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница, который использовал понятие бесконечно малой. Ньютон пришёл к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени (мгновенной скорости).

2 ГРУППА "Тяжкое бремя ЕГЭ"

Задания В14 ЕГЭ по математике это - задачи на выполнение действий с функциями и производными функций, исследование функций. Задание на вычисление с помощью производной точек экстремума данной функции или наибольшего (наименьшего) значения данной функции на данном отрезке.

Конечно же, с необходимостью изучения способов решения прототипов В 14 связаны проблемы с тем, что с заданиями этого типа на диагностических работах справляются единицы.

Производная – одно из самых важных понятий математического анализа. Знание производной позволяет решать многочисленные задачи по физике, алгебре и геометрии.

Конечно, при решении некоторых задач В14 можно увидеть методы и средства без понимания теории производной.

Настаиваю на том, чтобы вы изучили и поняли теорию, тогда никакая задача в этой теме затруднений не вызовет.

Итак, что для решения задач В14 необходимо знать:

1. Таблицу производных и правила дифференцирования.

2. Правила дифференцирования сложной функции.

3.Необходимый признак возрастания (убывания) функций.

4. Понятия экстремумов (точки минимума, максимума).

5. Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.

Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в какой мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение этой темы.

Перед собой поставьте вопрос: зачем нужна производная? Где мы встречаемся с производной и используем её? Можно ли без нее обойтись в математике и не только? 

И почему бы не сосредоточить интеллектуальные ресурсы во времени и пространстве на выработку поначалу подхода к этой ситуации: как одолеть задание В14? Может, кто-то уже его победил? Может у кого-то есть верный способ, как обойти проблему? И как понять, нужно ли вообще волноваться по данному поводу?

ЗАДАНИЯ: Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на указанном промежутке. Разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций к ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, доходчиво, используя пример.

3 ГРУППА. "Тяжкое бремя ЕГЭ" .

Задания В14 ЕГЭ по математике это - задачи на выполнение действий с функциями и производными функций, исследование функций. Задание на вычисление с помощью производной точек экстремума данной функции или наибольшего (наименьшего) значения данной функции на данном отрезке.

Конечно же, с необходимостью изучения способов решения прототипов В 14 связаны проблемы с тем, что с заданиями этого типа на диагностических работах справляются единицы.

Производная – одно из самых важных понятий математического анализа. Знание производной позволяет решать многочисленные задачи по физике, алгебре и геометрии.

Конечно, при решении некоторых задач В14 можно увидеть методы и средства без понимания теории производной.

Настаиваю на том, чтобы вы изучили и поняли теорию, тогда никакая задача в этой теме затруднений не вызовет.

Итак, что для решения задач В14 необходимо знать:

1. Таблицу производных и правила дифференцирования.

2. Правила дифференцирования сложной функции.

3.Необходимый признак возрастания (убывания) функций.

4. Понятия экстремумов (точки минимума, максимума).

5. Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.

Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в какой мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение этой темы.

Перед собой поставьте вопрос: зачем нужна производная? Где мы встречаемся с производной и используем её? Можно ли без нее обойтись в математике и не только?

ЗАДАНИЯ: Применение производной для нахождения точек экстремума функции. Разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций к ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, доходчиво, используя пример. 

  Оценочный лист.

 Фамилия учащегося:

Вид занятий

устный счёт

индивидуальная работа

работа по группам

 (теория)

домашнее задание(решенные примеры)

работа в группах

     Самооценка

Оценка учителя

Для рефлексии:

Условные знаки для самодиагностики учащегося.

+ Отлично изучил тему.

+, – Есть пробелы, но я. их решу самостоятельно.

–, + Были пробелы, но я их решил на уроке или с помощью одноклассников.

– Тема усвоена непрочно, нужна помощь учителя.



Предварительный просмотр:

Стимул

Вы микробиолог. Вам необходимо определить за какой период времени бактерии размножаются, во избежание заражения. Время эвакуации людей из здания составляет от 5 до 10 мин.

 Для этого вам предлагается следующая работа.

Задачная формулировка

Найти скорость роста популяции:

1)в произвольный момент времени   P = x’(t) =

2) в момент времени t = 1 c.

3) Произойдет ли заражение?

Источник информации

  Популяция это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции.

Пусть популяция бактерий в момент t (с) насчитывает x(t)=3000+100t особей.

60 с=1 мин.

Бланк выполнения задания если необходим

1) Так как скорость роста популяции,  есть первая производная от изменение числа особей организмов, то  Р = х’(t) =

2) т.к. t = 1 c, то Р(1)=

Инструмент проверки

ключ

Если скорость роста популяции  Р≥10мин, то риск заражения минимален.

Если скорость роста популяции  Р<5мин, то заражение неизбежно.



