Методические рекомендации к урокам алгебры и начал анализа в 10 классе по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Материал содержит обобщение основных способов решения показательных уравнений и неравенств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_pokazat.docx | 54.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по теме «Показательные уравнения и неравенства»
Решение показательных уравнений
Уравнения I вида сводятся к уравнению аm = аn
(а – основание степени
Если аm = аn , то m = n. m,n – показатели степеней)
Уравнения I вида решаются сведением обеих частей уравнения
к степени с одинаковым основанием.
Примеры:
- 52 = 53x+1 основания степеней в обеих частях уравнения одинаковые (5), то «отбрасываем» основания
2 = 3x +1 (решаем линейное уравнение )
- 3x = -1 Ответ: x =
2) 28x+1 = 4 основания степеней в обеих частях уравнения разные ( 2 и 4), то надо привести левую и правую части к степени с одним (одинаковым) основанием
28x+1 = 22 решаем, смотри пример 1 ) «отбрасываем» основания
8x + 1 = 2 Ответ: x = .
3) основания степеней разные
и числа и 32 не являются целой степенью друг друга,
то надо привести левую и правую части к степени с одним (одинаковым) основанием:
т.к. = 2-3 , а 32 = 25 ,
то (2-3)x + 3 = (25)2x-1 ; 2-3x-9 = 210x -5; -3x – 9 = 10x - 5; -3x - 10x = -5 + 9;
-13x = 4; Ответ: x = - .
Показательные уравнения II вида .
Решаются при помощи вынесения за скобки общего множителя
3x + 1 – 23x – 2 = 25 Распишем сумму и разность показателей, используя свойства степеней
(по свойству степени аm + n = am an; по свойству степени аm - n = am : an )
3х 3 - 2 3х : 32 = 25 запишем деление в виде дроби
3х 3 - = 25 общий множитель вынесем за скобки
3х (3 - ) = 25 выполняем действие в скобках
3х = 25 делим обе части уравнения на, то 3х = 9 ; х=2
Ответ: x = 2
Показательные уравнения III вида
сводятся к квадратным при помощи введения новой переменной.
1) 9х - 43х – 45 = 0 заметим , что 9х = (32)х = (3х)2 , тогда запишем :
(3х)2 - 43х – 45 = 0 обозначим (введем новую переменную) 3х = m , получим уравнение
m2 - 4m - 45 = 0 это квадратное уравнение относительно m, решим его :
D = 196
m1 = 9 m2 = -5 вернемся к прежней переменной
3х = 9 3х = -5
х = 2 нет решений !!!!
Ответ: х = 2
2) 25х -65х +5 = 0 заметим , что 25х = (52)х = (5х)2 , тогда запишем :
(5х)2 - 65х +5 = 0 обозначим (введем новую переменную) 5х = m , получим уравнение
m2 - 6m + 5 = 0 это квадратное уравнение относительно m, решим его :
D = 16
m1 = 5 m2 = 1 вернемся к прежней переменной
5х = 5 5х = 1
х = 1 х = 0
Ответ: х = 1 ; х = 0
Показательные неравенства I вида
( аm > аn ; аm аn; аm < аn ; аm аn) решаются сведением обеих частей неравенства к степени с одинаковым основанием.
НО!!!!! ЕСЛИ 0 < а < 1
1) < !!! < 1 , y = - убывающая функция,
то x >3x – 4 поменяли знак при «отбрасывании» основания и решаем неравенство -2 x > - 4 | : (-2) ; x < 2 Ответ: x < 2
2) < сведем левую и правую части неравенства к степени с одним
основанием
< , <
!!! < 1, y = - убывающая функция ,
То, 32 x +4 > 3x поменяли знак при «отбрасывании» оснований и решаем неравенство
32x – 3x > - 4; 29x > - 4 | : 29 ; x > - Ответ: x > -
НО!!!!!! ЕСЛИ а > 1
- 7x+3 > 75x-1 !!! 7 > 1 ; y = 7m – возрастающая функция ,
то x + 3 > 5x-1 cохранили знак при «отбрасывании» основания и решаем линейное неравенство
x - 5x > - 1 – 3 ; - 4x > - 4 | : (-4) ; x < 1 Ответ: x < 1
2) 16 5x – 2 < cведем левую и правую части неравенства к степени с одним
основанием
(24)5x-2 < 2-1 ( см решение уравнений I вида)
220x-8 < 2 -1 !!! 2 > 1 ; y = 2m – возрастающая функция,
то 20x – 8 < - 1 cохранили знак при «отбрасывании» основания и решаем линейное неравенство
20х < 7 | : 7 ; x < Ответ: x < .
Показательные неравенства II вида
Начало решения аналогично решению уравнений III вида
1) 32х – 3х – 6 < 0 обозначим (введем новую переменную) 3х = m, получим
неравенство
m2 - m – 6 < 0 это квадратное неравенство относительно m,
решим его по алгоритму:
1. найдем корни : m1 = -2 m2 = 3
2. применим метод интервалов
-2 < m < 3
вернемся к прежней переменной
-2 < 3х < 31
Левая часть этого двойного неравенства выполняется при любых значения x.
Решаем неравенство правой части 3х < 31 3>1 ,функция возоастающая, то знак неравенства сохраняем
x < 1 Ответ: x < 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Урок алгебры в 11 классе по теме: "Решение нестандартных показательных уравнений"
Целью данного урока является систематизация умения решать и выбирать способы решения показательных уравнений; рассмотренте использования свойств функции при решении нестандартн...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Однородные тригонометрические уравнения второй степени.
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. (УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс М. «Мнемозина»,2013 года) Тип урока: ОНЗ. Тема урока: Однородные тригонометрические урав...
План урока алгебры и начал анализа, 11 класс, по теме "Методы решения логарифмических уравнений
Данный урок включает в себя итоговое занятие по теме "Логарифмические уравнения"...
Методическая разработка к уроку алгебры и начала анализа 11 класс по теме " Геометрический смысл производной"
Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может использоваться для подготовке к экзамену для повторения и выявления пробелов у учащихся....
Конспект урока по алгебре за 10 класс по теме: «Решение систем показательных уравнений и неравенств»
Тип урока: урок закрепления знаний....