Предварительный просмотр:

Стимул

Вы инспектор ГИБДД. Вам необходимо проверить условия торможения автомобиля «А», во избежание столкновения с автомобилем «В».

 Для этого вам предлагается следующая работа.

Задачная формулировка

1)Запишите формулу нахождения скорости (учитывая понятие производной)

2) Найдите, сколько секунд автомобиль находится в движении с момента начала торможения до его полной остановки (учитывая, что конечная υ =0).

3) Рассчитайте какое расстояние пройдет машина с начала торможения до полной ее остановки (при t найденном в пункте 2)).

Источник информации

  Движение  автомобиля «А» во  время  торможения  описывается  формулой   s(t) = 30t - 5t,  (s - тормозной путь в метрах, t - время в секундах, прошедшее с начало торможения до полной остановки автомобиля).

Автомобиль «В» находится от движущего автомобиля «А» на расстоянии 60м.

Столкнутся ли автомобили?

Бланк выполнения задания если необходим

1) Так как скорость есть первая производная от перемещения по времени, то  v = S’(t) =

2) т.к. при торможении скорость равна нулю, то

3) Тормозной путь S(t) =

Инструмент проверки

ключ

Если тормозной путь  s(t)≥60м, то автомобили столкнутся.

Если тормозной путь  s(t)<60м, то нет.



Предварительный просмотр:

Стимул

Вы ведущий экономист компании.

Вам необходимо выяснить, как меняется производительность труда с течением времени.

 Для этого вам предлагается следующая работа.

Задачная формулировка

Вычислить  производительность  труда во время каждого часа работы

1)производительность труда в произвольный момент времени у´(t) =

2) в момент времени t = 1,2,3,4,5 ч.

3) Как меняется производительность труда в течении пяти часов?

Источник информации

  Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. 

Производительность труда есть производная объема выпускаемой продукции.

Вычислить  производительность  труда во время каждого часа работы, при условии, что объем продукции у в течение рабочего дня представлен функцией                  

у = -2t³ +10t² +50t – 16, t – время (ч).

Бланк выполнения задания если необходим

1) Так как производительность труда есть производная объема выпускаемой продукции, то  у’(t) =

2)  t = 1 ч, то  у’ (1)=

3)  t = 2 ч, то  у’ (2)=

4)  t = 3 ч, то  у’ (3)=

5)  t = 4ч, то  у’ (4)=

6)  t = 5 ч, то  у’ (5)=

Инструмент проверки

ключ

Убывает или возрастает производительность труда за данный период времени.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Ф. И. _____________________

Моя успешность на уроке

Этап урока

критерии

баллы

1 этап: Целеполагание

Принимал активное участие – 1 балла;

2 этап: Работа в парах (диктант)

Выполнил задание верно 4 задания – 4 балла,

Помогал товарищу – 1 балл.

Итого за задание максимально: 5 баллов.

3 этап: Работа в группах (нахождение производной)

Верно выполнил вычисление – 1 балл,

Работал активно и дружно – 1 балл,

Помогал – 1 балл.

Итого за задание максимально: 3 балла

4 этап: Рефлексия

Принимал активное участие – 1 балл.

Итоговый балл

Оценка «5» - если набрали от 10 до 9 баллов;

Оценка «4» - если набрали от 8 до 7 баллов;

Оценка «3» - если набрали от 7 до 5 баллов.

Подчеркните полученную оценку за урок.

Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по теме "Синус, косинус, тангенс углов а и -а".

Материал содержит методическую разработку плана-конспекта урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по теме "Синус, косинус, тангенс углов а и -а"....

Методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе по теме: «Степенная функция».

Методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе  по теме «Степенная функция» поможет изучению темы. В разработке представлены материалы для устног...

Разработка урока алгебры и начала математического анализа с применением ЭОР "Производная многочлена"

1.      Тема и номер урока в теме: Производная многочлена . (урок № 2).2.      Базовый учебник: С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. Учебник для общеоб...

Материал для проведения урока алгебры и начала математического анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические уравнения"

Материал содержит план урока, подборку уравнений и методические приемы по обеспечению усвоения обучающимися предложенной темы....

Презентация к уроку алгебра и начала математического анализа 10 класс

Предлагаю конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел, учителям, которые ведут математику в 6 классе по учебнику Виленкину....

Особенности подготовки к ЕГЭ на уроках алгебры и начал математического анализа при изучении тригонометрии

С элементами тригонометрии учащиеся начинают знакомится  ещё в 8 классе, на уроках геометрии при изучении прямоугольного треугольника, ребятам вводят понятие синуса угла, косинуса угла тангенса у...

«Организация дифференцированного подхода на уроках алгебры и начал математического анализа в 11 классе. Производная и её применение»

Тип урока: урок-практикумДидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и активизации обучения....